ТЕХНИКАСколько скул сломано, сколько синяков получено в спорах на тему «как правильно произносится Ohlins?». И ведь не «Охлинз» и не «Ехлинз»! А «Олинс», первую букву тянем, переводя ее звучание ближе к «э». Запомнили? Извольте любить и жаловать.ЧИСТОЕ ЗОЛОТОАсатур БИСЕМБИН, фото из архива редакции Основатель знаменитой «подвесочной» компании Кент Олин – мужчина статный и эф фектный, сильно напоминающий Найджела Мэнсела. Представьте себе – отнюдь не голливудская звезда, да и вообще в связях с кинематографом не замечен. Но пережи вать по поводу загубленного таланта не стоит. Ведь перед нами поистине гениальный человек, который раскрыл и полностью реализовал себя в том, что умеет и знает лучше всего. А начиналась его эпопея с амортизаторами весьма безобидно. Будучи кроссменом в да леких 70-х и проводя в седле боевого аппа рата немалое количество времени, сканди нав в полной мере осознал, что сила – ничто без должного контроля. А именно: несовершенство подвески не позволяло в полной ме ре раскрыть потенциал мощного двигателя и изрядно «тормозило» мотоцикл. В свободное время Кент помогал отцу в магазине запчастей, возился с железками, а также чинил амортизаторы, которые таска ли на «реабилитацию» его друзья-кроссме ны. Уже тогда он отметил острый дефицит качественных компонентов, обеспечивающих нуж ные параметры демпфирования и управляемости. Изучив рынок амортизаторов, сделал вывод: «того, что мне надо, хоть ты тресни, не наблюдается». Американские хот-род деры говорят: «Не можешь купить – построй». Для начала Олин решил соорудить амортизаторы, отвечающие его личным (весьма высоким) требованиям. Благо Кент разбирался в тонкостях инженерного дела, был по натуре перфекционистом и уделял особое внимание мелочам. В 1976 году он создал собственное предприятие Ohlins Racing AB. «Гонки» в назва нии – не для красного словца. Компания снабжала компонентами прежде всего спорт сменов, выступающих на кроссовых байках и эндуро (оно и понятно – как-никак старое увлечение основателя!), и параллельно выпускала амортизаторы для серийной техники и рынка запчастей. Два года спустя Ohlins записала в свой актив первый титул. Кто принес победу? Уже готовитесь услышать заморское имя? А ведь зря: чемпионом мира стал наш советский кроссмен Геннадий Моисеев на 250-кубовом KTM! С особой гордостью отмечу, что экспозицию в музее Ohlins открывает копия той самой подвески, на ней – табличка с именем легендарного гонщика. Символично, ведь фирма фактически родилась с «подачи» внедорожных состязаний и технического несовершенства участвующей в них техники. Именно кросс, словно в благодарность, принес ей первый титул. Но вскоре и асфальтовые «чистюли» – в частности, Фред Меркель из World Superbike – стали приносить призы в копилку Ohlins. Не случайно заостряем внимание на спорте, поскольку достижения в гонках помогают продвигать товар к рядовым пользователям. А главное, в пылу сражений обкатываются и проверяются компоненты, которые впос ледствии в том или ином виде «примирят» с дорожными мотоциклами. «В воскресенье побеждай, в понедельник продавай!» Спорт, что и говорить, играет огромную роль в цепочке «технологии-маркетинг-по56№ 09 2009 купатель». Однако золотой ключик к двери успеха, прежде всего, – кропотливая иссле довательская работа. В распоряжении Ohlins AB шесть центров, в которых работают около полусотни инженеров. Вроде бы, немного. Зато наверняка каждый из них – неординар ная и по-своему гениальная личность. В 1987 году в истории Ohlins произошло событие, в значительной степени повлияв шее на судьбу маленького предприятия. Фирма перешла в собственность Yamaha Motor Company. Удивительно, но шведов не переформировали в подразделение-прида ток. Напротив, их интересы были соблюдены. К примеру, тесные отношения с японской компанией не отпугнули прежних клиентов Кента Олина. При этом предприятие не просто осталось одним из ведущих по части разра ботки спортивных амортизаторов для мото циклов, но и включило в сферу своей деятель ности автомобили. Помните полноприводный хард-эндуро Yamaha WR450F? Надеюсь, хватит одной по пыт ки, чтобы отгадать имя компании, кото рая конструировала систему 2WD. О, это был грандиозный успех! На разработку№ 09 200957 ТЕХНИКАВ юные годы будущий основатель компании Ohlins Racing AB «жег не по-детски»Для эндуро Yamaha WR450 2WD Ohlins Racing разработала гидравлический полный приводЗолото на алом. Ohlins – серийное оснащение Ducati Streetfighter Sушли долгие десять лет. Байк, на переднее колесо которого передается до 15% крутящего мо мен та, подвергли череде жесточайших испытаний в условиях раскаленной пустыни и снежного безмолвия, на дорогах и вне их. Но стойкий и выносливый полноприводник не спасовал! Преимущества схе мы очевидны: лучше устойчивость практи чески на любой поверхности, существенно вы ше проходимость, мотоцикл более предсказуем в по воротах. Через 20 лет, в декабре 2007 года, компания Кента Олина вновь обрела независимость: все 95% акций предприятия, принадлежавшие Yamaha, вернулись «домой». Продукция Ohlins широко известна и выпускается приличными тиражами. Тем интерес-нее тот факт, что предприятие практикует… ручную сборку. Причем со сравнительно не большим персоналом. В этой эксклюзивности и кроется один из ответов на вопрос, почему цены на заветные шведские компоненты так сильно «кусаются». Другие же причины очевидны: передовой инжиниринг, скрупулезная разработка. А как иначе? Ведь от серьезнос ти подхода зависит не только управляемость и результат на треке. Есть вещи и поважнее – жизнь и здоровье пилота, который должен быть уверен в шасси на 200 процентов. Жа ловаться на высокую стоимость, считаю, как минимум нелогичным: кому, скажем, придет в голову роптать на негуманные цены за Ducati или Lamborghini? А у Ohlins, между прочим, схожий элитный статус.Сейчас в ассортименте шведов есть все, чтобы отбить сон и лишить покоя даже искушенного мотоциклиста. Амортизаторы со всевозможными регулировками, передние вилки, в конструкции которых использованы решения из MotoGP и WSBK (к примеру, спортбайковская FGR800). Рулевой демпфер хотите? Не вопрос, вам какой – обычный телескопический или роторный, который можно поставить не только на внедорожник, но и на «асфальтовый» мотоцикл? Многие считают, что девайсы «от Кента» привлекают не только характеристиками и качеством, но и настоящей красотой. Даже несведущий человек поймет, что перед ним не заурядная запчасть, а инженерный шедевр, неспроста отливающий золотом.Кент Олин сегодня – настоящий босс индустрии«Драгоценности» шведской сокровищницы: задний амортизатор......спортбайковская вилка переверну того типа......вилка для кроссачей и эндуро......рулевой демпфер58№ 09 2009