ТЕХНИКАВ год юбилея марки Jawa о ее перспективах на российском рынке и за рубежом, о новых моделях и старых традициях главный редактор «Мото» Анатолий Сухов бе седует с исполнительным директором чешской компании Владимиром Засадилом.ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОМНИТ– Когда-то Jawa была любимой мотоциклетной маркой в Советском Союзе, а сам СССР – огромнейшим рынком для чешских мотоциклов. Сейчас – совершенно другая ситуация, да еще и экономический кризис… Как удается выживать в таких условиях? – Да, вы правы, изменилось многое. Советский Союз был для нас самым большим рынком – минимум двадцать лет мы поставляли более ста тысяч мотоциклов в год! Сегодня Jawa на порядок скромнее, чем двадцать лет назад. Тому спаду, что произошел после 1990 года, много причин. И главная – это всеобщее уменьшение интереса к мотоциклу: и в России, и в Чехии. Вообще, процессы, происходящие в обеих странах, схожи – разница в масштабах. Но вернемся в Россию. Здесь мы работаем с господином Георгием Приймуком, нашим эксклюзивным представителем в России, и у нас общие подходы и общие надежды. Конечно, для этого потребуется время, энергия и деньги. – На какие модели вы делаете ставку в России? Сейчас ваша гамма достаточно широка – от 50-кубовых до 650-кубовых мотоциклов. Какие направления будут приоритетны? – Что будет приоритетом – покажет рынок. А на спрос, в свою очередь, влияет много факторов. Например, уровень таможенных пошлин. Вкупе с НДС и транспортными расходами они поднимают цену мотоцикла на 44%. Поэтому цены выше, чем хотелось бы, и мы должны выяснить, как народ их воспримет. Но уже видно, что основные шансы у нас – в кубатуре 350 см³, это самая востребованная категория мотоциклов, на втором месте – кубатура 650 см³, на третьем – «полтинники». Надо сказать, что Jawa – особенный мотоцикл. Мы поддерживаем свой стиль, свой подход к конструкции. А 350-кубовые модели – старые знакомые для мотоциклистов со стажем. И хотя им уже 50 лет, они и дальше будут выпускаться, потому что интерес к ним возвращается даже в Европе, хотя здесь возникают трудности в плане экологии. – Не секрет, что Россия очень разная. Москва и Санкт-Петербург – одно, глу-Владимир ЗАСАДИЛ, исполнительный директор компании «Ява». По образованию – авиационный инженер, много лет прослужил в ВВС Чехословакии, имеет собственный налет. Затем работал на авиаремонтном заводе «ЛОМО-Прага» – три года техническим директором и 15 лет генеральным директором. В 2004 году возглавил компанию «Ява».бинка – совсем другое: разные люди, разные приоритеты. На какой рынок вы рассчитываете в большей степени: на глубинку или на более богатые крупные города? – Наш мотоцикл – для всей России. Конечно, везде есть своя специфика: если в провинции больше спрос на 350-кубовые машины и «полтинники», то в Москве популярны 650-кубовые модели. Это специфический покупатель, он часто приезжает на новом «Мерседесе», и бэушный «японец» его не интересует. Да и новый «японец» его не интересует. Состоятельный человек, который в Москве покупает «Яву», – это Иван, который помнит родство, и этим все сказано.– А не было планов развернуть производство здесь, как делают многие автомобильные компании, всерьез стремящиеся захватить рынок? – Да, мы собираемся развивать производство в России. Ведем поиск партнеров, есть уже конкретные имена, но, поскольку переговоры еще не закончены, я пока не могу их называть. – Это будет «отверточное» производство или со временем вы планируете перейти на местные комплектующие? – Первоначально все будет поставляться из Чехии. Мы будем стараться сохранить характер1968: JAWA 350/361 Californian 344 см³, 22 л.с., 134 кг, 135 км/ч Недостижимая мечта советских мотоциклистов, которой они могли любоваться лишь на страницах журнала «Чехословацкое мотор-ревю». Машина, созданная специально для экспорта в США, щеголяла форсированным двигателем с раздельной системой смазки, полуавтоматом сцепления и современным по тем временам обликом с изящно отогнутыми вверх глушителями. Увы, никакой макияж уже не мог скрыть тот факт, что «старушке» давно пора на покой…60№ 11 2009 и качество мотоцикла, чтобы он остался «Явой». Но не возражаем против того, чтобы со временем часть деталей производилась в России. Если наш будущий партнер сможет это делать дешевле и качественнее, – пожалуйста! – Насколько станут доступнее мотоциклы с началом их производства в России? – У нас широкая гамма моделей, и здесь мы будем собирать простейшую 350-кубовую машину в специальном исполнении только для СНГ – «Премиер». Хотим, чтобы ее розничная цена была значительно ниже 100 000 рублей. Уже сейчас мы в качестве акции продаем мотоциклы Jawa 350 Premier по 104 880 рублей, и могу сказать, что уже при такой цене интерес к ним явно растет. – То есть 350-кубовые двухтактные моторы вы рассчитываете выпускать еще долго? – Да, будем делать, пока есть спрос. Как я уже говорил, 350 см³ – это категория «Явы». Был еще «Иж», но он сейчас уже не выпускает эти мотоциклы. Так что в этой кубатуре мы – вне конкуренции. Jawa 350 занимает среди мотоциклов такое же положение, как VW «Жук» – среди автомобилей. – 350-кубовый двухтактный двигатель – это прекрасно, но рано или поздно экологические нормы поставят на нем крест. Есть ли у вас разработка перспективного двигателя или же вы в будущем будете ориентироваться лишь на покупные агрегаты? – Мы разрабатываем четырехтактный агрегат, который сохранит традиционные черты – два цилиндра в ряд, поперечно. Но рынок требует больших моторов, так что его кубатура будет более 500 см³. – Владельцев старых мотоциклов «Ява» интересует, где достать запчасти. Есть ли программа снабжения ими в России? – С этим проблем нет – но лишь с теми запчастями, которые пересекаются с современным производством. К нам нередко обращаются владельцы старых шестивольтовых моделей – естественно, таких запчастей нет, потому что и на заводе уже нет такого оборудования. Но здесь мы предлагаем варианты – например, полную замену двигателя. Кроме того, у нас есть услуга, которой не предлагает ни один дилер в России: мы высылаем запчасти почтой по всей стране. – Сколько мотоциклов вы сейчас продаете в России и как отразился на продажах кризис?– За первые шесть месяцев этого года по сравнению с первым полугодием прошлого продажи выросли в два с половиной раза! Причем прежде всего за счет 350-кубовой модели. И рост – в провинции, Москва же «просела». – Сейчас и в автомобильной, и в мотоциклетной отрасли происходит много перепродаж, поглощений, слияний… Не поступало ли «Яве» каких-либо «нескромных» предложений от зарубежных концернов? – Да, были. Но у нас перед глазами пример, к чему может привести такое «сотрудничество». Как вы знаете, в начале 90-х годов чешская компания CZ приняла – быть может, слишком поспешно – предложение о союзе с итальянской Cagiva. Закончилось это тем, что CZ, конечно, живет, но мотоциклы уже не выпускает. Jawa в те годы была государственным акционерным обществом, и ее управляющие боялись – и, по-моему, справедливо – повторения такого же сценария. – Мотоциклы «Ява» всегда принимали участие в спортивных соревнованиях. А как обстоят дела со спортом сейчас? – Спорт всегда требует больших денег. Так что эта тема пока закрыта. Выпускаются мотоциклы для спидвея, но сейчас это – независимое предприятие. Мы, конечно, сотрудничаем, но у них другой хозяин. – У современной «Явы» очень интересный дизайн. Это собственные разработки или проекты ателье «со стороны»? – Модель 650 Classic разрабатывал лучший чешский дизайнер Вацлав Крал – к сожалению, его уже нет в живых. А модель 650 Dakar создавал со своими колегами уже собственный заводской конструктор и дизайнер Владимир Абрахам – и, по-моему, весьма удачно. К тому же он много лет работает конструктором, и поэтому у него огромное преимущество – он отлично знает производство и его возможности. Если говорить о характерных стилистических штрихах, то как у Mercedes-Benz – специфическая решетка радиатора, так у Jawa – характерный бензобак. По той же причине этот «штрих» вы увидите и на современной продукции – мотоцикле Jawa 650 Classic. – А какой среди исторических мотоциклов «Ява» Вам нравится больше всего? – В молодости моя мечта – недоступная (потому что почти все они шли на экспорт) Jawa 350 Californian.– Каким был Ваш первый мотоцикл и на каком ездите сейчас? – Впервые попробовал в 10 лет – на папином CZ 150С, тайком от него, конечно. В молодости ездил на Jawa 350, но затем ушел в авиацию, и времени для мотоциклов не стало. Лишь придя на Jawa, вернулся к этому увлечению. Сейчас езжу на Jawa 650 Dakar. – Уже не первый год Ваш приезд в Россию совпадает с проведением Международного авиакосмического салона в Жуковском (надеюсь, и нынешний Вам понравился). Вся Ваша жизнь связана с авиацией. Сложно было пересаживаться из самолетного кресла в кресло исполнительного директора знаменитой на весь мир мотоциклетной фирмы? – По образованию я – авиационный инженер, много лет служил в ВВС Чехословакии. Но инженер – «летающий»: у меня 770 часов налета на различных типах самолетов – не очень много. После демобилизации пришел на авиационное предприятие «ЛОМО-Прага». Мы разработали и запустили в серию уникальное семейство двигателей для легко моторной авиации – они работают на обычном автомобильном бензине! Наши силовые агрегаты сертифицированы в Европе, в США и в России. У вас они даже стоят на СУ-38Л. Пять лет назад мне предложили новое дело – возглавить компанию Jawa – и я не смог отказаться... – Примите мои поздравления с 80-летием марки! Желаю ей долгой и счастливой жизни, в том числе и в России!1973: JAWA 350/634 344 см³, 22 л.с., 155 кг, 125 км/ч Долгожданная замена «старушке», с совершенно новой ходовой частью (дуплексная рама создана на основе полученного во внедорожных соревнованиях опыта) и модернизированным силовым агрегатом. Она обеспечила марке любовь советских мотоциклистов на ближайшие 15 лет, хотя по меркам «большого мира» уже с трудом вписывалась в понятие «современный мотоцикл». Тем не менее в значительно модернизированном виде (серия 350/640) машина выпускается до сих пор, находя сбыт за счет отработанной «до звона» конструкции, выдающейся ремонтопригодности и более чем лояльной к кошельку покупателя цене. № 11 200961