64
65
66
СПОРТВ паддоках MotoGP Карло Пернат – личность легендарная. Почти небожитель, знаменитый агент мотогонщиков, приносящий финансовую удачу. Он начал свою карьеру более 30 лет назад и работал с такими ведущими брендами, как Vespa, Cagiva, Gilera, Aprilia, Suzuki, Ducati. Именно под его покровительством Макс Бьяджи выигрывал чемпионат. И именно Карло стал кем-то вроде крестного отца Валентино Росси, разглядев его гений и пригласив в команду Aprilia. Так началась череда побед итальянца. Карло уже весьма немолод. Однако возраст и здоровье не мешают ему следовать за своими нынешними подопечными – Лорисом Капиросси и Марко Симончелли – по всему свету. Пернат потрясающе обаятельный и умный человек, великолепный собеседник и настоящая находка для любого журналиста. Карло грозится однажды написать мемуары. Когда это случится, MotoGP откроется нам с другой стороны, а книга станет сенсацией в мире мотоспорта. Причем Пернат лишь пожмет плечами и скажет что-нибудь вроде: «Итс май вэй оф лайф».текст Катерины Шостак, фото автора и из архива редакции> > > >MotoGP«Кейси Стоунер? Он – робот. Щелк в голове – и он поехал, щелк – и остановился. И все, пустота. Он всегда серьезный, никогда не шутит. Вы любите роботов?»“СПОРТ СИЛЬНО ИЗМЕНИЛСЯ – МОТОЦИКЛЫ СТАЛИ ДРУГИМИ, ОНИ НАПИЧКАНЫ ЭЛЕКТРОНИКОЙ. НО ГОНЩИК, ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ВАЖНЕЕ. СЕГОДНЯ, КАЖЕТСЯ, КОЕ-КТО ЭТО ПОНЯЛ. СИТУАЦИЯ ДОЛЖНА ПЕРЕМЕНИТЬСЯ.КАРЛО ПЕРНАТ”ПУТЬ КАРЛИТО«Я – СЧАСТЛИВЧИК»Меня влечет к мотоциклам, хотя я никогда не ездил на треке. Я хотел работать и работаю в этой области. Но для меня работа – это страсть, мне платят за мою страсть. В начале 70-х я решил, что моя жизнь и работа должны быть связаны с мотоциклами. С 1974 по 1978 работал на Vespa Corporation, когда рынок только зарождался. Я был рожден с рынком и развивался вместе с ним. В мотоспорт пришел в 1979 году. В течение пяти сезонов был менеджером по мотокроссу в Gilera. Через меня прошли многие знаменитые гонщики: Коррадо Маддии, Микеле Ринальди, Гастон Райе. Однако мы никогда не выигрывали мировой чемпионат – Suzuki тогда была слишком сильна. В конце 1984 шеф Cagiva предложил мне контракт на пять сезонов, я отвечал за их спортивное направление: мотокросс, «Дакар» и прочее. Это была тяжелая, но важная и интересная работа. Мы пятьраз участвовали в ралли «Париж-Дакар». А в 1985-86 выиграли чемпионат мира по мотокроссу. В шоссейных гонках я начал работать 22 года назад – менеджером команды Cagiva. Первым моим подопечным стал Ранди Мамола, забавный гонщик (Ранди Мамола – один из самых харизматичных пилотов своего поколения; сегодня он журналист, комментатор MotoGP – К.Ш.). В конце 1989 года я получил очень привлекательное предложение от Aprilia. Мы начали в 1990 всего с 7 механиками. Очень удачно – вместе выиграли много мировых чемпионатов, в том числе дважды с Бьяджи и один раз с Росси. После окончания контракта с Aprilia я занялся футболом. Я был страстным болельщиком и, к тому же, получил серьезное предложение: стать генеральным менеджером футбольного клуба премьер-лиги. Но я оставался в футболе всего 6 месяцев. Оказалось, это плохое, грязное место.64moto.zr.ru апрель 20103/11/10 5:44 PM064-073_Sport.indd 64 « Лорис Капиросси – неплохой гонщик, но помните аварию в Барселоне, лишившую его титула? Вот что я вам скажу: от Капиросси отвернулась удача, поэтому он и не выигрывает в «королевском» классе».«Макс Бьяджи? У него ужасный характер. Может, конечно, женитьба и ребенок его изменят. Хотя сомневаюсь, он классический римлянин – этакий пуп земли».В доказательство своей страсти к футболу Карло рассказывает, как вместе с Росси и всеми итальянцами MotoGP поднялся сегодня в четыре утра, чтобы посмотреть игру «Интера». Лег в шесть, и к девяти часам удушающе жаркого малазийского утра примчался на трек: проведать своих гонщиков, выпить чаю у Fiat Yamaha и дать это интервью. Все вокруг обливаются потом и жалуются на ужасную жару, а Карло, не жалуясь ни на что, продолжает: После неудачи с футболом Лорис Капиросси предложил мне стать его персональным менеджером. Позднее у меня был контракт с Де Анжелисом. C 2003, когда Лорис ездил в Ducati, я проработал три года в этой команде в качестве консультанта. Они платили мне за то, что я знал всех! В 2008 году стал работать с Cимончелли. Я был комментатором на итальянском телевидении: три сезона просидел в комментаторской кабине, и это было прекрасно. Я журналист – пишу для многих газет в Италии. Невозможно для меня, для моего мироощущения сказать себе «стоп». Мотоциклы, гонки – моя большая страсть, мой образ жизни. Да, образ жизни. Люди, работающие в таких условиях, как я, – счастливчики. Я – счастливчик. Категория 800 см3 – большая ошибка. Потому что ее стоимость непомерно велика: слишком много технологий и электроники. Командам приходится платить по 40 миллионов евро ежегодно! Это объясняет, почему многие заводы не присоединились к MotoGP. Зато они присоединились к Super­ bike – это куда дешевле. В таких условиях невозможно продолжать гонки. 17 гонщиков – это ничто. Их должно быть минимум 22­24. Может быть, внимание к этой проблеме все же удалось привлечь, когда команда Kawasaki в прошлом году покинула чемпионат. Вы ведь знаете о новых правилах 2012 года, о возвращении литровых двигателей*? Когда мы стартуем с 1000 см3, к MotoGP присоединятся BMW, Gilera, Aprilia, вернется Kawasaki. Участие в «литрах» стоит 7 миллионов евро, 33 миллиона разницы. Даже Yamaha*См. «Мото», №2­2010, с.72.«800СС – БОЛЬШАЯ ОШИБКА»апрель 2010 moto.zr.ru064-073_Sport.indd 65653/11/10 5:45 PM спорт> >Пр и в Gilшел  мен era   по меджер ото ом  к ро   ссу.За к пят лючил конилетни   с Caтракт  й  198 giva.  ком5-86   выианда   ч е м г р а ла мир пиона  мот а по   т  ок р о сс у. 1974 1979 1984 1988 Пер в коешел   A p r ма н д у ilia.  1990 1995 Ста л Лор  агент Кап иса   ом  и ро сси.1999  “СейчаС, еСли у тебя еСть талант, никто не знает, выиграешь ты или нет. раньше Сам гонщик решал, когда ему открывать газ, а когда – подотпуСтить. Сегодня это решает мотоцикл.«СПОРТ ИЗМЕНИЛСЯ В ХУДШУЮ СТОРОНУ»в тяжелой финансовой ситуации:  она потеряла в прошлом году около  миллиарда долларов. Завтра Валентино улетит в Индонезию (завод использует гонщиков для продвижения продукции на этом рынке), пе  -    ред предыдущими тестами он был  в Индии. Потому что теперь основной рынок для Yamaha – Индонезия, Сингапур, Индия. Но не Европа.  Карло живо интересуется всем, что происходит в России. Он упорно считает, что в один прекрасный день (который, по его мнению, настанет в ближайшие годы) торжественно будет перерезана ленточка на российском треке для Формулы 1:«Я УВЕРЕН, ГОНКИ ПРИДУТ В МОСКВУ»Все заинтересованы в российском  рынке. Я знаю Берни Экклстоуна, он  мой друг. Он сказал, что собирается  организовать Формулу 1 в Москве.  И был готов присоединиться к созданию городского трека. У проекта  много хороших спонсоров – это  большой бизнес, громадные деньги.  В любом случае, я уверен – через  пару лет гонки придут в Москву.«Я ВЛЮБЛЕН В ЛЕНИНГРАД»дом, на соревнования по мотокрос-  су. Это был чемпионат мира в классе    125 см3. Сколько тысяч людей пришло на эти гонки – непостижимо! Запомнились несколько моментов. Как у меня на границе отобрали пару журналов. Нет-нет,   никакой  порнографии, просто обычные  журналы... Как ровно в 7 вечера  приезжал автобус, и в сопровождении милиции нас доставляли в гостиницу. Паддоки пустели – никто не  общался, не тусовался после окончания гонок. Помню, как привез  пачку наклеек: Aprilia, Gilera...  И подарил пару штук одному человеку. Через минуту за наклейками  в бокс ворвалась толпа народа.  Но я помню и очень красивый город, и женщин. У вас, в России,  90% женщин – красавицы, 10% –  хорошенькие и 0% некрасивых.  Я обязательно вернусь, я влюблен  в Ленинград до сих пор. Пернат философски относится к успехам и неудачам своих гонщиков. Но немедленно вспыхивает, когда речь заходит о современных мотогонках. В бешеном галопе за результатом и спонсорами многие забыли, что главным в гонках должен оставаться человек, а не машина. И в этом основное отличие Перната от других агентов и приближенных MotoGP. Он – вопиюще несовременный гуманист.Лорис Капиросси – невезучий человек. Он сильный гонщик, но не выигрывает. Конечно, Лорис три раза  становился чемпионом мира: дважды в 125 см3 и один раз – в 250 см3.  Но в «королевской категории» –  500, 1000, 800 см3 – он не выигрывал никогда. Возьмите для примера  2006 год, когда Лорис так успешно  ездил в Ducati. Вы помните большую аварию в Барселоне, лишившую его титула? Проблема в том,  что от него отвернулась удача.  Марко Симончелли молод, но  уже чемпион мира. Ему сейчас  сложнее, потому что когда Лорис  начинал, главным был талант: если  гонщик был талантлив, он выигрывал. Сейчас, если у тебя есть талант, никто не знает, выиграешь ты  или нет – мотоцикл совсем другой,  он напичкан электроникой. Ты должен адаптироваться к мотоциклу,  а это не то же самое, что адаптация  мотоцикла под себя. Раньше сам  гонщик решал, когда ему открывать газ, а когда – подотпустить.  Сегодня это решает мотоцикл. Поэтому я не могу предсказать, будет  ли молодой талант, такой как Марко, побеждать или нет. По моему  мнению, Марко в этом сезоне может  претендовать на 5 место. Но не  с самого начала, а через 4-5 гонок.  Равно как и Бен Спис.  Спорт сильно изменился в худшую сторону. Мы не должны забывать, что гонщик, человек должен  быть важнее. Сегодня, кажется,  кое-кто это понял. Я думаю, ситуация должна перемениться. Когда разговор заходит о Максе Бьяджи, Карло морщится, как от зубной боли, протирает свои неизменные черные очки и веско произносит не слишком цензурное слово. И со вздохом продолжает:«У БЬЯДЖИ УЖАСНЫЙ ХАРАКТЕР»много изменился: ребенок, жена...  Но вряд ли. Он же римлянин – Сaput  Mundi*, понимаете, о чем я? Он никогда не имел менеджера, хотел  быть менеджером сам себе. Но гонщик обязан быть гонщиком. Он изгнан из MotoGP, где никто не хотел  больше видеть Бьяджи, – после  2005 года: все, стоп! В Yamaha ему  сказали: «пока»! В Honda: «пока»!  Он просто обрубил карьеру своим  характером.  Лоренцо после одной из аварий боялся ездить. Он говорил мне: «Карло, я боюсь ездить!» Но если ты  психологически слаб, ты не сможешь быть сильным здесь. Я люблю  Лоренцо, потому что он молодец.  Но проблема его в том, что он не  понимает – Валентино сильнее.  Сильнее умом, не только возрастом.  Росси же знает, что все проблемы  людей – в голове. Валентино –   прирожденный психолог. «СТОУНЕР – РОБОТ. ЛЮДИ ЕГО НЕ ЛЮБЯТ» «КАРЛО, Я БОЮСЬ ЕЗДИТЬ!»”Я люблю Россию. В 1985 году приезжал с Gilera в Санкт-Петербург, который тогда назывался Ленингра-роССи – это гений колеС.Валентино не просто чемпион, это феномен. Он выигрывал в 125, 250, 500 см3, был силен в 1000, 800 см3. Этого никогда не случалось прежде. Росси – гений колес. Как Айртон Сенна. Ведь Сенна был гением, в отличие от Шумахера. Гений – это тот, кто любит людей.С Бьяджи мы вместе с Aprilia стали мировыми чемпионами три  раза подряд: в 1994, 1995,  1996 годах. Он был глуп, а его  характер поистине ужасен. Может быть, сейчас Бьяджи не-Мой любимый гонщик – Валентино  Росси. Я открыл его и заключил  с ним первым контакт для Aprilia  в 1995 году. Я его люблю, потому  что Валентино очень сильный,   искренний, благожелательный.   Он – друг.  Росси не просто чемпион, это феномен на протяжении 20 лет. Как  Марадона. Как Кассиус Клей. Каждые 20 лет рождается гений, и Валентино – один из тех, кто на один  шаг впереди остальных.Он выигрывал в 125, 250, 500 см3, был силен  в 1000, 800 см3. Этого никогда не  случалось прежде. Росси – гений  колес. Как Айртон Сенна. Ведь Сенна был гением, в отличие от Шумахера. Гений – это тот, кто любит людей. Валентино любит людей. Сенна  любил людей. Марадона любит людей. Если ты не любишь других людей, – ты не гений. Шумахер не любит людей. Он робот. Кейси Стоунер?  Тоже робот. Щелк в голове – и он  поехал, щелк – и он остановился. *«Столица мира» (лат.), также caput означает «глава».66moto.zr.ru апрель 20103/11/10 5:47 PM064-073_Sport.indd 66С от руд с Du н ич в ка cati   а л   кон честве суль    та н та. Ста л  р с Си абот мон ать чел    и.Ста л мен  работ комеджер ать  в ш анды   ом  гоноссейн к а х ы х  .Раб от а на V л  Corpespa  or a t ionВ 19 при 95   в ковел   В а л ма н д у    Рос ентино си.  За к конлючил тра    с Де кт   сом  Анже ли.2003 2008