50
51
52
53
ТЕХНИКАНа общем, довольно скудном, фоне отечественного снегоходостроения рыбинская «Русская механика» – безусловный лидер. Свой первый снегоход она выпустила еще 40 лет назад, а грядущий зимний сезон встречает новыми моделями.ОТ РЫБИНСКА ДО ТИКСИ – ПО БУРАННОЙ ТАЙГЕИван КСЕНОФОНТОВ, фото автора и компании «Русская механика» «ТАЙГА» АТАКУЕТ. Семейство машин утилитарного класса «Тайга» уже разменяло второй десяток лет, а к новому сезону оно кардинально обновлено и дополнено. Двухтактные моторы мощностью от 38 до 65 л.с. – теперь не только с воздушным, но и с жидкостным охлаждением. Помимо «телескопа» в подвеске лыж рыбинцы применяют и рычажную переднюю подвеску, устанавливают гусеницы шириной 500 или 600 мм, предназначенные для глубокого снега. Понижающая передача в трансмиссии позволяет буксировать сотни килограммов груза и подниматься на заснеженные склоны. Конечно, искушенные сноубайкеры воспримут как должное электростартер, раздельную подачу масла, подогрев рукояток руля и курка газа. Оптимальную работу силового агрегата обеспечивает программируемая система зажигания от Ducati Energia (это не мотоциклетная компания, а просто однофамилец, хотя тоже из Италии). Применяемые с недавних пор легкие пластиковые лыжи канадского производства позволили уменьшить неподрессоренные массы, что лучшим образом сказалось на управляемости снегохода. Объем бензобака увеличен до 50 литров, установлены новые сдвоенные фары (вместо одной) и задний светодиодный фонарь – яркий, устойчивый к вибрациям и долговечный. По желанию заказчика снегоходы «таежного» семейства могут оснащаться: тормозом с гидроприводом, ЖК-приборкой, термодатчиком KOSO, зеркалами заднего вида. Уже в ноябре в продаже в магазинах официальных дилеров ОАО «Русская механика» появятся и новинки: снегоходы «Тайга-Люкс II» СТ550 ДР и «Тайга-Атака II» СТ 551 ДР. На модели «Люкс II» модернизирована задняя подвеска, при этом корма снегохода немного приподнялась, что улучшило удобство по садки и геометрическую проходимость, а также плавность хода. В передней подвеске применена рычажная схема, установлен двигатель РМЗ-550 большей кубатуры и, впервые на рыбинских машинах, с лепестковыми клапанами на впуске. Модернизация мотора позволила снять с него 55 л.с. и улучшила характеристику крутящего момента (попростому, «тягу на низах»). Щиток приборов, как и у другой новинки – «Атака II» – оснащен электронным одометром. Однако модернизацией приборки отличия «Атаки II» от прочих снегоходов «Тайга» не заканчиваются. Улучшена рычажная передняя подвеска – выгнутая форма ее рычагов увеличивает ход лыж, а значит, и комфорт. Рычаги закреплены через сайлент-блоки, что сглаживает передаваемые на корпус снегохода удары. Увеличенная колея лыж существенно улучшила устойчивость снегохода на больших скоростях и придала легкость при маневрировании. Для удобства посадки на полике установлены упоры для ног. Выражение пластикового «лица» стало более агрессивным. И, наконец, «Атака II» получила двигатель РМЗ-551 жидкостного охлаждения с термостатом и снеговыми радиаторами. Поршни и коленчатый вал защищены антифрикционным покрытием, настроенная система впуска – с обратными пластинчатыми клапанами и ресивером, при этом используется пятиканальная продувка цилиндров. Двигатель снабжен микропроцессорной50№ 10 2009 Из левой облицовки сиротливо торчит рычаг переключения. Куда что включать (пониженную, обычную вперед, реверс и нейтраль), можно определить лишь опытным путем.На электронной панели приборов впервые для рыбинских машин появился тахометр. Крупные цифры показывают скорость; есть возможность выводить разные показатели на ЖК-дисплей.Двухцилиндровый мотор 4Т установлен поперек, перед ним – радиатор, охлаждаемый встречным потоком и электровентилятором.системой зажигания с возможностью программирования, а привод агрегатов – поперечным валом. «ТИКСИ» – ОТВЕТ КРИЗИСУ. Легкий одноместный Тiksy СТ250 – другого поля ягода. На снегоходе установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель РМЗ-250 мощностью 22 л.с. (топливо – бензин А-92, объем топливного бака 28 литров). Для упрощения и облегчения машины конструкторы отказались от раздельной системы смазки. Съемные боковины обеспечивают легкий доступ к агрегатам. Компактная однорычажная передняя подвеска – с двумя легкими пластиковыми лыжами. В подвеске армированной стержнями гусеницы (3170х380 мм) – пневмогидравлический амортизатор. Старания инженеров не пропали да-ром: существенно снижена масса машины, а значит, и давление на единицу площади, поэтому снегоход способен идти по снегу любой глубины и плотности. Грузоподъемность «Тикси» – 120 кг, масса буксируемого прицепа – 150 кг, аппарат серийно комплектуется тягово-сцепным устройством для буксировки саней. Новинку выгодно отличает от остальных машин компании (не говоря уже о зарубежных «одноклассниках») умеренная цена (около 125 000 руб.) и экономичность эксплуатации. Вообще, опыт разработки машин такого класса у предприятия есть. Еще в 2002 году состоялась презентация модели «Тайга 250» («Мото», №2-2002). Но в серийное производство она не пошла – казалось, такие «бюджетные» машины уже не ко двору. Теперь другие времена, и легкий и дешевый мотовездеходпришлось создавать фактически заново. Опытная партия (пять штук) снегоходов «Тикси» выпущена еще в 2008 году. Испытатели по долгу службы пытались их «убить», да так и не смогли; а пробег каждой машины перевалил за 4000 км. За лето конструкторы устранили выявленные недоработки, и сейчас на подходе первая в этом году партия: 250 шт. Показательно, что часть ее уже заказана ввиду демократичной цены на снегоход. Так что встречайте «Тикси» в ноябре в магазинах дилеров. «ТУНГУС»  ОПЕРЕДИЛ  ВРЕМЯ? Однако самая амбициозная разработка «Русской механики» – Tungus, машина пятого поколения (как ее называют по аналогии с авиатехникой, доминирующей у НПО «Сатурн», в состав которого входит РМ). Сейчас построено несколь-Перспективный снегоход «Тунгус» ждет лучших времен.№ 10 200951 ТЕХНИКАЛегкий и дешевый снегоход «Тикси» – ответ кризису.ко опытных образцов. Они про­ дефилиро вали на прошедшем зимой 2009 года этапе Кубка мира по лыжным гонкам в Демино Ярославской области. Ну, а евро­ пейский дебют прошел на пре­ стижной специализиро ваннойвыставке альпийских технологий INTERALPIN­2009 в конце апреля в Инсбруке. К слову, в австрий­ ском шоу приняли участие все мировые производители снегохо­ дов, и появление российской ком­ пании привело зарубежных про­изводителей если не в шок, то в замешательство. И было от че­ го: машина с необычным дизай­ ном оборудована одним из самых современных четырехтактных мо­ торов, не уступающим по своим параметрам такому лидеру, какPolaris. Поставщик агрегата – компания Weber. Двухцилиндро­ вая 850­кубовая инжекторная «водянка» у «Тунгуса» выдает внушительные 80 л.с. Система охлаждения – двухконтурная: по­ мимо обычно применяющихсяТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИДлина, мм Ширина, мм Расстояние между осями лыж, мм Длина гусеницы, мм Ширина гусеницы, мм Сухой вес, кг Вместимость, чел. Грузоподъемность, кг Ход передней подвески, мм Ход заддней подвески, мм Модель двигателя Количество тактов Количество цилиндров Рабочий объем, куб. см. Мощность, л. с. Тип охлаждения Тип топлива Емкость топливного бака, л Расход топлива, л/100км Максимальная скорость, км/ч Рекомендованная розничная цена с НДС, руб. TUNGUS 850 2990 1070 900 3937 600 330 2 300 150 135 WEBER-850 4 2 850 80 жидкостное А-92 60 17 160 395 000 TAYGA 501 2990 1070 900 3937 500 300 2 250 150 135 РМЗ-501 2 2 497 60 жидкостное А-92 60 22 100 280 000 TAYGA 500 2990 1070 900 3937 500 280 2 250 150 135 РМЗ-500 2 2 497 50 воздушное А-92 60 25 80 215 000 TUNGUS 550 2970 1026 880 3937 600 315 2 250 150 135 РМЗ-550 2 2 550 58 воздушное А-92 40 23 100 250 000 TIKSY 250 2480 1035 880 3170 381 160 1 120 140 150 РМЗ-250 2 1 248,5 21 воздушное А-92 18 15 70 125 000Модернизированная «Тайга» в 3D-эскизах заводских конструкторов.52№ 10 2009 рекламаУзел вариатора «Тикси» разработан «сновья», тормоз с механическим приводом перекочевал на вал гусеницы.Применены облегченная тележка и самая узкая из возможных гусеница: для легкого снегохода – разумные решения.снеговых теплообменников под капотом установлен воздушный радиатор с электровентилято ром. Это позволяет снять все проблемы с охлаждением при движении по льду или плотному снегу и при буксировке тяжелых саней с малой скоростью. Или, наоборот, при реализации мощи всего «табуна» – движении со скоростью до 160 км/ч. Однако, учитывая экономический кризис, руководство РМ приняло непростое решение: в сезоне 2009-2010 годов ожидаемо недешевый «Тунгус» не выпускать. Возможно, при улучшении экономической ситуации он «встанет в строй» в следующем сезоне. Тем не менее мы постараемся, как только выпадет снег, опробовать все новинки – и перспективный «Тунгус», и приземленный «Тикси», и новые модификации «Тайги». Следите за публикациями! P.S. Предвидим резонный во прос: «Ну, а что с «Бураном»? Жив ли курилка?» Эта модель – особая тема, так сказать «Буран» – forever! Его производство (а это целых пять моделей) составляет ¾ всех машин РМ. Год назад аппарат в очередной раз модернизировали, и в обозримом будущем сворачивать вы пуск «работяги» не собираются…