РЫНОКутилитарные снегоходы«Быстрее-выше-сильнее» - вот лозунг современного сноумобилестроения, на фоне которого кубатура 250 см3 и двухтактник смотрятся атавизмами. Однако именно цель определяет средства. И в тени флагманов от Балтики до Камчатки скромно трудятся «рабочие лошадки», не блещущие подиумной красотой. Их главная задача – не подвести в самой сложной ситуации. Самым простым, неприхотливым и доступным снегоходам и посвящен наш обзор*.ТРУДЯГИПавел КУРЛАПОВ, фото из архива редакции и фирм-производителейYAMAHA выпускает полный спектр снегомобилей уже на протяжении многих лет и стала одним из законодателей моды. Одними из наиболее популярных в мире утилитарных сноумобилей считают аппараты именно этой марки**. BR250T Этот аппарат – несомненный лидер класса, – в первую очередь, по цене. Bravo – таково его полное имя – появился в далеком 1992 году и с тех пор выпускается практически в неизменном виде. Его кредо – скромность, лаконичность и простота. Одноцилиндровый двухтактный двигатель воздушного охлаждения, простейшие подвески (рессоры и амортизаторы спереди и подпружиненный склиз с амортизатором сзади), отсутствие электрозапуска и заднего хода, механический привод диско*Об отечественных снегоходах читайте в «Мото», №10-2009. **Тест моделей 2010 года на с. 28-33. ***Цены в Москве на начало октября 2009 года.BR250T Двигатель: 1-цилиндровый, 2-тактный, 249 см3, 18 л.с. Колея лыж: 750 мм Размер гусеницы (ДхШхВ): 3455 x 380 x 19 мм Сухая масса: 175 кг Цена***: 159 000 руб.48№ 11 2009 вого тормоза – все направлено на упрощение, облегчение и удешевление машины. Буквально по всем характеристикам, кроме разве что мощности, Bravo можно поставить в один ряд с продукцией отечественных производителей. Единственное яркое отличие «японца» от продукции «нашепрома» качество изготовления и надежность. Даже самый первый довод многих сторонников отечественной продукции «А вот сломается, и что делать? А «Буран» я в любом сугробе починю...» в данном случае не срабатывает, ведь по конструкции «бэтэшка», пожалуй, даже проще, чем та же «Рысь» или «Буран». Несколько удивляет отсутствие реверса в трансмиссии, но один взгляд на цифру снаряженной массы аппарата (а это всего 200 кг) вопрос снимает: коли что – можно и ручками развернуть. Довольно узкая колея лыж и примитивная подвеска делают энергичную езду практически невозможной, аппарат норовит оказаться «кверху ластами» в любом более менее крутом вираже и даже поймав незначительную на первый взгляд снежную кочку. Но даже этот недостаток в рамках простого утилитарника таковым считать не стоит. Хотите «жечь» – извольте аппарат раза в три дороже. Разумеется, Bravo далеко не рекордсмен и по тяговодинамическим характеристикам. Заявленная максималка составляет всего 70 км/ч, да и сани с сотней килограммов поклажи не прицепишь – не вытянет. Но более подходящей машины, допустим, для езды на рыбалку или патрулирования егерьских угодий подыскать сложно. VK540III Viking III – пожалуй, наиболее сбалансированный по соотношению «ценакачествокомфорт» утилитарник от «трех камертонов». В отличие от действительно спартанской BR250T, в этом аппарате уже все действительно повзрослому, начиная от двигателя и заканчивая комплектацией. Двухцилиндровый мотор более чем полулитровго объема выдает хоть и скромные, но вполне приемлемые для обыденных бытовых задач 46 сил, а в трансмиссии, помимо реверса, есть еще и понижающая передача. Плюс широкая гусеница с хорошим зацепом, позволяющая двигаться по снегу любой глубины с максимальной наргузкой, – все это делает Viking III идеальной рабочей машиной для любых задач. Он может стать и многофункциональным транспортом на горнолыжном курорте, и челноком для нефтяников в Заполярье, и прекрасным помощником для охотников. Помимо вполне приемлемой динамики и тягового потенциала, Viking III не обходит стороной и комфорт. В нем нет ничего лишнего, но есть все, что необходимо для комфортной каждодневной многочасовой работы. Разумеется, здесь уже есть и электрозапуск, и подогрев ру кояток руля, и спинка для пассажира. В базовую комплектацию включено тяговосцепное устройство и решеткабагажник. На комфорт ездоков работают и подвески: лыжи установ-VK540III Двигатель: 2цилиндровый, рядный, 2тактный, 535 см3, 46 л.с. Колея лыж: 960 мм Размер гусеницы (ДхШхВ): 3968 x 508 x 25 мм Сухая масса: 291 кг Цена: 283 000 руб. лены на телескопических стойках, а задняя подвеска ProAction Plus c газонаполненным амортизатором высокого давления и возможностью быстрой подстройки преднатяга пружины и демпфирования отбоя вообще считается одной из лучших в мире. Словом, Viking III – действительно универсальный аппарат: он может не только выполнять сложную работу в любых погодных условиях, но и стать отличным снарядом для путешествий или покатушек, ведь для него комфорт – не пустой звук. POLARIS. Эта американская компания одной из первых начала продажи своей техники на территории России. Именно поэтому ее снегоходы, пожалуй, чаще других встречаются на заснеженных просторах нашей родины. И любители, и профессионалы по достоинству оценили их качество и надежность. По утверждениям многих специалистов, именно Polaris наиболее приспособлен к эксплуатации в ус ловиях России. Причина – не только в надежности и неприхотливости техники, но и в доступности запчастей, причем не только оригинальных. В соседней Финляндии, к примеру, сноумобили Polaris настолько популярны, что вокруг них возникла целая индустрия, предлагающая не только всевозможный тюнинг и аксессуары, но и полный спектр запчастей. Это, разумеется, ускоряет и удешевляет любой ремонт, ведь везти запчасти гораздо ближе. По традиционно сложившейся классификации снегоходы, предназначенные для передвижения по глубокому снегу, называются Wide Track (широкий след), основная особенность техники этого типа – уширенная гусеница. Утилитарники Polaris носят именно это название, но в слегка видоизмененной форме. WIDETRAK LX Эта модель – самая доступная в линейке утилитарных снегоходов компании. Но, в отличие от Yamaha, «американец» совсем не претендует на роль «серой мышки», как внешне, так и внутренне. Сказываются особенности национального характера. Ведь американцы даже такие прозаичные вещи, как дальнобойные грузовики и тракторы, умудряются сделатьWIDETRAK LX Двигатель: 2цилиндровый, рядный, 2тактный, 488 см3, 85 л.с. Колея лыж: 965 мм Размер гусеницы (ДхШхВ): 3962 x 508 x 25 мм Сухая масса: 278 кг Цена: 313 000 руб.№ 11 200949 РЫНОКутилитарные снегоходыYETI Pro 550 Двигатель: 2-цилиндровый, рядный, 2-тактный, 553 см3, 57 л.с. Колея лыж: 900 мм Размер гусеницы (ДхШхВ): 3968 x 600 x 32 мм Сухая масса: 295 кг Цена: 399 000 руб. можно смело влезать в любые самые непролазные сугробы, и мокрую шугу, причем не только «порожняком», но и с увесистым прицепом на хвосте. Этот «Бигфут» оборудован модульным сиденьем с быстросъемной пассажирской частью. Скинув в гараже «полдивана», получаем довольно большой по меркам класса багажник. Разумеется, фаркоп – в комплекте. На «Финне» установлен двухцилиндровый двухтактный мотор Rotax (еще один привет от BRP) в паре с вариатором с системой Syncro, смягчающей рывки трансмиссии при троганье. YETI Pro Army V-800 У «Бигфута» есть и родной брат, выпускаемый на той же платформе Yeti II, – четырехтактник Yeti Pro Army V-800. Внешне машины почти не различимы, но под капотом «Армейца» прячется совсем иная начинка – V-образная двойка Rotax V-810, разработана специально для снегоходов. Двиагтель настроен в большей степени на тягу, нежели на мощность, что позволяет не только с легкостью таскать сани с «убитыми медведями», но и вытягивать из снежного плена легковушки и небольшие внедорожники. Pro Army действительно задумывался как аппарат для самых сложных условий эксплуатации. Помимо обычных для снегоходов этого класса понижающей передачи в трансмиссии, подогрева рукояток, высокого ветрового стекла, багажника и фаркопа, в стандартную комплектацию входят запасной ремень вариатора и комплект свечей зажигания. А в недрах машины спрятаны аж два аккумулятора, для надежного запуска в самые лютые морозы. Радиаторы системы охлаждения дублируют друг друга: один расположен в подкапотном пространстве и работает на высоких скоростях, охлаждаясь потоком набегающего воздуха, а второй установлен над гусеницей и берет на себя основную нагрузку, когда скорость невелика, а снега с гусеницы летит достаточно много, например, на глубокой целине. Кроме того, в стандартную комплектацию входят топор, нож, герметичная сумка для документов и карт, комплект запасных ламп и буксировочный трос, а на обычный для этого типа машин решетчатый багажник установлен герметичный кофр. Словом, в своем классе Yeti Pro Army V-800, пожалуй, самый упакованный аппарат. красивыми – вспомним хотя бы тягачи Mack. Та же картина и со снегоходами: Widetrak LX, хоть и самый младший, выглядит очень даже удальцом. Сразу видно, что над обликом машины работали не только инженеры-компоновщики, но и дизайнеры. Хоть это и не главное достоинство утилитарной машины, а все равно приятно. А что до главного, то и здесь у Polaris все в полном порядке: при мень шем на 50 см3, чем у Yamaha Viking III, рабочем объеме двигателя мощность «американца» почти вдвое выше – 85 л.с. В первую очередь, это достигнуто за счет установки отдель ного карбюратора для каждого цилиндра. В силу большой энерговооруженности двигатель оснастили и жидкостной системой охлаждения. По той же причине здесь уже не обойтись механическим тормозом – он гид рав лический. Вариаторная трансмиссия оборудована реверсом и понижающей передачей, что значительно расширяет возможности как пе ре движения в тяжелых условиях, так и транспортировки груженых саней. В этом Widetrak LX и Viking III близнецы-братья. Да и «обувка» у них практически одного размера: ширина гусеницы «за полметра» позволяет передвигаться по сугробам любой глубины. А благодаря своей мощности, LX способен даже вытащить лекговушку из кювета, чем «японский брат» похвастать вряд ли сможет. Под стать мотору и подвески. Американцы не скупились на комфорт: лыжи установлены на современной рычажной подвеске IFS, а в задней регулируемой подвеске работают два амортизатора – спереди и сзади. Само собой, «янки» не забыли и о столь необходимых «полезностях», как решетчатый багажник, большое подседельное пространство для багажа и фаркоп. Пассажирское место – с регулируемой спинкой, а ручки руля и «курок» газа – подогревом. В базовую комплектацию входит даже розетка на 12 В. BRP-LYNX. Некогда финский бренд Lynx, хоть и довольно старый игрок на снегоходном рынке (впервые сноумобиль под этой маркой увидел свет в 1968 году), до недавнего времени пребывал примерно в том же «здравии», что и отечественные производители. Морально и технически устаревшие модели, ужасающее качество сборки... поток рекламационной техники, входившей в ворота завода, был не многим меньше потока, сходящего с конвейера. Ситуация резко изменилась, когда бренд выкупил концерн B RP. Действенный контроль качества и высококва лифицированный менеджмент подняли марку на новый уровень. Сейчас снегоходы Lynx соответствуют лучшим мировым стандартам. Правда, бренд ориентирован на внутренний рынок Финляндии, и хотя в России работают официальные дилеры B RP, торгующие, разумеется, и финской техникой, ее доля на нашем рынке невелика. YETI Pro 550 Этот аппарат относится к категории Super Wide Track, то есть со сверхширокой гусеницей. Отсюда и название – «Йети», он же «Бигфут». Это своего рода вездеходы высшей категории проходимости. Под стать ширине и высота грунтозацепов – 32 мм. С таким вооружением YETI Pro Army V-800 Двигатель: 2-цилиндровый, V-образный, 4-тактный, 800 см3, 65 л.с. Колея лыж: 900 мм Размер гусеницы (ДхШхВ): 3968 x 600 x 32 мм Сухая масса: 320 кг Цена: 559 000 руб.50№ 11 2009