МОТОКЛУББудучи заядлым мототуристом, уже давно понял: просто ехать «куда глаза глядят» – скучно. Нужно задаться какой-нибудь целью, пусть самой идиотской. Знакомые мотопутешественники загорелись идеей вылить в Белое море воду, набранную в бутылку из Чёрного. Главное – на короткий период сделать эту идею чуть ли не смыслом жизни и тогда можно свернуть горы. Наша цель – добраться через горы на пляж.ИЗАБЕЛЛА!..082-089_Puteshestvie.indd 82Денис РЫСИН, Москва, фото автора12/4/09 1:20 PM Посвящаю любимой жене Юльке и сыну Ивану.Это уже третья экспедиция московского эндуро-клуба BMW. Поддержали идею 15 человек, из которых 12 ехали на 11 мотоциклах, остальные – на двух машинах сопровождения. Все участники – мотоциклисты бывалые, поэтому маршрут к Чёрному морю проложили через горные перевалы Приэльбрусья. Мало что может быть приятнее путешествия по горам, особенно на мотоциклах. Ну, а тяга к морю нашего, в основном, сухопутного населения известна давно. Старт из Нальчика, столицы КабардиноБалкарии. Решив, что асфальт – враг приключений, договорились его избегать. Тогда мы еще не знали, как далеко нас это заведёт и что пробег получит имя «Изабелла». Но обо всем по порядку. Приключения начались ещё до старта, когда я чуть не опоздал на самолёт. Потом авиакомпания потеряла мой багаж. А когда вечером в самой фешенебельной гостинице города началась стрельба – «чисто пацаны гуляют», я понял, что трезвым воспринимать действительность не в состоянии. Наутро багаж нашёлся. Мотики исправны и ждут сигнала к отправке. Под «парáми» два автомобиля-внедорожника, один из которых с прицепом. Кто-то скажет: организованные туры – это не спортивно. Но, не зная местности, без Сергея Алимыча, нашего проводника, путешествие свелось бы к покатушкам по асфальту с редкими выездами на грунт, потому что даже местные не ответят со стопроцентной уверенностью, куда ведёт та или иная дорога. На бумажных картах указаны лишь некоторые грунтовки; развилок сотни, к тому же, головой еще хочется покрутить по сторонам, чтобы насладиться видами. Спасает лишь компас с привязкой к карте и GPS. Последний «знает» только основные дороги, поэтому он чаще нужен, чтобы определять координаты. В Верхнюю Балкарию ведёт дорога с хорошим асфальтом, в конце – отличная грунтовка.Развалины старинных поселений и родовые башни заставляют задуматься о бренности существования. Большинство жителей здесь выращивают капусту. Приколов к условной изгороди 50 руб., мы «купили» пару-тройку кочанчиков для пополнения организмов витаминами. Остановились у голубых озер; с виду они не более сотни метров в диаметре, а в глубину уходят на полкилометра! Жаль, что и до таких удивительных мест добралась цивилизация – рядом построили самый высокогорный дайвинг-центр в мире. Впереди Мекка альпинистов всего Советского Союза – лагерь «Безенги». С непривычки дорога до лагеря, казалось, никогда не кончится: «дорогой» она имеет право называться только до одноимённого поселка, но не далее. Путь вверх идёт через промоины, ручьи и мелкие речушки по камням и редкому гравию. Тут и произошло моё первое падение, отмеченное вмятиной на выпускной трубе. Больше всего меня впечатлила удивительная атмосфера в лагере, которую создают пре кра с ные, по-детски наивные люди, «больные» горами, – да и сами горы. Даже не хотелось уезжать из «заповедника истинных человеков»… Дорога вниз не показалась столь сложной – «вкатился»! Путь лежал меж зелённых лугов, пастбищ и величавых скалистых утёсов. Над головой – синеесинее небо. На фоне этой первозданной красоты пробитое колесо и «закипевший» мотоцикл одного из друзей кажутся такой ерундой… Здесь абсолютно всё равно, что происходит у тебя на работе, какова политическая обстановка в ми ре. Ты здесь гость, тебя пустили очиститься от мирской суеты. Перевал, горная речушка, дорога вдоль пастбища и без дороги вообще, – чувствую, окончательно «вкатился». Главное – слушать болееопытных, чьим выхлопом и пылью дышал всё это время. Чувство командного единения очень ценно в таких походах. Это когда ты бежишь в грязь помогать другу поднять упавший мотоцикл, бросив свой; когда все заправляются из одной колонки, а платят из ранее собранного общего кошелька и никто не против, что сосед залил на литр больше; когда десяток продрогших мужиков распивают за 30 секунд бутылку коньяка из твоих запасов…83082-089_Puteshestvie.indd 83 12/4/09 1:21 PM Чегемские водопады – ещё одно место, испорченное цивилизацией постсоветского периода, но от этого не потерявшее вели чия. К нему ведёт гравийная дорога. Слева – скала стеной, справа – бушующий поток горной реки. Можно и разогнаться, только следует быть предельно внимательным: это дорога общего пользования, и, как назло, тот, кто едет навстречу, тоже не прочь вы жать максимум из своей техники. В ущелье с десяток больших и малых во допадов низвергаются с высоты десятков ме тров. Но внизу не слышен грохот; потоки рас сыпаются в водяную пыль, и в каплях вспы хивают сотни радуг. Если бы мы приехали на стареньких «Жигулях» или видавшей виды иномарке, нас бы никто не заметил. Но вид наших мотоциклов необыкновенно возбудил «абреков» – хоть охрану выставляй! Объяснять, что стоимость одного шлема равняется полу годовому семейному бюджету любого из них, абсолютно бесполезно. Дети гор! Путь к Баксанскому ущелью лежал через ещё один перевал местного значения. Тот день для меня был особенно щедр на падения. К концу дня я пофилософски решил, что от летает всё лишнее. Но, поскольку это «лишнее» стоит недёшево, предпочёл снять уцелевшие стекло, поворотник и зеркала. Но, слава богу, начался асфальт. И до Терскола для меня по шла «белая полоса». Знакомые по походу трёх летней давности горные вершины ласкали взгляд; а вот и магазин, где в тот раз покупа ли воду. И та же картонка с той же надписью: «В долг не отпускаем». И, действительно, не отпускают до сих пор! Начало третьего дня предвещало мало хоро шего – предстояло разобраться с отказавшим вентилятором на одном из мотоциклов. Причина банальна: за множество внедорожных пробегов моторчик полностью забился пылью. Вентилятор от печки «Жигулей» – прекрасная альтернатива. Правда, его инсталляция потре бовала искусства... и отняла четыре часа. Хорошо, что следующая часть маршрута была уже знакома по прошлому путешествию. Время поджимало, а нам предстояло добраться до па латочного лагеря на поляне Эммануэля, назва ной в честь одного из первых исследователей Эльбруса. Темнело молниеносно, ещё быстрее холодало. Стекло шлема (а у меня оно тониро ванное!) потело, как зимой на снего ходе, а ехать с открытым – слезились глаза. Когда прибыли в лагерь, родилась шутка: следующий пробег по Кавказу сделать ночным. Но возна граждением за все невзгоды стал вид испо линаЭльбруса в холодном свете лу ны. Дьявольская красота! Посмотрев при дневном свете туда, где ехали ночью, мы нервно заулы бались: в иных местах падать было бы далеко. Промоины, крайне ненадёжный грунт, ме стами разноразмерные каменюки, ну и, ко нечно, тракторные колеи. Движение по грун товкам вызывало у меня желание сбавить скорость и любоваться пейзажами. Мне по зволительна размеренность – ехал замыка84082-089_Puteshestvie.indd 84№ 01 201012/4/09 4:26 PM «Заповедник истинных человеков» альплагерь «Безенги»ющим. А если честно, реально страшно. Но страх забудется, а перед глазами будет стоять бесконечное поле подсолнухов. Или повстречавшийся табун лошадей с длинными гривами, высоких, поджарых, на длинных тонких ногах. Идиллию мирно пасущихся живот ных нарушил рокот двух прямотоков. Табун разделился, и лошади пустились в галоп, окружив мотоциклы. Презрев здравый смысл, мы неслись с ними единым целым. Animal Planet отдыхает! Встретили двух немцев, их путь лежал в Кисловодск. Они дивились популярности баварской марки в России. Мы были не меньше удивлены состоянием их яркозеленых 1100GS лохматого года выпуска с пробегом далеко за сто тысяч – лучше новых. Даже както стыдно стало за наши машины, к тому времени не отличавшиеся чистотой. Наконецто снова асфальт, но радость была недолгой: на цивильных дорогах (кстати, в равнинных районах КарачаевоЧеркесии они очень приличного качества) резко срубало в сон. После трёх дней предельной концентрации спокойная езда казалась пресной и однообразной. Дорожный сон прервало новое чудо: кто бы мог подумать, что за аулом Хабез расположен отель! Причём достойный называться именно отелем, а не гостиницей. Можно бесконечно долго описывать интерьеры зданий и разносолы кухни; дивиться бесконечности территории, на которой есть вертолётная площадка, футбольное поле, два теннисных корта, баскетбольные и волейбольные площадки, музей автомобильной техники советского периода… А как вышколен персонал! Давно не встречал столь учтивых работников. Похоже, им неведомо слово «нет». Хозяева сказали, что наши фотографии те перь будут висеть рядом с фото других гос тей: Кобзона, Чубайса, Волочковой… Такой вот контраст после палаток с горелками. А затем снова ж… простите, Россия. Горы сменились просторами Краснодарского края. Местный патруль ДПС проверил у нас все документы, меня попросили показать номер двигателя и несколько раз расписаться на лис точке для сверки подписи. Дорога до ЛагоНаки рисовалась чёрной ниткой асфальта. И дёрнуло же когото предложить: «А может, по срезочке…» Позабыли мы, что более короткий путь иногда более долгий. Экспрессопрос «аборигенов» подтвердил наличие срезки, ведущей сквозь грушевые сады и романтичный каштанник. «В первый вам не надо, а второй можно объехать, но можно и по дороге, только трошки дольше, а если на сенокос через ручей в ложбину направо…» Что ж, солнце высоко, поехали! ...Если от местных услышите про «каштанник», тысячу раз подумайте, сможете ли из него выехать. В нём вас ждут кривые дорожки, заканчивающиеся ничем. Вьётся такая меж деревьев, но никуда не приводит. Кто и зачем их проложил, остаётся загадкой. Без компаса здесь ловить нечего. Ту срезочку мы запомнили№ 01 20108512/4/09 1:22 PM082-089_Puteshestvie.indd 85 МОТОКЛУБнадолго; она подарила не только минус 50 км по асфальту, но и плюс три часа пути! Краснодарский край богат интересней шими природными заповедниками, один из ко торых – плато ЛагоНаки. Абсолютно плоское нагорье, окружённое со всех сторон скальны ми уступами; грунтовая дорога вьётся серпан тином среди сосновых лесов. Вид на водораз дел реки Белая, говорят, напоминает Северную Италию. А какой тут мёд! А медовуха… Завтра – последний день путешествия, от чего сделалось както грустно. То ли мы ещё не всё сломали, то ли понимали, что букваль но через несколько дней – в Москву. Нас не покидало чувство чегото невыполненного… До моря через Майкоп – около 200 км по ас фальту. Можно, правда, по срезочке через «столицу» всех аномалий и паранормалей по сёлок Мизмай. Споры затянулись глубоко за полночь. Предложение о срезке подкупало своей авантюрностью: соваться на тяжелых GSах на лесовозную дорогу могло закончить ся потерей техники… Я же прекрасно понимал,что не справлюсь на камнях с 200килограм мовым мотоциклом. Утром решили разделиться. Вооружившись верёвками, тросами, лебёдкой и спутниковым телефоном, штурмовой отряд в составе двух R1200GS, одного F800GS, двух F650GS разных поколений и Honda Baja 250 во главе с Land Rover Defender доложил о готовности ехать че рез перевал. В конце спуска с перевала у реки их будет ждать трёхмостовый ЗИЛ. Остальные асфальтом добираются до Лазаревского. Мне «отсиживаться» на асфальте не хотелось. В ито ге поступил хитро: погрузив свой мотоцикл в прицеп, занял место в машине сопровожде ния «штурмовиков». Посёлок Мизмай как центр параномальных явлений не впечатлил – видимо, не то мы употребляли накануне. И только состояние дороги намекало на паранормальность – либо инопланетяне здесь хорошо гульнули, либо с ними была война: некогда довольно хороший асфальт будто разбомбили из космоса. Руки водителей «забивались» через несколько86082-089_Puteshestvie.indd 86№ 01 201012/4/09 1:24 PM Кавказская Рублёвка: на территории этого горного отеля есть всё: от бассейна......до музея автомобилей.километров. Острые срезы остатков асфальта впечатлили настолько, что оставить такую трассу без названия – кощунство! «Изабелла», – со слезами выдавили то ли мы, то ли едва не заговорившие мотики. Помните старый анекдот: «Почему?» – «Да потому что зае…» (пардон, из анекдота слов не выкинешь). Дальше пришло время разделяться. Короткое прощание с «цивилизованной» группой – у них впереди асфальт и ласковые волны Чёрного моря. У нас – около 30 км через перевал напрямик до пос. Лазаревское. «Изабелла» нежно приняла нас в свои объятья. Дорога тоже имеет свою непостижимую душу, а у «Изабеллы» она ещё и очень изощрённая: по лесовозной грунтовке навстречу шли тягачи, гружёные стволами бука. Пыль они поднимали такую… Глубокие колеи заставляли задуматься, что же тут происходит в дождь. Последний оплот цивилизации на нашем пути – посёлок с говорящим названием Отдалён ный, в простонародье Шпалорезка. Подобную разруху и запустение видеть ещё не доводилось; чем тут люди зарабатывают себе на хлеб, остаётся только гадать. И это в паре десятков километров от столицы будущей Олимпиады! Единственная дорога, по которой сюда можно добраться, большую часть года, похоже, непроходима. Но есть узкоколейка, по ней ходит «Матрица» – так местные называют ГАЗ66, поставленный на железнодорожные колёса.«Изабелла» ползла вверх. Кончилась пыль, исчезли лесовозы. Буковый лес удивительно красив, вид опутанных лианами огромных стволов завораживал. «Изабелла» явно подобрела, но ненадолго. Случилось то, чего мы боялись больше всего: заморосил дождь. Впрочем, он почти не мешал движению, поскольку оно к тому времени свелось к упражнениям по перетаскиванию мотоциклов. Дорога превратилась в раскисшую глину. Всё, точка: последний подъём не преодолела даже лёгкая Honda, но её хоть удалось затащить на руках. С «гээсами» такой фокус не прошёл. Связав их парами, затаскивали лебёдкой Defenderа… Перевал мы «взяли» только через три часа. И это какихто 500 м! Когда поднялись на гребень, дождь закончился, но репутация «Изабеллы» была сильно подмочена. Смеркалось… «Плюс» темноты в том, что не видно всех ужасов дороги и не страдаешь от мук выбора, куда ехать. Близость конца авантюры придавала сил, но второе дыхание тут же получило под дых: что точно произошло, сказать никто не смог. Через ветровое стекло Land Roverа я увидел лежащий на боку мотоцикл и корчащегося от боли пилота, коротый держался за живот. Укол обезболивающего, тугая повязка. Видимо, повреждены рёбра (как потом выяснилось, три). Запасной мотоциклист – я. Честно говоря, садиться на чужой мотик совсем не хотелось. Но вариантов не было.№ 01 20108712/4/09 1:24 PM082-089_Puteshestvie.indd 87 МОТОКЛУБВид на Эльбрус с поляны Эммануэля. Таким же его видели первопроходцыМайкопМотоциклы: BMW R1200GS, F800GS, F650GS; провод ник – на Honda Baja 250.МостовскойМезмайОбщая протяженность маршрута – около 1700 км, из них асфальта – 800 км, грунтовые дороги и без дорог – 500 км. Время в пути – 10 дней. Маршрут: Нальчик – Верхняя Балкария (ас фальт, грунт) – ущелье Безенги и альпинист ская база «Безенги» (асфальт, грунт, высота 2200 м над уровнем моря) – селение Безенги (грунт) – перевал по горной дороге в Чегемское ущелье (грунт) – Чегемские водопады (грунт, асфальт) – перевал по горной грунтовой дороге в селение Былым (Бак санское ущелье) – поселок Эльбрус (асфальт) – пос. Жанхотеко (асфальт) – пос. Каменномостское (грунт) – перевал Гумбаши (грунт) – долина реки Кубань (ас фальт) – долина реки Зеленчук (асфальт) – долина реки Малая Лаба (асфальт) – пос. Мостовской (асфальт) – через водораздел в долину реки Белая (грунтовые дороги и без дорог) – плато ЛагоНаки (асфальт, грунт) – пос. Мезмай (грунт) – пос. Отдалённый (грунт) – перевал Грачевского по лесовозным дорогам – по рус лу реки в Лазаревское – Сочи – Красная Поляна. но, но стрёмно!.. И вот около четырёх часов утра мы достигли асфальта. Вид безмятежного Лазаревского не то что удивил, а както обескуражил. Буквально в 10 км отсюда мы боролись чуть ли не за жизнь, а вы тут… В пляжном отдыхе есть свои прелеЛазаревскоеОтдалённый КаменномостскоеСочиКрасная полянаГумбаши Жанхотеко Былым Безенги Верхняя Балкария НальчикЭльбрусУ мотоцикла после падения лишь свёрнут руль, зеркала и лапка тормоза – 800GS способен двигаться дальше. Окончательно стемнело, взошла луна, осве тив перевалы, снежные шапки вершин, зарос ли букового леса, – всё, кроме ЗИЛа, которыйдолжен был ждать! Звонить из низины по спут никовому телефону бесполезно. Нам сильно повезло – за неделю до нашего визита по ле совозной дороге, где мы спускались, несколь ко раз прогнали бульдозер, создав некое по добие дороги из камней и гальки. Ехать мож88082-089_Puteshestvie.indd 88№ 01 201012/4/09 1:25 PM сти. Но откуда столько людей? И бутылка колы 0,33 за полтора евро (!) – явный перебор. Быстрее отсюда! Колонна грязных мотоциклов не спеша катила по направлению к Сочи и Красной Поляне. А тут – на тебе! Такой «подставы» от столицы будущей Олимпиады не ожидали. То, что в Москве называется самыми глухими пробками, для трафика Сочи – стандартный темп движения. Прибавьте к этому летнюю жару… И бешеные цены... Кому-то наш отдых покажется более чем странным. Но ничего доказывать не хочу – у нас свой путь, иногда он проложен против течения. На финише стало как-то грустно. А может, потому что завтра: «В суету городов и в потоки машин Возвращаемся мы – просто некуда деться! – И спускаемся вниз с покорённых вершин, Оставляя в горах своё сердце…»№ 01 20108912/4/09 1:26 PM082-089_Puteshestvie.indd 89