66
67
68
НА КАЖДОЙ ПОКРЫШКЕ ЕСТЬ ИНДИКАТОРЫ ИЗНОСА ПРОТЕКТОРА. КАК ПРАВИЛО, ЭТО ВИДИМЫЕ «ВЫПУКЛОСТИ» (ПЕРЕМЫЧКИ) В КАНАВКАХ ПРОТЕКТОРА. НА БОКОВИНЕ НАПРОТИВ ЭТИХ ИНДИКАТОРОВ СТОЯТ БУКВЫ TWI (TREAD WEAR INDICATOR). ЕСЛИ ИНДИКАТОР ХОТЬ В ОДНОМ МЕСТЕ НАЧАЛ ИЗНАШИВАТЬСЯ, ШИНУ НЕОБХОДИМО НЕМЕДЛЕННО ЗАМЕНИТЬ. БЕЗ СОЖАЛЕНИЯ!Шины – единственное, что связывает мотоцикл с дорогой. От их конструкции и состояния зависят управляемость, динамика, комфорт, проходимость мотоцикла... и безопасность самого водителя. А его забота – следить за здоровьем покрышек. И случись что в дороге – когда у тебя два колеса,ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНОтекст Владимира ЧАЙКОВСКОГО, фото Евгения БОБРИКОВАТРИ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ.Любая шина – это более или менее удачная попытка совместить несовместимое. Или, иначе говоря, осознанное ухудшение одних свойств покрышки на пользу другим. Именно в этом и состоит сложность для конструкторов при создании шины. В этом же заключается и сложность выбора для потребителя. Вот три основных свойства, которыми должна обладать дорожная шина. Первое – обеспечивать надежное сцепление с дорогой. На асфальте лучшим сцеплением (чтоособенно важно в поворотах) обладает мягкая резина. Но она быстро изнашивается, теряя свои свойства. Более того, покрышки с мягким компаундом очень требовательны к собственной температуре и серьезно проигрывают в холодном состоянии. Второе (для заднего колеса) – реализовывать большой момент. Именно из-за этого задние покрышки на современных мотоциклах стали как минимум на тридцать процентов шире, чем, скажем, у мотоциклов двадцатилетней дав-ности. Но опять появился минус – из-за возросшей ширины ухудшилась маневренность мотоцикла. Третье (больше для переднего колеса) – информативность. Покрышка должна «сообщать» водителю о состоянии дорожного полотна, что особенно важно для любителей быстрой езды. Минусы «подробной информации» – избыток вибраций, передаваемых от дороги, и дискомфорт. Выбор конкретной покрышки для конкретного мотоцикла зависит от многих факторов – стиля езды мо-тоциклиста, его навыков, наконец, бюджета. Практика показывает, что чем опытнее и умелее водитель, тем меньше внимания он уделяет конкретному бренду (все производители с мировым именем в основном предлагают продукцию схожего уровня) и больше состоянию покрышки и давлению в ней. Конечно, если вы владелец спортбайка, не стоит устанавливать на него чисто туристические шины, но и спортивные псевдослики для езды по мокрым городским улицам подойдут плохо.66moto.zr.ru май 2010 ПЕРВЫЕ ДВЕ ЦИФРЫ В ОВАЛЕ ОБОЗНАЧАЮТ НЕДЕЛЮ, ПОСЛЕДНИЕ – ГОД ВЫПУСКА ШИНЫ‣ ПРАКТИКУМ с.66, МОЗГОДРОМ с.69, КОНКУРСЫ с.69ЧТО ОЗНАЧАЮТ НАДПИСИ НА БОРТАХ ПОКРЫШКИ?КОНСТРУКЦИЯ МОТОЦИКЛЕТНОЙ ПОКРЫШКИПо конструкции мотоциклетные покрышки бывают радиальными и диагональными. Радиальные шины маркируют буквой «R» (например, 180/55 R17), диагональные – знаком «-» (100/90 – 19), а диагональные с поясом жесткости – буквой «B» (150/70 B17).На дорожных и спортивных мотоциклах в основном применяют радиальные (RADIAL TYPE) шины. Они наиболее стойки к деформациям, возникающим при высоких скоростях и нагрузках, обеспечивают более правильное пятно контакта и меньшие внутренние потери при качении. Диагональные (BIAS TYPE) шины значительно проще и, соответственно, дешевле в производстве, чем радиальные. Они более живучи на плохих дорогах, но тяжелее и имеют большие потери на внутреннее трение по сравнению с радиальными. «Диагоналки» отлично зарекомендовали себя на эндуро и кроссовых мотоциклах.Устройство радиальной покрышкиШирина шины в миллиметрах Высота в процентном отношении к ширине Индекс скорости* Конструкция шины Посадочный диаметр обода в дюймах Назначение (для мотоциклов) Индекс нагрузки Индекс скорости *Буква Z указывает, что покрышка в состоянии выдержать скорость более 240 км/ч.Нити каркаса радиальной шины располагаются в плоскостях, проходящих через ось вращения колеса и, соответственно, не перекрещиваются. Над каркасом располагается прочный, как правило, многослойный брекер с основой из стальных или синтетических нитей, воспринимающий и распределяющий нагрузки. В радиальной шине меньше внутреннее трение – отсюда и меньший нагрев.Устройство диагональной покрышкиБрекер КаркасБрекер КаркасТАБЛИЦА 1. ИНДЕКСЫ СКОРОСТИИндекс Скорость, Индекс Скорость, Индекс Скорость, Индекс Скорость, Индекс Скорость, скорости км/ч скорости км/ч скорости км/ч скорости км/ч скорости км/ч A1 5 A7 35 F 80 N 140 U 200 A2 10 A8 40 G 90 P 150 H 210 A3 15 B 50 J 100 Q 160 V 240 A4 20 C 60 K 110 R 170 W 270 A5 25 D 65 L 120 S 180 (W) >270 A6 30 E 70 M 130 T 190 Нужно помнить, что для каждых 10 км/ч превышения максимально допустимой скорости необходимо иметь запас в 10% от максимально допустимой загрузки.В диагональной шине нити каркаса расположены под углом к направлению движения и перекрещиваются, в отличие от радиальной. Число слоев корда в каркасе часто указывается в маркировке покрышки (обычно от 2 до 6). Чем оно больше, тем большую нагрузку может выдержать шина. Бывают также покрышки BIAS-BELTED. У них поверх каркаса располагается дополнительный укрепляющий пояс, как и у радиальных шин.Ширина профиляВысота профиляТАБЛИЦА 2. ИНДЕКСЫ НАГРУЗКИИндекс Нагрузка, Индекс Нагрузка, Индекс Нагрузка, Индекс Нагрузка, Индекс Нагрузка, нагрузки кгс нагрузки кгс нагрузки кгс нагрузки кгс нагрузки кгс 21 82,5 33 115 45 165 57 230 69 325 22 85 34 118 46 170 58 236 70 335 23 87,5 35 121 47 175 59 243 71 345 24 90 36 125 48 180 60 250 72 355 25 92,5 37 128 49 185 61 257 73 365 26 95 38 132 50 190 62 265 74 375 27 97,5 39 136 51 195 63 272 75 387 28 100 40 140 52 200 64 280 76 400 29 103 41 145 53 206 65 290 77 412 30 106 42 150 54 212 66 300 78 425 31 109 43 155 55 218 67 307 79 437 32 112 44 160 56 224 68 315 Помимо упомянутых обозначений на каждой покрышке пишут буквы TL, если она бескамерная, или TT для усиленных камерных шин (с увеличенным индексом нагрузки), а также дату изготовления (четыре цифры в овале – первые две обозначают неделю, последние – год). Кстати, многие уверены, что бескамерные покрышки не могут быть установлены на спицованные колеса. Это не так. Есть технологии, позволяющие уплотнять обод в местах выхода спиц, а у BMW есть и «хитрые» колеса, где спицы не выходят внутрь обода.ПОСАДКА ШИНЫ НА ОБОД И РАЗМЕРЫБЕСКАМЕРНАЯС КАМЕРОЙЕсть мнение, что хранящаяся более года Внутренний Камера резина теряет свои герметичный свойства. На самом слой деле это не так. Менеджер по развитию рынков сбыта в Восточной Европе компании Metzeler г-н Томас Ширина обода Бишоф объяснил, что раньше резина действительно довольно быстро начинала трескаться под воздействием солнечных лучей. Но уже более двадцати лет благодаря специальным добавкам шина может храниться без потери свойств минимум пять лет. Даже на улице. Единственный тип покрышек, к которому это не относится, – гоночные слики. Считается, что долго они на мотоцикле не стоят, а на складе солнечного света нет. Поэтому в состав их компаунда «лишние» компоненты не добавляют.Диаметр ободамай 2010 moto.zr.ru67 ПРАКТИКУМЗАМЕНЯЙТЕ ПОКРЫШКИ, НЕРАВНОМЕРНО ИЗНОШЕННЫЕ ОТ ДЛИТЕЛЬНОЙ ЕЗДЫ ПО АВТОСТРАДАМ. ПЛОСКИЕ ПОСЕРЕДИНЕ И ДЕВСТВЕННЫЕ ПО КРАЯМ ШИНЫ ОЧЕНЬ КОВАРНО ВЕДУТ СЕБЯ В ПОВОРОТАХ И НА НЕРОВНОСТЯХ ДОРОГИ (ОСОБЕННО В КОЛЕЯХ И НА ПРОДОЛЬНЫХ СРЕЗАХ АСФАЛЬТА), А В ДОЖДЬ ВООБЩЕ ПЕРЕСТАЮТ ДЕРЖАТЬ.покрышку, ибо на дорогу у вас будет не более семи минут.) Фокус не удался? Вызываем эвакуатор. Если же вы не понадеялись на авось и запаслись ремкомплектом, есть шанс уехать своим ходом. Аккуратно вынимаем саморез (гвоздь, стекло) из отверстия. Берем из набора специальный крючок – надфиль и вводим через дыру в полость шины. Возвратнопоступательными движениями обрабатываем внутреннюю поверхность отверстия. Не увлекаемся! Инструмент должен проходить в отверстие с небольшим, но ощутимым сопротивлением. Выдавливаем в отверстие клей из набора. Берем каучуковый жгут (они бывают и круглой формы, и в виде восьмерки), также промазываем его клеем, подцепляем на крючок универсального инструмента и уверенным движением вставляем в отверстие. Дальнейший процесс – настоящее искусство, кульминация всего действия, и каждый мастер выполняет его по-своему. Кто-то тянет плавно, нежно покачивая, кто-то тащит смело и резко. Смысл в том, чтобы вынуть инструмент из дырки так, чтобы вставленный жгут остался внутри. Несколько тренировок «на кошках» в гараже очень помогут, и на дороге вы играючи справитесь с ремонтом. После извлечения инструмента остается накачать колесо из баллонов со сжатым газом. Их нужно возить не менее двух, так как одного на заднее колесо не хватает. Помните, при накачке шины баллон охлаждается – не трогайте его голыми руками. В Европе принято считать, что ремонт при помощи жгутика не дает стопроцентной гарантии, так как под действием центробежной силы на высоких скоростях жгутик может покинуть покрышку. И несмотря на то, что в практике я такого не встречал, советую всем прислушаться к мнению европейских коллег. Загляните в сервис и попросите поменять жгут на более надежно закрепленный изнутри покрышки «грибок» или заплату. А вот прокол диаметром более 5 мм или в боковой части покрышки, или «грыжу» ремонтировать бесполезно. Как ни обидно. С такой шиной придется расстаться.лось при движении на высокой скорости по магистрали, вы и не заметите, что давление упало. Центробежная сила на скоростях более 160 км/ч не даст шине прожаться до обода. (Зато та же сила может выпустить воздух из колеса, «отжав» клапан ниппеля внутрь. Следите, чтобы на ниппеле всегда был накручен колпачок с уплотнительной резиновой прокладкой!) Неприятность обнаружится в самый неподходящий момент – на торможении. Чаще всего виновник прокола – гвоздь, саморез или кусок стекла – застревает в шине. Если у вас с собой нет специального набора для ремонта бескамерных шин, дело плохо, но не спешите извлекать саморез из колеса. Еще не все потеряно. Можно попробовать попросить насос у доброго автолюбителя, накачать колесо до максимального давления и поспешить на ближайший шиномонтаж. (Узнать о его местонахождении необходимо до того, как вы начнете качать дырявуюРЕМОНТИРУЕМ БЕСКАМЕРНУЮ ШИНУ. Спустило колесо. Если это случи-ПРО РЕМОНТ КАМЕРНЫХ ШИН И ШИНОМОНТАЖ СВОИМИ СИЛАМИ РАССКАЖЕМ В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ.СКОЛЬКО КАЧАТЬ?На любом серийном мотоцикле вы найдете табличку, на которой будет указано давление при движении в одиночестве и с пассажиром. В повседневной жизни можно спокойно следовать этим указаниям. Но в некоторых случаях от рекомендаций придется отступить. Прежде всего, это касается многофункциональных мотоциклов – эндуро. Обычно указания на них относятся к дорожным шинам. При замене шин на внедорожные давление обычно понижают. Как правило, оно не должно превышать 1,8–2 атм (для легких эндуро есть жесткие шины, в которых рекомендуют поддерживать и 1 атм). Внедорожные шины с давлением выше 2 атм ведут себя отвратительно и на асфальте, и на проселке! Зато на них можно аккуратно добраться до места ремонта и при проколе – если покрышку не провернет на ободе.что особенно важно в поворотах. И не забудьте подкачать колесо после тренировки на треке! Езда с маленьким давлением по автомагистрали приведет к повышенному износу шин и может быть небезопасна (ведь на треке шина нагревается, за счет чего давление все же поднимается).КАК БАЛАНСИРОВАТЬ?Забирая мотоцикл из шиномонтажа, стоит проверить работу мастера. Прежде всего убедитесь, что стрелка, нарисованная на боку покрышки, соответствует направлению вращения колеса. При этом вид и форма протектора никаким образом не должны вас смутить. Также важно, чтобы маркировка самой легкой части покрышки (обычно яркий кружок, нанесенный на боковину шины краской) находилась вблизи ниппеля. В противном случае колесо придется увесить дополнительными балансировочными грузиками, портящими вид мотоцикла.ческий дисбаланс. Более того, опытным путем проверено, что мотоциклист не может прочувствовать разновес менее 50 г на заднем и 25 г на переднем колесе. Именно поэтому на многих мотозаводах штатные грузики крепят на середину обода, а не на закраину, как у автомобилей. Более того, даже в соревнованиях мирового уровня, таких как WSBK, шины балансируют вручную, вращая колесо в специальных конусах и приклеивая грузик напротив оказавшегося внизу участка обода. Дисбаланс в 10-15 г можно считать нормой и на этом балансировку прекратить.При использовании спортивных мотоциклов на треке давление также необходимо уменьшать. «Печкой» для легких аппаратов можно считать 2,0 атм в переднем и 1,8 атм в заднем колесе. Снижение давления позволяет увеличить пятно контакта шины с дорогой,Во время путешествий на загруженном дорожном мотоцикле для увеличения срока службы задней покрышки давление в ней можно увеличить до 3 атм. Но не делайте этого, если ваш маршрут проходит по извилистым горным дорогам или вы путешествуете в холодную погоду.Очень многие мотоциклисты мучают сотрудников шиномонтажей, стремясь достичь идеальной динамической балансировки колеса. Напрасно! Прежде всего, ширина мотоциклетного обода (даже заднего) сравнительно невелика, как и возможный динами-68moto.zr.ru май 2010