34
35
РЫНОКHONDA XR250R/XR250 BAJAHONDA XR250R/Baja, эндуро 1984-2009 249 смз 28 л.с. 80 000 – 200 000 руб.Абсолютный лидер продаж на российском рынке эндуро в классе «250» – XR – из года в год только набирает популярность. Его приобретают и новички, и опытные мотоциклисты. Что можно найти на рынке и какие траты ждут покупателя?ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХПавел КУРЛАПОВ, фото из архива редакцииВАРИАНТЫ НА ТЕМУ. На сегодняшний день на рынке секонд-хэнда в основном встречаются две версии: XR250R и XR250 Baja 1995 модельного года и их последующие  модификации. Все они оснащены четырехтактным одноцилиндровым двигателем объемом 249 смз с одновальной четырехклапанной головкой цилиндра, оснащенной фирменной хондовской системой RFVC (с радиальным расположением клапанов), системой смазки с «сухим» картером и маслобаком в передней части рамы. Вариант Baja (читается – «баха») отличается от базовой «эрки», построенной по всем канонам легких эндуро, большой сдвоенной фарой, жестко закре-пленной на раме, электронным маршрутным компьютером вместо аналогового спидометра, увеличенным до 14 л (против 9,7 у R-ки) бензобаком и немного большим углом нак­ лона (26°30' против 26°25') и вылетом передней вилки. Кроме того, R-ка укомплектова­­ на  киком в дополнение к электростартеру, а  более «гражданская» Baja кикстартера ли­­ шена. Правда, примерно за 7 тыс. руб. можно заказать kickstarter kit и установить его самостоятельно или в сервисе – поса­ дочные места и все необходимые отверстия в  картере имеются. Во всем остальном мотоциклы идентичны, включая конструкцию ходовой части, настройки подвесок и двигателя.В продаже такие мотоциклы встречаются практически всех возрастов, а цены варьируются от 100 тыс. руб. за экземпляры, уже побегавшие по России, до 220–250 тысяч за двух-трехлетки из Японии. Есть и более «бюджетный» вариант хондовского внедорожника: предыдущая модификация «иксера», уходящая корнями в се­ редину 80-х. Разумеется,  найти экземпляр 85-87 годов довольно сложно (да и зачем?), а вот аппараты 90–93 годов до сих пор заметны на рынке и зачастую еще находятся во вполне «живом» состоянии. В целом это поколение «иксеров» послужило основой для моделей 95 года, так что отличий и здесь34№ 07 2009 немного. Основные – отсутствие электроза­ пуска (как следствие и аккумулятора), клас­ сическая система смазки с «мокрым» карте­ ром и барабанный задний тормоз на ранних версиях. В одном ряду с «иксером» стоит и  модификация XLR. Именно она выпуска­ лась в варианте Baja до 95 года, однако существенных отличий дополнительная буква в индексе не подразумевала, кроме «растянутых» четвертой, пятой и шестой передач, что позволяло передвигаться по дорогам с твердым покрытием более ком­ фортно, не закручивая мотор. Найти аппарат 90–94 годов без пробега по  России сейчас практически невозможно. Продавцы стараются возить с японских аук­ ционов более свежие, а за «побегавший» по  России «иксер» или «икселер» сейчас просят от 80 до 120 тыс. рублей. ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ, НО НАДЕЖНЫЙ. Мотоцикл обладает поистине огромным запасом надежности, но довольно требова­ телен к своевременному обслуживанию. Из-за высоких нагрузок на небольшой мотор инструкция предписывает ТО каждые 2000 км в смешанном режиме эксплуатации (асфальт/офф-роуд) и каждые 1000 км, если мот ездит преимущественно  по «пампасам». Впрочем, инженеры Honda позаботились о  том, чтобы столь частое обслуживание не превращалось в муку, поэтому большинство регламентных процедур достаточно просты и  не требуют больших финансовых затрат. Мотор довольствуется недорогой полусинте­ тикой, а бумажный масляный фильтр кассет­ ного типа недорог и заменить его – дело нескольких минут. В среднем каждая замена масла обходится в 1000–1200 рублей. Кстати,«Баха» по сравнению с «эркой» более приспособлена к повседневному использованию: и свет лучше, и бензобак вместительнее.даже повидавшие виды экземпляры редко отличаются масляной «прожорливостью», так что между заменами доливать его прак­ тически никогда не приходится. На все модификации XR, кроме внутри­ японских, устанавливают поролоновый воз­ душный фильтр, который также нуждается в  обслуживании при каждом плановом ТО. Промывать фильтр удобнее всего специаль­ ным средством, хотя подойдет и обычная жидкость для мытья посуды, а банка пропит­ ки, которой хватит не на один год, обойдется в 400-600 рублей. Японский же бумажный фильтр лучше сразу заменить на пороло­ новый – они взаимозаменяемы. Пожалуй, са­­­ ­ мая трудоемкая операция, которую необхо­ димо проводить при каждом ТО, – инспек­ ция (и если необходимо – регулировка) зазоров в  клапанном механизме. Но даже она не занимает более получаса у относительно опытного механика. Один раз изучив техно­ логию, с процедурой справится даже начи­ нающий мотоциклист (подробно о регули­ ровке зазоров в клапанном механизме Honda XR250 см. «Мото», № 4-2009). Не вызывают особых сложностей и прочие периодические процедуры обслуживания: простой и надежный карбюратор требует чистки в среднем раз в 5-10 тыс. км, а свечи исправно выхаживают по 10-15 тысяч. Перья вилки «иксера» могут послужить эталоном надежности: если защитные гоф­ ры не повреждены, то сальники не потекут и через 20-25 тыс. км. Этого нельзя сказать о подшипниках рулевой колонки: даже если не часто выезжать на пленэр и не прыгать по кроссовой трассе, их хватает не больше чем на 10 тыс. км. В ходе модернизации 1995 года конструкторы учли эту особенность изаменили шариковые подшипники на более износостойкие роликовые, так что послед­ нее поколение «иксеров» менее подвержено этой болезни, но даже тут они не выдержи­ вают больше 15 тыс. км. Особое внимание как при покупке, так и в  процессе эксплуатации стоит уделять заднему моноамортизатору. Частенько уже к 10 тыс. км пробега он дает течь. Разумеет­ ся, эндуро – не шоссейник: возможная про­ блема была учтена еще на стадии проектиро­ вания мотоцикла, поэтому амортизатор раз­ борный. Примерно за 2 тыс. руб. можно заказать ремкомплект втулок и манжет. Но переборку узла лучше доверить профессио­ налам, ведь амортизатор – с газовым подпо­ ром, так что сложности могут возникнуть уже  на этапе разборки. Если не стравить закачанный в амортизатор азот, можно получить серьезную травму. А после сборки необходимо «надуть» в газовый резервуар аж 15 атмосфер, что зачастую не под силу бытовым и полупрофессиональным компрес­ сорам, не говоря уже о простых насосах. Цепь и звезды – еще одна статья расхода у любого мотоцикла. В этом вопросе, как и в большинстве прочих, с «иксером» не воз­ никает никаких трудностей. На модель 95-го года устанавливается «525-я» цепь, которую можно купить практически в любом магазине мотозапчастей. Звезды также представлены в широком ассортименте, причем не только оригинальные, но и сторонних производите­ лей. И те, и другие, как правило, есть в нали­ чии. Стоимость комплекта «цепь-звезды» колеблется в стандартных пределах – от 4,5 до 7,5 тыс. руб., а, учитывая невысокую мощ­ ность двигателя и малый вес самого аппара­ та, один комплект способен выходить доСТОИМОСТЬ ЗАПЧАСТЕЙОриентировочная стоимость, руб. Наименование Масляный фильтр Воздушный фильтр (поролоновый) Воздушный фильтр (бумажный) Цепь и звезды (комплект) Тормозные колодки (комплект на два колеса) Свеча зажигания Подшипники рулевой колонки (комплект) Ремкомплект заднего амортизатора оригинальные запчасти 300 5200 (в сборе с каркасом) – 7500 4500 320 3600 2300 неоригинальные запчасти 250 – 1000 4700 1800 250 2200 –Цветом обозначены: зеленый – запчасти преимущественно имеющиеся в наличии; желтый – запчасти, иногда присутствующие в наличии; красный – запчасти, преимущественно привозимые на заказ.№ 07 200935