МОТОКЛУБЕсть в Тибете гора Кайлаш, народы Непала и Китая почитают её как священную и безгранично ей покло няются. Индуисты, например, считают, что это обитель могущественного бога Шивы и его жены Парвати, а буд дисты убеждены, что это пристанище самого Будды.БУДДОЦИКЛИСТЫАндрей ВИНОГРАДОВ, Москва, фото участников пробега Саша, Сергей и я – из разных городов, у нас разные профессии, разная жизнь. Но нас объединяет безграничная любовь к Тибету и тибетскому буддизму. Впервые магический Кайлаш поманил нас к себе какой-то непреодолимой силой несколько лет назад. Па ломники со всех концов света тянутся к не му, преодолевая немыслимые трудности и лишения, чтобы совершить ритуальную кору – обход вокруг горы в знак уважения к священному месту и для улучшения кармы. Каждый из нас в разное время добрался и до этой удивительной горы, и до других памятников буддизма в Тибете. Добирались обычным для этих краёв способом – на автомобилях-вне дорожниках, начиная путь в Лхасе, столице Тибета, и заканчивая в Дарчене, у подножия Кайлаша.78078-083_Put_Tibet.indd 78№ 02 20101/14/10 11:11 AM Гора расположена в труднодоступном мес те на западе Тибетского нагорья в Ти бетском автономном районе КНР. Дороги (в основ ном, грунтовки) идут через броды горных рек и по крутым высокогорным пе ревалам. Посто янно находясь на высоте око ло 4500 метров, нужно преодолеть 1500 км. «Боль шой брат» – Китай – в последние годы на чал активно развивать отдалённый регион и строить асфальтовые дороги. На участках в нес колько десятков километров копошат ся ты с я чи людей и сотни единиц техники. Только новых дорог в тех местах ещё нет, а старых – уже нет! Идея повторить этот путь на мотоцик лах ока за лась настолько заманчивой, что мы тут же принялись разрабатывать маршрут. «Изю мина» намечающегося приключения ещё и в том, что более-менее хороший мотоцик летный опыт был только у меня; Саша и Сергей катались от случая к случаю. А по бездорожью и вовсе никто из нас не ездил. Ключевым во просом стал выбор мотоцикла. Отсутствие опыта упростило этот процесс. В итоге остано вились на KTM 990 Adventure. Нас подкупилфирменный слоган Ready to Race («К гонке готов»). К тому же, мы полагали, что большая кубатура обеспечит тягу в горах. Китай – страна колоритная и неоднознач ная, что сказывается на внутренних порядках и законах. Первым откровением для нас стало то, что для посещения большинства мест, которые мы себе наметили, необходимы спе циальные «пермиты» (разрешения). Их, в свою очередь, нужно получать и согласовывать у местных функционеров разного ранга и чина. Чем ближе к границе государства, тем значи тельнее сан чиновника. Не вдаваясь в подроб ности, скажу, что на оформление всех перми тов ушло больше полугода! А на посещение одного из наиболее интересующих нас мест, куда мы до сих пор никак не сумели добрать ся, – Цари, на границе с Индией – разрешение так и не получили. Непросто оказалось и доставить мотоциклы в Китай. Вся страна передвигается на замыс ловатых двухколёсных устройствах с объёмом двигателя до 250 см3. Большие моторы об лагаются высоким налогом. Монстроподобные Adventure простояли на таможне в Шанхае№ 02 2010791/14/10 11:11 AM078-083_Put_Tibet.indd 79 несколько месяцев, пока с помощью местной транспортной компании на «птичьих правах» и за очень неприличные деньги нам не поз волили ввезти их в Поднебесную. Байкам присвоили временные номера, а нам вручи ли временные водительские удостоверения КНР на весь срок ввоза техники на террито рию страны. И вот, наконец, мы с мотоциклами стоим во внутреннем дворике гостиницы в Лхасе. Двор непроходной, но через несколько минут вокруг мотоциклов собралась целая толпа тибетцев, чтобы посмотреть на диковинные ап параты. Тибетцы – народ низкорослый, коре настый и по большей части худой, поэтому им КТМ'ы казались огромными. Осмотрев байки, каждый из них посчитал своим долгом пнуть переднее 21-дюймовое колесо (многим любопытным оно доходило до пояса!), крутануть ручку газа и об жечься о выхлопную трубу. В этой толчее мы, как могли, пытались покататься, чтобы освоить управление и проверить машины… Позже по няли, чем был вызван ажиотаж: по раскраске и экстерьеру наши мотоциклы были схожи с «шедевром» местного мотопрома, небезыз вестным у нас Zong shen 200, так что многие решили, что это – новейшая китайская раз работка!Местные жители проявляли к нам повышен ное внимание на протяжении всей поездки. При любой остановке за какие-то секунды во круг байков собирались любопытствующие. А в городе Шигацзе (второй по величине город в Тибете после Лхасы) на одной из улиц, где мы остановились в поисках запчастей, толпа зевак парализовала движение! И везде один и тот же сценарий: удар ногой по колесу, пово рот ручки газа, вскрик от касания о глушитель... Город Лхаса расположен в ущелье среди гор на высоте 3800 м. Выйдя из самолёта, сразу ощутили сильную нехватку кислорода. В за висимости от здоровья, человеческий организм адаптируется к такой высоте в течение дня. А как поведёт себя мотоцикл? В первый день катались по столице, посетили наиболее важ ные монастыри: Дрепунг, Джоканг и Рамочи (в них хранятся главные святыни буддизма), посмотрели на дворец Далай Ламы – величе ственную Поталу, а заодно опробовали технику в деле. Вроде всё в порядке. Тогда решили усложнить задачу байкам и отправились в местечко Драк Ерпа. Это ком плекс пещер недалеко от Лхасы, в которых в разные времена уединялись для погружения в многодневные медитации великие учителя Тибета. Чтобы туда добраться, нужно преодолеть небольшой горный перевал (4100 м), а за тем, съехав с асфальта, по грунтовому серпан тину забраться ещё на пару сотен метров вверх. Мотоциклам всё нипочём! А мы получили пер вый урок: чем выше забирались, тем станови лось холоднее, а порывы ветра, носившиеся по ущелью, сильно усложняли пилотирование. На следующее утро вышли на основной маршрут. Первые часы поездки оказались самыми приятными и беззаботными. Под ко лёсами – асфальт, вокруг – удивительные гор ные пейзажи, а над головой – непривычно близкое безоблачное небо. Колонна, возглав ляемая тибетским другом и гидом Шеррапом, восседавшим на Zongshen (сопровождающий из местных в поездках по Тибету – обязатель ное условие, он везёт все пермиты и помога ет с языком: английский знает один человек из ста!), неспешно дефилировала по извили стой дороге в направлении города Гьянцзе. Ближе к обеду с гор прилетела чернющая туча и повалил снег. Видимость упала до сот ни метров. Пришлось остановиться и ждать, пока снег превратится в дождь. Ещё через несколько часов мы забрались на высоту 4200 м. Проехали вдоль священного озера Ямдрок-Цо, которое, если взглянуть на него сверху, напоминает скорпиона. К вечеру80078-083_Put_Tibet.indd 80№ 02 20101/14/10 3:20 PM за плечами было уже три перевала и нес колько сотен километров пути по горным до рогам. Альтиметр показывал 4500 м. Но предстояло забраться ещё выше, а KTM'ы… начали задыхаться! Сперва один за другим они стали очень невнятно отзывать ся на открытие газа, затем появилось ощуще ние, что пропадает мощность. Будто засори лись бензонасосы. Исключать такой вариант нельзя: по оригинальным китайским правилам, мотоциклы на АЗС нельзя заправлять напря мую из пистолета в бак. Байк необходимо оста вить метрах в тридцати от заправки, залить бензин в 15-литровую лейку и затем заправить мотоцикл из лейки. Как ни странно звучит, это сделано из соображений безопасности. Следующие пару дней мы развлекались тем, что то и дело снимали и чистили бензо насосы. На какое-то время такая процедура помогала, но скоро ситуация повторялась: пропадала мощность, мотоциклы глохли и соглашались ехать только после некоторо го пе рерыва. К тому же закончился асфальт, а вместе с ним и приятное времяпрепровож дение в седле, началась настоящая работа. Дорога рыхлая, постоянно попадаются круп ные камни, кочки и ухабы. Удержаться в сед ле порой удавалось только чудом. Каждый десяток километров давался очень нелегко. Когда на этом фоне ещё и мотоцикл не хотел ехать, становилось совсем досадно. Однако мы мужественно боролись – благо до цели уже недалеко. Нас ждал самый высокий перевал – 5200 м, далее по ущелью вдоль озера Куйгуй-Цо - и мы у священной горы! Но на перевал забра лись только два мотоцикла. Как ни пытались мы реанимировать Сашин KTM, байк категори чески отказывался ехать и глох при каждой попытке тронуться. Пришлось загрузить мото цикл в попутный грузовик, а Саша сел ко мне «вторым номером». Два других Adventure пу тём уговоров, чтения мантр (тибетских молитв) и разных священнодействий короткими от резками постепенно приближались к цели. Когда до конца пути оставалось километров сорок, поднялась песчаная буря. Жуткий бо ковой ветер вздымал тучи песка и пыли, мотал нас во все стороны. Видимость упала до не скольких метров. Останавливаться было риско ванно: мы бы точно не удержали мотоциклы. Пришлось двигаться дальше, свесившись, на подобие яхтсменов, с сёдел и изо всех сил вглядываясь вперёд, чтобы угадать направле ние. Нам повезло: этот кошмар продолжался всего минут двадцать, затем буря утихла так же неожиданно, как началась. Дорога петляла с десяток километров по невысокому ущелью, потом взмыла вверх, и взгляду открылось огромное плато, окружён ное со всех сторон горами, и вид на священное озеро Маносаровар. Рядом с ним возвышалась заснеженная гора-семитысячник, а правее – Кайлаш. С того места видно только его верхуш ку, но оно считается важным – это «место пер вой встречи». Совершив ритуал приветствия, двинулись в Дарчен. Неожиданно въехали на 30-километровый отрезок асфальта. Для нас это как дар – мотоциклы едут из последних сил. Поворот – и за двадцать метров до конца пути мой КТМ встал намертво. На постоялый двор закатил его вручную. Уже вечер, темно. Ещё до конца не осознав, что мы доехали, перенесли радость на завтра и рухнули спать. Утром всё встало на свои места. Яркое гор ное солнце освещало величественную искря щуюся верхушку Кайлаша. Её было видно прямо с площадки нашего постоялого двора (понятия гостиницы в этих местах нет). Мы любовались великолепным пейзажем. Рядом стояли наши «боевые кони», пусть уставшие и «нездоровые», но они помогли нам осуще ствить мечту – совершить мотопаломничество по Тибету к обители Будды! Городок Дарчен лежит у самого подножия горы. Отсюда паломники начинают свою 60-ки лометровую кору вокруг Драгоценной жем чужины, или Канг Римпоче, как ещё называ ют Кайлаш. Решили, что на следующий день от правимся на кору, а пока попытались привести в чувства мотоциклы – им пришлось несладко. После коры – в обратный путь, в Лхасу. Ехать пришлось, утрамбовавшись вместе с «кома№ 02 2010811/14/10 3:20 PM078-083_Put_Tibet.indd 81 распахнутый мирМОТОКЛУБтозными» байками в грузовике. А в сто лице… мотоциклы чудесным образом ожили и прекрасно работали! Ведь Лхаса расположена значительно ниже, так что кислорода моторам хватало. Справедливости ради скажу, что сами мы измотались ничуть не меньше мотоциклов. Ехать по десять-двенадцать часов в день по высокогорью оказалось нелегко. Нам тоже не хватало воздуха, организмы работали с пе ребоями: не хотелось ни пить, ни есть. При ходилось постоянно напоминать себе о необходимости принять пищу. Кстати, о пище. На высоте мясо лучше не есть – оно очень тяжело усваивается, лучше курицу или рыбу. Об ал коголе выше четырёх тысяч лучше вообще забыть. Мы встречали туристов – наших соо течественников, которые, как у нас принято, «приложились по приезду», а потом неделю лежали под капельницами. А в одной тибетской деревушке, пока сидели в местной харчевне, нас повеселил вид компании местных мужчин, которые весь вечер всемером распивали четыре маленьких баночки пива, разливая его… по рюмкам! Но к алкоголю и курению наша команда полностью равнодушна, а мы с Са шей к тому же и не мясоеды. Сергей на протяжении всей поездки следил за тем, чтобы все обязательно употребляли витамины и специальные пищевые добавки, которые он взялс собой в дорогу. Во многом благодаря им ни у кого из нас за время путешествия не возникло проблем со здоровьем. Кухня высокогорного Тибета не славится разносолами. Основная пища местных – цампа (мякиш из ячменной муки и жира яка), молочные продукты из молока ди (самки яка) и овощи. Тибетский чай – продукт своеобразный. Это ячий жир, разведённый в молоке и воде, немного солёный на вкус. Неподготовленному туристу выпить этот напиток затруднительно... С каждым годом вдоль дорог появляется всё больше китайских ресторанчиков. Там еда намного разнообразнее, готовят вкусно, но очень остро! Если организм не приучен к острым блюдам, нужно обязательно это объяснить услужливым китайцам, чтобы с первым положенным в рот аппетитно пахнущим кусочком из ушей не пошёл дым! Привозить свои мотоциклы – дорого, но и прокат мототехники плохо развит. В Лхасе мы встретили группу молодых ребят-турис тов на каких-то местных полумопедах. Они рассказали, что собираются в Шанхай, а это почти 2500 км! Но мотивация в таких делах – главное! Я уверен: ни один из нас не пожа лел ни об одном рубле, вложенном в эту затею. Хотя бы потому, что вера, равно как и реализация задуманного, по сути, бесценны. Дерзайте!82078-083_Put_Tibet.indd 82№ 02 20101/14/10 3:21 PM ТИБЕТМотоциклы: КТМ 990 Adventure Маршрут: Лхаса – Гонгар – Гьянцзе – Шигацзе – Сангсанг – Сага – Джонгба – Дарчен. В одну сторону – около 1500 км. Время в пути – пять дней. «Круче» А-93 бензина нет. Стóит он почти как в Москве – 22-25 руб./л. Бензоколонки встречаются тем реже, чем дальше уезжаешь от цивилизации, поэтому, завидев АЗС, независимо от пройденного расстояния, старались заправиться «под горловину». Затраты на ввоз мотоциклов сделали каждый аппарат «золотым». По сравнению с этими тратами, все остальные расходы кажутся символическими: недорогой бензин, в придорожном кафе можно сытно поесть за 20-30 юаней (это меньше ста рублей) на человека.№ 02 2010831/14/10 11:12 AM078-083_Put_Tibet.indd 83