спортMotoGP WSBKГРЯДУТ БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕНЫ?Реформы, как известно, призваны открыть дорогу прогрессу. Да только результат зачастую получается прямо противоположным.Ещё пару лет назад приход 800-кубовых спортпрототипов виделся началом новой эпохи. Переворот в техническом регламенте преследовал две главные цели: повысить уровень конкуренции, дав шанс малым командам, и снизить максимальную скорость – ради безопасности гонщиков. Но уже с первых тестов стало ясно, что скорости на длинных прямых остались прежними (а по мере эволюции двигателей даже выросли). Примерно на том же уровне сохранилось количество падений и травм. Ну а насчёт конкуренции... Не так давно частная Honda Фаусто Грезини под седлом Сете Жибернау на равных сражалась с «заводским» Валентино Росси. В то время как за всю «новую эру» ни один представитель какой-либо дочерней команды так и не выиграл ни единой гонки. Многие Гран-при превратились (по крайней мере, для фаворитов) в гонки с раздельным стартом – разрывы между лидерами неумолимо увеличивались, а захватывающие дух обгоны на последних кругах можно пересчитать на пальцах. В общем, обладающий исключительным правом на сколь угодно категоричные заявления Доктор Росси поставил неутешительный диагноз: «За последние 15 лет истории Мото Гран-при это было самое ошибочное официальное решение». В итоге, сейчас в полный голос обсуждают возвращение «более стандартных» 990-кубовых двигателей. Что ж, главное – признать ошибку... ...чтобы вскоре совершить следующую? В муках рождается Мото2. Мало того, что сам факт появления на свет этого класса, который со следующего№ 01 2010сезона заменит «250 кубов», благословили далеко не все – даже из тех, кто в итоге подписался на участие. Легендарная Aprilia, без каких бы то ни было предупреждений, заявила, что сворачивает свой проект участия в «среднем» классе, ограничиваясь младшим – «125». Это был взрыв погромче, чем многие сенсации в MotoGP. Ведьименно пилоты мотоциклов, произведенных группой Piaggo, блистали в этой категории много лет подряд. Самое интересное, что итальянцы имели практически готовое шасси; оставалось водрузить на него «хондовский» двигатель. По регламенту Honda поставит 600-кубовые моторы всем участникам чемпионата (унификация, начавшаясяДевятая корона Доктора74074-081_Sport.indd 7412/4/09 2:59 PM Соперники-партнеры Мишель Фабрицио и Нориюки Хага – бронзовый и серебряный призеры WSBKНа мотосалоне в Таиланде Хорхе Лоренцо был в отличном настроенииЛивио Суппо и Кейси Стоунер в следующем сезоне будут работать в разных командахс правила одинаковой «резины», триумфально марширует по миру современных гонок). И вдруг начальство Aprilia осенило: как же так, ведь мы тем самым льём воду на мельницу наших японских конкурентов! В официальном пресс-релизе прозвучало немало горячих слов о пагубности такого соучастия для европейской компании, завоевавшей 43 различных титула в мотогонках. Но в большом бизнесе даже патриотичные итальянцы южных кровей вряд ли дадут эмоциям вскружить голову. Просто в кризисную пору вести стратегическое наступление сразу на многих фронтах становится накладно. У Aprilia намечаются два приоритетных направления. Первое пока маячит в неопределённой перспективе. Речь, ни много ни мало, идёт о возвращении в «королевский» класс серии спортпрототипов (напомним, предыдущий поход за славой в «пятисотках» закончился ничем, проект треснул на изломе между эпохами двухтактников и четырехтактников). Второе – эволюция заводской команды в World Superbike и появление ещё одной, дочерней – успешно развивается уже более года. Макс Бьяджи, человек с уникальной харизмой, начал подниматься на подиумы в первый же сезон Aprilia в Superbike. К тому же Макс – половина формулы, о которой пока только грезит Ducati – «итальянская гоночная мегазвезда на итальянском же мотоцикле». У конкурентов, конечно, есть Мишель Фабрицио – но у Мишеля нет той харизмы. Кстати, насчёт формул. Точнее, «Формулы». Опять межсезонное обострение. Как только аль п ийские вершины припорошит снежком, Ва лентино Росси в очередной раз тянет в кок пит алого болида. Мораторий на тесты – аж до февраля, а нарезать круги на время страсть как хочется. На сей раз Доктор стартовал в 6-часовой гонке спорткаров на треке в Валлелунге, в классе GT3. Вместо открытого кокпита кабина, и цвет стремительной Ferrari 430GT вовсе не алый, а иссиня-чёрный. Как и положено в гонках на выносливость, Вале выступал не один, а с напарниками, в числе которых – его бывший одноклассник, а теперь «верный оруженосец» Уччо (уменьшительное от Салуччи). (Кстати, его отец – председатель фан-клуба Росси.) Оказывается, Салуччи-младший, хоть и не помышляет о «сольной карьере», уверенно крутит баранку на предельных скоростях. В своем классе команда Доктора финишировала третьей и могла претендовать на большее, если бы не технические проблемы. Впрочем, проиграть Эммануэле Пирро, неоднократному покорителю культового Ле-Мана, совсем не позорно. Но вернемся к делам двухколёсным. О переходах гонщиков между командами, их возвращении из «безработных» или, наоборот, решении прервать карьеру в межсезонье говорят всегда и помногу. Но совсем не часто в конце года мы узнаем о подобных шагах сразу нескольких звёздных менеджеров. Оба последних события связа ны с Ducati. Их причины скрыты от непосвящённых, зато сколько простора для догадок! Ливио Суппо, бессменный капитан красной армады в МотоGP, отправляется к конкурентам. Говорят, будет создавать идеальную рабочую атмосферу в боксах Honda. А вот как будет функционировать под другим началом его любимый подопечный Кейси Стоунер – большой вопрос! Сегодня в «королевском» классе нет островков стабильности, над каждым (кроме, разве что, Валентино Росси) висит дамоклов меч увольнения. Как ни парадоксально, прочнее всего позиции середнячков из дочерних команд: доезжают рядом с шестёркой, регулярно приносят очки – и большего от них не требуют. Бригада, пару сезонов назад выигравшая чемпионат мира, начала сбоить – и от неё (или хотя бы части оной) могут избавиться без промедления. Примеришь на себя шкуру человека, для которого годовой контракт – предел мечтаний, – не позавидуешь. Второй сенсационный уход – Давиде Тардоцци. Два десятка лет он собирал со своими гонщиками титулы в «Супербайке». Какие люди плодотворно трудились с итальянским менеджером: Фогарти, Бейлисс, Ходжсон, Корсер!.. По сути дела, все по-настоящему великие гонщики в новейшей истории WSBK. На смену им в заводскую Ducati пришли, видимо, «недостаточно великие», хоть и взяли два места на финальном подиуме чемпионата. По крайней мере, свое решение синьор Тардоцци объясняет потерей мотивации. А в кулуарах поговоривают о другом: Давиде провинился перед руководством, не сумев взять под контроль эгоистичные порывы Фабрицио – из-за чего Хага и лишился титула. Весёленькая жизнь предстоит Xerox Ducati в будущем году – ведь пара пилотов осталась прежней, а отношения стали ещё более прохладными. Посмотрим, как пойдет работа на тестах. Только когда они ещё будут... Сергей КУРДЮКОВ, комментатор телеканала «Евроспорт» – специально для «Мото» Итоги чемпионата мира, MotoGP 1. Валентино Росси (Италия, Yamaha) – 306 очков; 2. Хорхе Лоренсо ((Испания, Yamaha) – 261: 3. Дани Педроса (Испания, Honda) – 234; 4. Кейси Стоунер (Австралия, Ducati) – 229; 5. Колин Эдвардс (США, Yamaha) – 161; 6. Андреа Довициозо (Италия, Honda) – 160...В сезоне-2010 чемпионы Валентино Росси и Бен Спис сойдутся в одном классе. Посмотрим, кто в доме хозяин№ 01 20107512/4/09 4:23 PM074-081_Sport.indd 75