РЫНОКHONDA XR250R/XR250 BAJAHONDA XR250R/Baja, эндуро 1984-2009 249 смз 28 л.с. 80 000 – 200 000 руб.Абсолютный лидер продаж на российском рынке эндуро в классе «250» – XR – из года в год только набирает популярность. Его приобретают и новички, и опытные мотоциклисты. Что можно найти на рынке и какие траты ждут покупателя?ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХПавел КУРЛАПОВ, фото из архива редакцииВАРИАНТЫ НА ТЕМУ. На сегодняшний день на рынке секонд-хэнда в основном встречаются две версии: XR250R и XR250 Baja 1995 модельного года и их последующие модификации. Все они оснащены четырехтактным одноцилиндровым двигателем объемом 249 смз с одновальной четырехклапанной головкой цилиндра, оснащенной фирменной хондовской системой RFVC (с радиальным расположением клапанов), системой смазки с «сухим» картером и маслобаком в передней части рамы. Вариант Baja (читается – «баха») отличается от базовой «эрки», построенной по всем канонам легких эндуро, большой сдвоенной фарой, жестко закре-пленной на раме, электронным маршрутным компьютером вместо аналогового спидометра, увеличенным до 14 л (против 9,7 у R-ки) бензобаком и немного большим углом нак лона (26°30' против 26°25') и вылетом передней вилки. Кроме того, R-ка укомплектова на киком в дополнение к электростартеру, а более «гражданская» Baja кикстартера ли шена. Правда, примерно за 7 тыс. руб. можно заказать kickstarter kit и установить его самостоятельно или в сервисе – поса дочные места и все необходимые отверстия в картере имеются. Во всем остальном мотоциклы идентичны, включая конструкцию ходовой части, настройки подвесок и двигателя.В продаже такие мотоциклы встречаются практически всех возрастов, а цены варьируются от 100 тыс. руб. за экземпляры, уже побегавшие по России, до 220–250 тысяч за двух-трехлетки из Японии. Есть и более «бюджетный» вариант хондовского внедорожника: предыдущая модификация «иксера», уходящая корнями в се редину 80-х. Разумеется, найти экземпляр 85-87 годов довольно сложно (да и зачем?), а вот аппараты 90–93 годов до сих пор заметны на рынке и зачастую еще находятся во вполне «живом» состоянии. В целом это поколение «иксеров» послужило основой для моделей 95 года, так что отличий и здесь34№ 07 2009 немного. Основные – отсутствие электроза пуска (как следствие и аккумулятора), клас сическая система смазки с «мокрым» карте ром и барабанный задний тормоз на ранних версиях. В одном ряду с «иксером» стоит и модификация XLR. Именно она выпуска лась в варианте Baja до 95 года, однако существенных отличий дополнительная буква в индексе не подразумевала, кроме «растянутых» четвертой, пятой и шестой передач, что позволяло передвигаться по дорогам с твердым покрытием более ком фортно, не закручивая мотор. Найти аппарат 90–94 годов без пробега по России сейчас практически невозможно. Продавцы стараются возить с японских аук ционов более свежие, а за «побегавший» по России «иксер» или «икселер» сейчас просят от 80 до 120 тыс. рублей. ТРЕБОВАТЕЛЬНЫЙ, НО НАДЕЖНЫЙ. Мотоцикл обладает поистине огромным запасом надежности, но довольно требова телен к своевременному обслуживанию. Из-за высоких нагрузок на небольшой мотор инструкция предписывает ТО каждые 2000 км в смешанном режиме эксплуатации (асфальт/офф-роуд) и каждые 1000 км, если мот ездит преимущественно по «пампасам». Впрочем, инженеры Honda позаботились о том, чтобы столь частое обслуживание не превращалось в муку, поэтому большинство регламентных процедур достаточно просты и не требуют больших финансовых затрат. Мотор довольствуется недорогой полусинте тикой, а бумажный масляный фильтр кассет ного типа недорог и заменить его – дело нескольких минут. В среднем каждая замена масла обходится в 1000–1200 рублей. Кстати,«Баха» по сравнению с «эркой» более приспособлена к повседневному использованию: и свет лучше, и бензобак вместительнее.даже повидавшие виды экземпляры редко отличаются масляной «прожорливостью», так что между заменами доливать его прак тически никогда не приходится. На все модификации XR, кроме внутри японских, устанавливают поролоновый воз душный фильтр, который также нуждается в обслуживании при каждом плановом ТО. Промывать фильтр удобнее всего специаль ным средством, хотя подойдет и обычная жидкость для мытья посуды, а банка пропит ки, которой хватит не на один год, обойдется в 400-600 рублей. Японский же бумажный фильтр лучше сразу заменить на пороло новый – они взаимозаменяемы. Пожалуй, са мая трудоемкая операция, которую необхо димо проводить при каждом ТО, – инспек ция (и если необходимо – регулировка) зазоров в клапанном механизме. Но даже она не занимает более получаса у относительно опытного механика. Один раз изучив техно логию, с процедурой справится даже начи нающий мотоциклист (подробно о регули ровке зазоров в клапанном механизме Honda XR250 см. «Мото», № 4-2009). Не вызывают особых сложностей и прочие периодические процедуры обслуживания: простой и надежный карбюратор требует чистки в среднем раз в 5-10 тыс. км, а свечи исправно выхаживают по 10-15 тысяч. Перья вилки «иксера» могут послужить эталоном надежности: если защитные гоф ры не повреждены, то сальники не потекут и через 20-25 тыс. км. Этого нельзя сказать о подшипниках рулевой колонки: даже если не часто выезжать на пленэр и не прыгать по кроссовой трассе, их хватает не больше чем на 10 тыс. км. В ходе модернизации 1995 года конструкторы учли эту особенность изаменили шариковые подшипники на более износостойкие роликовые, так что послед нее поколение «иксеров» менее подвержено этой болезни, но даже тут они не выдержи вают больше 15 тыс. км. Особое внимание как при покупке, так и в процессе эксплуатации стоит уделять заднему моноамортизатору. Частенько уже к 10 тыс. км пробега он дает течь. Разумеет ся, эндуро – не шоссейник: возможная про блема была учтена еще на стадии проектиро вания мотоцикла, поэтому амортизатор раз борный. Примерно за 2 тыс. руб. можно заказать ремкомплект втулок и манжет. Но переборку узла лучше доверить профессио налам, ведь амортизатор – с газовым подпо ром, так что сложности могут возникнуть уже на этапе разборки. Если не стравить закачанный в амортизатор азот, можно получить серьезную травму. А после сборки необходимо «надуть» в газовый резервуар аж 15 атмосфер, что зачастую не под силу бытовым и полупрофессиональным компрес сорам, не говоря уже о простых насосах. Цепь и звезды – еще одна статья расхода у любого мотоцикла. В этом вопросе, как и в большинстве прочих, с «иксером» не воз никает никаких трудностей. На модель 95-го года устанавливается «525-я» цепь, которую можно купить практически в любом магазине мотозапчастей. Звезды также представлены в широком ассортименте, причем не только оригинальные, но и сторонних производите лей. И те, и другие, как правило, есть в нали чии. Стоимость комплекта «цепь-звезды» колеблется в стандартных пределах – от 4,5 до 7,5 тыс. руб., а, учитывая невысокую мощ ность двигателя и малый вес самого аппара та, один комплект способен выходить доСТОИМОСТЬ ЗАПЧАСТЕЙОриентировочная стоимость, руб. Наименование Масляный фильтр Воздушный фильтр (поролоновый) Воздушный фильтр (бумажный) Цепь и звезды (комплект) Тормозные колодки (комплект на два колеса) Свеча зажигания Подшипники рулевой колонки (комплект) Ремкомплект заднего амортизатора оригинальные запчасти 300 5200 (в сборе с каркасом) – 7500 4500 320 3600 2300 неоригинальные запчасти 250 – 1000 4700 1800 250 2200 –Цветом обозначены: зеленый – запчасти преимущественно имеющиеся в наличии; желтый – запчасти, иногда присутствующие в наличии; красный – запчасти, преимущественно привозимые на заказ.№ 07 200935