48
49
50
РЫНОКутилитарные снегоходы«Быстрее-выше-сильнее» - вот лозунг современного сноумобилестроения, на фоне которого кубатура 250 см3 и двухтактник смотрятся атавизмами. Однако именно цель определяет средства. И в тени флагманов от Балтики до Камчатки скромно трудятся «рабочие лошадки», не блещущие подиумной красотой. Их главная задача – не подвести в самой сложной ситуации. Самым простым, неприхотливым и доступным снегоходам и посвящен наш обзор*.ТРУДЯГИПавел КУРЛАПОВ, фото из архива редакции и фирм-производителейYAMAHA выпускает полный спектр снегомобилей уже на протяжении многих лет и стала одним из законодателей моды. Одними из наиболее популярных в мире утилитарных сноумобилей считают аппараты именно этой марки**. BR250T Этот аппарат – несомненный лидер класса, – в первую очередь, по цене. Bravo – таково его полное имя – появился в далеком 1992 году и с тех пор выпускается практически в неизменном виде. Его кредо – скромность, лаконичность и простота. Одноцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения, простейшие подвески (рессоры и амортизаторы спереди и подпружиненный склиз с амортизатором сзади), отсутствие электрозапуска и заднего хода, механический привод диско*Об отечественных снегоходах читайте в «Мото», №10-2009. **Тест моделей 2010 года на с. 28-33. ***Цены в Москве на начало октября 2009 года.BR250T Двигатель: 1-цилиндровый, 2-тактный, 249 см3, 18 л.с. Колея лыж: 750 мм Размер гусеницы (ДхШхВ): 3455 x 380 x 19 мм Сухая масса: 175 кг Цена***: 159 000 руб.48№ 11 2009 вого тормоза – все направлено на упрощение, облегчение и удешевление машины. Буквально по всем характеристикам, кроме разве что мощности, Bravo можно поставить в один ряд с продукцией отечественных производителей. Единственное яркое отличие «японца» от продукции «нашепрома» ­ качество изготовления и надежность. Даже самый первый довод многих сторонников отечественной продукции «А вот сломается, и что делать? А «Буран» я в любом сугробе починю...» в данном случае не срабатывает, ведь по конструкции «бэтэшка», пожалуй, даже проще, чем та же «Рысь» или «Буран». Несколько удивляет отсутствие реверса в трансмиссии, но один взгляд на цифру снаряженной массы аппарата (а это всего 200 кг) вопрос снимает: коли что – можно и ручками развернуть. Довольно узкая колея лыж и примитивная подвеска делают энергичную езду практически невозможной, аппарат норовит оказаться «кверху ластами» в любом более­ менее крутом вираже и даже поймав незначительную на первый взгляд снежную кочку. Но даже этот недостаток в рамках простого утилитарника таковым считать не стоит. Хотите «жечь» – извольте аппарат раза в три дороже. Разумеется, Bravo далеко не рекордсмен и по тягово­динамическим характеристикам. Заявленная максималка составляет всего 70 км/ч, да и сани с сотней килограммов поклажи не прицепишь – не вытянет. Но более подходящей машины, допустим, для езды на рыбалку или патрулирования егерьских угодий подыскать сложно. VK540III Viking III – пожалуй, наиболее сбалансированный по соотношению «цена­качество­комфорт» утилитарник от «трех камертонов». В отличие от действительно спартанской BR250T, в этом аппарате уже все действительно по­взрослому, начиная от двигателя и заканчивая комплектацией. Двухцилиндровый мотор более чем полулитровго объема выдает хоть и скромные, но вполне приемлемые для обыденных бытовых задач 46 сил, а в трансмиссии, помимо реверса, есть еще и понижающая передача. Плюс широкая гусеница с хорошим зацепом, позволяющая двигаться по снегу любой глубины с максимальной наргузкой, – все это делает Viking III идеальной рабочей машиной для любых задач. Он может стать и многофункциональным транспортом на горнолыжном курорте, и челноком для нефтяников в Заполярье, и прекрасным помощником для охотников. Помимо вполне приемлемой динамики и тягового потенциала, Viking III не обходит стороной и комфорт. В нем нет ничего лишнего, но есть все, что необходимо для комфортной каждодневной многочасовой работы. Разумеется, здесь уже есть и электрозапуск, и подогрев ру­ кояток руля, и спинка для пассажира. В базовую комплектацию включено тягово­сцепное устройство и решетка­багажник. На комфорт ездоков работают и подвески: лыжи установ-VK540III Двигатель: 2­цилиндровый, рядный, 2­тактный, 535 см3, 46 л.с. Колея лыж: 960 мм Размер гусеницы (ДхШхВ): 3968 x 508 x 25 мм Сухая масса: 291 кг Цена: 283 000 руб. лены на телескопических стойках, а задняя подвеска ProAction Plus c газонаполненным амортизатором высокого давления и возможностью быстрой подстройки преднатяга пружины и демпфирования отбоя вообще считается одной из лучших в мире. Словом, Viking III – действительно универсальный аппарат: он может не только выполнять сложную работу в любых погодных условиях, но и стать отличным снарядом для путешествий или покатушек, ведь для него комфорт – не пустой звук. POLARIS. Эта американская компания одной из первых начала продажи своей техники на территории России. Именно поэтому ее снегоходы, пожалуй, чаще других встречаются на заснеженных просторах нашей родины. И любители, и профессионалы по достоинству оценили их качество и надежность. По утверждениям многих специалистов, именно Polaris наиболее приспособлен к эксплуатации в ус­ ловиях России. Причина – не только в надежности и неприхотливости техники, но и в доступности запчастей, причем не только оригинальных. В соседней Финляндии, к примеру, сноумобили Polaris настолько популярны, что вокруг них возникла целая индустрия, предлагающая не только всевозможный тюнинг и аксессуары, но и полный спектр запчастей. Это, разумеется, ускоряет и удешевляет любой ремонт, ведь везти запчасти гораздо ближе. По традиционно сложившейся классификации снегоходы, предназначенные для передвижения по глубокому снегу, называются Wide Track (широкий след), основная особенность техники этого типа – уширенная гусеница. Утилитарники Polaris носят именно это название, но в слегка видоизмененной форме. WIDETRAK LX Эта модель – самая доступная в линейке утилитарных снегоходов компании. Но, в отличие от Yamaha, «американец» совсем не претендует на роль «серой мышки», как внешне, так и внутренне. Сказываются особенности национального характера. Ведь американцы даже такие прозаичные вещи, как дальнобойные грузовики и тракторы, умудряются сделатьWIDETRAK LX Двигатель: 2­цилиндровый, рядный, 2­тактный, 488 см3, 85 л.с. Колея лыж: 965 мм Размер гусеницы (ДхШхВ): 3962 x 508 x 25 мм Сухая масса: 278 кг Цена: 313 000 руб.№ 11 200949 РЫНОКутилитарные снегоходыYETI Pro 550 Двигатель: 2-цилиндровый, рядный, 2-тактный, 553 см3, 57 л.с. Колея лыж: 900 мм Размер гусеницы (ДхШхВ): 3968 x 600 x 32 мм Сухая масса: 295 кг Цена: 399 000 руб. можно  смело  влезать  в  любые  самые  непролазные  сугробы,  и  мокрую  шугу,  причем  не  только «порожняком», но и с увесистым прицепом  на  хвосте.  Этот  «Бигфут»  оборудован  модульным сиденьем с быстросъемной пассажирской частью. Скинув в гараже «полдивана»,  получаем довольно большой по меркам класса  багажник. Разумеется, фаркоп – в комплекте.  На  «Финне»  установлен  двухцилиндровый  двухтактный мотор Rotax (еще один привет от  BRP)  в  паре  с  вариатором  с  системой  Syncro,  смягчающей рывки трансмиссии при троганье.    YETI Pro Army V-800 У «Бигфута» есть и родной брат, выпускаемый  на той же платформе Yeti II, – четырехтактник  Yeti Pro Army V-800. Внешне машины почти не  различимы, но под капотом «Армейца» прячется совсем иная начинка – V-образная двойка  Rotax V-810, разработана специально для снегоходов. Двиагтель настроен в большей степени на тягу, нежели на мощность, что позволяет    не только с легкостью таскать сани с «убитыми  медведями», но и вытягивать из снежного плена легковушки и небольшие внедорожники. Pro  Army  действительно  задумывался  как  аппарат для самых сложных условий эксплуатации. Помимо обычных для снегоходов этого  класса понижающей передачи в трансмиссии,  подогрева рукояток, высокого ветрового стекла, багажника и фаркопа, в стандартную комплектацию входят запасной ремень вариатора  и комплект свечей зажигания. А в недрах машины спрятаны аж два аккумулятора, для надежного  запуска  в  самые  лютые  морозы.  Радиаторы  системы  охлаждения  дублируют  друг  друга:  один  расположен  в  подкапотном  пространстве и работает на высоких скоростях,  охлаждаясь  потоком  набегающего  воздуха,  а второй установлен над гусеницей и берет на  себя основную нагрузку, когда скорость невелика, а снега с гусеницы летит достаточно много, например, на глубокой целине. Кроме того,  в  стандартную  комплектацию  входят  топор,  нож, герметичная сумка для документов и карт,  комплект запасных ламп и буксировочный трос,  а на обычный для этого типа машин решетчатый  багажник  установлен  герметичный  кофр.  Словом,  в  своем  классе  Yeti  Pro  Army  V-800,  пожалуй, самый упакованный аппарат. красивыми – вспомним хотя бы тягачи Mack. Та  же картина и со снегоходами: Widetrak LX, хоть  и  самый  младший,    выглядит  очень  даже  удальцом. Сразу видно, что над обликом машины  работали  не  только  инженеры-компоновщики,  но  и  дизайнеры.  Хоть  это  и  не  главное  достоинство  утилитарной  машины,  а  все  равно  приятно.  А  что  до  главного,  то  и  здесь  у  Polaris  все  в  полном  порядке:  при  мень  шем  на  50  см3,  чем  у  Yamaha  Viking  III,  рабочем объеме двигателя мощность «американца»  почти  вдвое  выше  –  85  л.с.  В  первую  очередь, это достигнуто за счет установки отдель  ного карбюратора для каждого цилиндра.    В силу большой энерговооруженности двигатель оснастили и жидкостной системой охлаждения. По той же причине здесь уже не обойтись  механическим тормозом – он гид  рав    лический.   Вариаторная трансмиссия оборудована реверсом  и  понижающей  передачей,  что  значительно  расширяет  возможности  как  пе  ре  движения  в  тяжелых  условиях,  так  и  транспортировки  груженых  саней.  В  этом  Widetrak  LX  и  Viking  III  близнецы-братья.  Да  и «обувка» у них практически одного размера:  ширина  гусеницы  «за  полметра»  позволяет  передвигаться  по  сугробам  любой  глубины.  А  благодаря  своей  мощности,  LX  способен  даже  вытащить  лекговушку  из  кювета,  чем  «японский брат» похвастать вряд ли сможет. Под  стать  мотору  и  подвески.  Американцы  не  скупились  на  комфорт:  лыжи  установлены  на  современной  рычажной  подвеске  IFS,  а  в задней регулируемой подвеске работают два  амортизатора – спереди и сзади. Само собой,  «янки» не забыли и о столь необходимых «полезностях», как решетчатый багажник, большое  подседельное  пространство  для  багажа  и фаркоп. Пассажирское место – с регулируемой спинкой, а ручки руля и «курок» газа – подогревом.  В  базовую  комплектацию  входит  даже розетка на 12 В. BRP-LYNX. Некогда финский бренд Lynx, хоть  и довольно старый игрок на снегоходном рынке (впервые сноумобиль под этой маркой увидел свет в 1968 году), до недавнего времени  пребывал  примерно  в  том  же  «здравии»,  что  и  отечественные  производители.  Морально и технически устаревшие модели, ужасающее  качество сборки... поток рекламационной техники, входившей в ворота завода, был не многим  меньше  потока,  сходящего  с  конвейера.  Ситуация резко изменилась, когда бренд выкупил  концерн  B RP.  Действенный  контроль  качества и высококва лифицированный менеджмент  подняли  марку  на  новый  уровень.  Сейчас снегоходы Lynx соответствуют лучшим  мировым стандартам. Правда, бренд ориентирован на внутренний рынок Финляндии, и хотя  в России работают официальные дилеры B RP,  торгующие,  разумеется,  и  финской  техникой,  ее доля на нашем рынке невелика. YETI Pro 550 Этот аппарат относится к категории Super Wide  Track,  то  есть  со  сверхширокой  гусеницей.  Отсюда и название – «Йети», он же «Бигфут».  Это своего рода вездеходы высшей категории  проходимости.  Под  стать  ширине  и  высота  грунтозацепов – 32 мм. С таким вооружением  YETI Pro Army V-800 Двигатель: 2-цилиндровый, V-образный,  4-тактный, 800 см3, 65 л.с. Колея лыж: 900 мм Размер гусеницы (ДхШхВ): 3968 x 600 x 32 мм Сухая масса: 320 кг Цена: 559 000 руб.50№ 11 2009