40
41
42
43
44
45
46
47
high-techэлектрические мотоциклыКакая отрасль техники развивается в последние годы наиболее динамично? Не ошибусь, если скажу: создание мотоциклов на электрической тяге. Еще чуть-чуть – и «особо продвинутые» мотоциклисты станут спрашивать друг друга:СКольКо вольт в твоЕм ампЕрЕ? 2.текст александра вороНЦова, фото автора и из архива редакцииЭлектро­ велосисипедам принадлежит львиная доля рынка транспорта на электротяге1.Подзарядка аккумуляторов производится от розетки или бортового ДВС“40– кто самый крутой в мире? – электрический ток. он всех бьет, а его никто.Из анекдота.moto.zr.ru апрель 20103/11/10 6:37 PM”040-047_Elektrobike.indd 40 Мотоциклы с электромоторами – сегодня экзотика, завтра обыденность4.3.Тип аккумулятора определяет все основные параметры спортбайкаВообразите себе мотоцикл с мотором настолько тяговитым, что ему даже не нужна коробка передач. Более того – весь максимум крутящего момента доступен «с нуля». При этом машина практически бесшумна, лишена вибраций и почти не пахнет (так что ваша благоверная не будет устраивать скандал, когда вы затащите байк в квартиру на зимнюю спячку). Бензин мотоциклу, кстати, тоже ни к чему. Соответственно, и выхлоп у него «нулевой», так что окружающие вас цветочки и букашки нисколько не страдают. А устройство аппарата настолько незамысловато, что все сервисные операции вы можетеделать сами, забыв дорогу к дилеру. И при всем при том он легко идет «за 200», на старте оставляя за флагом 1000-кубовые спортбайки. Фантастика? Ничуть. Такие мотоциклы уже есть. Просто они, конечно же (природа не может обойтись без ложки дегтя), не лишены недостатков – временных (хочется верить!), но тяжких. Вопервых, такие аппараты чудовищно дороги (дальше продолжать?). Во-вторых, запаса хода едва хватает на час активной езды. В-третьих, процесс пополнения энергии занимает несколько часов… Как вы уже поняли, речь идет об электробайках. Не буду скрывать: некоторые эксперты считаютапрель 2010 moto.zr.ru040-047_Elektrobike.indd 41413/11/10 6:37 PM 267,776high-techэлектрические мотоциклыруктор мотоциклов (на его счету такие неординарные машины, как Aprilia Tuono и Derbi – таков сегодняшний рекорд Mulhacen), а ныне – журналист-фрилансер, скорости для мотоциклов пишущий о соревнована «батарейках» ниях по мотокроссу и эндуро (и выступаюон установлен в сентябре 2009 года на электромотоцикле компании Lightning Motorcycles, которой руководит президент ричард щий в этих видах спорхартфильд. При этом он побил рекорд, показанный всего несколькими днями раньше на электромотоцикле Mission One – 241,445 км/ч. та на уровне очень но рекорд «миссии» можно считать даже более важным для развития электробайков: ведь он установлен на практически серийном крепкого любителя). мотоцикле, который скоро поступит в продажу. и его максимальная скорость будет такой же, как и у рекордного. Вот что он сказал после а хартфильд обещает в этом году разогнаться до магической цифры 200 миль в час (301,8 км/ч). гонки (в которой занял почетное 22-е место): «Если вчера меня еще одолевали сомнения – можно ли ловить кайф от езды на электробайке, то сегодня я без колебаний отвечу: ДА! На очень сложном технически лесном участке мотоцикл вел себя куда лучше, чем машина с ДВС, и зацеп на скользкой поверхности очень хорош. А слышишь во время гонки только свое дыхание – и шлепкиЭлектробайк Quantia на трассе первого Эко-эндуро.км/чих настолько далекими от широкого распространения, что, дескать, и писать о них не стоит. Все равно в этой жизни мы их не опробуем. Ну, что тут скажешь? «Какая горькая память о том, что будет потом…» Не так уж далеки времена, когда мы все железно верили: круче «Явы» нам не оседлать ничего! Так что и сейчас биться об заклад я не стал бы…СПОРТИВНЫЕ СТРАСТИ. Самоелучшее подтверждение потенциала электробайков – их выход на спортивные трассы. Электроспорт резво стартовал как раз в прошлом году. Весной в США состоял-ся 24-часовой внедорожный марафон. Летом на знаменитой трассе «Турист Трофи» на острове Мэн прошла первая шоссейнокольцевая гонка. Осенью во Франции провели совместный мотокросс для мотоциклов с ДВС и электромоторами («электрички» победили), а в США электробайк компании Lighting Motorcycles установил абсолютный рекорд скорости для двухколесных электромашин: 267,776 км/ч. И, наконец, на исходе года – в декабре – в Дании прошла первая гонка электроэндуро. Среди 38 ее участников такие звезды, как пятикратный чемпион мира по мото-Так лихо можно ездить на электробайке Zero DS. Электробайк Zero S уже в продаже. Машина весит 122,5 кг, максимальная скорость – 90 км/ч. Запас хода всего 80 км, и время зарядки от стандартной 220-вольтовой розетки – четыре часа.кроссу Жоэль Сметс (занявший четвертое место), чемпион Франции в соревнованиях эндуро Фабиан Плане (который и выиграл состязание) и 14-летний вундеркинд, чемпион Дании по мотокроссу среди женщин Анне Йохансон. Замечен на стартовом поле и некий Клаус Ненневиц, в недавнем прошлом – известный конст-шин по корням деревьев. Приходится следить за тем, чтобы не переехать лесных зверушек: мчишься так бесшумно, что они просто не успевают разбегаться!» Планы устроителей внедорожных электрогонок пока не известны, а вот вокруг соревнований на шоссейных трассах уже бушуют жаркие страсти. В прошлом году42moto.zr.ru апрель 20103/11/10 6:37 PM040-047_Elektrobike.indd 42 Дрегстер с электромотором KillaCycle преодолел классическую дистанцию в четверть мили (402,25 м) за 8,16 с. Рекордный мотоцикл Mussian One (241,445 км/ч) практически не отличается от серийного.Победитель первой «электрогонки» на острове Мэн Роб Барбер.их организацией занималась компания TTXGP, а в этом инициативу решила перехватить Международная федерация мотоспорта (FIM), объявившая о проведении – ни много ни мало! – чемпионата мира. Правда, в его календаре – лишь четыре гонки (с зыбкой надеждой на расширение географии), и непонятно, кто будет выступать под флагом FIM. Те команды, которые засветились в прошлом сезоне, пока сохраняют верность TTXGP. У той в активе – целые серии в Великобритании, Италии и Северной Америке (по четыре гонки), плюс финальная гонка за европейское чемпионство, которая будет проведена совместно с Европейским мотоциклетным союзом в Испании. Крепко рассчитывала TTXGP и на повторение гонки на легендарной трассе острова Мэн, но правительство острова в последний момент сделало финт ушами и под-040-047_Elektrobike.indd 433/11/10 6:38 PM high-techэлектрические мотоциклыПрототиП гибридного мотоциклА YaMaha hV-X нА основе мАкси-скутерА TMaXмяло всю организацию под себя, включив электрогонку в общий календарь «Турист Трофи». Оно даже назначило специальную премию – 10 000 фунтов стерлингов – тому, кто пройдет на электробайке этот сложный круг (длиной 60,7 км) со средней скоростью более 100 миль в час (160,93 км/ч). Напомним, что это достижение и мотоциклис ту на «обычном» гоночном мотоцикле покорилось лишь в 1957 году (Боб Мак-Интайр на 500-кубовой 70-сильной Gilera), а победитель прошлогодней «электрогонки» Роб Барбер прошел дистанцию со средней скоростью 140,7 км/ч. С одной стороны, конечно, печально, что функционеры и предприниматели разных рангов с таким упоением стали рвать на части шкуру неубитого медведя. Но с другой, – это положительный симптом. Значит, в электрогонках запахло большими деньгами и радужными перспективами – свару из-за выеденного яйца никто затевать не будет.Макси-скутер с электроприводом Hyosung GEM-4.0. Литий-ионный аккумулятор (48,8 В, 60 Ач) обеспечивает пробег до 120 км, максимальная скорость – 100 км/ч.4Посадка водителя – классическая мотоциклетная1Алюминиевая рама от макси-скутера Yamaha T-Max2ежедневных поездок на работу, и для короткого, но бурного «отжига» по выходным – то второй пока в руки не дается. Хотя современные батареи и позволяют проводить ускоренную зарядку, согласитесь: тратить на пополнение энергии пять минут, заправляя байк у бензоколонки, или полтора-два часа, заряжая его от розетки, – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.250-кубовый двигатель внутреннего сгорания3литий-ионный аккумулятор установлен там, где обычно размещен бензобакДАЕШЬ ИНФРАСТРУКТУРУ! Какни крути, но критическими для развития «электротяги» остаются два вопроса: запас хода и скорость перезарядки. Причем если первый можно считать условно решенным – современные литий-ионные аккумуляторы* обеспечивают запас хода до 150 км, что вроде как достаточно и дляШирокое распространение электротранспорта невозможно без строительства огромной сети станций зарядки. Поэтому некоторые эксперты предлагают убить двух электрозайцев разом, совместив зарядку и парковку. Но этот рецепт подходит скорее для электромобиля: вы оставляете его на окраине на перехватывающей парковке и отправляетесь на работу в центр на общественном транспорте. А ведь достоинство двух колес – как раз в том, что они могут «просквозить» через городской трафик к самому месту назначения. Так что придется работодателям строить зарядные станции у проходных и офисов! Захотят ли?Пожалуй, самый многообещающий способ «моментальной зарядки» – обмен аккумуляторов. Правда, для этого надо «всего-то ничего»: чтобы производители и электротранспорта, и аккумуляторных батарей договорились о единых стандартах. А человеческая раса среди разумных цивилизаций славится как раз катастрофическим неумением договариваться. Так, она наплодила два десятка разновидностей одних только бытовых электророзеток… Но, по крайней мере, в новейших моделях электроскутеров «быстросъемность» аккумуляторов уже предусмотрена. И все же… Самые большие надежды – на то, что новые виды ак-*Подробно о достоинствах и недостатках различных типов аккумуляторов см. «Мото» №1-2009.44moto.zr.ru апрель 20103/11/10 6:38 PM040-047_Elektrobike.indd 44 5Cиловой агрегат жестко установлен в шассиУстройство электроскутеров принципиально не отличиается от традиционногокумуляторов позволят довести запас хода до вполне приемлемых для суточного пробега 300–400 км. И обнадеживающие вести приходят. Так, по уверениям специалистов швейцарской компанииЗаряжать или менять?Пополнять запас электроэнергии на электроскутере можно по-разному. Самый очевидный – подключиться к специальной «электрозаправке» (фото справа). можно вынуть аккумулятор и поставить его на зарядку, тем временем поставив на электробайк другой, из обменного фонда (центральное фото). Самый экзотический и дешевый способ – поставить на багажнике солнечные батареи (фото слева).040-047_Elektrobike.indd 45реклама3/11/10 6:38 PM high-techэлектрические мотоциклыЭлектроспортбайк Mission One. «Максимальная скорость – 240 км/ч, запас хода – 240 км, время зарядки от 240-вольтовой розетки – два часа» – обещает пресс-релиз. А если открыть ручку газа на скорости 130 км/ч, мотоцикл встает на дыбы!Концепт-скутер Honda EVE-neo. Возможно, выпуском таких машин концерн займется в ближайшее время.416Первая – велосипеды с вспомогательным электроприводом, чрезвычайно популярные в Западной Европе и Японии. Они оснащены маломощными моторами и аккумуляторами скромной емкости и, как правило, не способны передвигаться на одной лишь электротяге. электровелосипедов Педали прии электробайков – ходится крутить! А специстолько их будет продано с 2010 по 2016 годы альные во всем мире по прогнозам американской датчики, законсалтинговой компании Pike ReseaRch меряя усилие на педалях, позволяют электромотору «впрягаться» на тяжелых режичто будем надеяться на лучшее, не мах (степень помощи можно забывая готовиться к худшему! регулировать) – например, на подъемах. А на спусках напроТРИ ЭЛЕКТРОАККОРДА. При беглом обзоре двухколесных электро- тив – в режиме рекуперации пополняется заряд аккумулятора. машин сразу бросается в глаза их Главное достоинство этих машин – деление на три группы, различаюв том, что для них отпадает понящиеся не только технически, но, тие «запас хода»: крути педали, можно сказать, и идеологически. пока не устанешь. Жаль, что полДостоинство электромашины – ное отсутствие «велосипедной» полная свобода компоновки инфраструктуры в наших городах (концепт-скутер Yamaha ec-f). делает это направление для России мало актуальным. Вторая группа – электроскутеры. Их бурное распространение – заслуга дальновидного правительства Китая: представив, во что превратится воздух в крупных городах после того, как их население пересядет с велосипедов на скутеры, оно просто запретило эксплуатацию двухколесных аппаратов с ДВС в мегапоReVolt, им удалось добиться от воздушно-цинковых батарей вдвое лучших показателей, чем от литийионных, а в ближайшем будущем они обещают довести запас хода на одной зарядке аж до 800 км. Такмиллионовлисах. Что вызвало к жизни целую индустрию по производству электроскутеров и электромини-байков. Правда, большая часть их продукции – машинки откровенно бюджетные и с очень скромными техническими параметрами. До работы бы доползти, и ладно. Но обострившаяся конкуренция заставляет, с одной стороны, совершенствовать продукцию, с другой – выдавливает их на экспортные рынки, к куда более искушенному европейскому и американскому потребителю (кстати, такие аппараты можно купить и у нас). Что, в свою очередь, опять-таки заставляет повышать уровень… А вот попытки создания более мощных электроскутеров пока терпят крах. Сверхамбициозный проект Vectrix (см. «Мото», №92009) обанкротился. Что, впрочем, не отбило начисто интерес к такого вида технике. Так, прошлой осенью представил свой макси-электроскутер GEM-4.0 южнокорейский концерн S&T Motors (торговая марка Hyosung). Но все же для «макси» более перспективным представляется гибридная технология, когда электромотор работает в паре с ДВС. Серийную машину такого типа уже выпускает Piaggio (трехколесный MP3 Hybrid), Yamaha грозится освоить производство в союзе с лидером автомобильной гибридизации – концерном Toyota. Теперь перейдем к третьему, «самому вкусному» блюду – к электромотоциклам. В чистом виде этот класс возник буквально в последние два-три года. Принципиальное его отличие от остальных двух –в том, что предназначение этих аппаратов не столько транспортное, сколько «развлекательно-кайфовое». Соответственно, эта группа включает две разновидности. Одна – внедорожная; самые известные представители – американский Zero MX (герой весеннего калифорнийского марафона) и швейцарский Quantya (победитель декабрьскойИтальянская Malaguti обещает запустить свой гибрид-скутер в серию уже этой весной. 50-кубовый двигатель работает как мотор-генератор. Свинцово-кислотный аккумулятор (48 В, 31 Ач) может обеспечить пробег 20 км только на электротяге. Эта девушка не летит отдыхать в Таиланд. Она везет аккумулятор электроскутера.46moto.zr.ru апрель 20103/11/10 7:53 PM040-047_Elektrobike.indd 46 Наверное, не совсем справедливо сбрасывать со счетов и такой экзотический транспорт, как Segway – на моторынке он погоды, конечно, не делает, но свою нишу занял.гон­ ки­эндуро).­Вторая­–­«электри­ ческие»­спорт­ байки,­такие,­как­ ­ американские­Zero­Z,­Mission­One­ и­британский­Mavizen;­их­развитие,­ безусловно,­подстегнули­гонки­ TTXGP.­Где-то­посередине­–­мотард­ Zero­S­и­скромный­Brammo­Enertia,­ подозрительно­смахивающий­на­ унылую­рабочую­лошадку.­Но­глав-Главное достоинство велосипеда с электроприводом – в том, что его запас хода определяется лишь вашей физподготовкой.ное­–­в­том,­что­новые­партнеры­ подключаются­к­электроиг­ ре­чуть­ ли­не­каждую­неделю.­Интересно,­ скоро­ли­электробайки­будут­задавать­тон­на­кастом-шоу? Кстати,­для­спорта­электротяга­ актуальна­чуть­ли­не­больше,­чем­ для­обычной­езды.­В­последние­ десятилетия­войну­против­гонок­ (особенно­–­внедорожных)­развернули­и­защитники­природы,­ и­простые­обыватели.­Шум­им,­ видите­ли,­мешает!­От­выхлопа­ они­брезгливо­морщатся!­Не­нравится?­Ну­так­получите­0-0,­ в­смысле­двойное­«зеро»:­ноль­ шума,­ноль­выхлопа. Так­что­остается­лишь­подождать­немного­(ну,­пока­батареи­ усовершенствуют,­цены­снизят­ и­электрозаправки­понастроят)­–­ и­готовьтесь­привыкать­к­призрачно-бесшумному­передвижению.­Последнее,­впрочем,­ совер­ шенно­не­обязательно:­соз­ датели­электротранспорта­уже­ додумались­оснащать­его…­синтезаторами­звука.­Вам­какой­саунд­по­вкусу:­Harley­или­Ducati?­040-047_Elektrobike.indd 473/11/10 6:38 PM