60
61
62
ЕСЛИ КРАЙ ПОКРЫШКИ НЕ УДАЕТСЯ ПЕРЕТЯНУТЬ ЧЕРЕЗ ЗАКРАИНУ, ЗНАЧИТ, ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ КРАЯ НЕ ДО КОНЦА ВОШЛИ В УГЛУБЛЕНИЕ.РЕМОНТ НА ОБОЧИНЕтекст Владимира ЧАЙКОВСКОГО, фото Евгения БОБРИКОВАВ прошлом номере мы поговорили об устройстве шины и ремонте бескамерных шин. Сегодня речь пойдет о камерных шинах, которыми по сей день комплектуют большинство современных внедорожных мотоциклов.Прокол колеса не должен смутить настоящего эндуриста. Ведь у него с собой есть все необходимое «для автономного плавания», в том числе потребный для снятия колеса и шиномонтажа инструмент, а также сила, сноровка и опыт. В отсутствие последнего подспорьем станет эта статья. Помимо инструмента, понадобятся запасная камера (если берете одну, то лучше взять переднюю – ее можно использовать и в заднем колесе, а вот наоборот не получится) и насос. В длительный поход лучше взять заплаты и клей, причем сейчас продаются специальные заплаты, рассчитанные на длительный срок службы (вырезанные из камеры считаются временными, то есть не очень надежными, особенно при высоких нагрузках и температуре). Есть в продаже и специальные баллончики для ремонта шин, в том числе камерных. Их преимущество в том, что они одновременно заклеивают повреждение и накачивают шину. Минусы – «одноразовость», невозможность отремонтировать большой прокол и цена. Порой обойтись без шиномонтажа позволяет залитая в камеру вода (достаточно 50-100 мл). При удачном стечении обстоятельств так можно проехать несколько часов. А если на заднем колесе установлена жесткая диагональная покрышка, то по ровной дороге она позволяет двигаться и с проколом, особенно одному водителю на легком мотоцикле. Только нужно соразмерять скорость с нагревом покрышки – иначе та может расслоиться от перегрева. С передней такой фокус не пройдет – мотоцикл будет неуправляем. Для снятия заднего колеса нам понадобится накидной ключ для гайки задней оси; второй ключ (для удержания оси), как правило, не нужен. Иной раз гайка прикипает к резьбе или просто затянута при помощи длиннющего воротка, и хиленьким штатным инструмен-ПРЕЖДЕ ТЬ ЧЕМ УЛОЖИ Е Т Й У Б О ПР КЛЮЧИ, ПО ДЕЛАТЬ О Р В ГАРАЖЕ П УРУ, ДЛЯ ЦЕД ИМИ ТУ ПРО ИХ БЕРЕТЕ. Ы В Й КОТОРО ТОМ ПОЛЕ ВЕДЬ В ЧИС БОЛОТЕ) М О (ИЛИ ГРЯЗН ДАТЬ И Щ ПОМО Ж . НЕОТКУДАОчень важно иметь правильные монтировки – не слишком длинные, «зацепистые», но и без острых граней. Бывалые путешественники порой сами изготавливают монтировки из ключей для гаек осей.том ее не стронуть. При затяжке оси не переусердствуйте – достаточен момента 8-10 кгсм. Перетянув, вместо того чтобы получить надежное соединение, вы просто испортите обе детали. Для снятия заднего колеса на внедорожном мотоцикле ослаблять цепь не обязательно, но все-таки неплохо иметь с собой и ключики для ее натяжения (на некоторых мотоциклах цепь натягивает «улитка», которая не требует ключей). Прежде чем снимать ось переднего колеса, не забудьте ослабить стяжные винты на одном из перьев вилки. На некоторых мотоциклах (где два тормозных диска) придется также открутить тормозные суппорты, иначе колесо не вынуть. Набор инструментов желательно класть не на землю, а на подсте-60moto.zr.ru июнь 2010 Здесь и далее в зеленой рамке – правильное положение, в красной – неправильное.‣ ПРАКТИКУМ с.60, ‣ КОНКУРС с.63, САМОПАЛ с.64010203ленную тряпочку [01]. Ослабляем гайку задней оси [02] и снимаем цепь со звездочки [03]. Легкие эндуро не имеют центральных подставок. Поэтому для снятия колеса можно опереть мотоцикл о пенек или кочку. Если их нет, не беда – находим полянку04поровнее, закрываем бензокран и укладываем на бок мотоцикл, чтобы ось вынималась вверх [04]. Если вы следите за мотоциклом, ось вынимается легко. Но горе тому, кто ленится! Если ось приржавела к распорным втулкам (или внутренним кольцам под-05шипников), без керосина (WD-40) и приличных размеров киянки ее оттуда не достать. Важно втулки не перепутать (не везде они одинаковые) и не испачкать [05]. Если из колеса не торчит большой гвоздь, поиск прокола стоит отложить. Колесо кладем06звездочкой на подстеленную ткань (или ободом – но не спицами! – на два чурбачка), чтобы грязь и песок не попали в подшипники. Откручиваем гайку крепления «башмака» (если таковой имеется), надавливаем на болт, чтобы07080910июнь 2010 moto.zr.ru61 ПРАКТИКУМ11«башмак» отошел от закраин, ослабляем ниппель. Теперь нужно отжать покрышку от обода. Чем дольше не менялась шина, тем труднее это сделать. Смело наступаем каблуком мотобота на боковину поближе к ободу и… подпрыгиваем [06]. Рано или поздно покрышка отойдет. (Иногда звездочка достаточно сильно отстоит от края обода и не дает плотно прижать колесо к земле. В таком случае можно край колеса положить на маятник мотоцикла, используя его как упор.) Теперь нам нужно сдавить оба борта покрышки так, чтобы они нырнули в выемку в ободе. Так12гораздо легче снять с закраины противоположную часть борта. Начинаем снимать борт покрышки от ниппеля, чтобы не повредить резину вокруг него закраиной покрышки (да у ниппеля она и не утопится как следует). Заводим первую монтировку под покрышку, зацепляем край, выворачиваем наружу [07]. Теперь, если длина монтировки позволяет, заводим ее заднюю часть под тормозной диск [08]. Если монтировка короткая, – придется держать коленом. Затем второй монтировкой последовательно вытаскиваем край покрышки [09]. После того, как одна сторона покрышки полностью снята с обо-1314Если будем ставить обычную да, можно доставать камеру [10]. Стоит заметить, какой стороной она заплату на резиновом клее, вырезаем ее с припуском 15-20 мм от была установлена внутри покрышпрокола. Зашкуриваем камеру ки. Осмотрев камеру, находим прои заплату, обезжириваем (бензикол [11]. Удаляя из покрышки ном или клеем, снимая подсохший гвоздь или саморез, важно не послой), наносим тонкий слой клея, раниться. Чтобы легче отыскать сушим 5-10 мин, а потом прижиповреждение шины, совмещаем маем со всей силы (можно даже ниппель камеры с отверстием промять мотоботом) – готово! в ободе [12]. Иногда виновником Если камера пропрокола становятся торчащие терлась о дефект концы спиц или заусеницы покрышки, на их ниппелях. Обычно Ь ОЧЕН при монтаже это случается, когда О Н Ж А В подкладыспециальная резиноИ М А К МОНТИРОВ ваем там вая прокладка рветПРИ РАБОТЕ ИТЬ» КАМЕРУ. С У кусок неК ся или смещается, И Р П « Е Н НУЖНО нужной обнажая спицы. ДЛЯ ЭТОГО Й1718РА ТЬ ТОЛЬКО К ЗАХВАТЫВА И НИКОГДА ПОКРЫШКИ МАТЬ НЕ ПОДНИ У БОЛЕЕ МОНТИРОВК 0°. ЧЕМ НА 91962moto.zr.ru июнь 2010