12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
HARLEY-DAVIDSON 2010 модельного годаH-D FLHTK Electra Glide Ultra Limited, круизер H-D FLSTFB Fat Boy Special, круизер H-D FXDWG Dyna Wide Glide, круизер 2010 2010 2010 1688 смз 1584 смз 1584 смз 84 л.с. 82 л.с. 82 л.с. 400 кг 313 кг 295 кг 28 705 € (в Европе) 20 195 € (в Европе) 14 795 € (в Европе)Никакие финансовые трудности не помешали концерну Harley-Davidson представить линейку моделей 2010 года. И хотя большинство новинок – всего лишь стилистические упражнения на старые темы, нельзя сказать, что за океаном инженеры зря едят свой хлеб с маслом.АМЕРИКА НЕ СДАЕТСЯАлан КАТКАРТ, Великобритания, фото Джеймса РАЙТА (агентство Double Red) Надо отдать должное маркетологам концерна Harley-Davidson: место для проведения презентации новых моделей они выбрали знатное. 69-е ралли Стерджис в Южной Дакоте, США, самая большая сходка байкеров в мире – где еще соберешь такую целевую аудиторию? Поэтому знакомство с моделями 2010 года начнем с самого «байкерского» мотоцикла в программе.WIDE GLIDE: ЗАВОДСКОЙ ЧОППЕР. Ретро всегда в цене. Такой уж это стиль – ностальгический… и очень успешный коммерчески. Я не знаю, с какого перепоя маркетологи Harley-Davidson пару лет назад убрали из программы культовый Wide Glide, но нынешняя экономическая ситуация заставила их внимательнее прислушиваться к пожеланиям клиентов. И «широко скользящего» (так можноперевести название модели) вернули в заводскую гамму. Впервые модель Wide Glide дебютировала еще в 1980 году, и это был первый чоппер хоть с какой-то заявкой на достойную динамику и качество изготовления – все-таки он спроектирован профессиональными инженерами и собран на заводском конвейере, а не парочкой дилетантов в гараже на задворках. Вся№ 10 200913 HARLEY-DAVIDSON Dyna Wide GlideПриборную панель на бензобаке обрамляют две заливные горловины. С практической точки зрения решение спорное, но выглядит здорово.Выпускная система красиво заплетена вокруг силового агрегата. Вырезы на кожухе выпускной трубы – как на автомате Tommy Gun времен Второй мировой.Примета стиля – «обрубленное» заднее крыло. Седло пассажира – простая нашлепка, годная лишь для коротких поездок от бара до бара. Зато за ней – «сисси бар».концепция мотоцикла целиком разработана самим «Вилли Джи» Дэвидсоном (как, вы не знаете, кто такой «Вилли Джи»? Да идите вы… в Интернет!), хоть и с оглядкой на Easy Riders – культовый фильм 1969 года – и порожденную им волну чопперомании. Языки пламени на бензобаке (замечу – полноразмерном! – так что вам не придется останавливаться каждые 50 миль для заправки), установленные под большим наклоном перья вилки, закрепленные в широких траверсах, которые и дали имя* байку, обрубленное заднее крыло, вынесенныевперед подножки, низкое седло и sissy bar (ажурная спинка за седлом) – все это переворачивало представления о том, какую долю эпатажа может себе позволить крупный производитель. Машина также открыла дорогу многочисленным Харли-клонам – всем этим Big Dog и American Iron Horse, – позволяющим себе выписывать такие цифры на ценниках, которые покупателям продукции из Милуоки не снились и в страшном сне.*Wide – широкий (англ.)Ладно, урок истории закончен – пора и в путь. С первого взгляда кажется, что при создании Wide Glide форма явно торжествовала над функцией. Оцените низкое (680 мм) седло, руль в дрегстерном стиле, с упрятанными внутрь тросами и проводами, цилиндры двигателя черного цвета с хромированными торцами ребер охлаждения, глушители а-ля Tommy Gun (автомат времен Второй мировой войны), обрубленное заднее крыло, 40-спицевые колеса (21 дюйм спереди и 17 сзади). Даже передняя часть бензобака поднята на 19 мм, в истинно14№ 10 2009 чопперной манере открывая рулевую колонку. Очень правильное ретро… Но лишь оседлав все это великолепие, понимаешь, в чем секрет успеха «Вилли Джи» и его команды. Это не только «шоу», но и «гоу»: оно вдобавок неплохо ездит! Руль стоит не так высоко, как карикатурный «эйп-хангер» Капитана Америки в фильме Easy Rider, так что посадка приближена к нормальной вертикальной. Да еще и седло очень удобное – можно провести в нем целый день без синдрома «железной задницы». Вот седло пассажира – так себе, нашлепка. Его единственное предназначение – довезти от ближайшего бара к себе домой кого-то, с кем захотелось свести знакомство поближе… Дуплексная трубчатая стальная рама соединена сзади с традиционной маятниковой подвеской с двумя амортизаторами, регулируемыми по предварительному поджатию пружин. Амортизаторы, как и передняя вилка с пружинами переменного шага – производства Showa. Если у других моделей семейства Dyna угол наклона рулевой колонки 29º, то у Wide Glide – 34º, да еще и перья вилки повернуты в траверсах на два градуса, так что общий наклон вилки – 36º. Двигатель Twin Cam 96, как и на других моделях семейства Dyna, подвешен в раме на сайлент-блоках, поэтому уровень передающихся водителю вибраций вполне умеренный – просто чтобы тот не забывал, чтоедет на чоппере. А вот 300-миллиметровый передний тормозной диск работает на пределе, пытаясь остановить 295-килограммовый мотоцикл, и помощь заднего - диаметром 292 мм – хотя и уместна, но не спасает положения. Компании стоило бы поставить спереди двухдисковый тормоз! Да и рычаг тормоза не мешало бы сделать регулируемым – все же руль высоковат. Зато сцепление выжимается гораздо легче, чем на старых Wide Glide, что особенно ценно в городе. Панель приборов с центральным аналоговым спидометром смонтирована на бензобаке, по обеим ее сторонам – заправочные горловины. Увы, чтобы посмотреть на приборы, приходится отрывать взгляд от дороги – очень уж они низко. Подвески хоть и короткоходные (127 мм для передней и всего 79 мм для задней), работают неожиданно хорошо – очевидно, толчки от неровностей дороги гасит еще и мягкая пухлая задняя шина. Да и немалый вес машины способствует тому, что она не замечает ни мелких выбоин, ни выступающих полос разметки (да, нам бы такие «препятствия»! – прим. ред.). Управляемость у Wide Glide, как и у других моделей семейства Dyna, вполне приличная – по меркам класса круизеров, разумеется, а особенно в сравнении с Харли-клонами. Хоть подножки и вынесены вперед, перекладываешь машину в поворотах вполне уверенно –«Вилли Джи» Дэвидсон – вице-президент и главный дизайнер концерна, внук одного из основателей HarleyDavidson. Новый Dyna Wide Glide – тоже его работа.№ 10 200915 HARLEY-DAVIDSON Fat Boy SpecialПровода спрятаны внутри трубы руля. Панель приборов на бензобаке, две заливные горловины – все в традициях марки.Сочетание матовой черной отделки и блестящего хрома «играет» даже на двигателе – хромированы торцы ребер охлаждения.Хромированные «дудки» глушителей контрастируют с черной отделкой мотоцикла. Задняя подвеска Softail имитирует жесткую.хотя стоит поддать газку, и начинаешь цеплять этими подножками за асфальт. 130 км/ч – крейсерская скорость этого мотоцикла; высокий руль совсем не вдохновляет ехать быстрее. Так что расслабьтесь и наслаждайтесь огромным запасом крутящего момента и приглушенным бурчанием выпускной системы (хотите звук погромче – к вашим услугам каталог заводских опций Screamin' Eagle). Двигатель Twin Cam 96 гораздо отзывчивее на ручку га­ за, чем старые моторы Harley­Davidson, да и уровень внутренних шумов гораздо меньше даже по сравнению с мотором Twin Cam 88 – чувствуется, что зазоры стали меньше, а уро-вень инженерной проработки – выше. Тем, кто считает продукцию компании чем­то ужасно архаичным и грубым, стоит записаться на тест­драйв. Как я уже говорил, уровень вибраций довольно низок, несмотря на отсутствие уравновешивающих валов – хотя довольно забавно наблюдать, остановившись на красный свет, как двигатель пульсирует на сайлент­блоках. Но как только втыкаешь первую передачу и отпускаешь сцепление, тряска неожиданно стихает. На малой скорости прирост тяги линеен и предсказуем, и все время остается комфортное ощущение огромного запаса момента. Крутанешьручку газа порезче, и без тахометра ощущаешь, как нарастают обороты – по сочному звуку выхлопа. Ускорение впечатляющее, тем более что передаточные числа шестиступенчатой коробки передач хорошо подобраны – нет таких раздражающих провалов, как у прежнего пятиступенчатого агрегата. Даже на крутых подъемах запас тяги настолько велик, что не нужно подтыкать пониженную передачу. Езда по хайвеям вальяжно­расслабленная – вот только на высшей передаче приходится держать скорость выше 100 км/ч: на меньшей возникают неприятные рывки в трансмиссии, когда закрываешь­открываешь газ.16№ 10 2009 И ВСЁ ЖЕ НЕ УБЫТОК!Буквально за две недели до презентации новых моделей для европейского рынка компания обнародовала показатели за второй квартал 2009 года. И это самые худшие данные с тех пор, как группа менеджеров в 1981 году выкупила ее у концерна AMF. Во втором квартале 2009 года прибыль Harley-Davidson сократилась на 91% по сравнению со вторым кварталом 2008 года: с 222,8 до 19,8 миллиона долларов. Оборот за то же время упал с 1,57 до 1,15 миллиарда долларов. Отгрузка мотоциклов снизилась на 27,6% – с 80 326 штук во втором квартале 2008 года до 58 179 во втором квартале этого года. Продажи Harley-Davidson уменьшились на 30,1%: на 35,1% в США и на 18,2% за пределами Штатов. Правда, на фоне общего спада – а в США продажи мотоциклов с моторами рабочим объемом более 600 см³ сократились на 48,1% – это почти успех. Из-за падения продаж руководству компании пришлось сократить производственные планы: если раньше планировали выпустить в 2009 году 264–273 тысячи мотоциклов (что уже меньше, чем показатель 2008 года – 303 479 машин), то скорректированный план – 212–228 тысяч штук. А это неизбежно ведет к сокращению рабочей силы: будет уволено 700 рабочих с почасовой оплатой и 300 «белых воротничков». А ведь в начале этого года уже сократили 1 800 работников! То есть компания теряет треть своего персонала (до кризиса в ней работало 9 000 сотрудников). Не обойдется и без приостановки производства: на 14 недель для семейств Sportster и V-Rod и на пять недель для остальных моделей. На повестке дня – и вопрос о судьбе крупнейшего завода компании в Йорке, штат Пенсильвания. На нем идет сборка мотоциклов семейств Touring и Softail, а также «заводских кастомов» придворного тюнингового отделения CVO. Руководство компании объявило, что рассматриваются варианты – рационализировать производство или просто закрыть завод, и что решение будет принято в конце года. Но если учесть, что рабочие из Йорка уже заслужили «черную метку» за проведенную в феврале 2007 года – как раз во время максимальной отгрузки мотоциклов дилерам – двухнедельную забастовку, закрытие представляется неизбежным. На этом фоне решение о сокращении средств на перспективные разработки в пользу улучшения существующего модельного ряда выглядит оправданным. И только время покажет, позволит ли такая стратегия удержать позиции на американском рынке и во всем мире. Но, по крайней мере, Harley-Davidson работает не в убыток, а хоть и с маленькой, но прибылью.№ 10 200917 HARLEY-DAVIDSON Electra Glide Ultra LimitedЗа обтекателем типа Batwing – прямо-таки автомобильная панель приборов и аудиосистема Harman-Kardon.Двигатель Twin Cam 103 – увеличенного до 1688 см³ рабочего объема, что обеспечило прибавку крутящего момента на 9%.«Тронный зал» для водителя и пассажира. Как ни странно, на ходу мотоцикл даже с полной загрузкой не вызывает впечатления неуклюжего бегемота.Что же, Wide Glide и выглядит классно, и ездит неплохо. Может быть, перед запуском в серию стоило бы выставить его на Biker Build-Off канала Discovery? FAT BOY SPECIAL: ТЕМНЫЙ КАСТОМ. «Толстячок» – не только бестселлер в ряду больших «твинов» компании; он еще и икона круизерного стиля. И его привлекательность возросла еще больше с появлением в 2010 году новой модификации, нацеленной на молодых покупателей.Fat Boy Special – еще один плод проекта Dark Custom («Темный кастом»), аппаратов в мрачно-черных тонах отделки, апеллирующих к молодежной аудитории. И еще одна тонкость: это исключительно экспортный вариант; в США его нишу занимает Fat Boy Lo, мотоцикл с заниженным (616 мм) за счет уменьшения хода подвесок седлом. Я погонял на нем по окрестным горным дорогам перед презентацией европейских версий, и не в восторге: машина сидит так низко, что при любой попытке сколько-нибудь активной езды начина-ешь нещадно стачивать подножки. Не вдохновляет. Но Special создан для других рынков, где и манера вождения агрессивнее, и дороги не столь гладкие. Так что у него седло высотой 680 мм и нормальные ходы подвески (130 мм спереди и 91 мм сзади). А дополнительные 60 мм дорожного просвета позволяют уверенно закладывать мотоцикл в поворотах. Дополнительная буква «В» в индексе двигателя Twin Cam 96 означает, что он оснащен подавляющим вибрацию балансирным валом. Такая18№ 10 2009 конструктивная особенность позволила закрепить мотор в раме жестко, что стало главным ингредиентом великолепной уп рав­ ляемости – по меркам класса круизеров, конечно. На Fat Boy Special – узкий руль с упрятанными в него тросами и проводами. Форма седла порождает ощущение, что сидишь «в мотоцикле», а не на нем – что добавляет уверенности на виражах. Дисковые колеса так хороши, словно их заказывали по каталогу Performance Machine, – но на самом деле они произведены на собственном заводе концерна в Австралии. Передняя шина – с агрессивным рисунком протектора, размером 140/75­17, а у задней прямо­таки спортбайковский размер – 200/55­ 17. Пятно контакта внушительное, что здорово помогает, когда тормоза (по одному диску спереди и сзади) стараются осадить эту 313­килограммовую машину, с легкостью набирающую скорость 160 км/ч. Но, как и в случае с Wide Glide, второй тормозной диск спереди не помешал бы. К счастью, те дни, когда тормоза «Харлеев» считались «никакими», остались в прошлом… Посадка на Fat Boy Special по меркам класса круизеров очень рациональна: подножки не слишком сильно вынесены вперед, а руль не слишком высок. Низкое сиденье чрезвычайно комфортабельно, а седло пассажира можно превратить в спинку для водителя, если едешьсоло. Я отмахал 210 км, прежде чем заехал на заправку, и ни разу не испытал потребности остановиться и размять руки­ноги­спину. Подвески работают удивительно хорошо, но главный сюрприз – в том, что большое пятно контакта передней шины нисколько не осложняет управляемость. Я ожидал, что сопротивление резины вкупе с консервативной рулевой геометрией приведут к тому, что мотоцикл будет всячески противиться попыткам заправить его в поворот. Но инженеры компании проделали гигантскую работу, скругляя углы между формой и функцией. Байк послушно идет туда, куда его направляешь – легкая нейтральная управляемость, безо всяких сюрпризов. Уверенно перекладывается в поворотах, и единственный ограничитель – подножки; но они не так рано цепляют асфальт, как на американской версии. Harley­Davidson Fat Boy Special 2010 года – это новая интерпретация самого успешного проекта, вышедшего из студии «Вилли Джи» Дэвидсона. Black is beautiful: черное – прекрасно! ULTRA LIMITED: ПОЧТИ АВТОМОБИЛЬ. Если Wide Glide и Fat Boy Special – стилистические новинки, то третий дебютант 2010 года привлекает еще и улучшенной динамикой. «Последняя электричка» – новый «премиум» семейства Touring; у него двигатель Twin Cam 103, рабочий объем которого по сравнениюHarley-Davidson Electra Glide Ultra Limited и на виде сзади производит впечатление. А новый двигатель поможет показать этот прекрасный зад конкурентам.№ 10 200919 HARLEY-DAVIDSON 2010 модельного годаТЕХ­ НИ­ ЧЕ­ СКАЯ­­ХА­ РА­ К­ ТЕ­ РИ­ СТИ­ КАОБЩИЕ ДАННЫЕ Модель Модельный­год Сухая­масса,­кг Длина,­мм База,­мм Высота­по­седлу,­мм Вылет,­мм Угол­наклона­рулевой­ колонки,­град. Объем­бензобака,­л ДВИГАТЕЛЬ Тип ГРМ Рабочий­объем,­см³ Диаметр­цилиндра­х­ ход­поршня,­мм Степень­сжатия Макс.­мощность,­­ л.с.­при­об/мин Макс.­крутящий­мо­ мент,­ ­ Нм­при­об/мин Система­питания Система­охлаждения Система­запуска ТРАНСМИССИЯ Сцепление Коробка­передач Главная­передача ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Рама Передняя­подвеска Диаметр­труб,­мм Ход­колеса,­мм Задняя­подвеска Ход­колеса,­мм Тормозная­система Передний­тормоз Задний­тормоз Колеса Передняя­шина Задняя­шина H-D FXDWG Dyna Wide Glide 295 2445 1715 680 132 34 17,3 147 32 19,7 2-цилиндровый, V-образный, 4-тактный OHV, два клапана на цилиндр 1584 95,3х111,1 9,2 82/5250 126/3500 125/3500 впрыск топлива воздушная электростартер многодисковое, в масляной ванне шестиступенчатая зубчатый ремень дуплексная, стальная телескопическая вилка 41,3 130 маятниковая, типа Softail 91 H-D FLSTFB Fat Boy Special 2010 313 2385 1630 H-D FLHTK Electra Glide Ultra Limited 400 2525 1635 745 170 29 22,71688 98,4х111,1 9,6 84/5250 136/350049 127 маятниковая 7941,3 117 маятниковая 76 гидравлическая, с ABS 2 диска ∅ 300 мм, 4-поршневые скобы диск ∅ 300 мм, 4-поршневая скоба литые 130/80-17 180/65-16гидравлическая диск ∅ 300 мм, диск ∅ 292 мм, 4-поршневая скоба 4-поршневая скоба диск ∅ 292 мм, 2-поршневая скоба спицованные дисковые 80/90-21 140/75-17 180/60-17 200/55-17со  стандартным  Twin  Cam  96  увеличен  с  1584  до  1688  см³. Компания, как всегда, не приводит данных о мощности  нового  мотора,  но  цифры  из  заслужива  ющего  доверия источника таковы: 84 л.с. при 5250 об/мин, на  2 л.с. больше, чем у Twin Cam 96. Вот прирост крутящего  момента (и это официальные данные) го  раздо больше:    9%, то есть 136 Нм при 3500 об/мин по сравнению со 125  Нм при тех же оборотах у «96-го». Новый  Ultra  Limited  отличается  также  чрезвычайно  высоким уровнем оснащения – все, что на других моделях семейства Touring можно получить за доплату, здесь  входит  в  стандартную  комплектацию.  Это  и  80-ваттная  аудиосистема Harman-Kardon, и подогрев рукояток руля  с  регулировкой  на  шесть  позиций,  и  противоугонная  система  Smart  Security,  и  багажники  Tour  Pack  с  запираемыми пластиковыми кофрами, и розетки на 12В/15А.  Отличает машину также и двухцветная раскраска, причем  качество  и  хромирования,  и  окраски  –  очень  высокое.  Выпускная система типа 2-1-2 спроектирована так, чтобы  свести к минимуму передаваемый водителю и пассажи  ру жар, а дополнительные дефлекторы на раме отводят  тепло от двигателя. Стальная дуплексная рама, внедренная на семействе  Touring  год  назад,  «одета»  в  классические  облицовки  с обтекателем типа Batwing («крыло летучей мыши»). Оба  колеса снабжены тормозами Brembo, причем передний  тормоз  –  двухдисковый,  и  ABS  входит  в  стандартную  комплектацию. 28-спицевые колеса, отлитые из алюминиевого сплава, обуты в спроектированные специально  для этого семейства шины Dunlop Multi-Tread. Их изюминка – в разном составе смеси для центральной части протектора (она жестче) и для боковин (где состав мягче);  так  достигается  компромисс  между  износостойкостью  и  ходовыми  качествами.  Передняя  телескопическая  вилка  Showa  сочетается  с  задними  амортизаторами  с пневмоподкачкой и дистанционным управлением предварительного поджатия пружин. Рулевая геометрия неизбежно  консервативна:  база  1635  мм,  угол  наклона  рулевой колонки 29º и огромный 170-мм вылет обеспечивают гипер-устойчивость на прямой. Двигатель  Twin  Cam  103  лишен  балансирных  валов,  поэтому подвесили его в раме на сайлент-блоках. У шестиступенчатой  коробки  передач  Cruise  Drive  шестая  передача  –  повышающая,  для  экономичной  езды  по  хайвеям; к 2010 году, для обеспечения бесшумной работы,  изменен  профиль  зубьев  пятой  передачи.  Каждый 20№ 10 2009 мототурист оценит прибавку крутящего момента нового мотора: даже при езде вдвоем не смущают ни крутые подъемы, ни обгоны. Едешь как на автомате: на высшей передаче мотоцикл разгоняется практически с холостых оборотов (1200 об/мин), а уж с 1500 об/мин можно полностью открывать газ. Прямо-таки Chevy V8 на двух колесах! Отмечу еще одно достоинство нового двигателя: исключительную плавность работы в любых режимах. А ведь я разогнался до 145 км/ч, прежде чем меня остановила полиция Южной Дакоты. Хотя мотоцикл огромен, он так хорошо сбалансирован, что езда на нем нисколько не напрягает – даже с пассажиром и даже в узких разворотах (спасибо легкому выжиму сцепления!). Настройки системы впрыска и зажигания подобраны идеально – они обеспечивают предсказуемый линейный прирост мощности на любых оборотах. Управляемость по меркам класса больших туреров очень хороша, закладываешь мотоцикл в повороте с полной уверенностью. Ограничивают наклон лишь подножкиплатформы: они позволяют наклонять машину лишь на 31º влево и на 33º вправо – и это без багажа и с одним водителем умеренного веса. Посадка очень вольготна, что вкупе с мягким седлом и стабильностью аппарата делает его идеальным для дальнобоя. И ветровое стекло теперь лучше, чем на Ultra Glide, который я тестировал несколько лет назад – его верхний край уже не пересекает линию взгляда. В общем, в новом Ultra Glide специалистам HarleyDavidson удалось сделать отличный мотоцикл еще лучше. А это серьезная заявка на лидерство в престижном и прибыльном премиум-сегменте.Перевод Александра ВОРОНЦОВА.№ 10 200921