спортСПИДВЕЙЕДУ, КАК ПОЛУЧАЕТСЯЭтот парень в свои 19 лет сделал то, что не удавалось и более зрелым мастерам, – вернул интерес российских болельщиков к спидвею. Во дворах и на кухнях его поклонники обсуждают результаты прошедших этапов чемпионата мира, делают прогнозы и напоминают друг другу, когда начинается очередная прямая телетрансляция Гран-при. Теперь нам есть за кого болеть – Эмиль в группе лидеров. В февральском номере «Мото» мы уже рассказывали о том, как начиналась его карьера в родном Салавате. Сегодня речь пойдет о некоторых интересных моментах его спортивной биографии и событиях, связанных с выступлениями в Гран-при. Талант гонщика проявился еще в 10-летнем возрасте, когда будущий лидер мирового перПрезидент «Мега-Лады» Анатолий Степанов вручает 15-летнему Эмилю золотую медаль чемпиона России среди юниоров (2003 г.)Двукратный чемпион мира среди юниоров Эмиль Сайфутдинов – самый молодой участник Гран-при, в этом году уже успел выиграть два этапа. Когда россиянина спросили о его тактике в гонке, он, не задумываясь, ответил:На треке Эмиль Сайфутдинов (№ 15) и англичанин Крис Харрис (№ 11)венства начал осваивать навыки езды по гари. Посадка мальчишки и его собственная техника езды не оставляли никого равнодушным. Одни замечали погрешности – слишком сильно отклоняется назад, другие возражали: ведь главное – результат! На соревнованиях мастеров Эмиля выпускали на дорожку в перерывах между заездами для показательного выступления. Юный гонщик быстро прогрессировал и, исчерпав возможности малых кубатур, уже в 13 лет опробовал заветную «пятисотку»! После года тренировок Эмиль участвовал в юниорских соревнованиях (из-за малолет ства – по специальному разрешению). Чемпионские титулы в России он штамповал год за годом, попутно участвуя в международных первенствах среди юношей. В 15 лет Эмиль вписал свое имя в историю отечественного мотоспорта, выиграв чемпионат России среди юниоров. Таких молодых чемпионов страна еще не знала. Россиянину не исполнилось и 16 лет, когда он прошел в финал чемпионата Европы среди юниоров до 19 лет! Однако выйти на старт гонки не удалось – функционеры спохватились: слишком молод. В том же году на гонках во Владивостоке Сайфутдинова приметил шведский мастер Андреас Йонссон. Позже он рассказывал: – Когда я впервые увидел Эмиля, то подумал, что какой-то черт выскочил из табакерки и носится по треку. Настолько он был быстр. Вот тогда я порекомендовал Эмиля руководству польского клуба из Быдгоща. В 16 лет Сайфутдинов переехал в Польшу, чтобы выступать в сильнейшей лиге мира. Упорство Команда «Мега-Лада» – чемпион России-2005 среди пар (слева направо): «играющий» тренер Олег Кургускин, Сергей Даркин и Эмиль Сайфутдинов76№ 10 2009 Эмиль Сайфутдинов и его наставник в «Мега-Ладе» Олег Кургускин Гран-при Дании. Ники Педерсен (№ 1) «режет» траекторию идущего следом Эмиля – через мгновение оба упадут«Новичок и старичок» – на дорожке Эмиль (№ 15) и шестикратный чемпион мира Ники Педерсен (№ 1)Даже по фотографиям можно судить, что Эмиль в повороте отклоняется назад несколько больше, чем его соперники. Специалисты относят этот факт к индивидуальной технике гонщика.КАДР, КОТОРЫЙ ВОЙДЕТ В ИСТОРИЮи талант парня оценил Богдан Саварский (в то время он был президентом спидвейного клуба). Именно Саварский содействовал созданию профессиональной команды Emil Racing. Сам Эмиль вспоминает те события так: – Занимался в боксе с мотоциклом, ко мне подошел Томаш Сускевич – раньше он работал в команде шестикратного чемпиона мира в личном зачете шведа Тони Рикардссона – и дал несколько ценных советов. Я всегда мечтал о таком механике, поэтому в тот же день попросил Саварского переговорить с Томашем, чтобы тот стал моим механиком. Так в команду был приглашен Сускевич. Результат сотрудничества – отменный: в 2007 году лучший российский гонщик стал самым молодым чемпионом мира среди юниоров. А на следующий год в трудной борьбе Эмиль с блеском защитил свой титул. После столь успешных выступлений на международной арене двукратному чемпиону мира среди юниоров поступило предложение от организаторов Speedway Grand Prix принять участие в мировой серии. Некоторые иностранные специалисты пророчили, что молодой россиянин не сможет достойно бороться с сильнейшими гонщиками планеты, будет аутсайдером. Но Тайфутдинов, как величают его польские телекомментаторы, опроверг все домыслы. После первых ярких выступлений Эмиля в Гранпри в кулуарах пошли слухи, что якобы россиянин едет на технике, не отвечающей регламенту. А кое-кто даже намекал на то, что у нашего гонщика 600-кубовый мотор. Эти домыслы, конечно же, были развеяны. Тюнер моторов Сайфутдинова Холуэй Эшли заявил:– Если я еще раз услышу что-либо подобное, готов на очередном этапе при всех разобрать двигатели Эмиля. Отличные результаты – это главным образом заслуга гонщика: из настроек своих мотоциклов он выжимает все, а не пользуется какими-то запрещенными трюками. Я никогда не позволил бы себе установить в двигатель что-то запрещенное правилами, чтобы тем самым перечеркнуть свою профессиональную карьеру. Сильное впечатление произвел наш гонщик на ветерана английского спидвея чемпиона мира 1976 года Питера Коллинза. Он не скрывает, что с большим удовольствием следит за тем, как «юниор наступает на хвосты старой гвардии», и сожалеет, что Эмиль не англичанин. Неожиданный взлет Сайфутдинова на мировую арену спидвея заставил ряд утвердившихся в элитном списке гонщиков почесывать в задумчивости затылки. Яркий талант россиянина был вынужден признать даже самый скандальный гонщик Гран-при – шестикратный чемпион мира Ники Педерсен. С Эмилем чаще всего и приходится зарубаться датчанину. Никто из них не желает уступать, и несколько заездов даже закончились падением. Оттого в последнее время стали поговаривать, что Эмиль становится вторым Педерсеном: «Едет также резко, не заботясь о безопасности соперников». Вот что на это ответил Эмиль: – Я разве кого-нибудь перевернул? Когонибудь протаранил? Въехал кому-нибудь по центру мотоцикла? Прошу не сравнивать меня с этим разбойником, потому что я никого не обидел. Я просто езжу смело, потому что в спидвее выигрывает тот, кто держит газ. Роман ТУХВАТУЛЛИН, Евгений ГУСТОВ, фото Георга ДОБЕСА и Александра ШОХИНА«Рукопашный поединок» Эмиля и Скотта Николса (Англия) на этапе в Кардифе не ускользнул от внимания фоторепортеров. На следующий после соревнования день в английской прессе появились снимки с комментариями момента, когда Эмиль набросился на своего обидчика и «блестяще исполнил левой рукой хук в подбородок Скотта». А журнал Speedway Star даже отметил, что свыше 200 тысяч болельщиков обменивались потом видеоснимками того эпизода. Одновременно приводился похожий случай, когда в 1995 году в аналогичной ситуации австрийский гонщик Крэг Бойс, выступавший в Гран-при, «припечатал» Томаша Голлоба прямо на старте... Да так, что поляк оказался лежащим на гаревой дорожке. Охотников обменяться снимками тогда было меньше – около 65 тысяч. «Рукопашный поединок» Эмиля (он слева) и Скотта Николса№ 10 200977