МОТОКЛУБВ последнее время многих моих знакомых мотопутешественников уже не тянет дальше и дальше – в экзотические страны, через границы и моря. Всё чаще говорят, что родной страны мы не знаем, а в ней места невиданной красоты. И Алтай среди них занимает особое место.КОЛЫБЕЛЬ НАРОДОВКлим ДЕНИСОВ, фото автора78078-083_Puteshestvie.indd 78№ 03 20102/12/10 1:00 PM Всегда хотелось там побывать, тем более на мотоцикле. Но добираться своим ходом от столицы далеко, да и маршрут проложить нужно так, чтобы не было мучительно больно... в общем, короткий двухнедельный отпуск и полное незнание местной специфики на толкнули на мысль: присоединиться к организованной группе мото туристов. В 10-дневный тур включено проживание, питание, аренда мотоцикла (новенькие BMW G650GS, обутые в Pirelli MT-60) и бензин. Не входит в стоимость лишь перелет до Барнаула и страховка мотоциклов. В принципе, можно приехать и на своем моте – это минус аренда (около 40% тура!), можно (если так уверен в себе) и не страховать технику, но тогда все повреждения ложатся на плечи (точнее, кошелек) водителя. Необходимые требования к участникам – наличие экипировки и опыт офф-роуда. Хотя маршрут по спортивной категории сложности тянет на спокойную «двойку», и только в дождь появляются элементы «тройки». С командой я познакомился по прилету, на приветственном ужине в ресторане. Наши ги ды в спортивном туризме не новички – мастера и чемпионы. Главный – Виктор Пантыкин, «Зас луженный путешественник России». Из десяти туристов – восемь иностранцев (поди ж ты – распробовали русскую экзотику!). Четыре австрийца (отцы с сыновьями), два немца, два американца. На весь интернационал два москвича – Евгений (на своем 1200GS) и автор этих строк. Когда в родственных парах выяснилось, кто чей сын, я зауважал папашу Вер нера (судите сами: отцу 65 лет, а сыну Тобиасу 22). Еще пара австрийцев: папа Герхард – 64, сын Георг – 29, оба врачи. Высокий седой мужик, замеченный мною еще в «Домодедово» с КТМовским баулом, оказался 66-летним профессором математики из Германии с труднопроизносимым именем Бернд. Второй немец – Ульрих 45 лет – журналист. Один американец – 51-летний Бретт – труженик Голливуда, вла делец и пилот самолета (он тут же был наречен «Летчиком»), дру гой – Джеф фри 56 лет – системный администратор из Монтаны. Моему земляку Евгению – 43, мне – 49. Главным «блюдом» на ужине стало обсуждение маршрута и подписание бумаг о страховании мотоциклов и предупреждения, что кататься на них опаснее, чем ползать от телевизора до холодильника и обратно. Завтра нас ждет 340-километровый пробег по Чуй скому тракту, посещение музея В. М. Шук шина в селе Сростки и ночлег на турбазе с ностальгическим названием «Манжерок» на берегу Катуни. Определяем порядок движения, условные знаки. Закрепляем полученную информацию водкой «Алтай» в разумных коли чествах и отправляемся спать. Утром получили мотоциклы, переоделись, сдали багаж в грузовик сопровождения (он же техничка). Каждому водителю выдали рацию – правда, пользоваться ею можно только остановившись: гарнитур (да и места в шлеме под них) не предусмотрено. Первый день – привыкание№ 03 2010792/12/10 1:00 PM078-083_Puteshestvie.indd 79 МОТОКЛУБк движению в колонне и к мотоциклам. До этого на G650GS я даже не садился. Невысокий по седлу, с проверенным 50-сильным одноцилиндровым мотором. Клиренс, конечно, маловат, так что препятствия лучше объезжать… Пример но через 200 километров начинаются предгорья – на зеленых холмах появляются скальные выходы. А вот и родное село В. М. Шукшина – Сростки. Нет, описывать эту красоту я просто не возьмусь, читайте первоисточники. Чем передать тот восторг, который мелкими пузырьками растрепал душу, как только взгляд окинул долину Катуни и горы вдали?.. Это состояние не отпускало потом всю дорогу. Иностранцам Василий Макарович оказался персонажем неизвестным, но когда мы заехали на гору Пикет к памятнику, их отношение поменялось. Увидев, с какой любовью все здесь сделано, на предложение посетить музей возражений не прозвучало. А потом вопросы, вопросы…Турбаза «Манжерок» одна из старейших на Алтае. Замечательные коттеджи из кедрового бруса, все удобства в номерах, горячая вода. Хотя варианты есть на любой кошелек, вплоть до места под собственную палатку. А какая там баня! Иностранная часть команды проявила себя вполне по-человечески, попарилась вместе с нами, треснула пивка. Люди как люди, только лопочут по-своему... Следующие два дня технички с нами не будет. Нас ждет переправа через Телецкое озеро, а грузовик пойдет в обход и будет нас встречать на турбазе «Эзен» у подножья перевала Кату-Ярык. А сегодня мы посетим Тавдин ские пещеры и отправимся в недлинный путь до озера. Погода с утра великолепная, солнечно, тепло. По пути к пещерам делаем несколько остановок на берегу Катуни. Тут выясняется, что Герхард – убежденный натурист. И «морж»,судя по тому, как легко он залезал в холодную воду. От подножья горы, где находятся пещеры, настоящего входа не видно. Обязательно надо подняться по тропе и пройти главную пе щеру насквозь (местами «гусиным шагом»). И хотя в экипе делать это крайне неудобно, оно того стоит. На той стороне потрясающий вид на Катунь. Все, конечно же, стали фотографировать, только Джеф все время как-то странно держался за стенку и на открывшуюся пано раму даже не взглянул. Если вчера все привыкали друг к другу, по шоссе аккуратно ехали в колонне 90-100 км/ч и недовольства по этому поводу не высказывали, то сегодня вскрылась вся «законопослушность» иностранной мотобанды. Косвенно виноват в этом оказался я. Очень мне хотелось сделать несколько снимков с мотоциклистами на дороге, и я попросил Виктора отпустить меня вперед, чтобы выбрать место для съемки.80078-083_Puteshestvie.indd 80№ 03 20102/12/10 1:00 PM Подозрительно (для большинства) переговорив на непонятном языке с гидом, я в одиночку рванул по дороге, будто шлейка оборвалась. Мне хотелось опередить группу хотя бы на пару минут, чтобы успеть распаковать аппаратуру и найти хороший ракурс. Разбежался! Прохва тив километров 15, я только остановился, чтобы «пристрелять» место, как сразу понял, что форы у меня нет. Команда неслась, будто за призом на этапе MotoGP. Потом выяснилось, как только я отправился искать натуру, иностранцы наки нулись на Евгения с одним вопросом: «Почему он так быстро поехал?» «Куда и зачем» народ не очень интересовало, главное – «можно ли ехать быстрее? Или – police, court, prison (по лиция, суд, тюрьма)?» Евгений не стал скрывать, что полицию на этой дороге, скорее всего, мы не встретим. С этого момента укротить толпу отключенных от пос тоянного контроля мотоци клистов стало очень трудно. «Борьбу с секундо мером» прерывали только остановки, чтобы посмотреть на окружающую красоту. Одна из них была на берегу Бии. Я набрал речной воды и выпил на глазах у всех. Иностранцы впали в ступор: не сумасшедший ли я? Пришлось объяснять, что вода – чистейшая, питьевая и не хуже ихнего «Эви ана». Тут нашлись и среди них смелые люди – попробовали. И согласились – то ли из веж ливости, то ли действительно по нравилось. А вода реально вкусная! Турбаза «Эдем» в поселке Артыбаш особым шиком не блещет, но все, что нужно туристу, имеется. Когда группа отдыхающих кемеров чан и особенно кемеровчанок узнала, что на турбазе появился иностранный десант, я забес покоился о выполнении завтрашней програм мы – настолько душевно они спаивали наших коллег. Уж не знаю, как народ отби вался, но наутро все собрались у мотоциклов с непро ницаемыми лицами. Погрузка на ка тер прошла довольно бойко, за вычетом одного зеркала на 1200GS. Катер стартовал без задержек, смущало толь ко, что движемся мы за грозой и, похоже, ее догоняем. Достали фотоаппараты, стали со ревноваться – кто сможет запечатлеть молнию. У меня получилось дважды – чистая случай ность, у остальных четверых – ничего. Бернд, который долбил зеркалкой как из пулемета, посмотрел на меня странным взглядом – то ли как на мастера, то ли как на шайтана. Фото сессия закончилась неожиданно: катер попал под градовое облако, мы дружно ска тились в каюту, и буквально за пару минут плавсред ство стало напоминать «Челюс кин» в аркти ческих льдах. Остановка у водопада Корбу оказалась очень кстати. Место само по себе фантастически красивое, да и гроза тем вре менем ушла. Разгрузка прошла без приключений. Ули по просил Евгения поменяться мотоциклами и, радостно рыкнув оппозитом, умчался за Викто ром. Мы с Евгением привычно заняли место в арьергарде. В селе Балыкча Вернер попортил забор. Сам не побился, но местное население повеселил, когда его вынимали из грязной№ 03 2010812/12/10 1:01 PM078-083_Puteshestvie.indd 81 МОТОКЛУБлужи. Миновали несколько довольно глубоких бродов. На последнем Ули не рассчитал скорость, и волны добрались до воздухозаборника. Движок захлебнулся. У Ули с Евгением состоялся короткий эмоциональный разговор. До турбазы оставалось еще 40 километров. Попытка связаться с грузовиком результата не дала. Вик тор решил отправить нас с Евге нием на встре чу с техничкой, а с остальными попытаться реанимировать движок. Заблу диться там невозможно – с одной стороны река Чулышман, с другой – горы. Дело к вечеру, поэтому всё надо делать быстрее – ехать в темноте небезопасно. «Мухой» долетели до турбазы. На нашу удачу через пять минут приехал грузовик и сразу же был отправлен группе навстречу. Каково же было наше удивление, когда минут через десять грузовик вернулся. Оказалось, по ра ции сообщили, что мотоцикл идет своим хо дом. Ули, видимо, решив, что на деньги он все равно попал, предложил попробовать завести его «с тычка» – тем более, что хитрого свечного ключа с собой не ока залось. Двадцать километров пробовали… и таки завели!Турбаза «Эзен» заслуживает отдельного описания. В качестве «бунгало» там настоя щие алтайские аилы – многоугольные деревянные постройки на шесть кроватей вдоль стены. И баня с купанием в ледяной воде Чулышмана под бездонным ночным небом. На следующий день нам предстояло подняться на перевал Кату-Ярык и преодолеть довольно приличный кусок бездорожья. Ночью прошел сильный дождь, и, как сказал Виктор, дорога через лес будет скользкая. Но сначала подъем на перевал. Остановились у подножья под табличкой с предупреждением об опас ности предстоящего пути, и тут Джеф, посмотрев вверх, заявил, что у него боязнь высоты. Два гида из технички, Костя и Саша, закинули Джефа в кабину, Саша надел шлем и оседлал мотоцикл. Перевал, конечно, запомнился. Семь поворотов под 180 градусов и перепад высот более полукилометра. Наверху привал. По алтайским традициям на каждом перевале надо делать остановку, побеседовать с духами, оставить им памятный подарок и вообще торопиться не надо. Пока брали перевал, распогодилосьи дорога стала подсыхать. Если без фанатизма, то можно выбирать сухие траектории и достаточно комфортно двигаться по проселку. В урочище Пазырык в 20-х годах прошлого века начались раскопки захоронений, отно ся щихся к IV-III векам до н. э. Найденные в них предметы позволили даже говорить о пазы рык ской культуре. Вообще, Алтай принято считать колыбелью тюркских народов. Здесь ощущаешь некую ауру, источник позитивной энергии что ли. Понимаешь, что неспроста люди селились тут с незапамятных времен. Не могу это выразить точнее, но схожие чувства я испытал в Риме и в Иерусалиме. День закончился на турбазе «Кочевник». Размещение в настоящих монгольских юр тах. Экзотика! Шашлык из свежей баранины, традиционная баня. На следующий день предстоял радиальный выезд к высокогорным озерам. До озер мы не доехали. Сложность тропы оказалась несколько выше, чем общая подготовка команды и техники. Пока поднимались в гору, становилось понятно – спуск будет на-82078-083_Puteshestvie.indd 82№ 03 20102/12/10 1:02 PM