Финнам везет: на выставке неопытные могут узнать заранее, как это – ездить на мотоцикле.Renault Modus, а также даль нобойном трей лере с 18-скоростной коробкой. На них и на другие перенесли из авиационного «багажа идей» технологию полной имитации «фи зики» процессов. Вот почему мотоциклетный симу лятор, представленный в Хельсинки, столь интересен: он на 100% интерактивен! Прототипом EF-Bike Simulator стал дорож ник BMW F800. «Но есть и с другими «база ми» – масса различных программ для разных мотоциклов, – уточнил представитель компа нии. – Прежде чем садиться за руль реально го байка, лучше бы знать, как он себя пове дет. EF-Bike научит правильно рулить, тормо зить и разгоняться еще до того, как ученик выедет на площадку. Для многих плохо кон чается, если начинают сразу с мотоцикла: иногда «заучивают» собственные ошибки, а потом удивляются, почему попадают в ава рии. EF-Bike – прежде всего тренажер, нас троенный на выработку правильных навыков. Так что это не игрушка». Шасси установлено на платформе с мощ ным (но бесшумным) гидроприводом, ком пьютер обрабатывает все вводные в реаль ном времени, учитывает положение се до ка в седле, перенос веса с подножки на под ножку, насколько резко «ученик» отпус тил сцепление, степень открытия ручки газа, следит за работой коробки передач, насколь ко рез ко нажат рычаг тормоза и мно гие другие факторы. Здесь приборная панель от настоящего F800, даже мигают поворотники. «Ответная реакция» механизма не заставляет себя ждать. Мне даже удалось сымитировать жесткий хай-сайд. Не хотел бы я пережить связанные с ним ощущения на реальноммотоцикле: гидравлический манипулятор остановил свое движение за мгновение до моего вылета через руль – в буквальном смысле. Освоить EF-Bike не просто, особенно тому, у кого за плечами… богатый мотоциклетный опыт. С интересом наблюдал, как некоторые (как минимум трое из них были явно «на ты»с мотоциклом) пытались принудить програм му «ехать по их правилам». Результат был одинаков: виртуальное падение на бок или столкновение с преградой. «Не стоит убеждать природу, что вы силь нее законов физики, – бурно жестикулировал представитель Faros, объясняя очередному «гонщику», как нужно управлять тренажером. – С этим элементом программы мы тренируем контрруление, а вы пытаетесь завалить байк в поворот на скорости в 10 км/ч, совсем не трогая руль. И про газ забыли. Понятно, почему все время оказываетесь «на земле»!.. Давайте попробуем еще раз». Отличий симуляций, которые создает тренажер, от реальных условий езды на мо тоцикле – море: отсутствие встречного вет ра, физических нагрузок, рева мотора и дру гих факторов, дисциплинирующих ездо ка. Поэтому здесь результаты выше у того, кто впервые сел на симулятор: практика езды не мешает четко следовать инструкциям и потому не допускает катастрофичес ких ошибок, а значит, не запоминает их мыш цами (мышечная память – она посильнее основной!). В Финляндии некоторые школы безопасно го вождения уже закупили EF-Bike для обу чения новобранцев. Везет: перед тем, как сесть на настоящие «два колеса», они смогут усвоить основные физические принципы, с которыми сталкиваешься в движении, выработать двигательные стереотипы, а значит, эти начинающие не совершат многих ошибок на дороге. nEF-Bike с ответной реакцией и имитацией «физики» полноразмерного мотоцикла BMW F800.52№ 06 2009