56
57
58
59
60
61
62
ТЕХНИКАЧто может выглядеть круче здоровой технической наготы машины? Чтобы бодро торчали во все стороны цилиндры, радиаторы и прочие шестеренки! А уж мотоцикл – это вообще воплощение техно-нудизма, «скульптура в металле – ребра наружу». Ан нет, обязательно припрется кто-нибудь с капотом, вопия:О, ПРИКРОЙ СВОИ БЛЕДНЫЕ НОГИ!Александр ВОРОНЦОВ, фото автора, Виктора ВОЛЫНСКОГО, Александра БАТЫРУ, а также из архива автора и редакции ЗАЩИТА… ОТ МОТОРА. Лет сто назад на мотоцикл все еще смотрели как на некий симбиоз велосипеда и мотора. И, естествен­ но, ожидали от него пусть не велосипедной, но легкости: «пятисотка» весила чуть больше 100 кг – правда, и мощность едва зашкалива­ ла за 5 л.с. Одевать мотоцикл в какие­то об­ лицовки? Да такая ересь и в голову никому не приходила. Подход к проектированию двух­ колесных машин был сходен с правилами соз­ дания первых боевых самолетов­этажерок: «В аэроплан очень трудно попасть, потому как попадать особо не во что».56№ 10 2009 Немецкий Aristos 1923 года – первая попытка тотально закапотировать мотоцикл.Пожалуй, первые мотоциклы, утратившие скелетообразную худобу, появились только в 20-е годы прошлого века. И то лишь потому, что некоторые компании (в первую очередь немецкие – Koster, Mars, Megola) стали экспериментировать с рамами типа монокок. Естественно, эти коробки, сваренные из стальных листов, придавали мотоциклу некую элегантную полноту. С другой стороны, называть их «облицовками» как-то язык не поворачивается. Поэтому отдадим пальму первенства в деле изобретения капотированного мотоцикла не-мецкому (опять-таки! – требует тевтонский дух основательности) конструктору Иоганнесу Песслеру. В 1922 году он решил привлечь отощавшие за время войны кошельки покупателей таким техническим чудом, перед которым, по его мнению, устоять было невозможно. К раме-монококу он подвесил 618-кубовый двухцилиндровый оппозит, причем водяного охлаждения. Интересно, что Песслер предвосхитил современные компоновочные идеи: для снижения габаритов ма шиныAJW Super Four 1928 года с «литровым» автомобильным двигателем так и остался экстравагантным прототипом.Мотоциклы Majestic строились крохотными партиями во Франции в конце 20-х годов. На снимке – версия с 750-кубовым двигателем JAP.Coventry-Eagle Pullman, модификация 1937 года с 250-кубовым двухтактным двигателем и рессорной подвеской заднего колеса.Итальянский конкурент – Miller-Balsamo. На снимке – уже послевоенная (1947 год) 250-кубовая модель Jupiter.№ 10 200957 ТЕХНИКАFrancis-Barnett Cruiser 1934 года. В кожухе силового агрегата спрятан маслобак – у 250-кубового двухтактного двигателя раздельная система смазки!Victoria KR8 выглядела очень футуристично для 1934 года, но ее двигатель, укрытый облицовками, страдал от перегрева.установил два радиатора продольно по бокам – у заднего (!) колеса. Но главное – в закапотированности мотоцикла: облицовки, сливаясь с рамой, закрывали все, кроме силового агрегата, а заднее колесо прятали почти наполовину. И все это было выкрашено в веселенькую полосочку! Беда лишь, что покупатели отнеслись к затейливому аппарату с непростительным пренебрежением. Пресслер с маниакальной настойчивостью несколько раз перезапускал проект (поэтому он известен аж под тремя марками – как Aristos, Menos и Sterna), но коммерческий успех – увы! – лишь издевательски ухмыльнулся.Руководство концерна BMW так и не решилось запустить в серию капотированный прототип R7.В те же 20-е конструкторы-новаторы создали еще несколько интересных закапотированных машин (например, английские FEWParamount 1927 года, AJW Super Four и Ascot-Pullin 1928 года, французский Majestic 1930 года), но они так и остались в истории курьезами. Видать, время еще не пришло. А пришло оно лишь в следующем десятилетии. В самой богатой тогда стране Европы – Великобритании – впервые в истории континента поголовье легковых автомобилей стало догонять парк мототранспорта. Что привело к падению спроса на двухколесные. Тут-то владельцы мотоциклетных компаний и за-думались: как привлечь тех покупателей, кому автомобиль еще не по карману, а мотоцикл кажется непрактичным? Опросы показали: потенциальные клиенты отдают предпочтение общественному транспорту потому, что желают ездить в повседневной одежде, не уподобляясь водолазу. Значит, мотоциклы надо капотировать! И для защиты одежды не от грязи (с нею научились худо-бедно справляться, скрываясь за подножками-платформами, наколенниками и ветровыми стеклами), а… от самого мотоцикла. И цепи (не только главной передачи, но и моторной – коробки передач располагались в отдельном блоке), и многочисленные внешние маслопроводы, и стыки58№ 10 2009 Итальянский Motom T98 1955 года с «закапсулированным» 100-кубовым четырехтактным мотором.Представленный в 1950 году Maicomobil, хоть и был оснащен всего 150-кубовым двигателем, может считаться предком современных туреров.Vincent Black Knight 1955 года. Многие считают, что именно уродливые стеклопластиковые «латы» и погубили марку.агрегатов обильно разбрызгивали вокруг себя смазку, орошая окрестности масляным туманом. Это считалось в порядке вещей: фразу «если из машины не сочится масло, значит, оно закончилось» воспринимали не как анекдот, а как часть инструкции. Так возникли восхитительные Coventry Eagle Pullman 1936 года, Excelsior Viking 1935 года, Royal Enfield Cycar 1934 года. Но, пожалуй, самым удачным – как с технической, так с эстетической и коммерческой стороны – стал продемонстрированный в 1933 году Francis-BarnettCruiser. Заметим: выпускавшей его компании автомобилизация ничем не грозила, поскольку та производила штампованные кузовные детали для автомобилей. Зато ее специалисты, поднаторев в кузовном производстве, и мотоциклу скроили очень удачные «латы». Все эти аппараты с двухтактными двигателями малой (150-250 см³) кубатуры были нацелены на тех, кто искал альтернативу общественному транспорту, и со своей задачей в общем-то справились. Правда, желающих прикупить капотированную машинку оказалось не так много, как хотелось бы производителям. Традиционные легкие мотоциклы пользовались куда большим спросом: они были легче, проще в обслуживании (не надо снимать обВ 1956 году редакция английского журнала The MotorCycle совместно с компанией Royal Enfield провела конкурс среди читателей на лучший проект капотированного мотоцикла. Победителя воплотили в металле и пластике.лицовки), а главное – дешевле. Любопытно, что в те же годы англичане пытались делать закрытые мотоциклы и с моторами большего рабочего объема (OEC Atlanta Duo 1936 года, HRD-Vincent 1935 года), но эти попытки с треском провалились. За пределами Великобритании идея облицовки привлекла куда меньше производителей. Целую серию легких капотированных мотоциклов, немного в английском стиле, выпустила итальянская компания Miller-Balsamo. Очень интересную машину представила в 1934 году немецкая Victoria: у модели KR8 Fahrmeister под облицовкой скрывался рядный двухцилиндровый 500-кубовый двигатель, установленный с большим наклоном. Увы, покупатели машину не оценили, и она продержалась в производстве всего год. Так что позицию боссов BMW, так и не запустивших в серию прототип R7, можно понять.200-кубовый Velocette Vogue 1963 года – один из последних капотированных мотоциклов «мотороллерной» волны.№ 10 200959 ТЕХНИКАИ такие спортивные мотоциклы, как этот 600-кубовый Norton Dominator 1960 года, выпускали в «люксовом» закрытом исполнении.С ОГЛЯДКОЙ НА МОТОРОЛЛЕР. Первые 15 лет после окончания Второй мировой войны иногда называют «эпохой мотороллера». Эта двухколесная машина была капотированной, так сказать, по определению (хотя в Италии были популярны и удешевленные открытые варианты). Но сейчас речь о мотоциклах. И надо отметить, отношение к затянутым в облицовки аппаратам стало куда более благосклонным. Многие покупатели даже дешевых бюджетных машин хотели, чтобы их «лошадки» выглядели по-мотороллерному. Поэтому компании часто выпускали одну модель в двух вариантах: облегченно-спортивном и утилитарно-закрытом (тем более что многие крупные мотопроизводители параллельно делали и мотороллеры, так что штамповочное оборудование было под рукой). Но нет оборудования – не беда: вместо штампованных панелей можно использоватьДаже мопеды в ту пору стремились делать капотированными (французский Peugeot BB104M начала 60-х годов).стеклопластиковые. Тем более, что оснастка для выклейки деталей чуть ли не на порядок дешевле той, что требуется для штамповки металла; к тому же пластику можно придавать почти любую форму, да и легче он… Правда, сам процесс трудоемкий и вредный для здоровья – ну так бесплатных пряников в технике не бывает. К середине 50-х годов даже стандартные мотоциклы стали все больше прикрывать «одеждой». Признаком хорошего дизайнерского тона стали глубокие крылья, защита карбюратора, а зачастую – сплошной поток облицовок от цилиндра силового агрегата до заднего колеса. Вошли в моду большие обтекатели и багажные кофры. В 50-е годы произошла еще одна революция: обтекатели стали применять на гоночных мотоциклах (до того – лишь на рекордных). Впрочем, как облицовки помогали увеличить скорость – интереснейшая тема, заслуживаю-щая отдельного обзора. А пока вернемся к «одежке ради комфорта». Мода на капотировку протянула недолго: пошла на спад уже в 60-е годы. Что объяснимо: в Западной Европе и Японии широким массам обывателей стали доступны четырехколесные малолитражки, и мотоциклам остались верны лишь те, кто хотел действительно мотоцикл, а не дешевое подобие автомобиля (кстати, тогда же резко вышли из моды и мотороллеры). Байкеры 60-х ценили легкость и изящество техно-нудизма. Мотостроители взяли на вооружение «спортивный стиль», что тогда подразумевало полностью открытый силовой агрегат, узенькие крылья и просматриваемую «насквозь» раму. ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТУРИЗМ! Время шло, дороги становились все лучше, развивалась и придорожная инфраструктура. Все это привело в 60-е годы к невиданному доселе развитию мототуризма. Но вот парадокс: мотоциклОдин из самых интересных капотированных мотоциклов послевоенной поры – 250-кубовая Aermacchi Chimera 1956 года.BMW R100RS поразил публику в 1976 году своим огромным туристическим обтекателем и многоспицевыми литыми колесами.60№ 10 2009 «Тотальный мотоцикл»  по-немецки – BMW K1,  гипербайк образца 1988 года.Honda Gold Wing Interstate 1981 года –  первый шаг на пути превращения  мотоцикла в люкс-турер.Honda PC800 Pacific Coast настолько поразила  публику, что ее окрестили «гипертрофированным  скутером».к «дальнобою» приходилось приспосабливать  самому покупателю, докупая ветровое стекло,  обтекатель  и  багажные  кофры.  Впрочем,  этот  самострой не мог длиться вечно. Вот уже много десятилетий главными туристическими мотоциклами считаются (и не зря!)  немецкие  BMW,  и  нет  ничего  удивительного  в том, что именно ее инженеры сделали решительный  шаг.  Звездой  осенних  мотосалонов  1976  года  стал  BMW  R100RS,  оснащенный  огромным  пластиковым  обтекателем  ту  ­ ристического типа (его форма была тщательно  проработана с помощью продувок в аэродинамической трубе). А еще через пару лет на модификации R100RT комплектацию до  пол    нили    багажные  кофры  –  и  облик  современного  спорт­турера был завершен. Идея упала на благодатную почву. Как раз  тогда  японцы  ломали  голову:  что  им  делать  с мегапафосным мотоциклом Honda Gold Wing?  Дебютировавшая  в  1974  году  машина,  оснащенная литровым четырехцилиндровым оппозитом, как говорится, «не пошла». Более­менее заметные продажи наблюдались лишь в США.  И японцы отрядили в Штаты группу сотрудников с наказом: выяснить, чем этот ап  парат нра  вится американцам и что бы они хотели в нем  улучшить?  Оказалось,  что  едва  ли  не  100%  покупателей – мототуристы. А они хотели, чтобы  обтекатели  и  багажники  вхо  дили  в  стандартную комплектацию мотоцикла. Так в 1980  году  родилась  туристическая  модификация  Gold Wing Interstate – и настолько понравилась  целевой аудитории, что вскоре полностью вытеснила  на  конвейере  базовый  «раздетый»  вариант  (кстати,  и  конвейер  перебрался  поближе к главному потребителю – в США). Впрочем, ничто не происходит «вдруг»: прорыву в конструкции всегда предшеству  ет тех  нологическая  революция.  В  данном  случае  –  появление пластиков нового поколения (АБС и  т.п.):  легких,  прочных,  термоформуемых  и окрашиваемых в массе. И вот – итог: еще вчера все мотоциклы были «голенькими», а к середине 80­х сформировалось превеликое разнообразие капотированных аппаратов. Прежде  всего,  это  люкс­туреры:  по  пя  там  Honda  Gold    Wing пошла вся японская камарилья с моделями Yamaha Venture, Suzuki Cavalcade, Kawasaki  Voyager. Не отставал и BMW, создавший такую  машину  в  своем  но  вом  четырехцилиндровом    семействе  «К».  Тра  ди  ционную  американскую  тему продолжал Harley­Davidson с легендарным Electra Glide и еще лучше приспособленным для путешествий Tour Glide; на той же ниве  «американщины»  паслась  и  итальянская  Moto Guzzi California. А потомки BMW R100RS  дали  начало  спорт­турерам,  более  динамичным и «су  хо    щавым», чем «люкс­диваны»: Moto   В отличие от тяжеловесных «немцев»  итальянский Ducati Paso отличается  на редкость чистыми и гармоничными  формами облицовок.№ 10 200961 ТЕХНИКАКонцепт-байк Yamaha Gen-Ryu 2005 года намекает: японские инженеры обеими руками за «одетые» мотоциклы! Гибридная силовая установка, светодиодные фары... Неужели таков облик грядущего?Guzzi SP (первая модель в этой серии увидела свет уже в 1978 году), Honda Pan European, Kawasaki 1000GTR, Yamaha FJ… Нашлось место и для «бюджетных» туреров с моторами умеренного рабочего объема: BMW R80RT, Honda Silver Wing Interstate (не путайте с появившимся много позднее одноименным скутером). Даже мотоциклы двойного назначения – по крайней мере те, которые потом назвали туристическими эндуро – не устояли перед соблазном закапотироваться. Хороший пример – первая Honda Transalp (1986 год): большой полуобтекатель плавно переходил в бензобак, а внизу смыкался с защитой силового агрегата. В те же 80-е появилась еще одна категория затянутых в пластмассу мотоциклов: спортбайки. Но, повторюсь, к обтекаемости ради скорости мы вернемся в другой раз. Впрочем, паруHonda DN-01 – капотированный концепт-байк, прорвавшийся в серию. Причем техническая начинка с автоматической гидростатической трансмиссией еще футуристичнее, чем дизайн.байков нельзя не упомянуть за их развитую облицовку (тем более что они фактически балансировали на грани между «спортами» и спорт-турерами). Пример «тотальной капотировки» продемонстрировала в 1988 году компания BMW – ее модель К1 была затянута в пластик до абсурда: гигантское переднее крыло, большой обтекатель и внушительная «юбка» сзади. Куда изящнее выглядел итальянский Ducati Paso 1985 года: его дизайнеры постарались слить воедино обтекатель, бензобак, седло и заднюю «юбку». И совсем особняком стоит Honda Pacific Coast 1988 года, машина настолько закапотированная, что ее вскоре после дебюта обозвали «гипертрофированным скутером». Любопытно, что в те же 80-е идея капотировки захватила и ведущего американского кастомайзера – Арлена Несса. Его The FerrariBike и Ness-Stalgia навсегда утвердили стиль full-bodied bikes в кастомайзинге. Следующее десятилетие охладило волну капотирования, разделив мух и котлеты. Облицовки – турерам и «спортам», благородную наготу – всем прочим. Тем более что ретроволна опять вернула в моду спортивный стиль 70-х, с его минимумом пластиковых панелей. Но в конце 90-х подняла голову старая идея скутер-байков, и вслед за Gilera DNA 1999 года на рынок хлынули ее азиатские подражатели. Но самое интересное происходит на подиумах японских мотор-шоу. Тамошние концерны с пугающим упорством демонстрируют прототипы мотоциклов будущего, завернутые в пластиковые облицовки. Кое-кто из этого нового племени – Honda DN-01 – уже прорвались и в шоу-румы дилеров. Уж не стоим ли мы на пороге новой революции в дизайне мотоциклов?62№ 10 2009