YAMAHA WR250RYAMAHA WR250R, эндуро 2009 249 смз 30,7 л.с. 134 кг 339 700 руб.Зимние покатушки на легких эндуро давно стали обычным делом – такая техника должна быть всепогодной. Вот мы и подумали – а почему бы не протестировать впрысковую Yamaha WR250R в зимних условиях?ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОДПавел КУРЛАПОВ, фото Евгения БОБРИКОВАПробег0 0 0 4 0 0км32№ 03 2010032-035_Test_YamahaWR.indd 322/12/10 11:03 AM НЕ ПО ПЛАНУ. Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах – гласит известная пословица. Тест Yamaha WR250R мы планировали на начало декабря, памятуя, что в последние годы снег выпадает в средней полосе никак не раньше. К тому же, хотелось не просто покататься, но и принять участие в ежегодном ралли «Медведь-шатун», проводимом ярославским МС «Черные медведи» («Мото», № 2-2010). «Уж в Ярике-то точно будет много снега, все же заметно севернее столицы», – думал я, доставая с антресоли зимний экип. Природа же оказалась куда изобретательнее в плане шуток надо мной, наивным. Аккурат к началу теста в Москве и округе подсыпало снежку, и даже съемка полу чилась вполне зимняя, что же до самого теста под Ярославлем, то высота снежного покрова издевательски таяла пропорционально при ближению к точке старта. Ну что же, вполне сезонные «минус восемь» с бодрящим ве терком, крепко промерзшая земля, лед луж и почти полное отсутствие снега. Паршивее не придумаешь – грязь уже замерзла и по твердости не уступает асфальту, скользко, как на катке, а мягкого снега, в который можно было бы мягко и приятно «приземляться», – нет. А попадать придется. Кроссовая резина Michelin Cross Competition S12, хоть и зубас тая, но совсем не предназначена для езды по льду: и без того твердая шина, изрядно подзадубев на морозе, вела себя подобно сликам, так что к концу маршрута мне можно было ставить диагноз «ушиб всей бабушки». Но тестируем не меня, а мотоцикл, так что к не му и обратимся. ДОРОГУ МОЛОДЫМ. На первый взгляд, WR не сильно отличается от ставших уже клас сическими «иксэров», «ттэров» и прочих «дэ эров», разве что дизайн пластика более современен. На деле же эта «чекушка» отлича ется гораздо серьезнее. И, как обычно, главного не видно снаружи. Во-первых, наконец-то в класс«250» пришла диагональная рама из алюминиевого сплава. Ставшая уже привычной на кроссовой технике, она не торопится отправлять на пенсию стальные дуплексы мотоцик лов двойного назначения. (Мол, на фига козе баян? Бытует мнение, что «для покатушек вокруг дачи» сверхжесткая и легкая рама ни к чему. Да и железо дешевле.) Так что WR – скорее исключение, чем правило, но, забегая вперед, скажу, что исключение очень прият ное и полезное. Наверное, единственный полноценный конкурент WR250R – KTM 250 EXC-F, да и то, стоит заглянуть под пластик, как «австрияк» уходит в тень японского коллеги: самое главное отличие WR от всех себе подобных – система впрыска топлива. Пожалуй, впервые в мире Yamaha подошла к проектированию 250-кубовой «эндурки» не как к «бюджетной мопедке для начинаю щих», а как к серьезному аппарату. Помимо рамы, изготовленной по кроссовым технологиям (конструкция позаимствована у серии YZ), и системы впрыска топлива мотоцикл оборудован каталитическим нейтрализато ром, пол ным комплектом светотехники, прибор кой с большим ЖК-монитором и даже пас сажирскими подножками. Все это делает его не только самым продвинутым в классе, но и пригодным к движению по дорогам общего пользования (кстати, единственным в линейке внедорож ников Yamaha, официально пос тавляемых в Рос сию). При этом снаряженный аппарат весит не так уж и много – 134 кг. Конечно, сугубо спортивный WR450 полегче будет, но в сравнении с од но клас сниками – взять ту же «Баху» – разница в 10 кило не столь велика. Тем более, если уж задаваться целью облегчить аппарат, даже простая замена «банки», в которую помимо глу шителя внедрен и нейтрализатор, на тю нин говую практически сразу эту разницу ликвидирует. Единственный момент, который огорчил, – отсутствие кикстартера. Аппарату,претендующему на статус серьезного покорителя «пампасов», без него как без рук. Вроде бы ясно, что с «дохлым» аккумулятором впрысковый мотор не завести, но ведь существуют же безаккумуляторные системы впрыска в мотокроссе? Если уж делали аппарат «на все деньги», зачем сэкономили? Непонятно. ШАТУН-ДРАЙВ. Первое испытание WR ждало ранним субботним утром. Как себя покажет инжекторный мотор после ночевки в «чистом поле» с крепким морозцем? Легко ли заведется по сравнению с «иксерами» и «джебелами»? Несколько попыток запуска ни к чему не привели. Бензонасос издал звук, подобный жужжанию умирающей мухи, стартер вяло провернул коленвал несколько раз, и WR занял место в очереди на «прикуриться» от автомобиля. Получив же доступ к положенным вольтам, двигатель мгновенно запустился, в отличие от «коллег» с промерзшими карбюраторами. Ложка дегтя, правда, оказалась меньше, чем показалось. На следующее утро, после очередной ночевки «в поле» мотоцикл завелся-таки самостоятельно – дело было в подсевшем аккумуляторе. Как и любая инжекторная техника, WR требует особого внимания к состоянию АКБ. Про превратности судьбы, погоды и неподходящей резине я уже упоминал, так вот следующим гвоздем программы зимнего теста была проверка на «запускаемость» после па дений. У каждой карбюраторной «эндурки» свои особенности: Djebel нельзя «класть» на левый бок, XR вообще при каждом падении истекает бензином из дренажных трубок и потом довольно долго приходит в себя, прежде чем запуститься, КТМ 450 нужно обязательно повалять на правом боку, чтобы бензин затек «куда надо»… Словом, приятного мало, особенно когда группа, с которой едешь, «выключила мозг, включила газ и валит на все деньги». А если соревнования?.. WR в этой дисциплине показал себя отлично. Уж сколько раз мне пришлось «слетать» во время этого обморожен№ 03 2010332/12/10 11:03 AM032-035_Test_YamahaWR.indd 33 YAMAHA WR250RПриборная панель хорошо читается даже под ярким солнцем и отображает массу полезных данных.«Пульты» выполнены по классическим канонам – ничего лишнего, только эргономика.Пассажирские подножки – деталь «лишняя» для хард-эндуро, но ценная для дорожного мотоцикла.Обычно тормоза по меркам класса – и по конструктиву, и по эффективности.Быстросъемный «хвост» с креплением номера – новомодная и весьма полезная фишка.34№ 03 2010032-035_Test_YamahaWR.indd 342/12/10 11:04 AM ного теста, не сосчитать, но каждый раз двигатель мгновенно оживал, стоило лишь коснуть ся кноп ки стартера. Впрыск делает свое дело – мотор заведется даже вверх тормашками! Легкий старт – далеко не главное достоинство впрыскового мотора. Главное, выражаясь простым языком, «как он едет». А едет он, доложу, еще как! Первое, что меня действительно поразило, – сочная тяга с самых низких оборотов. Мотоцикл уверенно «везет» прак тически с холостых, по сравнению с «карбюрированными» экземплярами, которым нужно порядком «раскрутиться», чтобы выдать какуюто тягу. Даже общепризнанный лидер класса по тяговитости – Honda XR – «сливает» WR'у с огромным отрывом. Радует и то, что во всем диапазоне оборотов практически не чувствуется никаких провалов или подхватов. И хоть пиковое значение крутящего момента даже ниже, чем у «иксера» (23,7 Нм при 8000 об/мин против 25 Нм при 7000 об/мин), но он размазан по оборотам настолько ровным и жирным слоем, что ощущение складывается обратное. В отличие от многих инжекторных мотоциклов, WR отзывается на газ мгновенно и очень точно, задумчивости нет и в помине. Крутить ручку – одно удовольствие. Ощущение старого доброго карбюратора переменного разрежения не покидает ни на минуту, а это, пожалуй, один из главных факторов и для точности дозирования тяги, и для пресловутого фан-фак тора. Приятно ощущать, что аппарат полностью под контролем. Замерзшие колеи грунтовых и лесных дорожек – не самое приятное место для пока тушек, но разве можно придумать что-то более подходящее для испытаний ходовой части? Твердых колдобин в таких количествах и в таком разнообразии не встретишь, пожалуй, ни где, кроме как в скалистых горах. Про дольные и поперечные колеи, ямы, поваленные деревья, вмерзшие в среднерусскую жижу – словом, ни одного мягкого «народно-националь но го» эндурного препятствия! Пришло время сказать спасибо «дубовым» покрышкам Cross Comp etition. Если на ровных участках они безбожно скользят, то здесь жесткие шашки отлично цепляются за окаменелый рельеф, позволяя не особо беспокоиться даже при пересечении колей от «шишиги» (ГАЗ-66) под ост рым углом. Но в том заслуга не только резины. Жесткость ходовой части и энергоемкость подвесок действительно впечатляют! Там, где представители «большой тройки» (XR, DR, TT-R) давно бы гарцевали в позе «низко лечу над пампасами», WR позволяет даже не вставать с седла! По началу, преодолевая продольные канавы, побаивался, что рама вот-вот «сыграет», заг нувшись винтом, и очередное форсирование преграды окончится в ближайших кустах, но Yamaha проглатывала их будто окурок, брошенный кем-то на асфальт. Честно говоря, я так и не мог почувствовать гуляния ходовой части даже на самых заковыристых буераках. Все жекроссовые технологии здесь действительно прописались не зря. НА СЛАДКОЕ. Маршрут ралли «Медведьшатун» – чуть меньше 100 км полного оффроуда. В целом, его можно охарактеризовать одним единственным словом: «жесткотура». И не потому, что он выдался сложным, напротив, там, где можно было бы вдоволь побарахтаться в грязи (если бы была теплая погода, как в прошлом году) или увязнуть по уши в сугробах (как в позапрошлом), было бы гораздо сложнее и интереснее. Просто на замерзшую землю очень больно падать, причем не только пилоту, но и мотоциклу. И хоть облицовки и выполнены из «мягкого» пластика, мороз делает свое дело и пластик становится хрупким. Одну из облицовок я таки умудрился расколоть. Но, отдам должное фирме – в таких условиях не выдержал бы никакой пластик! Так что этот «косячок» в минусы записывать не буду. Мо тоцикл вышел из этой битвы хоть и подраненным, но победителем. А загнутую в одном из падений лапку переключения передач удалось запросто вернуть к первоначальной форме легким ударом мотобота. Причем, судя по ее поведению, подобных экзекуций она способна выдержать еще не мало – вот что значит правильно подобранный материал. Единственный тюнинг, необходимый любому внедорожному мотоциклу, – защита рычагов. Без нее обычно рычагов хватает ровно на два падения – на правый и левый бока, особенно, если грунт жесткий. WR, к сожалению, подобной опцией оборудован не был. На финише я демонстрировал свой рычаг переднего тормоза знакомым, и те одобрительно качали головами: завязанный буквально в узел, он все же не сломался, хотя принимал на себя вес мотоцикла не пять и не десять раз. Выходит, просто идеальный мотоцикл – уж так все в нем замечательно. Невольное сравнение с «большой тройкой», наверное, во мно гом неуместно, все же разница в возрасте моделей больше 10 лет. Но если обратить взгля ды к рынку, все встает на свои места. Те же «иксеры» свежих годов выпуска (2006-2008) стоят под 230 тыс. руб., а то и больше. А стоит ли мотоцикл конструкции двадцатилетней давности этих денег? Возможно, – да. Он это заслужил. Но иконам прошлого – уважение и почет, а дорогу – молодым! На мой взгляд, WR250R обставляет любого из героев прошлого на 10 очков по любому параметру. А уж если задаться целью и слегка его доработать, сменить выхлоп, установить тюнинговый «мозг», «отпилить» не очень нужные прибамбасы, вроде «хвоста» для номерного знака и пассажирских подножек, и внести еще кое-какие общеизвестные изменения, из скромного мотоцикла «двойного назначения» можно соорудить настоящего боевого мустанга. Неистового, но послушного!Благодарим компанию Yamaha-motor CIS за предоставленный для теста мотоцикл.ТЕХ НИ ЧЕ СКАЯ ХА РА К ТЕ РИ СТИ КАОБЩИЕ ДАННЫЕ Модель Модельный год Снаряженная масса, кг База, мм Высота по седлу, мм Объем бензобака, л Угол наклона рулевой колонки, град. Максимальная скорость, км/ч Yamaha WR250R 2009 134 1420 930 7,6 26°40´ 131,9ДВИГАТЕЛЬ Тип 1-цилиндровый, 4-тактный ГРМ DOHC, 4 клапана на цилиндр Рабочий объем, смз 249 Диаметр цилиндра х ход поршня, мм 77,0х53,6 Степень сжатия 11,8 Система питания впрыск топлива Мощность, л.с. при об/мин 30,7/10 000 Крутящий момент, Нм при об/мин 23,7/8000 Система охлаждения жидкостная Система запуска электростартер ТРАНСМИССИЯ Сцепление Коробка передач Главная передача многодисковое, в масляной ванне 6-ступенчатая цепьХОДОВАЯ ЧАСТЬ Рама диагональная, алюм. сплав Передняя подвеска телескопическая вилка перевернутого типа Ход колеса, мм 270 Задняя подвеска маятниковая, с моноамортизатором и прогрессивной характеристикой Ход колеса, мм 270 Тормозная система гидравлическая, раздельная Передний тормоз диск ∅ 250 мм, 2-поршневая скоба Задний тормоз диск ∅ 230 мм, 1-поршневая скоба Колеса спицованные Передняя шина 80/100-21 Задняя шина 120/80-18№ 03 2010352/12/10 11:04 AM032-035_Test_YamahaWR.indd 35