62
63
64
65
РЕМЗОНАКак вызов законам эволюции, за весь период существования Suzuki DRZ-400S не претерпел ни одного радикального апгрейда. Так производитель уберег свое детище от большинства происков технического прогресса. А на радость владельцев «Z-ок» работает огромная индустрия, выпускающая тюнинговые компоненты.ОДНОСТОРОННИЙ МОРАТОРИЙДОРАБАТЫВАЕМ SUZUKI DRZ-400SАнтон БАРСУКОВ, фото автора, thumpertalk.com, paochow.com Начнём с покрышек*. Cтоковая резина Bridgestone TrailWing хорошо работает только на асфальте и сухой грунтовке. Если половина маршрутов пролегает вне дорог, лучше установить Michelin T63, Metzeler Unicross или Dunlop D606. Если мотоцикл эксплуатировать в основном на бездорожье, то неплохим выбором станут Pirelli MT 21 Rallycross и Scorpion Pro, а также Metzeler MCE 6 Days Extreme. Для дальнобоя с элементами бездорожья подойдут Michelin Anakee и Sirac, а также Dunlop Trailmax. Или оставьте штатные покрышки. Ортодоксальные воины асфальта могут конвертировать эндуро в супермото, установив 17-дюймовые колёса Excel и «липкую» дорожную резину вроде Pirelli Diablo Corsa III. В этом случае придётся трансплантировать тормозной диск со стоковых колёс модели «S» или приобрести адаптер для переноса тормозной скобы при установке диска большего диаметра от модели «SM». Но в этом случае я бы сразу выбрал DRZ-400SM. Следующий по важности вопрос – защита. Излишне напоминать, что сломанный рычаг сцепления или пробитый двигатель могут вылиться в «геморрой» вселенских масштабов, особенно если неприятность произойдёт вдали от цивилизации. «Мудрые индейцы» ставят на «Zеды» защиту ручек тормоза и сцепления**, картера (родная защита изначально хлипкая), крышек двигателя*** и радиаторов****, легко страдающих при падениях. Багажных ёмкостей на «дреZине» не предусмотрено, а «кошелёк» на заднем крыле назвать ёмкостью язык не повернётся. Поэтому следующим шагом устанавливаем багажники с сумками или кофры. Для поездок по бездорожью предпочтение лучше отдать сумкам, поскольку они не страдают при падениях (страдает то, что внутри!). Стоит задуматься о запасе топлива. Со штатным 10-литровым баком до резерва мотоцикл пробегает 130 километров. Если необходимо углубиться в «пампасы», стоит установить бак увеличенного объёма (существуют модели объёмом до 17 л). Выпускают такие баки фирмы IMS, Clarke, Acerbis и Aqualine. Теперь займемся комфортом. Oxford делает качественные подогреваемые ручки руля с элек* Выбирая шины, стоит обратиться за помощью к специалистам в этой области, ведь. ассортимент современных моделей очень широк, и точно подобрать резину для своих нужд может быть непросто. ** Acerbis выпускает очень добротную цельноалюминиевую защиту. *** Защиту крышек двигателя можно найти на www.thumpertalk.com. **** Защита радиаторов имеется во многих каталогах запчастей для эндуро.62№ 01 2010062-065_rem_Suzuki DRZ.indd 6212/4/09 2:00 PM Резина Michelin T63 одинаково хорошо работает на асфальте и за его пределами.Алюминиевая защита Acerbis – для рук и рычагов.Стоковую защиту двигателя лучше заменить вот такой.Для установки подогрева лучше запастись пластмассовой втулкой ручки газа.Блок управления ручками с подогревом отключит их, если напряжение упадёт ниже определённого предела.Гайка ведущей звёздочки может сама откручиваться, а люфт и грязь способны прикончить сальник.тронным управлением. Четыре режима позволят точно подобрать температуру для любой погоды, а устройство автоматического отключения при падении напряжения ниже определенного предела спасет аккумулятор от полного разряда. При установке «грелок» нужно иметь в виду, что резинка на штатной ручке газа намертво приварена к пластмассовой трубке-основе. Поэтому рекомендуем заранее заказать новую трубку и уже на неё клеить ручку Oxford. Для облегчения жизни «хлебобулочных» изделий «дрезинеры» используют гелевые сиденья. Абсолютный лидер в этой области – фирма Corbin. В её каталоге можно выбрать цвет, рисуГайку первичной шестерни «сажаем» на красный фиксатор резьбы.нок, текстуру и профиль седла. А ещё изделия Corbin используют пилоты невысокого роста для снижения высоты по седлу. Ещё один элемент комфорта и, конечно, безопасности – хороший свет. Штатная фара Suzuki DRZ-400S светит на троечку. У внитрияпонской модели из-за меньших размеров отражателя и пластмассовой линзы свет ещё хуже. Не стоит пытаться улучшить её характеристики, установив лампочку большей мощности: из-за возросшего тепловыделения пластмассовая фара может расплавиться. Выход – замена фары на тюнинговую, например, Trail Tech X2 HID 70W или Cyclop от Аcerbis.Модификация 3x3 позволяет двигателю легче «дышать».Самый обширный и дорогой этап тюнинга DRZ-ки – модификация двигателя. Начнём с повышения надёжности. Удивительно, но несмотря на почти десятилетнюю историю, у «Zеда» остались «детские болезни». При дорожной эксплуатации они проявляются редко, но при регулярных продубасах по колдобинам вероятность неприятностей резко возрастает. Первая «прививка» предназначена для гайки первичной шестерни, которая имеет тенденцию самостоятельно откручиваться. Эту же слабость проявляет и гайка ведущей звёздочки. Сама звёздочка при этом может люфтовать и вызвать преждевременный износ сальника вторичногоКарбюратор Keihin добавит несколько лошадиных сил.№ 01 20106312/4/09 4:16 PM062-065_rem_Suzuki DRZ.indd 63 РЕМЗОНАИСТОРИЯ МОДЕЛИ. Всего выпущеноРаспредвалы «агрессивного» профиля значительно поднимают пиковую мощность.Гоночный набор Yoshimura содержит коленвал, поршень, распредвалы и блок ECU.Набор фирмы JE для увеличения рабочего объёма.четыре модификации DRZ: «S», дорожный эндуро, 40 л.с., появилась в 2000 году и выпускается до сих пор; «E», «чистый» эндуро с электростартером, 49 л.с. до 2006, потом для некоторых стран мощность снизили до 40 л.с., появилась в 2000 году и выпускалась до 2008 года; «K», «чистый» эндуро без электростартера, 49 л.с. появилась в 2000 году и выпускалась до 2004 года; исторической справедливости ради не забудем модификацию «SM», супермото, 40 л.с. (основные отличия – перевернутая вилка, 17-дюймовые колёса, дорожная резина, маятник с регулировкой натяжения цепи болтами, а не эксцентриками, тормозные диски большего диаметра), появилась в 2005 году и выпускается до сих пор. Модели «S», «SM» и свежие «E»-шки от 2007 г.в. оснащены одинаковыми распредвалами, имеют степень сжатия 11,3 и карбюраторы постоянного разрежения Mikuni BSR36. «Е»шки 2000-2006 годов выпускались с «агрессивными» валами, плоскодроссельным карбюратором Keihin FCR39 и cо степенью сжатия 12,2 (благодаря прокладке меньшей толщины между цилиндром и картером). Ранние «S»-ки (2000-2001 годов) оснащались вилкой с меньшим числом регулировок.вала. Обе гайки знатоки советуют посадить на «красный» фиксатор резьбы и затянуть моментом 110 Нм. Болты обгонной муфты стартера также могут открутиться. Рецепт лечения тот же: посадить на фиксатор резьбы и затянуть моментом 26 Нм. Следующая слабость – автоматический натяжитель цепи ГРМ, который излишне сильно давит на цепь, вызывая её преждевременный износ. А иногда попросту ломается. Его рекомендуют заменить узлом с ручной регулировкой (ищите натяжитель в каталогах или на www. thumpertalk.com). Натяжение цепи регулируют на слух при работающем двигателе, медленно вкручивая регулировочный болт до пропадания шума цепи ГРМ.Некоторые рекомендуют дополнительно «умаслить» подшипники рулевой колонки (они бывают смазаны на удивление скупо) и проверить разъём реле-регулятора, контакты которого легко окисляются, из-за чего начинают искрить и плавят разъём. Считается, что мощности четырёхсоткубовой «одностволки» DRZ-400S с двумя распредвалами хватает в любой мыслимой и немыслимой ситуации. Но некоторым «горячим головам» 40 лошадиных сил мало. Простой способ взбодрить двигатель «Zеда» – так называемая модификация 3x3. Увеличиваем размер впускного отверстия корпуса воздушного фильтра до 3x3 дюйма и ставим в карбюратор набор жиклёров Dynojet или James Dean (JD).Мощности почти не прибавится, но отклик на поворот ручки газа станет гораздо веселее. Если этого мало, придётся вкладываться в полный выпуск и «агрессивные» распредвалы Hot Cams, Yoshimura или штатные валы и тонкую прокладку под цилиндр от версии «Е», а также менять карбюратор на Keihin FCR39. Установка этих компонентов при условии правильной настройки карба поднимет мощность примерно до 50 л.с., как у DRZ-400E. Апофеоз тюнинга двигателя – увеличение рабочего объёма. Для этих целей фирмы Athena, Yoshimura и JE выпускают наборы, включающие цилиндр, поршень, в некоторых случаях коленвал и набор прокладок. Преимущество столь капитального подхода – увеличение мощностиГРАФИКИ ЗАМЕРОВ МОЩНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ В СТОКЕ, ПОСЛЕ МОДИФИКАЦИИ 3х3 И ПОСЛЕ УСТАНОВКИ КАРБЮРАТОРА KEIHIN FCR39Мощность, л.с.ГРАФИКИ ЗАМЕРОВ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДВИГАТЕЛЯ В СТОКЕ, ПОСЛЕ МОДИФИКАЦИИ 3х3 И ПОСЛЕ УСТАНОВКИ КАРБЮРАТОРА KEIHIN FCR39DRZ-400S с модификацией 3x3 и карбюратором Keihin FCR39 DRZ-400S с модификацией 3x3 Стоковый DRZ-400SКрутящий момент, Нм 30 28 26 24 22 20 18 16 14 12 1045 40 35 30 25 20 15 10 5 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обороты коленвала, х 100023456789 10 Обороты коленвала, х 100064№ 01 2010062-065_rem_Suzuki DRZ.indd 6412/4/09 2:01 PM Наименование з/части Защита картера Трубка ручки газа Защита рук Крепёж защиты Защита крышек двигателяКаталог/сайт/ Каталожный производитель номер Parts Unlimited Parts Unlimited Parts Unlimited Parts Unlimited thumpertalk.com M446 MP010093 0635-0144 12152800Приме­ чаниеAcerbis на штатный рульРаспредвалы Suzuki DRZ400E Прокладка цилиндра Полный выпуск Набор жиклёров Набор жиклёров Набор жиклёров Набор жиклёров Набор кик­ стартера Натяжитель цепи ГРМ Багажник Сумка на багажник Suzuki12710-29F00 впуск 12720-29F00 выпуск 11241-29F00 DRZ400E SUXR245B D477TFP-SA 3109.001 3110.001 JDS005 JDS010 26300-29811 DRZ400S DRZ400SM Mikuni BSR36 Keihin FCR39Распредвалы Yoshimura Yoshimura Dynojet Dynojet JD Jetting JD Jetting Suzuki thumpertalk.com Suzuki Suzuki46300-29820 990A0-37000и крутящего момента во всем диапазоне рабо­ чих оборотов. В результате реально полу  чить  57­60 л.с. и толстенный момент на «низах».  Однако нужно помнить, что замена прокладки  под блоком цилиндра и установка некоторых на­ боров для повышения объёма увеличат степень  сжатия до 12,2 и выше. Придётся лить в бак не  92­ой, а 95­ый бензин. Ещё одну возможность поднять мощность  двигателя дают гоночные «мозги». Они увеличи­ вают верхний предел оборотов на 1000 об/мин.  Однако эта модификация, скорее, для спорта,  поскольку сокращает ресурс двигателя. «Мозги»  бывают двух видов: ProComm или Mitsubishi.  Рекомендуем отдать предпочтение последним,  ибо ProComm­овский блок зажигания ненаде­ жен и несовершенен, и о нём накопилось  немало отрицательных отзывов, включая не­ стабильность угла опережения и пропуски ис­ крообразования. Последняя стоящая доработка – установка  кикстартера. Он пригодится истинным первопро­ ходцам и гумусофилам. Вообразите – помирает  акку  мулятор, а мотоцикл по закону подлости  глохнет, находясь по пояс в коричневой «про­ топлазме». Завести байк «с толкача» нереально.  Вытащить на себе – уж легче валить лес. Спасет  только кик. Для установки на DRZ­400S подойдет фа­ бричный набор кикстартера от модификации  «Е». Подробное описание его монтажа – отдель­ ная тема. Хочу лишь предупредить, что после  сборки останутся «лишние детали» – пожалуй­ ста, не пугайтесь. Несколько слов о подвеске.  Моноамортизатор «Zеда» справляется почти со всеми нагрузками, но при долгой езде по  серьёзному бездорожью может перегреться.  Из­за этого ухудшается демпфирование отбоя,  и мотоцикл начинает раскачиваться вверх­ вниз, как на волнах. Выход – установка тюнин­ говой запчасти, например Ohlins SU 506. Вилка  DRZ­400 работает очень хорошо, но иногда  может потребовать замены пружин на соответ­ ствующие вашему весу. Завершив рассказ о тюнинге «Zеда», корот­ ко отметим особенности его обслуживания.  Знатоки рекомендуют менять масло в два раза  чаще, чем требует заводская инструкция, то есть  каждые 3000 км. По мнению профессиональных  механиков, долго проработавших с DRZ­400,  в большеобъёмных «одностволках» масло  быстро теряет свои свойства. Более вязкое  масло – 15W50 или 20W50 (например, Motul  7100 20W50) – в таких условиях деградирует  медленнее, а потому предпочтительнее. При смене масла не забудем, что система  смазки – с сухим картером. Его уровень прове­ ряем щупом через три минуты после выключе­ ния двигателя. Еще одна особенность относится к внутрия­ понской модели. Её задняя звёздочка отлича­ ется от используемой на «европейцах» и «аме­ риканцах». При заказе по каталогу имейте это  в виду. Например, по каталогу JT на японский  «Zед» нужно заказывать заднюю звезду JTR822,  а не JTR817/JTR808. В заключение добавим, что, выбирая направ­ ление тюнинга, нужно помнить о самой сильной  стороне Suzuki DRZ­400S – его универсальности.  И постараться в процессе «улучшения» не свести  её на нет. № 01 20106512/4/09 2:01 PM062-065_rem_Suzuki DRZ.indd 65