62
63
64
65
FLASHBACKVESPAтекст Александра ВОРОНЦОВА, коллаж Сергея ЧИРКОВА1946 год – краткий миг послевоенной эйфории, когда казалось, что мировое зло наконец побеждено и наступит вечный мир, а гниды-политики еще не успели разъяснить народам, что это был не враг, а так, а настоящий враг – он впереди. Впрочем, Уинстон Черчилль уже запустил в ход определение «железный занавес». А в СССР развязали очередную охоту на ведьм – поначалу попало Зощенко и Ахматовой. Конечно, мир 1946 года не стал в одночасье тихим безопасным местом. Полыхала гражданская война в Китае, французы наводили порядок в Юго-Восточной Азии, тысячами уничтожая вьетнамцев, а сионисты пытались добиться своего, устраивая теракты в Палестине. Но все это было так далеко – за краем цивилизации. А пришедшие с войны грезили о покое, им так хотелось предаваться простым земным радостям, делать детей… Только в США за год – 3,4 миллиона новорожденных; позже этуоргию жизни на руинах назвали «бэби-бум». Стремление радоваться жизни граничило с безумным легкомыслием. Первого июля американцы взрывают атомную бомбу над атоллом Бикини. Через несколько дней в Париже модельер Луи Риард демонстрирует купальник вызывающе открытого фасона. Два взрыва настолько слились в общественном сознании, что к купальнику навсегда приклеилось название «бикини». А у вчерашних производителей военной техники свои заботы: как перестроить производство на мирный лад? Лучше всего получилось, пожалуй, у итальянского промышленника Энрико Пьяджо, владельца авиационной компании. Своему лучшему конструктору Коррадино Д'Асканио он выдал задание: спроектировать предельно простое и дешевое механическое транспортное средство. Тот, не обремененный опытом проектирования наземных машин, подошел кСмо Кок треть: Ç Ж то, Ç Бо Ç Крас ав из ль Ч и т нь ч у д е с ш и е о ж и ц а и ч у н а а т È Ф и д ан и я д о в и щ коро ь: Ç рэнк È Д еÈ Ж Ç В о левская ОплотÈ а К эв ид ан Нек копах С ратьÈ Теодо апра. а Лина а расо ра Д , Роб т ал ва ин г р е р т а рай Cлу з шат . а П е д р а теÈ È В ена У а, Ç В , Ф ь: Эди икт рэн к т П о р а о р р ен а ся и , С ин аф Ç ат р а Ç Е Ж и з нь щ е п в р оз я ть о м ин в о м с в е утÈ .62moto.zr.ru май 2010 Хотите чтобы о вашем путешествии узнали? пишите по адресу [email protected]делу с обескураживающей прямотой: нарисовал сидящего на табурете человечка, пририсовал по колесу спереди и сзади, мотор под пятой точкой, руль в руках, и заключил всю механику в по-авиационному обтекаемую облицовку. А название родилось с первого взгляда на этот элегантный аппарат: Vespa, «оса» по-итальянски. Он получился не только красивым, но и удобным в эксплуатации (проем между седлом и рулевой колонкой облегчал посадку, облицовки защищали от грязи), а также дешевым в массовом производстве (потому что Д'Асканио сделал все по-своему, поавиационному: насадил заднее колесо прямо на выходной вал коробкипередач, а раму заменил несущей облицовкой). Мощности (3,2 л.с.) 100-кубового двухтактного моторчика хватало для того, чтобы разогнать машину весом 60 кг и ее седока до скорости 60 км/ч, при этом расход топлива укладывался в 2 л на 100 км. «Веспу» ждал оглушительный успех, тиражи превысили самые оптимистичные ожидания Пьяджо, и со временем его концерн стал европейским мотопроизводителем №1. Аппарат принялись выпускать – по лицензиям и без оных – в Великобритании, Франции, ФРГ, СССР, Испании, Индии… А в Италии этот мотороллер стал настоящей иконой, всенародным любимцем – и лучшим символом послевоенного возрождения.май 2010 moto.zr.ru63