76
77
спортСПИДВЕЙЕДУ, КАК ПОЛУЧАЕТСЯЭтот  парень  в  свои  19  лет  сделал  то,  что  не  удавалось и более зрелым мастерам, – вернул  интерес российских болельщиков к спидвею. Во  дворах  и  на  кухнях  его  поклонники  обсуждают  результаты прошедших этапов чемпионата мира,  делают прогнозы и напоминают друг другу, когда  начинается  очередная  прямая  телетрансляция  Гран-при. Теперь нам есть за кого болеть – Эмиль  в группе лидеров. В  февральском  номере  «Мото»  мы  уже  рассказывали  о  том,  как  начиналась  его  карьера  в родном Салавате. Сегодня речь пойдет о некоторых интересных моментах его спортивной биографии и событиях, связанных с выступлениями  в Гран-при. Талант  гонщика  проявился  еще  в  10-летнем  возрасте,  когда  будущий  лидер  мирового  перПрезидент «Мега-Лады» Анатолий Степанов вручает 15-летнему Эмилю золотую медаль чемпиона России среди юниоров (2003 г.)Двукратный чемпион мира среди юниоров Эмиль Сайфутдинов – самый молодой участник Гран-при, в этом году уже успел выиграть два этапа. Когда россиянина спросили о его тактике в гонке, он, не задумываясь, ответил:На треке Эмиль Сайфутдинов (№ 15) и англичанин Крис Харрис (№ 11)венства  начал  осваивать  навыки  езды  по  гари.  Посадка  мальчишки  и  его  собственная  техника  езды  не оставляли никого равнодушным. Одни  замечали погрешности – слишком сильно отклоняется  назад,  другие  возражали:  ведь  главное  –  результат!  На  соревнованиях  мастеров  Эмиля  выпускали  на  дорожку  в  перерывах  между  заездами для показательного выступления. Юный  гонщик быстро прогрессировал и, исчерпав возможности малых кубатур, уже в 13 лет опробовал  заветную «пятисотку»! После  года  тренировок  Эмиль  участвовал  в  юниорских  соревнованиях  (из-за  малолет ства – по специальному разрешению). Чемпионские титулы в России он штамповал год за годом,  попутно участвуя в международных первенствах  среди юношей. В 15 лет Эмиль вписал свое имя в  историю  отечественного  мотоспорта,  выиграв  чемпионат России среди юниоров. Таких молодых  чемпионов  страна  еще  не  знала.  Россиянину  не  исполнилось и 16 лет, когда он прошел в финал  чемпионата  Европы  среди  юниоров  до  19  лет!  Однако выйти на старт гонки не удалось –  функционеры спохватились: слишком молод. В том же  году  на  гонках  во  Владивостоке  Сайфутдинова  приметил  шведский  мастер  Андреас  Йонссон.  Позже он рассказывал:  – Когда я впервые увидел Эмиля, то подумал,  что какой-то черт выскочил из табакерки и носится  по треку. Настолько он был быстр. Вот тогда я порекомендовал Эмиля руководству польского клуба  из Быдгоща.  В 16 лет Сайфутдинов переехал в Польшу, чтобы выступать в сильнейшей лиге мира. Упорство Команда «Мега-Лада» – чемпион России-2005 среди пар (слева направо): «играющий» тренер Олег Кургускин, Сергей Даркин и Эмиль Сайфутдинов76№ 10 2009 Эмиль Сайфутдинов и его наставник в «Мега-Ладе» Олег Кургускин Гран-при Дании. Ники Педерсен (№ 1) «режет» траекторию идущего следом Эмиля – через мгновение оба упадут«Новичок и старичок» – на дорожке Эмиль (№ 15) и шестикратный чемпион мира Ники Педерсен (№ 1)Даже по фотографиям  можно судить, что Эмиль  в повороте отклоняется  назад несколько больше,  чем его соперники.  Специалисты относят этот  факт к индивидуальной  технике гонщика.КАДР, КОТОРЫЙ ВОЙДЕТ В ИСТОРИЮи  талант  парня  оценил  Богдан  Саварский  (в  то  время он был президентом спидвейного клуба).  Именно Саварский содействовал созданию профессиональной команды Emil Racing. Сам Эмиль  вспоминает те события так:  –  Занимался  в  боксе  с  мотоциклом,  ко  мне  подошел  Томаш  Сускевич  –  раньше  он  работал  в  команде  шестикратного  чемпиона  мира  в личном зачете шведа Тони Рикардссона – и дал  несколько ценных советов. Я всегда мечтал о таком  механике,  поэтому  в  тот  же  день  попросил  Саварского  переговорить  с  Томашем,  чтобы  тот  стал моим механиком.  Так  в  команду  был  приглашен  Сускевич.  Результат сотрудничества – отменный: в 2007 году  лучший российский гонщик стал самым молодым  чемпионом мира среди юниоров. А на следующий  год в трудной борьбе Эмиль с блеском защитил  свой титул.  После  столь  успешных  выступлений  на  международной  арене  двукратному  чемпиону  мира  среди  юниоров  поступило  предложение  от  организаторов  Speedway  Grand  Prix  принять  участие  в  мировой  серии.  Некоторые  иностранные  специалисты пророчили, что молодой россиянин  не  сможет  достойно  бороться  с  сильнейшими  гонщиками планеты, будет аутсайдером. Но Тайфутдинов, как величают его польские телекомментаторы, опроверг все домыслы.  После первых ярких выступлений Эмиля в Гранпри в кулуарах пошли слухи, что якобы россиянин едет на технике, не отвечающей регламенту.  А кое-кто даже намекал на то, что у нашего гонщика 600-кубовый мотор. Эти домыслы, конечно  же, были развеяны. Тюнер моторов Сайфутдинова Холуэй Эшли заявил:– Если я еще раз услышу что-либо подобное,  готов на очередном этапе при всех разобрать двигатели  Эмиля.  Отличные  результаты  –  это  главным образом заслуга гонщика: из настроек своих мотоциклов он выжимает все, а не пользуется  какими-то запрещенными трюками. Я никогда не  позволил бы себе установить в двигатель что-то  запрещенное правилами, чтобы тем самым перечеркнуть свою профессиональную карьеру. Сильное впечатление произвел наш гонщик на  ветерана  английского  спидвея    чемпиона  мира  1976 года Питера Коллинза. Он не скрывает, что  с  большим  удовольствием  следит  за  тем,  как  «юниор  наступает  на  хвосты  старой  гвардии»,  и сожалеет, что Эмиль не англичанин.  Неожиданный  взлет  Сайфутдинова  на  мировую арену спидвея заставил ряд утвердившихся  в элитном списке гонщиков почесывать в задумчивости  затылки.  Яркий  талант  россиянина  был  вынужден  признать  даже  самый  скандальный  гонщик Гран-при – шестикратный чемпион мира  Ники Педерсен. С Эмилем чаще всего и приходится зарубаться датчанину. Никто из них не желает  уступать, и несколько заездов даже закончились  падением.  Оттого  в  последнее  время  стали  поговаривать, что Эмиль становится вторым Педерсеном: «Едет также резко, не заботясь о безопасности соперников». Вот что на это ответил Эмиль:  –  Я  разве  кого-нибудь  перевернул?  Когонибудь протаранил? Въехал кому-нибудь по центру мотоцикла? Прошу не сравнивать меня с этим  разбойником,  потому  что  я  никого  не  обидел.  Я просто езжу смело, потому что в спидвее выигрывает тот, кто держит газ. Роман ТУХВАТУЛЛИН, Евгений ГУСТОВ, фото Георга ДОБЕСА и Александра ШОХИНА«Рукопашный поединок» Эмиля и Скотта Николса (Англия) на этапе в Кардифе не ускользнул от внимания фоторепортеров. На следующий после соревнования день в английской  прессе появились снимки с комментариями  момента, когда Эмиль набросился на своего обидчика и «блестяще исполнил левой  рукой хук в подбородок Скотта».  А  журнал  Speedway Star даже отметил, что свыше 200  тысяч болельщиков обменивались потом  видеоснимками того эпизода. Одновременно  приводился похожий случай, когда в 1995  году в аналогичной ситуации австрийский гонщик Крэг Бойс, выступавший в Гран-при, «припечатал» Томаша Голлоба прямо на старте...  Да так, что поляк оказался лежащим на гаревой дорожке. Охотников обменяться снимками  тогда было меньше  – около 65 тысяч. «Рукопашный поединок» Эмиля (он слева) и Скотта Николса№ 10 200977