брендktmК ГОнКе ГОТОВЫ!текст Алана КАТКАРТА, фото Руди ШЕДЛЯПрошедший 2009 год был, по словам президента и генерального директора КТМ Штефана Пирера, худшим в истории компании. Оборот упал на четверть, производство снизилось с 92 385 до 64 080 машин, убыток составил 84,1 миллиона евро. Тем не менее в интервью нашему корреспонденту Алану Каткарту Пирер уверил, что лозунг компании остается неизменным:Штефан, 2008 год стал для вас рекордным: вы продали больше 92 000 мотоциклов. А каким оказался 2009 год? Могу сказать, что это был самый трудный год за все 18 лет, что я работаю в КТМ. Рынок упал в одночасье – в Европе на 25%, а в США, где мы продаем четверть наших мотоциклов, – на целых 55%. Нам пришлось уволить треть наших работников и сократить все расходы на 30%. Это было нелегко. Какую долю из проданных в 2008 году 92 000 мотоциклов составляли внедорожные? Примерно две трети. В 2009 году доля дорожных мотоциклов чуть увеличилась – новые модели 990 Supermoto и Supermoto R продавались очень хорошо, несмотря на кризис. КТМ теперь выходит и на рынки развивающихся стран в коопера-ции со своим партнером – индийским концерном Bajaj. На моторшоу в Милане вы показали два 125-кубовых прототипа. Какие у вас планы? Да, завоевать рынки развивающихся стран – важная задача, но не меньшая – привлечь молодежь. В последнее время средний возраст покупателей КТМ увеличивается на семь месяцев каждый год! И это общая проблема: Harley уже на пути в дом престарелых, у BMW средний возраст покупателей – 60 лет. Я подчеркиваю: средний! Вот почему нем цы купили Husqvarna и выпустили 450кубовый эндуро. У нас более молодежная аудитория, но чем мы можем ее завлечь? Вопервых, выпуском 125кубового мотоцикла начального уровня, недорогого, но признанной марки. Вовторых, развитием сегмента «Нулевой выхлоп»! Мы напряженно работаем над разработкой спортивных электромотоциклов – это как раз то, что нужно молодежи. Две модели – внедорож-«Над мотоциклами Нависла угроза полНого запрета. как президеНт ассоциации европейских мотопроизводителей я постояННо коНтактирую с бюрократами, и должеН сказать: оНи мечтают изгНать мотоциклы с дорог. Но я верю, что каковы бы Ни были ограНичеНия, место для Нашей марки всегда Найдется».Первые ласточки сотрудничества с Bajaj: показанные осенью прототипы 125 Naked Bike и 125 Naked Racer.Электромотоциклы KTM Freeride выйдут на европейский рынок уже этой осенью.44moto.zr.ru июнь 2010 ‣ ИНТЕРВью С глАВОй KTM с.44, КАСТОМ-шОУ В МАйНцЕ И В МОСКВЕ с.48, 1984: SUZUKI GSX-R750 с.58техникаклапанной головкой цилиндра и двумя верхними распредвалами. По размерам он почти такой же, как и мотор 125/200 см³, так что без проблем встанет в ту же ходовую часть. С каждым вариантом двигателя предложим три версии мотоцикла – супермото, нейкедбайк и более спортивный RC2 с полным обтекателем. Вероятно, появится и эндуро – ведь такие мотоциклы в традициях КТМ. Мотор 250/300 см³ дебютирует через 18 месяцев после 125-кубового – предсерийные прототипы будут готовы уже в конце лета, а официальная презентация состоится в январе следующего года на мотор-шоу в Нью-Дели. А еще через год планируем показать мотоциклы той же концепции, но уже с моторами 400/600 см³ – и в развивающихся странах мотоциклисты потянулись к большим объемам. Когда начнется массовое производство 125-кубовых мотоциклов? В конце этой осени, причем машина будет полностью – двигатель, шасси – производиться в Индии. Она спроектирована в Австрии, но затем мы передали ее индийским коллегам. Это настоящий совместный проект, и нам очень интересно работать бок о бок. У индийцев немного другой подход – но это во многом продиктовано совершенно другими объемами производства, до двух миллионов в год! И я счастлив, что в Индии будет производиться мотоцикл марки КТМ. Индийцам сейчас принадлежит 31,72% акций КТМ. Не станут ли они в будущем полными хозяевами компании? Нет. Я и мой партнер Руди Кнюнц останемся главными акционерами. Индийцы купили часть акций потому, что они заинтересованы в долговременном сотрудничестве и в доступе к современным технологиям. Собираетесь ли вы и дальше расширять модельную гамму? Увидим ли мы спорт-кастом, или 600-кубовый спортбайк, или турер марки КТМ? Нет-нет. Мы лучше бросим силы на укрепление наших позиций там, гденый эндуро и трековый Supermoto – мы планируем запустить в производство уже этой осенью. Причем обе машины будут омологированы и для езды по дорогам. Двигатели будут производства КТМ? И каков будет запас хода? Конечно, электромоторы будем закупать на стороне, но они разработаны в соответствии с нашими требованиями. Но главный вопрос – аккумуляторы. Мы еще не выбрали поставщика – несколько компаний из Японии и Тайваня дерутся за наш заказ! Что же касается запаса хода, мы рассчитываем на один час езды в нормальных дорожных условиях или на 45 минут в экстремальном спортивном режиме. Вы также сотрудничаете с компаний Mavizen, которая строит гоночный электромотоцикл на основе RC8. Планируете ли вы ввязаться в электрогонки – или даже выпустить электрический спортбайк? Мы еще не решили. Но мы отдаем должное Азхару Хуссаину и его компании TTXGP, которая сделала так много для пропаганды электроспорта. Мы помогаем им всем, чем можем – и сами получаем бесценный опыт. Вернемся к 125-кубовым мотоциклам. Какова стратегия вашего союза с Bajaj? Что мы хотим от Bajaj – так это заполучить партнера, в союзе с которым можем делать доступный 125-кубовый мотоцикл для Европы и других наших рынков. В свою очередь, и Bajaj будет продавать этот мотоцикл через свою розничную сеть на своих традиционных рынках – но под маркой КТМ и с увеличенным до 200 см³ рабочим объемом двигателя (125-кубовые моторы в Индии не в фаворе). Таким образом, мы расширяем наше присутствие в Азии и странах Тихоокеанского региона.KTM 350SX-F грозит перевернуть все представления о мотоциклах класса МХ1.Какие еще новые модели вы разрабатываете совместно с Bajaj? Сейчас мы разрабатываем двигатель рабочим объемом 250/300 см³, тоже одноцилиндровый, с четырех-июнь 2010 moto.zr.ru45 брендktm«Мы на 100% уверены в тоМ, что «двухтактники» выживут. их используют Многие профессионалы высшего уровня, так как они легче и лучше управляются. по нашеМу гоночноМу опыту Могу сказать: обслуживание четырехтактного Мотора сложнее и вчетверо дороже, чеМ двухтактного. а для начинающих это важный фактор».лидируем – в производстве внедорожных мотоциклов. В ближайшие несколько месяце выпустим целую гамму новых спортивных машин. Наш 350-кубовый «кроссач» – только первая ласточка, и мы верим, что он сделает революцию в классе МХ1, вытеснив 450-кубовые мотоциклы. А что, в классе МХ1 изменились правила? Нет, там по-прежнему допускаются моторы рабочим объемом от 275 до 450 см³. Естественно, что все стремились делать двигатели максимально разрешенного объема. Но развитие техники привело к тому, что с современными 450-кубовыми мотоциклами с трудом управляются гонщики даже самого высокого уровня. Ведь это 60-62 л.с. на 100 кг массы! Так что сами спортсмены нас просили: сделайте что-нибудь пусть менее мощное, но с лучшей управляемостью. Ответом стал наш 350-кубовый мотоцикл, который немногим проигрывает 450-кубовым в мощности – 55 л.с. при 14 000 об/мин – но легок в управлении, как 250-кубовый. Не зря же Кайроли перешел в 2010 году от Yamaha к КТМ, сказав: вот это мотоцикл, на котором я смогу защитить свой титул. Вскоре мы выпустим и спортивный эндуро, в который тоже заложено немало инноваций. Новая гамма мотоциклов получит моторы рабочим объемом от 250 до 500 см³ – спортивные моторы большего объема уже нет смысла делать. Какова ваша доля на рынке? По спортивным эндуро – примерно 50%; по кроссовым мотоциклам лидирует Yamaha, на втором месте Honda, мы чуть-чуть уступаем. Но верим, что 350-кубовая модель изменит ситуацию в нашу пользу. На рынке «цивильных» машин у нас три платформы: одноцилиндровый 690-кубовый двигатель и V-твины рабочим объемом 990 и 1200 см³. Вскоре к ним прибавится и 400-кубовая версия «сингла»: в нем будет велика доля деталей из Индии, а со временем мы полностью перенесем туда производство, чтобы снизить цену. 990-кубовый мотор будет модернизирован, а 1200-кубовый пропишется и в таких моделях, как Supermoto T и Supermoto R. 1200 см³ станет пределом для моторов КТМ или появятся двигатели большего рабочего объема? Нет смысла лезть в большие кубатуры. Общая тенденция в индуст-46moto.zr.ru июнь 2010 рии – стремление к меньшим рабочим объемам. Покупатели мотоциклов становятся все старше, им нужен легкий байк с хорошей управляемостью. Да и мощность моторов уже превысила разумные пределы. Что вы будете делать с 200 л.с. на дороге? К тому же над мотоциклами нависла угроза полного запрета. Как президент Ассоциации европейских мотопроизводителей я постоянно контактирую с бюро кратами, и должен сказать: они мечтают изгнать мотоциклы с дорог. Они смотрят на статистику дорожных происшествий, а там мотоциклисты всегда лидируют (по числу погибших на 1000 машин). Так что вряд ли мощные супербайки долго продержатся – скорее всего, вскоре в Европе будет введено 100-сильное ограничение мощности (как во Франции). А посмотрите, какие рогатки воздвигли в Европе на пути к мощным мотоциклам. В 16 лет вы получаете право ездить лишь на 125-кубовых мотоциклах, с 18 лет – на мотоциклах мощностью не более 35 кВт (47,6 л.с.), и лишь с 21 или 22 лет можно водить более мощные аппараты. И каждый раз – сдавай тест и плати! Многие ли могут себе это позволить? Так что должен сказать: еврочиновники планомерно выдавливают мотоциклы с дорог. Так, может быть, в свете этого ваш лозунг «К гонкам готов» уже не актуален? Не пора ли его сменить? Нет, ни за что. Мы не пойдем на смену имиджа. Я верю, что каковы бы ни были ограничения, место для нашей марки всегда найдется. Если будущее спортивно-дорожных мотоциклов рисуется в таких мрачных тонах, то почему бы не пойти навстречу вашему американскому покупателю и не сотворить спорт-кастом? Да, рынок США для нас очень важен. Но пока я не увижу ясные признаки его восстановления, я не буду создавать для него специфи ческие модели. Пока мы сосредоточимся на рынках Европы, Австралии, Южной Африки, где наши позиции сильны. И, конечно, не забудем про рынки развивающихся стран. Например, в одной лишь Бразилии продают мотоциклов больше, чем во всей Европе, велики рынки Индонезии и Таиланда. А там тоже растет средний класс, который хочет оседлать мотоциклы рабочим объемом 250-400 см³ или даже большей кубатуры. Мы строим совместно с индийцами большой сборочный завод в бразильском Манаусе – при прямом импорте пошлины очень высоки. Впрочем, год назад мы начали продажи в Бразилии 450-кубовых спортивных мотоциклов, и сбыт на диво хорош – даже несмотря на пошлины. Нам здорово помог переезд ралли «Дакар» в Латинскую Америку. КТМ остался практически единственным производителем спортивных двухтактных мотоциклов. Вы продолжите их производство? 18 лет назад, когда я пришел в КТМ, все вокруг говорили о том, что «двухтактники» вот-вот вымрут – а они вымирают до сих пор. В то время как другие производители сосредоточились на четырехтактных моторах, мы развивали обе линии – и с большим успехом. Даже многие профессионалы высшего уровня предпочитают двухтактные мотоциклы – они легче, лучше управляются и проще в обслуживании. По нашему гоночному опыту могу сказать: обслуживание четырехтактного мотора вчетверо дороже, чем двухтактного. А для начинающих гонщиков это – важный фактор. Так что развитие двухтактных двигателей продолжится? Конечно. Сейчас мы приспосабливаем эти моторы к экологическим требованиям Евро-4 – и здесь без прямого впрыска топлива не обойтись. Но мы на 100% уверены в том, что «двухтактники» выживут. А какова судьба проекта RC4 Supermono – спортбайка с одноцилиндровым 690-кубовым двигателем? Мы его не забыли, но сначала нам надо запустить 125-кубовый RC2. Увы, времена изменились, и мы уже не можем вести одновременно тричетыре дорогостоящих проекта. Но после RC2 вернемся и к RC4. Вы выиграли ралли «Дакар» в девятый раз подряд – мои поздравления! Но когда организаторы так неожиданно приняли решение о снижении рабочего объема мо-торов до 450 см³, это выглядело как явный выпад в ваш адрес. И тем не менее ваши мотоциклы заняли первые два места… Я прекрасно понимаю организаторов, которые хотели дать шанс и другим маркам. Но резко менять правила всего за несколько месяцев до старта – так дела в большом спорте не делаются! Когда организаторы поняли, что у них всего 30 заявок, они кинулись к нам за помощью – и вместе мы выработали приемлемое решение. А в следующем году вы поедете за десятой победой – уже с полной заводской поддержкой? Да, у нас уже практически готов 450-кубовый мотоцикл для следующего ралли «Дакар». Какова судьба марки Husaberg? Мы обкатываем на мотоциклах этой марки новые технические решения – такие, как горизонтальный цилиндр. Кстати, он оказался очень удачным и коммерчески: в прошлом году, несмотря на обвал рынка, мы продали 4000 мотоциклов Husaberg – почти вчетверо больше, чем годом раньше, и вдвое больше, чем BMW продал своих 450-кубовых эндуро. Так что горизонтальный цилиндр появится и на новых КТМ? Нет, мы оставим его для Husaberg – как отличительный признак марки. Но некоторые внутренние детали перейдут на новые моторы КТМ. Вы в октябре прошлого года закрыли завод WP Suspension в Нидерландах и перенесли производство в Австрию. Каково будущее у этого бренда? Мы эксперты по части подвесок для внедорожных мотоциклов, но в области дорожных подвесок у нас нет такого гоночного опыта, как, скажем, у Ohlins. Поэтому оставим им создание уникальных подвесок типа high-end – сами ставим Ohlins на RC8R для немецкого чемпионата «Супербайк». А сами сосредоточимся на выпуске высококлассных, но доступных компонентов для массового потребителя. Уже со-трудничаем с индийскими поставщиками, и наш следующий шаг – строительство завода WP в Индии. Похоже, что для КТМ худшее уже позади? Для нас стакан скорее наполовину полон, чем наполовину пуст – и быстро наполняется. Еще не все наладилось, но мы явно выходим из кризиса и стали еще сильнее – не в последнюю очередь благодаря союзу с Bajaj. Год назад дно кризиса еще и не просматривалось. Но сейчас мы вновь на прямом пути к нашей цели – стать европейским мотопроизводителем номер один. Мы готовы к гонке! Перевод Александра ВОРОНЦОВА«вМесте с индийской коМпанией Bajaj Мы сМожеМ делать доступный 125-кубовый Мотоцикл для европы и других наших рынков. наприМер, в одной лишь бразилии продают Мотоциклов больше, чеМ во всей европе». «Мы напряженно работаеМ над разработкой спортивных электроМотоциклов – это как раз то, что нужно Молодежи. две Модели Мы планируеМ запустить в производство уже этой осенью».июнь 2010 moto.zr.ru47