42
43
44
45
46
47
48
ТЕХНИКАПервый в мире мотоцикл его создатели Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах назвали Reitwagen – «Повозка для верховой езды». Если бы они посмотрели на новинки 2010 года в  классе туристических машин, они назвали бы ихЛАЙНЕРЫ ДЛЯ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫАлександр ВОРОНЦОВ, фото компаний-производителей ОХОТА НА «ГУСЯ». Вот недавнее сооб­ щение: сумасшедший австралиец проехал из Мельбурна в Лондон на Honda CT110. Вообщето на его родине на таких аппаратах ездят па­ стухи и почтальоны, но красиво жить не зап­ ретишь. Ну, а скромные благоразумные люди (типа нас с вами) для таких «дальнобоев» обыч­ но пользуются более прозаичными ма­ ­ шинами. Такими, как BMW R1200GS. Лавры (и продажи) знаменитого «Гуся» – са­ мого успешного туристического эндуро в ми­ ре – многим не дают спать спокойно. Как ока­ залось, бессонные ночи изводили и  боссов компании Ducati. Слухи о том, что в недрах за­ вода в  Болонье готовят «охотника на гусей», появились ещё год назад. И осенью 2009 года эти слухи воплотились в явь – в облике Ducati Multistrada нового поколения. Впрочем, с прежней Multistrada у новинки так мало общего, что поначалу её даже хоте­ ли представить под другим именем. Но потом спохватились: ведь придуманный к  дебюту Multistrada-1 слоган «спортбайк для любых дорог» подходит к Multistrada-2 ещё лучше! Потому что мощность «прыгнула» вверх на це­ лых 55 л.с.: вместо заслуженного 95-сильно­ го агрегата воздушного охлаждения с двух­ клапанными головками цилиндров – такая же четырёхклапанная «водянка», как и на спорт­ байках серии 1198, и выдаёт она кругленькие 150 л.с. Такая же, да не такая: не зря конструкторы сменили её название с Testastretta Evoluzione42042-048_Marsh_Tur1+.indd 42№ 02 20101/14/10 4:38 PM на Testastretta 11°. Обозначение указывает на величину перекрытия фаз газораспределения (угол поворота коленвала, во время которого открыты одновременно впускные и выпускные клапаны): она в  новом двигателе уменьшена с 41° до тех самых 11°. Первое значение характерно для высокооборотных спортивных двигателей, в  которых необхо­ димо обеспечить хорошую продувку на вер­ хах любой ценой – пусть даже за счёт повышенного расхода топлива и потери момента на низах. А ма­ лое перекрытие фаз – признак мотора, настроенного на тягу и  экономичность: только за его счёт Testastretta 11° расходует на 15% меньше топлива, чем спортбайковский агрегат. Кстати, не могу не отметить веру создателей Ducati в  высокий уровень технической подготовки адептов марки – раз они вынесли такой спе­ цифический показатель в обозначение новинки. Чтобы «разгладить» характеристику крутящего момента, конструкторы также установили распредвалы с «мирным» профилем кулачков, изменили форму впускных и  выпускных каналов в головке и чуть уменьшили степень сжатия. Управление дроссельными заслонками «по проводам» позволило применить изо-щрённую многорежимную систему управления (о ней позже) и встроить противобуксовочную систему. Вместо характерного  для Ducati «сухого» сцепления – «мокрое», с обратной пробуксовкой и механизмом, который усиливает прижим дисков во время передачи крутящего момента от двигателя к  колесу  – так удалось снизить жёсткость пружин и, соответственно, усилие выжима. Передаточные числа коробки передач подобраны так, что максимальная скорость достигается на пятой, а шестая – для экономии топлива на автостраде. Рама мотоцикла – комбинированного типа: основная её часть и задний подрамник – пространственные, из стальных труб, центральная часть – две отливки из алюминиевого сплава, а передняя изготовлена из магниевого (принципу централизации масс начали поклонять­ ся  и  итальянские конструкторы). Подвески  – полностью регулируемые. В  базовой версии впереди стоит вилка Marzocchi, а сзади – моноамортизатор Sachs, а в версии «S» эти компоненты – производства Ohlins, да к тому же с  дистанционной регулировкой на ходу. Тормоза  – с  передними радиальными скоба­ ми Brembo и с ABS, которая в варианте «S» вхо-дит в стандартное оснащение, а в базовой версии её можно заказать. И вот тут-то всё интересное только начи­ нается! Потому что итальянские инженеры пол­ ностью использовали все возможности совре­ менной электроники, создав самый «ум­­ ный» в мире байк. Во-первых, вам даже не надо вынимать ключ из кармана: он сам свяжется с бортовой электроникой на расстоянии двух метров от мотоцикла – остаётся лишь на­­ жать на кнопочку. Во-вторых, приборный щиток – не щиток вовсе, а экран бортового компьютера, который сообщит вам не только скорость, пробег, обороты двигателя, остаток топлива и температуру охлаждающей жидкости, но и такие параметры, например, как средний расход топлива, пробег на остатке топлива, температуру окружающего воздуха и  даже давление в  шинах (в версии «S»). А кульми­ нация этого электронного разврата – переключатель, позволяющий выбирать из четы­ рёх режимов: Sport, Touring, Urban и Enduro. В спортивном режиме реакция двигателя на движение ручки газа  – самая острая, противобуксовочная система позволяет похулиганить, а настройка подвесок (в версии «S» с  электронными регулировками)  – спортивно-жёсткая. В  туристическом режимеMultistrada S в исполнении Touring Edition.Ducati Multistrada – лидер в применении современных электронных систем.Ducati Multistrada 1200 – «спортбайк для любых дорог».№ 02 2010431/14/10 4:38 PM042-048_Marsh_Tur1+.indd 43 ТЕХНИКАBMW R1200GS, обновлённый к сезону 2010 года.Двигатель с двумя верхними распредвалами в головке – главное новшество баварцев.Приборная панель BMW R1200GS с GPS-навигатором.реакция мотора плавно-линейная, ПБС настроена довольно чутко, а подвески комфортно распущены. В городском (Urban) режиме мощность двига­ теля ограничена 100 л.с., реакция на движение ручки газа плавная, ПБС одёргивает малейшие попытки проскальзывания, подвески готовы к встрече с выбоинами асфальта.Режим Enduro – это плавные реакции «зажатого» до 100 л.с. мотора, почти не вмешивающаяся в работу машины ПБС (ABS можно отключить совсем), готовые отработать любые неровнос­ ти подвески. В общем, четыре в одном – и все эти изменения можно произвести, не слезая с мотоцикла. Если же вас не устроит ни один изчетырёх заводских режимов, можно подобрать индивидуальные настройки – через меню бортового компьютера. Решили разориться на версию Multistrada S? Тогда выбирайте один из двух вариантов исполнения: Sport Edition, с карбоновыми деталями облицовки, или Touring Edition, в  ком-44042-048_Marsh_Tur1+.indd 44№ 02 20101/14/10 4:38 PM плектацию которого дополнительно входят центральная подставка, подогрев рукояток руля и багажные кофры. В списке аксессуаров – навигационная система Garmin GPS, багажные кофры, пробка бензобака с  дистанционным приводом замка, карбоновые подкрылки, противоугонная система. Кроме того, можно заказать машину с уменьшенной на 25 мм вы­ сотой седла. А что же немцы  – сильно напуганы? Да, в общем-то, нет. На их стороне – почти 30-летний опыт производства туристических эндуро. Кроме того, Ducati в соответствии со своим названием (Multistrada – «вседорожный») остаётся чисто «асфальтовым» (посмотрите на ри­ сунок протектора и на то, как низко сидят крылья). У BMW R1200GS – нехилый (и мно­ гократно проверенный) внедорожный потенциал, а у модификации Adventure (со спицованными колёсами, внедорожными шинами и увеличенными ходами подвесок) он просто устрашающий. К сезону 2010 и BMW получил новый двигатель. Прежняя схема привода клапанов HC (High Camshaft – с расположенными близ головок цилиндров распредвалами) уступила место привычной для современных моторов DOHC – с  двумя верхними распредвалами в  головке. Перемена позволила поднять обороты двигателя и расположить клапаны радиально, улуч-шив форму камеры сгорания. Любопытно, что довольно скромный прирост мощности (со 105 до 110 л.с.) сопровождается неадекватно большим ростом проходного сечения впускного и выпускного тракта (диаметр диффузоров увеличен с 47 до 50 мм, тарелок клапанов – с 36 до 39 мм для впускных и с 31 до 33 мм для выпускных, да и подъём клапанов стал больше). Задел для грядущей форсировки? Для такой проверенной временем модели, как BMW R1200GS, важно не только то, что она приобрела благодаря модернизации, но и то, что она не утратила. А не утратила она способность работать на 95-м бензине, а после перенастройки блока управления  – и  на 91-м. На месте и уникальные подвески – Telelever спереди и  Paralever сзади. По заказу их можно дополнить электронной системой регулировки на ходу Enduro ESA. Ещё одна популярная опция – комбинированная (либо полукомбинированная) тормозная система с  ABS. Впрочем, что-что, а список опций у BMW всегда можно расширять до бесконечности: это и навигационная система, и «противоугонка», и багажные кофры, и всевозможная защита, и подогрев рукояток, и возможность установки низкого седла и т.д., и т.п. Так что сезон охоты на гусей открывать рановато: «гусь» себя в обиду не даст!ТЕХ­ НИ­ ЧЕ­ СКАЯ ХА­ РА­ К­ ТЕ­ РИ­ СТИ­ КАОБЩИЕ ДАННЫЕ Модель Модельный год Сухая масса, кг Длина, мм База, мм Высота ­ по седлу, мм Вылет, мм Угол наклона рулевой колонки, град. Объём ­ бензобака, л ДВИГАТЕЛЬ Тип ГРМ Рабочий ­ объём, см³ Диаметр цилиндра х ­ ход поршня, мм Степень сжатия Макс. мощность, л.с. при об/мин Макс. крутящий мо­ мент, ­ Нм при об/мин Система питания Система охлаждения Система запуска ТРАНСМИССИЯ Сцепление Коробка передач Главная передача ХОДОВАЯ ЧАСТЬ Рама пространственная, силовой агрегат как комбинированная, главный несущий сталь + легкие элемент + стальные сплавы подрамники телескопическая вилка перевернутого типа 170 маятниковая, с моноамортиза­ тором и прогрессивной характеристикой 170 Telelever 190 210 цепь многодисковое, в масляной ванне, с обратной пробуксовкой однодисковое, сухое V2, 4-тактный B2, 4-тактный DOHC, 4 клапана на цилиндр 1198,4 106х67,9 11,5 150/9250 118,7/7500 1170 101х73 12,0 110/7750 120/6000 189 (192 для «S») 2150 1530 850/825 нет данных 25 20 Ducati ­ Multistrada 1200 BMW BMW ­ R1200GS R1200GS Adventure 2010 203 2210 1507 870/850 101 25,7 223 2240 1510 910/890 88,7 24,8 33впрыск топлива жидкостная воздушно-маслянаяэлектростартер6-ступенчатая валПередняя подвеска Ход колеса, ммЗадняя подвескаParaleverХод колеса, мм Тормозная система200220гидравлическая, раздельная, гидравлическая, на версии «S» – по заказу – комбинис ABS (по заказу на рованная, с ABS базовой версии) 2 диска ∅ 305 мм диск ∅ 265 мм спицованные 110/80R19 150/70R17 диск ∅ 245 мм литые 120/70ZR17 190/55ZR17Передний тормоз 2 диска ∅ 320 мм Задний тормоз КолёсаЭкстремальная версия – BMW R1200GS Adventure.Передняя шина Задняя шина№ 02 2010451/14/10 4:38 PM042-048_Marsh_Tur1+.indd 45 ТЕХНИКАBMW R1200RT 2010 года – с новым двухвальным двигателем. Kawasaki 1400GTR в новом сезоне насыщен электронными системами.46042-048_Marsh_Tur1+.indd 46№ 02 20101/14/10 4:39 PM НЕ ПОКИДАЯ АСФАЛЬТА. Если Ducati создала мотоцикл «четыре в одном», привлекая возможностью настройки машины, то BMW полагается на впечатляющую линейку турис­ тических мотоциклов разного назначения. И её важнейшее звено – модель BMW R1200RT. Как и  «вездеход» R1200GS, «асфальтовый» турер в  2010 году получил новый оппозит с  двухвальными головками. Поскольку этот двигатель практически одинаков для обеих версий, перейдём сразу к  «вкусностям» в  хо­ довой части и оснащении. И здесь главная новинка – система электронной регулировки параметров подвески второго поколения (ESA II). Хотя она устанавливается только на заказ, возможности её столь широки, что покупать «RT» без неё  – не интересно. Во-первых, водитель может задавать один из четырёх режимов загрузки мотоцикла: только водитель, водитель и багаж, водитель и пассажир, водитель, пассажир и багаж. Соответственно с помощью сервопривода изменяется предварительное поджатие пружин и – что характерно именно для второго поколения ESA II – жёсткость упругого элемента (за счёт допол­­ нительной вставки из эластомера). Кроме того, прямо на ходу можно выбрать один из трёх режимов настройки гид­ равлики: Comfort, Normal или Sport. А вот тормозная система с ABS входит в стандартное оснащение мотоцикла. Она полукомбинированного типа: рычаг на руле воздейст­вует на тормоза обоих колёс, а педаль – только на задний. Еле заметно, но изменена форма обтекателя и переднего крыла – для улучшения аэродинамических свойств. А вот оснащение изменилось заметнее. Ветровое стекло (которое с помощью электропривода регулируется по высоте в пределах 140 мм) обрело новый контур, что снизило шум во время езды. На руле – новые пульты, унифицированные с  семейством К1300. Управление аудиосистемой теперь не на отдельном пульте, а с помощью кнопок на внутренней стороне левого пульта. Да и  сама аудиосистема (которая входит в  заказное обору­­ дование) иная: вместо CD-проигрывателя USB-вход и  вход для iPod или иного МР3плеера (для этих устройств предусмотрен непромокаемый карман в  обтекателе). Число предустановленных радиостанций увеличено с 6 до 24. Кроме стандартной приборной панели (её теперь защищает от бликов дополнительный затемнённый визор) можно заказать бортовой компьютер, который дополнительно сообщит уровень масла в  силовом агрегате, давление в шинах, средний расход топлива и пробег на его остатке. Боковые багажные кофры объёмом по 32 л входят в  стандартное оснащение мотоцикла. Верхний (49 или 28 л)  – за доплату. Води­ тельское седло регулируется на высоту 820 или840 мм, но можно заказать вариант пониже (780 или 800 мм) или даже 750 мм – но это уже за счёт уменьшения хода подвесок и установки специального тонкого седла. Список опций открывает безграничные возможности усовершенствования мотоцикла. Кроме всего вышеупомянутого, в него входят противобуксовочная и противоугонная системы, GPS-навигатор, круиз-контроль, подогрев седла и рукояток руля, дополнительные розетки, сумка на бензобак и многое, многое другое. На том же поле, что и модернизированный BMW R1200RT, играет итальянский Moto Guzzi Norge GT. К сезону-2010 и эта машина обновлена: дополнительный индекс 8V говорит о  том, что её двигатель обзавёлся наконец четырёхклапанными головками цилиндров. А это означает рост мощности с 95 до 105 л.с. и  крутящего момента  – с  95 до 110 Нм при одно­­ временном улучшении гибкости харак­ теристики мотора: если раньше пик крутяще­ го момента приходился на 6800 об/мин, то теперь  – на 5800 об/мин. Доработана также форма обтекателя: теперь он лучше защища­ ет седоков от встречного потока воздуха.Пе­­ ре­ ка­­­ ­ либрованы и  подвески: передняя вилка  – с  регулировкой предварительного поджатия пружин, а в моноамортизаторе задней подвески регулируется ещё и гидравлика отбоя. Оснащение мотоцикла таково, словно итальянские конструкторы старательно учили уроРеклама№ 02 2010471/14/10 4:39 PM042-048_Marsh_Tur1+.indd 47 ТЕХНИКАки немецкого. Загибаем пальцы: боковые багажные кофры, ветровое стекло с электрорегулировкой, тормоза с  ABS, подогрев рукояток руля, GPS-навигация, 12-вольтовые розетки, бортовой компьютер… Вас смущает слава «высочайшей надёжности» итальянских мотоциклов? Но Moto Guzzi как раз – счастливое исключение из правил. Не зря же полиция Берлина  – города, где делают мотоциклы BMW – пересела на Moto Guzzi Norge… Японские компании к сезону-2010 представили лишь одну новинку в классе турис­ тических мотоциклов: модернизированный Kawasaki 1400GTR. Двигатель – рядную «четвёрку» мощностью 155 л.с. – и ходовую часть японцы практически не затронули, обвес переработали в малой степени (улучшив аэродинамические качества обтекателя и  увели­ чив ветровое стекло). Главные новшества  – в  насыщении машины электронными системами. Впервые на 1400GTR применена противо­ буксовочная система. В отличие от псевдо-трекшн-контроля, стоящего на спортбайке Kawasaki ZX-10R (реагирующего на «немотивированные» всплески оборотов двигателя), эта система «честная»  – сравнивает обороты переднего и заднего колеса. Поскольку для этого задействованы датчики ABS, то система поставляется лишь совместно с комбинированной тормозной системой с ABS (которая в  оснащение базового варианта не входит). Обнаружив проскальзывание заднего колеса,система сразу уменьшает подачу топлива, частично перекрывает сечение впускного тракта и изменяет параметры зажигания – все три фактора вкупе обеспечивают её доста­ точно мягкую работу. Интересно, что водитель получил возможность регулировать степень «комбинированности» тормозной системы. В стандартном режиме в начале хода тормозного рычага работает только передний тормоз, а в режиме High Combined оба тормоза сразу. Оборудо­ ванные ABS мотоциклы комплектуются также подогревом рукояток руля и датчиками давления в шинах. Ещё одна интересная новинка – режим топ­ ливной экономии. При включении его спе­ циальной кнопкой блок управления двигателем выбирает карты зажигания/впрыска, настроенные на экономию до 25% топлива. Умная система понимает, когда водителю надоест «тошнить», – отключается, если обороты выше 6000 об/мин, или ручка газа открыта более чем на треть хода, или скорость выше 160 км/ч. А на подходе – ещё и люкс-турер… опять же от BMW. Пока баварцы продемонстрировали только двигатель  – рядную «шестёрку»!  – в  шасси концепт-байка. Но из его туристи­ ческого предназначения секрета не делают. Ведь моторы такого типа славны своей плавностью работы…ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОБЩИЕ ДАННЫЕ Модель Модельный год Сухая масса, кг Длина, мм База, мм Высота по седлу, мм Вылет, мм Угол наклона руле­ вой колонки, град. Объём бензобака, л ДВИГАТЕЛЬ Тип ГРМ Рабочий объём, см³ Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Степень сжатия Макс. мощность, л.с. при об/мин Макс. крутящий мо­­ мент, Нм при об/мин Система питания Система охлаждения Система запуска ТРАНСМИССИЯ Сцепление Коробка передач Главная передача ХОДОВАЯ ЧАСТЬ силовой агрегат как главный несущий элемент + стальные подрамники Telelever 120 Paralever 135 гидравлическая, полукомбинированная, с ABS дуплексная, стальная однодисковое, сухое 6-ступенчатая вал многодисковое, в масляной ванне воздушномасляная B2, 4-тактный V2, 4-тактный R4, 4-тактный DOHC, 4 клапана на цилиндр 1352 84х61 10,7 155/8800 136/6200 229 2230 1485 840/820 109,9 26,6 25 BMW R1200RT Moto Guzzi Kawasaki Norge GT 8V 1400GTR ABS 2010 251 2195 1495 800 нет данных нет данных 23 304 (снаряжённая) 2230 1520 815 112 26,1 22DOHC, 4 OHV, 4 клапана на клапана на цилиндр цилиндр 1170 101х73 12,0 110/7750 120/6000 1151 95х81,2 11,0 105/7500 110/5800 впрыск топлива воздушная электростартержидкостнаяРамамонокок, алюм. сплавПередняя подвеска Ход колеса, мм Задняя подвеска Ход колеса, мм Тормозная система Передний тормоз Задний тормоз Колёса Передняя шина Задняя шинателескопическая вилка 120телескопическая вилка перевёрну­ того типа 113маятниковая, с прогрессивной характеристикой и моноамортизатором 140 136гидравлическая, комбинированная, с ABS 2 диска ∅ 310 мм диск ∅ 270 мм2 диска ∅ 320 мм диск ∅ 265 мм диск ∅ 282 мм литые 120/70ZR17 180/55ZR17Прямой конкурент для баварцев – итальянский Moto Guzzi Norge GT 8V.190/50ZR1748042-048_Marsh_Tur1+.indd 48№ 02 20101/14/10 4:39 PM