ТЕХНИКАСВОЯ ДУРЬНаш кастом-критик неоднократно утверждал, что клеветнические выражения вроде «Это ж сколько надо выкурить, чтобы такое построить?» в отношении кастомайзеров не имеют под собой никаких оснований. Мол, у них и своей дури в голове хватает – ещё и отсыпать могут. И вот, якобы для того, чтоб убедиться в верности этой сентенции и оценить уровень «своей кастомайзерской дури», наш неуто мимый исследователь отправился на кастомшоу в Голландию. Дескать, где, если не там,Дмитрий ДОЛЬНИК, кастом-критик «Мото», фото автора и Bigtwin Многовековая угроза затопления воспитала у жителей славного Королевства Нидерландов довольно раздолбайское отношение ко многим вещам: здоровью, морали… Их можно понять – вся жизнь на нервах: затопит аль не затопит? А отсюда – всякое-разное курение, торговля телом с витрин и прочие богомерзкие непотребства. Не от хорошей жизни, как говорится. На этом я закончу вводную часть, посвящённую психологическому портрету або ригенов, и перейду собственно к цели моего приезда. Кастом-шоу в Росмалене – одно из старейших мероприятий, входящих в «филиальную систему» чемпионата мира по кастомайзингу. Оно проходит традиционно в начале ноября вот уже 18 лет кряду. Изначально выставка называлась MotorSale (местные по привычке продолжают ее назвать так до сих пор), но после того, как организацией сего действа занялся голландский кастом-журнал Bigtwin, сменила вывеску на Bigtwin Bikeshow. На этот раз в конкурсной программе за яв лено сто мотоциклов из разных стран Евро пы (включая «частично европейскую» Россию, и уж совсем не европейские Объединённые Араб ские Эмираты). Так оно и вышло – по раз ным причинам не явилась лишь пара участ ников. Важные изменения произошли в структуре конкурса. Если раньше участник заявлял свой мотоцикл в конкретном классе, внутри которого жюри выделяло трёх призёров, то теперь из «общего поголовья» избирается по одному «бесту» в каждой из следующих номинаций: Best Bobber, Best Chopper, Best Freestyle, Best Custom, Best Innovative, Best Classic, Best Odd Bike (odd здесь в значении «странный») и Best Paintjob.* Ну и, разумеется, Гран-при – титул Best of Show, обладатель которого делегируется в Стерджис на чемпионат мира. Обе системы – и старая, и новая – имеют свои плюсы и минусы. Причём минусы обычно*По ходу действия неожиданно возникла ещё одна номинация, названная в спешке «Лучший японский кастом» (имелся в виду кастом с японским мотором). Вероятно, организаторы просто не могли обделить призом нужного человека. Ничего, бывает, – знаю не понаслышке.56056-061_Dolnik.indd 56№ 02 20101/14/10 11:02 AM Заветный титул Best of Show в Росмалене завоевал Wilson II бельгийца Криса Виллемса. Мотор – 1,6-литровый S&S. Коробка передач – пятиступенчатая Baker. При ближайшем рассмотрении обнаруживаются и «ямаховские» следы – например, передняя вилка от TDM и тормоза от R1. Зато рама-софтейл, причудливая выпускная система, топливный бак с нишами под головки цилиндров, колёса, руль и множество других деталей – натуральный авторский «хэнд-мейд». Кстати, о баке. Меня, если честно, слегка удивило количество восторженных «ахов-охов» по поводу «врезанного» в бак мотора. Особого откровения я здесь не усмотрел – такой приём в кастомайзинге уже использовался, и не единожды. Взять, к примеру, недавний Overmile куда более известного бельгийца – Фреда Круггера («Мото», №11-2009). Или это теперь «бельгийская фишка»? И ещё нюанс: есть мнение, что такие эксперименты с подогревом паров бензина в баке могут привести к неприятным последствиям. К каким? А поставьте-ка канистру с горючим на раскалённую плиту… Очередное творение Ларри Хьютона из английской конторы Lamb Precision Engineering. На этот раз под резец мастера попала легендарная шестицилиндровая Honda CBX, экземпляр 1983 года выпуска. Рама и передняя вилка параллелограммного типа выполнены из алюминия. Задний маятник – от Ducati 916. Выпускная система – Lamb, «6-в-6». Колёса – Marchesini. Тормоза – Brembo. За неимением номинации «Лучший стритфайтер» (файтеры в Росмалене гости редкие – Bigtwin Bikeshow как-никак), английская «шестистволка» получила приз Best Freestyle.056-061_Dolnik.indd 571/14/10 11:02 AM ТЕХНИКАВ номинации Best Custom победу одержал Osmane немецкой мастерской A.T. American Cycles (колоритный дядька в седле – её шеф Айкут), с двухлитровым мотором от S&S, ощетинившимся парой карбюраторов Weber и наддувом Eaton. Рама – модифицированная голландская VG. Вилка – от итальянской компании OMP, с небольшими изменениями. Переднее колесо – 18-дюймовое, заднее – 23-дюймовое. Тормоза – Performance Machine.острее ощущаются теми, кто остался без призов. Такова селяви. Судейская бригада состояла в этом году из шести персон: Роба Брэдли и Нила Блейбера из компании AMD, под чьей эгидой проводится официальный чемпионат мира по кастом-байк-билдингу, известного немецкого фотографа и журналиста Хорста Рёслера,именитого бельгийского кастомайзера Фреда «Круггера» Бертрана и двух представителей редакции Bigtwin. Интересный нюанс. Выставка проводилась с пятницы по воскресенье, и победители во всех номинациях определялись в первый же день (о чём вечером в пятницу им сообщалось по телефону). Однако это не касалось Bestof Show! «Царь горы» избирался с учётом голосов, поданных кастомайзерами-участниками и представителями «случайно отобранной группы» из числа посетителей, аж до воскресного полудня. Я к чему клоню – кое-кто из потенциальных претендентов на Best of Show при таком раскладе запросто мог пролететь. Скажу больше – этим «кем-то» стал Юрий Шиф. ЕгоНаграда нашла героя! Этот чоппер с 1,2-литровым мотором Shovelhead от модели Harley-Davidson FL 1969 года построен голландской компанией Ecke в 2006 году, тогда же и начал пиариться. Весной 2007 года, помнится, я созерцал его на чемпионате Европы в Майнце. И вот, наконец, спустя три года после постройки, победа в номинации Best Chopper в Росмалене! Рама-риджид – модифицированная «харлеевская». Вилка-спрингер – калифорнийской компании D&D. Колёса (19-дюймовое переднее и 16-дюймовое заднее) – популярные в Америке в начале 70-х пятиспицевые Invader. Переднего тормоза нет, задний – шведский «спрокет-брейк» ISR с шестипоршневым суппортом. За рулём – один из соавторов проекта, Томми Мойекинт.056-061_Dolnik.indd 581/14/10 11:02 AM В последнее время к «седалищному вопросу» кастомайзеры относятся крайне трепетно. Каких только остроумных конструкций не встречается! Португалец Джоаким Сильва, например, считает, что каждое полупопие имеет право на пусть небольшое, но персональное сиденьице.Призом за лучшую роспись (Best Paintjob) отмечен High Roller – трайк с «хайнековским» силуэтом от британской компании Destiny Cycles. Мотор – модифицированный Sputhe (1639 см3). Рама-риджид с 50-градусным рейком, а также вилка типа «гердер» из нержавейки – собственного производства. Если присмотреться, можно заметить, что топливный бак был когда-то «спортстеровским».Gustav Skippone (подробно описанный в «Мото», №1-2010) и Wilson II бельгийца Криса Виллемса изначально имели самые большие шансы на победу. Но – опять проклятая свинья жизни. Из случайно подслушанного разговора (дурацкая привычка, ничего не могу с собой поделать!) двух членов жюри: «Не, господа, однозначно надо бельгийцу давать, у русских свое кастом-шоу в апреле». (За точность слов не ручаюсь, поэтому возможные предъявы отклоняю сразу, но смысл был именно таков.) Ладно, запомним… Зато Александру «Фитилю» Фетисову реально подфартило. Несмотря на то, что его Punk Head (крепкий, кстати, олд-скульный аппарат) призами тоже отмечен не был, Фитилю, представьте, удалось-таки подняться на сцену во время церемонии награждения – разыгрываемый между участниками конкурса двухлитровый V-твин RevTech достался именно ему. И такая селяви случается… Среди призёров, кстати, было немало мотоциклов, победивших на других «филиальных» мероприятиях (и это ставило жюри перед нелёгким выбором: и не отметить нельзя – аппараты-то теперьПриторно-гламурный аппарат голландца Рене Нейдама удостоен приза Best Innovative. Консоль спереди, консоль сзади – пардон, когда это считалось инновацией? Десять лет назад?№ 02 2010591/14/10 3:49 PM056-061_Dolnik.indd 59 ТЕХНИКАА вот и уже знакомый читателям (см. «Мото», №1-2010) Gustav Skippone от Yuri Shif Custom – гордость нашего кастомстроя. Я серьёзно. За такой мотоцикл не просто не стыдно – не стыдно совсем! Причём два раза.Best Odd Bike – «Самый странный байк». Ну, здесь португальцы из Chopper Spirit не оставили шансов никому. Их Death (да-да, просто «Смерть»), построенная на «харлеевских» агрегатах, мало того, что устрашающе возвышалась над всеми другими мотоциклами-конкурсантами, так ещё и занимала аккурат два «машиноместа» в длину. Описывать же словами дизайн сего чуда считаю бесполезной тратой времени. Действительно, очень странный аппарат. Непонятно даже – то ли аплодировать за такой дизайн Рафаэлю Муржалю, то ли предать его аутодафе. А можно пойти на компромисс – предать аутодафе под аплодисменты. Punk Head московской мастерской Fitil DMC. Хороший мотоцикл у Фитиля получился – без особого выпендрёжа, но «в стиле», что называется. И название удачное – читается практически как «Панхед». А как раз такой мотор (а точнее – «новодельный» Pandemonium объёмом 1442 см3) здесь и использован.«в авторитете», и ко ли чество призов ограничено – местным талантам, глядишь, не хватит). Так, «Лучшим кастомом» был признан Osmane немецкой компании A.T. American Cycles, который уже отправляется в Стерджис как победитель Arneitz Custom Show, проводимого на австрийском озере Фа акер-Зее. А призом за лучшую «живопись» был награждён великолепный трайк High Roller английской мастерской Destiny Cycles, получивший путёвку на чемпионат мира от французского кастомшоу Viva La Clusaz! И напоследок ещё одно наблюдение. Мото циклы сразу же после установки на конкурсной площадке «спутываются» наколёсными замками. Такого я на других кастом-шоу что-то не припомню. Неужто были прецеденты? «А вывод? Дайте вывод!» – занервничает пытливый читатель (а хочется верить, что пытливых читателей у нас много – по крайней мере, больше одного). Вывод? Для себя я его сделал. Только старый добрый алкоголь! «Олд-скул», так сказать…60056-061_Dolnik.indd 60№ 02 20101/14/10 3:03 PM Бельгиец Крис Виллемс получает из рук специально обученных фемин («страшных, но симпатичных», как сказал бы о них незабвенный Карлсон) главную награду Bigtwin Bikeshow 2009.Фрагмент боббера голландца Альберта Русшена. Ну прямо картинка из бакалеи! Голландец Виль Винк продолжает своим аппаратом по имени NorHD славную традицию первых британских «гонщиков вокруг кафе» скрещивать ходовые части и моторы разных производителей, даря жизнь таким экзотическим «маркам», как Triton (Triumph + Norton), Tribsa (Triumph + BSA) или Norvin (Norton + Vincent). За нехитрым ребусом «NorHD» скрывается Norton Manx с 750-кубовым «валуевским» V-твином.Слегка ошалевшему (исключительно от счастья!) Александру «Фитилю» Фетисову объявляют, что он стал обладателем разыгранного среди участников конкурса новенького «125-кубодюймового» (2049 см3) V-твина марки RevTech. При шансах 1:100 не это ли, люди добрые, именуется специфическим термином «пруха».056-061_Dolnik.indd 611/14/10 11:03 AM