60
61
ТЕХНИКАВ год юбилея марки Jawa о ее перспективах на российском рынке и за рубежом, о новых моделях и старых традициях главный редактор «Мото» Анатолий Сухов бе­ седует с исполнительным директором чешской компании Владимиром Засадилом.ДЛЯ ТЕХ, КТО ПОМНИТ– Когда-то Jawa была любимой мотоциклетной маркой в Советском Союзе, а сам СССР – огромнейшим рынком для чешских мотоциклов. Сейчас – совершенно другая ситуация, да еще и экономический кризис… Как удается выживать в таких условиях? – Да, вы правы, изменилось многое. Советский Союз был для нас самым большим рынком – минимум двадцать лет мы поставляли более ста тысяч мотоциклов в год! Сегодня Jawa на порядок скромнее, чем двадцать лет назад. Тому спаду, что произошел после 1990 года, много причин. И главная – это всеобщее уменьшение интереса к мотоциклу: и в России, и в Чехии. Вообще, процессы, происходящие в обеих странах, схожи – разница в масштабах. Но вернемся в Россию. Здесь мы работаем с господином Георгием Приймуком, нашим эксклюзивным представителем в России, и у нас общие подходы и общие надежды. Конечно, для этого потребуется время, энергия и деньги. – На какие модели вы делаете ставку в России? Сейчас ваша гамма достаточно широка – от 50-кубовых до 650-кубовых мотоциклов. Какие направления будут приоритетны? – Что будет приоритетом – покажет рынок. А на спрос, в свою очередь, влияет много факторов. Например, уровень таможенных пошлин. Вкупе с НДС и транспортными расходами они поднимают цену мотоцикла на 44%. Поэтому цены выше, чем хотелось бы, и мы должны выяснить, как народ их воспримет. Но уже видно, что основные шансы у нас – в кубатуре 350 см³, это самая востребованная категория мотоциклов, на втором месте – кубатура 650 см³, на третьем – «полтинники». Надо сказать, что Jawa – особенный мотоцикл. Мы поддерживаем свой стиль, свой подход к конструкции. А 350-кубовые модели – старые знакомые для мотоциклистов со стажем. И хотя им уже 50 лет, они и дальше будут выпускаться, потому что интерес к ним возвращается даже в Европе, хотя здесь возникают трудности в плане экологии. – Не секрет, что Россия очень разная. Москва и Санкт-Петербург – одно, глу-Владимир ЗАСАДИЛ, исполнительный директор компании «Ява». По образованию – авиационный инженер, много лет прослужил в ВВС Чехословакии, имеет собственный налет. Затем работал на авиаремонтном заводе «ЛОМО-Прага» – три года техническим директором и 15 лет генеральным директором. В 2004 году возглавил компанию «Ява».бинка – совсем другое: разные люди, разные приоритеты. На какой рынок вы рассчитываете в большей степени: на глубинку или на более богатые крупные города? – Наш мотоцикл – для всей России. Конечно, везде есть своя специфика: если в провинции больше спрос на 350-кубовые машины и «полтинники», то в Москве популярны 650-кубовые модели. Это специфический покупатель, он часто приезжает на новом «Мерседесе», и бэушный «японец» его не интересует. Да и новый «японец» его не интересует. Состоятельный человек, который в Москве покупает «Яву», – это Иван, который помнит родство, и этим все сказано.– А не было планов развернуть производство здесь, как делают многие автомобильные компании, всерьез стремящиеся захватить рынок? – Да, мы собираемся развивать производство в России. Ведем поиск партнеров, есть уже конкретные имена, но, поскольку переговоры еще не закончены, я пока не могу их называть. – Это будет «отверточное» производство или со временем вы планируете перейти на местные комплектующие? – Первоначально все будет поставляться из Чехии. Мы будем стараться сохранить характер1968: JAWA 350/361 Californian 344 см³, 22 л.с., 134 кг, 135 км/ч Недостижимая мечта советских мотоциклистов, которой они могли любоваться лишь на страницах журнала «Чехословацкое мотор-ревю». Машина, созданная специально для экспорта в США, щеголяла форсированным двигателем с раздельной системой смазки, полуавтоматом сцепления и современным по тем временам обликом с изящно отогнутыми вверх глушителями. Увы, никакой макияж уже не мог скрыть тот факт, что «старушке» давно пора на покой…60№ 11 2009 и  качество  мотоцикла,  чтобы  он  остался  «Явой». Но   не возражаем против того, чтобы  со  временем  часть  деталей  производилась  в России. Если наш будущий партнер сможет  это  делать  дешевле  и  качественнее,  –  пожалуйста! – Насколько станут доступнее мотоциклы с началом их производства в России? – У нас широкая гамма моделей, и здесь мы  будем  собирать  простейшую  350-кубовую  машину  в  специальном  исполнении  только  для  СНГ  –  «Премиер».  Хотим,  чтобы  ее  розничная  цена  была  значительно  ниже  100  000  рублей.  Уже сейчас мы в качестве акции продаем  мотоциклы  Jawa  350  Premier  по  104  880  рублей,  и могу сказать, что уже при такой цене интерес  к ним явно растет.  – То есть 350-кубовые двухтактные моторы вы рассчитываете выпускать еще долго? –  Да,  будем  делать,  пока  есть  спрос.  Как  я уже говорил, 350 см³ – это категория «Явы».  Был еще «Иж», но он сейчас уже не выпускает  эти мотоциклы. Так что в этой кубатуре мы – вне  конкуренции. Jawa 350 занимает среди мотоциклов такое же положение, как VW «Жук» –  среди автомобилей. – 350-кубовый двухтактный двигатель – это прекрасно, но рано или поздно экологические нормы поставят на нем крест. Есть ли у вас разработка перспективного двигателя или же вы в будущем будете ориентироваться лишь на покупные агрегаты? – Мы разрабатываем четырехтактный агрегат, который сохранит традиционные черты –  два  цилиндра  в  ряд,  поперечно.  Но  рынок  требует больших моторов, так что его кубатура  будет более 500 см³. – Владельцев старых мотоциклов «Ява» интересует, где достать запчасти. Есть ли программа снабжения ими в России? – С этим проблем нет – но лишь с теми запчастями, которые пересекаются с современным  производством.  К  нам  нередко  обращаются  владельцы старых шестивольтовых моделей –  естественно,  таких  запчастей  нет,  потому  что  и на заводе уже нет такого оборудования. Но  здесь  мы  предлагаем  варианты  –  например,  полную замену двигателя. Кроме того, у нас есть  услуга, которой не предлагает ни один дилер  в России: мы высылаем запчасти почтой по всей  стране. – Сколько мотоциклов вы сейчас продаете в России и как отразился на продажах кризис?–  За  первые  шесть  месяцев  этого  года  по  сравнению с первым полугодием прошлого продажи выросли в два с половиной раза! Причем  прежде  всего  за  счет  350-кубовой  модели.  И рост – в провинции, Москва же «просела». – Сейчас и в автомобильной, и в мотоциклетной отрасли происходит много перепродаж, поглощений, слияний… Не поступало ли «Яве» каких-либо «нескромных» предложений от зарубежных концернов? – Да, были. Но у нас перед глазами пример,  к чему может привести такое «сотрудничество».  Как  вы  знаете,  в  начале  90-х  годов  чешская  компания CZ приняла – быть может, слишком  поспешно – предложение о союзе с итальянской Cagiva. Закончилось это тем, что CZ, конечно, живет, но мотоциклы уже не выпускает. Jawa в те годы была государственным  акционерным обществом, и ее управляющие боялись – и, по-моему, справедливо – повторения такого же сценария. – Мотоциклы «Ява» всегда принимали участие в спортивных соревнованиях. А как обстоят дела со спортом сейчас? – Спорт всегда требует больших денег. Так  что эта тема пока закрыта. Выпускаются мотоциклы для спидвея, но сейчас это – независимое предприятие. Мы, конечно, сотрудничаем,  но у них другой хозяин. – У современной «Явы» очень интересный дизайн. Это собственные разработки или проекты ателье «со стороны»? – Модель 650 Classic разрабатывал лучший  чешский  дизайнер  Вацлав  Крал  –  к  сожалению, его уже нет в живых. А модель 650 Dakar  создавал  со  своими  колегами  уже  собственный заводской конструктор  и дизайнер Владимир Абрахам – и,  по-моему, весьма удачно. К тому же  он много лет работает конструктором, и поэтому у него огромное преимущество – он отлично знает производство и его возможности. Если говорить о характерных стилистических  штрихах, то как у Mercedes-Benz – специфическая решетка радиатора, так у Jawa – характерный  бензобак.  По  той  же  причине  этот  «штрих»  вы  увидите  и  на  современной  продукции – мотоцикле Jawa 650 Classic. – А какой среди исторических мотоциклов «Ява» Вам нравится больше всего? – В молодости моя мечта – недоступная (потому что почти все они шли на экспорт) Jawa  350 Californian.– Каким был Ваш первый мотоцикл и на каком ездите сейчас? – Впервые попробовал в 10 лет – на  папином CZ 150С, тайком от него, конечно. В молодости ездил на Jawa 350, но затем  ушел в авиацию, и времени для мотоциклов не  стало. Лишь придя на Jawa, вернулся к этому  увлечению. Сейчас езжу на Jawa 650 Dakar. – Уже не первый год Ваш приезд в Россию совпадает с проведением Международного авиакосмического салона в Жуковском (надеюсь, и нынешний Вам понравился). Вся Ваша жизнь связана с авиацией. Сложно было пересаживаться из самолетного кресла в кресло исполнительного директора знаменитой на весь мир мотоциклетной фирмы? – По образованию я – авиационный инженер, много лет служил в ВВС Чехословакии.  Но инженер – «летающий»: у меня 770 часов  налета  на  различных  типах  самолетов  –  не  очень много. После демобилизации пришел  на авиационное предприятие «ЛОМО-Прага».  Мы  разработали  и  запустили  в  серию  уникальное  семейство  двигателей  для  легко моторной авиации – они работают на обычном  автомобильном бензине! Наши силовые агрегаты  сертифицированы  в  Европе,  в  США  и в России. У вас они даже стоят на СУ-38Л.  Пять лет назад мне предложили новое дело –  возглавить компанию Jawa – и я не смог отказаться... – Примите мои поздравления с 80-летием марки! Желаю ей долгой и счастливой жизни, в том числе и в России!1973: JAWA 350/634 344 см³, 22 л.с., 155 кг, 125 км/ч Долгожданная замена «старушке», с совершенно новой ходовой частью (дуплексная рама создана на основе полученного во внедорожных соревнованиях опыта)  и модернизированным силовым агрегатом. Она обеспечила марке любовь советских мотоциклистов на ближайшие 15 лет, хотя по меркам «большого мира» уже  с трудом вписывалась в понятие «современный мотоцикл». Тем не менее в значительно модернизированном виде (серия 350/640) машина выпускается до сих пор,  находя сбыт за счет отработанной «до звона» конструкции, выдающейся ремонтопригодности и более чем лояльной к кошельку покупателя цене. № 11 200961