48
49
50
51
ТЕХНИКАСамый популярный в мире мотоцикл – вовсе не спортбайк, круизер или эндуро, а непритязательная скутеретта Honda Super Cub. За полвека в Японии и других странах сделали больше 60 миллионов (!) этих машин.КАБИЧЕСКАЯ СИЛААлександр ВОРОНЦОВ, фото HondaВремя и место: лето 1954 года, парижский аэропорт «Орли». Невысокий человек с восточными чертами лица раздражённо натягивает на себя два свитера и тяжёлое пальто, рассовывая по карманам какие-то железяки. Перевес! А так хотелось увезти с собой побольше… деталей и технической литературы. Это господин Соичиро Хонда, президент совершенно никому в Европе не известной мотоциклетной компании, возвращается из своей двухмесячной командировки. Впрочем, самое главное не взвесить на весах и не отнять тамо-женникам: бесценные знания, полученные в результате посещения заводов, салонов и шоу-румов. Помимо прочих тенденций, Соичиро уловил и такую: на рынке Европы появилось транспортное средство, сочетающее в себе экономичность и простоту мопеда, динамику 50-кубового мотоцикла и защищённость скутера: скутеретта. Вот какой должна быть новая машина, которая придёт на смену мотовелосипеду! Надо сказать, что хотя в середине 50-х годов производственная программа компании Hondaвключала в себя уже десяток аппаратов, вплоть до 350-кубового Dream SB, главную прибыль ей приносили мотовелосипеды. Собственно, история концерна началась с того, что в 1947 году Хонда-сан приобрёл по случаю и совсем недорого партию моторчиков от армейских бензогенераторов. Купив небольшой сарай, он усадил десяток рабочих за установку этих «тарахтелок» на велосипеды. Вот так началась дорога к Fireblade… Со временем производство моторчиков он освоил сам – под именем «Cub» (что не имеет никакого отношения к «кубу»;48№ 01 2010048-051_Honda_SuperCub.indd 4812/4/09 4:09 PM Самый первый экземпляр Honda Super Cub C100, выпущенный в 1958 году, был передан в префектуру Токио. После 20 лет ежедневной безупречной службы компания вернула его и поместила в свой музей.Honda Cub – предок модели Super Cub начала 50-х годов, просто велосипед с моторчиком.в переводе с английского это слово означает  «детёныш» и читается как «каб»). Проектирование  нового  аппарата  заняло  целых три года. Наконец, 1 августа 1958 года  начались его продажи. И «Хонда» родила не  слабого  и  болезненного  «детёныша»,  а  настоящий Super Cub. Это ладно скроенная машина, в которой вся механика скрывалась под  облицовками,  а  ноги  водителя  закрывал  передний щит. Все агрегаты были оптимизированы  для  массового  производства:  рама  в  основном  из  штамповок,  штампованная  же  короткорычажная передняя вилка, сблокированный  с  трёхступенчатой  коробкой  передач  четырёхтактный  двигатель.  Причем  мотор  упростили настолько, что смазка подшипников  коленвала, расположенного рядом с ним распредвала, поршня и цилиндра осуществлялась  масляным туманом, который взбивала специально размещённая на противовесе коленвала  «ложечка». Зажигание – от магдино (магнето  с дополнительной катушкой «на освещение»). Впрочем, не так уж он был и прост, этот Super  Cub. Японские конструкторы раскрутили двигатель аж до 9500 об/мин, сняв с него 4,5 л.с.  Так что машина массой 65 кг разгонялась до  скорости 70 км/ч – совсем неплохо для «полтинника»! Не сэкономили и на сцеплении: автоматическое, центробежное (грузы сжимали  пакет дисков – патент чешской Jawa), оно здорово облегчало управление. А вскоре в производство  пошла  модификация  с  батарейной  системой зажигания и электростартёром – по  тем временам просто «суперлюкс»! Уже в 1959 году концерн начал экспорт аппарата,  и  не  куда-нибудь,  а  в  США,  на  самый  избалованный в мире рынок. Причём выбрал  довольно необычную стратегию, решив апеллировать  не  к  мотоциклистам,  а  к  обычным  «людям с улицы». Дело в том, что имидж байкера в США был изрядно подпорчен (почему? –  смотрите фильмы «Дикарь» и «Ангелы Ада»),  и  обыватель  вовсе  не  стремился  обзавестись  мотоциклом. А уж родители просто в ужас приходили, если их чадо только заикалось о по-купке чего-то на двух колесах. В ответ на такое  неприятие  концерн  развернул  кампанию  под  лозунгом:  «You  meet  the  nicest  people  on  a  Honda» («На «Хондах» ездят милейшие люди»),  используя в рекламе самые симпатичные и привлекательные образы. И размещена эта рекла-ма не на страницах мотоциклетных журналов,  а в изданиях «широкого профиля» – Time, Look,  Life.  Сработало!  Порой  какая-нибудь  мамаша  говорила подруге за чашечкой кофе: «Мотоцикл  я сыну ни за что не купила бы! Я подарила ему  «Хонду».Рекламная кампания в США проходила под лозунгом: «На «Хондах» ездят милейшие люди».048-051_Honda_SuperCub.indd 4912/4/09 11:13 AM ТЕХНИКАHonda Hunter Cub – вездеходная модификация.Второе поколение Honda Super Cub, дебютировавшее ещё в 1964 году, в Японии выпускается и продаётся до сих пор.На острове Тайвань Honda Super Cub стали собирать уже в 1961 году – это была первая «заморская» производственная площадка. В 1964 году открылся сборочный завод и в Европе – в Бельгии. Сейчас Super Cub делают на 16 заводах в 15 странах мира – в Азии, Африке, Латинской Америке. Вскоре после рождения Super Cub стал обрастать модификациями. В 1960 году увидел свет легкий мотоцикл Sport Cub – конструкторы подвесили силовой агрегат к штампованной Т-образной раме, форсировали двигатель до 5 л.с. и отказались от автоматического сцепления. В 1961 году появился вариант Super Cub C105 – с 5-сильным 55-кубовым двигателем. Но приз за оригинальность стоит, пожалуй, отдать версии 1963 года Hunter Cub: сняв «лишние» облицовки, задрав крылья и глушитель, поставив высокий руль и шины с увеличенными грунтозацепами, инженеры концерна получили скутеретту в стиле эндуро. Конкуренты отреагировали незамедлительно. Уже в 1960 году компания Yamaha представила рынку свой вариант – Moped MF1, причём довольно оригинального дизайна. Но, столкнувшись с тем, что Super Cub раскупают гораздо лучше, уже в 1962 году заменила его версий Moped MF2 (в 1965 году переименованной в Mate – «напарник»), внешне точь-в-точь такой же, как и аналог от Honda. В том же 1960 году дебютировала и скутеретта Suzuki Selpet. Причём грабли – те же: модель оригинального дизайна бестселлером не стала, а вот когда с 1966 года пошла совершенно не отличимая от Honda серия Birdie («Пташка»), дело пошло на лад. У моделей-конкурентов было одно принципиальное отличие от Super Cub: двухтактныеТретье поколение Honda Super Cub продаётся и под названием Dream.двигатели, дешёвые, но не столь экономичные (лишь в 80-е годы и Yamaha, и Suzuki перешли на четырёхтактники). Может быть, поэтому их популярность значительно отставала от той, какой наслаждалась Honda: уже в 1960 году концерн выпустил более полумиллиона Super Cub, и с тех пор годовой объём производства ниже 400 тысяч машин не падал никогда. Быстро выяснилось, впрочем, что и конструкторы Honda допустили принципиальную ошибку: двигатель они спроектировали хороший, но, как говорится, без запаса. А рынок потребовал более мощных модификаций – пусть и вылезающих за 50-кубовый лимит. Упущение пришлось исправлять в сжатые сроки: уже в 1964 году дебютировал Super Cub 65 с принципиально новым двигателем: приводимый цепью верхний распредвал, полноценная система смазки под давлением, алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой вместо прежнего полностью из чугуна. Заодно усилилиВ начале 1968 года Соичиро Хонда сводит с конвейера 10-миллионный мотоцикл марки Honda. В том, что это Super Cub, нет ничего удивительного – они составили половину из этих 10 миллионов.Переделка скутеретты в мотоцикл – Honda Sport Cub.50№ 01 2010048-051_Honda_SuperCub.indd 5012/4/09 4:10 PM Пятое поколение – Honda Super Cub 110i: в Японию из Таиланда.и шасси. Новый мотор снимал с рабочего объёма 63 см³ уже 5,5 л.с. и разгонял потяжелевшую машину до 85 км/ч. В 1966 году и 50-кубовый  вариант  перешёл  на  обновлённый  двигатель, тогда же дебютировала и 90-кубовая версия (7,5 л.с., 95 км/ч). С тех пор «внутрияпонский» Super Cub принципиально не менялся. Можно отметить лишь  два серьёзных улучшения: переход в 80-х годах  на  электронную  бесконтактную  систему  зажигания  и  установку  в  2007  году  впрыска  топлива вместо карбюратора. В 1988 году начаты продажи версии Press Cub – с большой  багажной корзиной для развозки газет. В 1997  году на рынок вышел Little Cub – на 14-дюймовых  колёсах  вместо  17-дюймовых.  И  уж  как  курьёз упомянем Giorcub 1999 года – с облицовками и ходовой частью скутера Giorno и силовым агрегатом от Super Cub. Но  это  всё  модификации,  а  реальное  развитие Super Cub продолжалось… уже за пределами Японии. В 80-е годы для производства  в  странах  Юго-Восточной  Азии  (Таиланд,  Филиппины, Малайзия и т.д.) было разработано третье поколение: с новой, более жесткой  рамой,  передней  телескопической  вилкой,  100-кубовым  двигателем  и  четырёхступенчатой  коробкой  передач.  Пожалуй,  это  самая  популярная  версия  бестселлера:  помимо  лицензионного производства во многих странах  Азии, десятки заводов в Китае клепают её клоны безо всякой лицензии. Кстати, эту машину  далеко  не  везде  называют  Super  Cub:  в  Таиланде,  например,  она  продаётся  как  Honda Dream. А уж четвёртое поколение, представленное  в конце 90-х годов прошлого века, никто Super  Cub и не называл: оно известно как Wave или  Innova. Слишком уж оно и внешне современное, не похоже на классические «кабовские»  формы. Двигатели – более мощные: 100, 110  и 125 см³, колёса –  спицованные или литые,  и переднее – с дисковым тормозом. Только  что  дебютировавшее  на  японском  рынке пятое поколение (Super Cub 110i) – фактически развитие третьего: трубчатая рама со  штампованными элементами, телескопическая  вилка, 110-кубовый двигатель с впрыском тоЧетвёртое поколение – Honda Wave, она же Innova.плива.  Оригинальная  конструктивная  черта  –  два  автоматических  сцепления:  многодисковое и барабанное. По уверениям разработчиков,  с  такой  схемой  процесс  переключения  мягче  (неужели  кто-то  жаловался?).  Причём  поставка  узлов  в  Японию  –  из  Таиланда,  где  размещено основное производство. А вот версии 50 и 90 см³ – пока все те же, второго поколения. Надолго ли? Недавно  японские  инженеры  представили  автоматическую трансмиссию CV-Matic, разработанную специально для скутеретт. Фактически  это клиноремённый вариатор, вписанный в картер Super Cub. Производство «Авто-кабов» начнется уже в 2010 году. А на только что прошедшем Tokyo Motor Show дебютировал (пока в качестве  прототипа)  и  «электрический»  EV-Cub.  Причём  полноприводный:  электромоторы  встроены в ступицы обоих колес. И всё же, за что его так любят? На всех обитаемых материках, независимо от национальности и возраста? Мне повезло – я разгадал эту  тайну на собственном опыте. Лет ...дцать назад  такой аппарат – с 100-кубовой версией попал  к нам в редакцию. И я тут же отправился на нём  в вояж за 400 км. Первое впечатление: да я же  теперь люблю городской трафик! Узкая и лёгкая  машинка с фантастической сноровкой маневрирует меж рядами авто, автоматическое сцепление делает эту езду просто баловством, а уж как  хороша в городе «круговая» схема переключения передач: подъезжаешь на красный свет – и с высшей передачи сразу втыкаешь нейтраль.  Второй шок – на заправке, за 100 км от Москвы  (заехал, памятуя, что ёмкость бака – всего 4 л).  Решив, что за 100 км три литра бензина машинка скушала, столько и заказал. И... опозорился:  половина вылилась из полного бака. Конечно,  немало  повлияла  на  народную  (или, скорее, международную) любовь и цена.  В Японии 50-кубовый Super Cub стоит 195 000  иен  –  это  примерно  1770  долларов.  Так  то  в  Японии!  Клоны,  выпускаемые  в  азиатских  странах, гораздо доступнее – причём в 100-кубовом  варианте.  А  китайские  копии  почти  вдвое дешевле оригинала. Но главная составляющая всенародной любви  –  даже  не  цена  и  не  простота  управления,  а легендарная надёжность. Ломаться, по большому счёту, просто нечему. Как говорят американцы,  «надёжен  как  камень».  Аппарат  двадцати-тридцатилетней давности и с пробегом многие сотни тысяч километров – совсем не  редкость.  А  ежели  что  –  отремонтировать  его  могут  в  любой  велосипедной  мастерской,  да  и  комплектующие  смехотворно  дёшевы.  Совершенно не требовательна машина и к качеству бензина и масла. Спросите у любого японца  (китайца, тайца, филлипинца и т.п.). В 2006 году  телеканал Discovery представил десятку самых  выдающихся мотоциклов всех времён и народов.  И  первое  место  в  этом  рейтинге  отвел…  Honda Super Cub. Что же, 60 миллионов покупателей тоже проголосовали за этот выбор. № 01 20105112/4/09 4:10 PM048-051_Honda_SuperCub.indd 51