78
79
80
81
82
83
МОТОКЛУБЕсть в  Тибете гора Кайлаш, народы Непала и  Китая почитают её как священную и  безгранично ей покло­ няются. Индуисты, например, считают, что это обитель могущественного бога Шивы и его жены Парвати, а буд­ дисты убеждены, что это пристанище самого Будды.БУДДОЦИКЛИСТЫАндрей ВИНОГРАДОВ, Москва, фото участников пробега Саша, Сергей и я – из разных городов, у нас разные профессии, разная жизнь. Но нас объединяет безграничная любовь к  Тибету и тибетскому буддизму. Впервые магический Кайлаш поманил нас к себе какой-то непреодолимой силой несколько лет назад. Па­ ломники со всех концов света тянутся к  не­ му,  преодолевая немыслимые трудности и лишения, чтобы совершить ритуальную кору – обход вокруг горы в знак уважения к священному месту и для улучшения кармы. Каждый из нас в  разное время добрался и  до этой удивительной горы, и до других памятников буддизма в Тибете. Добирались обычным для этих краёв способом – на автомобилях-вне­ дорожниках, начиная путь в  Лхасе, столице Тибета, и заканчивая в Дарчене, у подножия Кайлаша.78078-083_Put_Tibet.indd 78№ 02 20101/14/10 11:11 AM Гора расположена в труднодоступном мес­ те на западе Тибетского нагорья в Ти­ бетском автономном районе КНР. Дороги (в  основ­ ном,  грунтовки) идут через броды горных рек  и  по крутым высокогорным пе­ ревалам. Посто­ янно находясь на высоте око­ ло  4500 метров, нужно преодолеть 1500 км. «Боль­ шой брат»  – Китай  – в  последние годы на­ ­ чал   активно развивать отдалённый регион и  строить асфальтовые дороги. На участках в нес­ колько десятков километров копошат­ ся  ты­ с я­­ чи людей и  сотни единиц техники. Только новых дорог в  тех местах ещё нет, а старых – уже нет! Идея повторить этот путь на мотоцик­ лах ока­ за­ лась настолько заманчивой, что мы тут же принялись разрабатывать маршрут. «Изю­ мина» намечающегося приключения ещё и в том, что более-менее хороший мотоцик­ летный опыт был только у меня; Саша и Сергей катались от случая к случаю. А по бездорожью и вовсе никто из нас не ездил. Ключевым во­ просом стал выбор мотоцикла. Отсутствие опыта упростило этот процесс. В итоге остано­ вились на KTM 990 Adventure. Нас подкупилфирменный слоган Ready to  Race («К гонке готов»). К тому же, мы полагали, что большая кубатура обеспечит тягу в горах. Китай  – страна колоритная и  неоднознач­ ная, что сказывается на внутренних порядках и законах. Первым откровением для нас стало то, что для посещения большинства мест, которые мы себе наметили, необходимы спе­ циальные «пермиты» (разрешения). Их, в свою очередь, нужно получать и  согласовывать у местных функционеров разного ранга и чина. Чем ближе к границе государства, тем значи­ тельнее сан чиновника. Не вдаваясь в подроб­ ности, скажу, что на оформление всех перми­ тов ушло больше полугода! А на посещение одного из наиболее интересующих нас мест, куда мы до сих пор никак не сумели добрать­ ся, – Цари, на границе с Индией – разрешение так и не получили. Непросто оказалось и доставить мотоциклы в Китай. Вся страна передвигается на замыс­ ловатых двухколёсных устройствах с объёмом двигателя до 250 см3. Большие моторы об­ лагаются высоким налогом. Монстроподобные Adventure простояли на таможне в  Шанхае№ 02 2010791/14/10 11:11 AM078-083_Put_Tibet.indd 79 несколько месяцев, пока с помощью местной транспортной компании на «птичьих правах» и за очень неприличные деньги нам не поз­ волили ввезти их в  Поднебесную. Байкам присвоили временные номера, а  нам вручи­ ли  временные водительские удостоверения КНР на весь срок ввоза техники на террито­ рию страны. И вот, наконец, мы с мотоциклами стоим во внутреннем дворике гостиницы в Лхасе. Двор непроходной, но через несколько минут вокруг мотоциклов собралась целая толпа тибетцев, чтобы посмотреть на диковинные ап­ параты. Тибетцы  – народ низкорослый, коре­­ настый и по большей части худой, поэтому им КТМ'ы казались огромными. Осмотрев байки, каждый из них посчитал своим долгом пнуть переднее 21-дюймовое колесо (многим любопытным оно доходило до пояса!), крутануть ручку газа и об­ жечься о выхлопную трубу. В этой толчее мы, как могли, пытались покататься, чтобы освоить управление и проверить машины… Позже по­ няли, чем был вызван ажиотаж: по раскраске и  экстерьеру наши мотоциклы были схожи с «шедевром» местного мотопрома, небезыз­ вестным у  нас Zong­ shen 200, так что многие решили, что это  – новейшая китайская раз­ работка!Местные жители проявляли к нам повышен­ ное внимание на протяжении всей поездки. При любой остановке за какие-то секунды во­ круг байков собирались любопытствующие. А в городе Шигацзе (второй по величине город в  Тибете после Лхасы) на одной из улиц, где мы  остановились в  поисках запчастей, толпа зевак парализовала движение! И везде один и тот же сценарий: удар ногой по колесу, пово­ рот ручки газа, вскрик от касания о глушитель... Город Лхаса расположен в ущелье среди гор на высоте 3800 м. Выйдя из самолёта, сразу ощутили сильную нехватку кислорода. В  за­ висимости от здоровья, человеческий организм адаптируется к  такой высоте в  течение дня. А как поведёт себя мотоцикл? В первый день катались по столице, посетили наиболее важ­ ные монастыри: Дрепунг, Джоканг и  Рамочи (в  них хранятся главные святыни буддизма), посмотрели на дворец Далай Ламы – величе­ ственную Поталу, а заодно опробовали технику в деле. Вроде всё в порядке. Тогда решили усложнить задачу байкам и отправились в местечко Драк Ерпа. Это ком­ плекс пещер недалеко от Лхасы, в  которых в разные времена уединялись для погружения в  многодневные медитации великие учителя Тибета. Чтобы туда добраться, нужно преодо­леть небольшой горный перевал (4100 м), а за­ тем, съехав с асфальта, по грунтовому серпан­ тину забраться ещё на пару сотен метров вверх. Мотоциклам всё нипочём! А мы получили пер­ вый урок: чем выше забирались, тем станови­ лось холоднее, а порывы ветра, носившиеся по ущелью, сильно усложняли пилотирование. На следующее утро вышли на основной маршрут. Первые часы поездки оказались самыми приятными и беззаботными. Под ко­ лёсами – асфальт, вокруг – удивительные гор­ ные пейзажи, а  над головой  – непривычно близкое безоблачное небо. Колонна, возглав­ ляемая тибетским другом и гидом Шеррапом, восседавшим на Zongshen (сопровождающий из местных в поездках по Тибету – обязатель­ ное условие, он везёт все пермиты и помога­ ет с языком: английский знает один человек из ста!), неспешно дефилировала по извили­ стой дороге в  направлении города Гьянцзе. Ближе к  обеду с  гор прилетела чернющая туча и повалил снег. Видимость упала до сот­ ни метров. Пришлось остановиться и  ждать, пока снег превратится в  дождь. Ещё через несколько часов мы забрались на высоту 4200  м. Проехали вдоль священного озера Ямдрок-Цо, которое, если взглянуть на него сверху, напоминает скорпиона. К  вечеру80078-083_Put_Tibet.indd 80№ 02 20101/14/10 3:20 PM за  плечами было уже три перевала и  нес­ колько сотен километров пути по горным до­ рогам. Альтиметр показывал 4500 м. Но предстояло забраться ещё выше, а  KTM'ы… начали задыхаться! Сперва один за другим они стали очень невнятно отзывать­ ся на открытие газа, затем появилось ощуще­ ние, что пропадает мощность. Будто засори­ лись бензонасосы. Исключать такой вариант нельзя: по оригинальным китайским правилам, мотоциклы на АЗС нельзя заправлять напря­ мую из пистолета в бак. Байк необходимо оста­ вить метрах в  тридцати от заправки, залить бензин в 15-литровую лейку и затем заправить мотоцикл из лейки. Как ни странно звучит, это сделано из соображений безопасности. Следующие пару дней мы развлекались тем, что то и дело снимали и чистили бензо­ насосы. На какое-то время такая процедура помогала, но скоро ситуация повторялась: пропадала мощность, мотоциклы глохли и соглашались ехать только после некоторо­ го пе­­ рерыва. К тому же закончился асфальт, а вместе с ним и приятное времяпрепровож­ дение в  седле, началась настоящая работа. Дорога рыхлая, постоянно попадаются круп­ ные камни, кочки и ухабы. Удержаться в сед­ ле порой удавалось только чудом. Каждый десяток километров давался очень нелегко. Когда на этом фоне ещё и мотоцикл не хотел ехать, становилось совсем досадно. Однако мы мужественно боролись  – благо до цели уже недалеко. Нас ждал самый высокий перевал – 5200 м, далее по ущелью вдоль озера Куйгуй-Цо -  и мы у священной горы! Но на перевал забра­ лись только два мотоцикла. Как ни пытались мы реанимировать Сашин KTM, байк категори­ чески отказывался ехать и  глох при каждой попытке тронуться. Пришлось загрузить мото­ цикл в попутный грузовик, а Саша сел ко мне «вторым номером». Два других Adventure пу­ тём уговоров, чтения мантр (тибетских молитв) и  разных священнодействий короткими от­ резками постепенно приближались к  цели. Когда до конца пути оставалось километров сорок, поднялась песчаная буря. Жуткий бо­ ковой ветер вздымал тучи песка и пыли, мотал нас во все стороны. Видимость упала до не­ скольких метров. Останавливаться было риско­ ванно: мы бы точно не удержали мотоциклы. Пришлось двигаться дальше, свесившись, на­ подобие яхтсменов, с  сёдел и  изо всех сил вглядываясь вперёд, чтобы угадать направле­ ние. Нам повезло: этот кошмар продолжался всего минут двадцать, затем буря утихла так же неожиданно, как началась. Дорога петляла с  десяток километров по невысокому ущелью, потом взмыла вверх, и взгляду открылось огромное плато, окружён­ ное со всех сторон горами, и вид на священное озеро Маносаровар. Рядом с ним возвышалась заснеженная гора-семитысячник, а  правее  – Кайлаш. С того места видно только его верхуш­ ку, но оно считается важным – это «место пер­ вой встречи». Совершив ритуал приветствия, двинулись в Дарчен. Неожиданно въехали на 30-километровый отрезок асфальта. Для нас это как дар – мотоциклы едут из последних сил. Поворот – и за двадцать метров до конца пути мой КТМ встал намертво. На постоялый двор закатил его вручную. Уже вечер, темно. Ещё до конца не осознав, что мы доехали, перенесли радость на завтра и рухнули спать. Утром всё встало на свои места. Яркое гор­ ное солнце освещало величественную искря­ щуюся верхушку Кайлаша. Её было видно прямо с площадки нашего постоялого двора (понятия гостиницы в  этих местах нет). Мы любовались великолепным пейзажем. Рядом стояли наши «боевые кони», пусть уставшие и «нездоровые», но они помогли нам осуще­ ствить мечту – совершить мотопаломничество по Тибету к обители Будды! Городок Дарчен лежит у самого подножия горы. Отсюда паломники начинают свою 60-ки­ лометровую кору вокруг Драгоценной жем­ чужины, или Канг Римпоче, как ещё называ­ ют Кайлаш. Решили, что на следующий день от­ правимся на кору, а пока попытались привести в чувства мотоциклы – им пришлось несладко. После коры – в обратный путь, в Лхасу. Ехать пришлось, утрамбовавшись вместе с  «кома­№ 02 2010811/14/10 3:20 PM078-083_Put_Tibet.indd 81 распахнутый мирМОТОКЛУБтозными» байками в грузовике. А в сто­ лице… мотоциклы чудесным образом ожили и прекрасно работали! Ведь Лхаса расположена значительно ниже, так что кислорода моторам хватало. Справедливости ради скажу, что сами мы измотались ничуть не меньше мотоциклов. Ехать по десять-двенадцать часов в  день по высокогорью оказалось нелегко. Нам тоже не хватало воздуха, организмы работали с  пе­ ребоями: не хотелось ни пить, ни есть. При­­ ходилось постоянно напоминать себе о необходимости принять пищу. Кстати, о пище. На высоте мясо лучше не есть – оно очень тяжело усваивается, лучше курицу или рыбу. Об ал­ коголе выше четырёх тысяч лучше вообще забыть. Мы встречали туристов  – наших соо­­ течественников, которые, как у  нас принято, «приложились по приезду», а  потом неделю лежали под капельницами. А  в  одной тибетской деревушке, пока сидели в местной харчевне, нас повеселил вид компании местных мужчин, которые весь вечер всемером распивали четыре маленьких баночки пива, разливая его… по рюмкам! Но к алкоголю и курению наша команда полностью равнодушна, а мы с Са­ шей к тому же и не мясоеды. Сергей на протяжении всей поездки следил за тем, чтобы все обязательно употребляли витамины и  специальные пищевые добавки, которые он взялс собой в дорогу. Во многом благодаря им ни у кого из нас за время путешествия не возникло проблем со здоровьем. Кухня высокогорного Тибета не славится разносолами. Основная пища местных – цампа (мякиш из ячменной муки и жира яка), молочные продукты из молока ди (самки яка) и овощи. Тибетский чай – продукт своеобразный. Это ячий жир, разведённый в молоке и воде, немного солёный на вкус. Неподготовленному туристу выпить этот напиток затруднительно... С каждым годом вдоль дорог появляется всё больше китайских ресторанчиков. Там еда намного разнообразнее, готовят вкусно, но очень остро! Если организм не приучен к острым блюдам, нужно обязательно это объяснить услужливым китайцам, чтобы с первым положенным в рот аппетитно пахнущим кусочком  из ушей не пошёл дым! Привозить свои мотоциклы  – дорого, но и прокат мототехники плохо развит. В Лхасе мы встретили группу молодых ребят-турис­ тов  на каких-то местных полумопедах. Они рассказали, что собираются в Шанхай, а это почти 2500 км! Но мотивация в таких делах – главное! Я  уверен: ни один из нас не пожа­ лел ни об одном рубле, вложенном в эту затею. Хотя бы потому, что вера, равно как и реализация задуманного, по сути, бесценны. Дерзайте!82078-083_Put_Tibet.indd 82№ 02 20101/14/10 3:21 PM ТИБЕТМотоциклы: КТМ 990 Adventure Маршрут: Лхаса – Гонгар – Гьянцзе – Шигацзе – Сангсанг – Сага – Джонгба – Дарчен. В одну сторону – около 1500 км. Время в пути – пять дней. «Круче» А-93 бензина нет. Стóит он почти как в Москве – 22-25 руб./л. Бензоколонки встречаются тем реже, чем дальше уезжаешь от цивилизации, поэтому, завидев АЗС, независимо от пройденного расстояния, старались заправиться «под горловину». Затраты на ввоз мотоциклов сделали каждый аппарат «золотым». По сравнению с этими тратами, все остальные расходы кажутся символическими: недорогой бензин, в придорожном кафе можно сытно поесть за 20-30 юаней (это меньше ста рублей) на человека.№ 02 2010831/14/10 11:12 AM078-083_Put_Tibet.indd 83