82
83
МОТОКЛУБIRON BUTT ASSOCIATIONПри всей популярности мототуризма по-настоящему  «дальний бой» – полторы-две тысячи километров  за сутки, и так несколько дней подряд – до сих пор удел  немногих. Немногих, кто давно превратил свою задницу  в железную. И объединенных во всемирное сообщество,  так и названное – Iron Butt Association.текст Андрея «Котофея» КОЧЕТОВА, фото из архива IBA«МИР – НАША ДЕТСКАЯ ПЛОЩАДКА»*  Чем больше отличаешься от окружающих, тем сильнее желание найти себе подобных. Видимо, поэтому  и родилось в США объединение экстремальных мотодальнобойщиков,  именуемое Ассоциацией Железных  Задниц, или Iron Butt Associa  tion.  За 26 лет из кучки энтузиастов она  выросла в международное сообщество с более чем 50 000 членов,  считающих себя «самыми крутыми  ездоками в мире». И не без основания, ведь, чтобы влиться в семью  IBA, ты должен проехать минимум  1000 миль (1610 км) за сутки. Все началось четверть века назад  с Iron Butt rally. Идея его была позаимствована у журнала «Car &  Driver», который устраивал ралли  для автомобилей под названием  «Круг по Америке». План был прост:  проехать на мотоцикле через 48  штатов за 11 дней. Придумать легко,  а исполнить… Для тех, кто не силен  в географии, поясню: вы 11 дней  подряд за рулем, причем каждый  день не менее 1000 миль! Каково?..  Первое ралли прошло в 1984 году,  и в нем приняли участие десять мотоциклистов. По сегодняшним меркам формат был относительно легким. Начальной и конечной точкой  служил дилерский центр в Филадельфии, были определены время  и несколько чек-пойнтов в штатах  Флорида, Калифорния, Вашингтон  и Мэн. В условленное время уложились лишь четверо. Участники остались довольны и решили проводить  ралли ежегодно. Под это дело  в 1986 году Майкл Нибоун и супруги  Ричард и Фэй Хоффман основали  ассоциацию IBA. Но, к сожалению,  уже в 1988 году ралли пришлось отменить, так как желающих участвовать в нем не нашлось. Может, закончились в Америке герои? Да нет,  просто любое серьезное дело требует серьезного труда. И Майкл Нибоун засучил рукава. Став единоличным главой ассоциации, он решил  во что бы то ни стало возродить  ралли. В итоге в 1991 году 27 претендентов на звание «самого железнозадого» выходят на старт. Сегодня Iron Butt rally привлекает уже  сотни участников. С 2003 года его  организацией руководит Лиза Лэндри, ветеран ралли 2001 года. Она  внесла массу изменений и дополнений в формат мероприятия, что сделало его более интересным и более  сложным. Если изначально маршрут  был один и напоминал квадрат с четырьмя чек-пойнтами по углам, то  теперь количество чек-пойнтов и вариантов маршрута значительно увеличилось. И чем более  сложную трассу ты выберешь,  тем почетнее результат. Iron Butt rally – удел самых отважных и выносливых, ведь далеко  не каждый дальнобойщик, даже закаленный дорогами, способен выдержать этот безумный 11-дневный  марафон. По словам президента ассоциации Майкла Нибоуна, «ралли  столь утомительно как для участников, так и для организаторов, что  сейчас, слава богу, проводим его  всего раз в два года». Как же быть  тем, для кого ралли – это чересчур  или кому не повезло родиться  в Штатах? Для них IBA придумала  массу номинаций. Самые доступные, а потому и популярные –  «Saddle Sore 1000» и «Bun Burner  1500». То есть «1000 миль  (1610 км) за 24 часа» и «1500 миль  (2415 км) за 36 часов» соответственно. Их автором еще в начале  80-х стал Лес Мартин, президент  Калифорнийской мототуристической ассоциации (California  Motorcycle Touring Association)  и   неистовый дальнобойщик на таких корчáх, место которым в лучшем случае в музее, а в худшем –  на свалке. IBA начала сертифицировать эти пробеги лишь  с 1993 года, когда Лес, решив уйти  на покой (по возрасту), передал  права на них Майклу Нибоуну. То, что вчера считалось героизмом, сегодня в лучшем случае «зачет». Поэтому ассоциация обросла  новыми, более сложными и интересными нормативами. Та же номинация  «Saddle Sore 1000» получила развитие в «Saddle Sore 2000», «3000»  и даже «5000» (2-, 3- и 5-суточный  пробеги по 1000 миль в день соответственно). Даже изобретенный  Дэйвом Мак-Куини пробег «50сс»  (за 50 часов от одного побережья  США до другого, в самом коротком  варианте – 2345 миль) сегодня стал  слишком простым, поэтому появился более экстремальный вариант –  «100сс» (за 100 часов от побережья  до побережья и обратно). Хотя  за первые десять лет истории номинации «50сс» только десять отважных смогли ее осилить. С появлением членов ассоциации  в других странах стали вводить *The WORld IS OUR Pl AygROUNd (англ.) – один  из основных  слоганов IBA.82moto.zr.ru август 2010 и специфические национальные  нормативы. Например, «Gibraltar –  Nordkapp» (более 5300 км за 72 часа): от южной оконечности Европы  до северной. Или «SS3000 Baltic»  вокруг Балтийского моря. Вы сами  можете стать автором одного из  них. Но мало просто придумать,  его надо сначала воплотить. В июле  2005 года известный российский  мотопутешественник Александр  «Вард», проснувшись как‑то в Сочи,  решил рвануть до Архангельска.  И рванул. Доехал менее чем за 36  часов. А это 2800 км по дорогам  с исконно русским качеством. IBA  решила зарегистрировать это как  новый норматив, назвав его «Black  Sea To White Sea» («От Черного моря до Белого»). То, что большинство мотоциклистов не видит ничего заманчивого  в таких пробегах, стало дополнительным поводом для гордости членов ассоциации. Чем сложнее и изнурительнее пробег, тем больше  в нем понта для железнозадых  дальнобойщиков, хотя обыватели  и считают их просто идиотами.  Ветеран Iron Butt rally Эрдис Кел  лерман, знаменитый мотодальнобойщик, однажды сказал: «Айронбат‑ райдеры – это другой уровень  индивидуальности и мировосприятия». Для одних странствия по дорогам подобны поиску Святого Грааля, для других нет большего  кайфа, чем вести мотоцикл сутки  напролет. Но объединяет их одно –  для мотодальнобойщика важен  процесс, а не цель. История IBA Russia началась не  в России, а… в Турции. В далеком  2002 году, находясь в Стамбуле,  Майк Нибоун поделился своими  планами проехать по Сибири на мотоцикле с Паоло Валпарой, президентом турецкой IBA. «О, тебе обязательно надо познакомиться с  Владимиром «Боссом», – воскликнул Паоло. – Он тебе расскажет, как  надо ездить по России».«Благодаря Паоло и известному  путешественнику Грегу Фрезеру  я наконец встретился с Владимиром  «Боссом» Зябловым в одном из  московских кафе, – рассказывает  Майк. – Уже через несколько минут  разговора о сертификации мотопробегов по системе IBA в России,  я увидел, как загорелся его взгляд.  Этот момент и можно считать рождением Iron Butt Russia. Потом, когда Босс прокладывал мне путь  сквозь жутчайший трафик в центре  столицы, я понял, что Россия – родина не только самых красивых  женщин, но и крутых мотоциклистов. На сегодняшний день мы сертифицировали уже более 200 пробегов в России. Русские мотоциклисты  подтвердили, что они одни из самых крутых мотодальнобойщиков  в мире, и это большая честь,  что они часть семьи Iron Butt». Итак, вы решили стать одним  из мотоциклистов «без головы, но  с  железной задницей» (цитирую  мою жену). Что для этого нужно?  Для начала – желание и решимость.  Что еще? Владимир «Босс», глава  Iron Butt Russia: «В первую очередь найдите свидетелей старта и финиша. Время  и место заполнения свидетельской  формы – это официальные начальная и конечная точки вашей поездки. Свидетели должны быть надежные, с которыми можно в любое  время связаться, а лучше незаинтересованные люди, в честности которых трудно усомниться, например  работник бензозаправки или сотрудник ГАИ. Обязательно укажите  их телефон, потому что проверка –  неотъемлемая часть процедуры  сертификации вашей поездки. Второе – собирайте по дороге чеки заправок, магазинов, кафе, а также  любые документы, подтверждающие ваше присутствие в том или  ином месте маршрута. Фотографии  тоже принимаются, но лишь как дополнительное подтверждение. Сами понимаете, что при нынешнем  развитии графических программ  можно сделать любую картинку.  Основные же подтверждающие  документы – это чеки бензоколонок и свидетели. Кассовый чек – официальный документ,  в котором есть дата, время и местоположение этой  колонки. Если  трасса относительно  прямая, то идентификация вашего маршрута  по   чекам проблемы не представляет. Но бывают сложные моменты, как, например, транзит через Москву. Объехать  ее по МКАД или через центр – разница почти вдвое. Не поленитесь  лишний раз остановиться и залить  хоть литр бензина или же просто купить колы или сигарет. Вот и чек  в подтверждение факта вашего  пребывания в промежуточной точке. Это же касается возможных поворотов, разворотов и других спорных участков, где, например, можно  срезать дорогу. За время истории IBA в России  обмануть не пытался никто. Но, бывало, ошибались. Поменял звездочку или резина стерлась – вот вам  и изменение в показаниях одометра. Это небольшой процент, но при  таких пробегах он может вылиться  в решающие 10–20 км. И не забывайте о заложенной производителем погрешности одометра, которая  обычно завышена на 5–10  %. Не поленитесь, сделайте небольшой запас, ведь обидно обломаться из‑за  нескольких километров. С маршрутами есть еще один нюанс. Не всегда они прямые, скажем,  от Москвы до Судака. В правилах  IBA сказано, что круглые, квадратные, треугольные рассматриваются,  если они обусловлены некоей спецификой местности, дороги или самой идеей поездки. Важно, чтобы количество сегментов не было  слишком запредельным или бессмысленным. Например, 16 кругов  по МКАД засчитаны не будут, ведь  такой подход не сочетается с главной идеей ассоциации – Long  Distance Riding. Это уже абсурд, карусель какая‑то. Последнее время желающие  сдать норматив стали прежде связываться со мной. И это очень хорошо! Мы можем заранее обсудить и  утвердить маршрут, продумать пакет доказательных документов. Успешно пройдя маршрут, вы отправляете мне комплект подтверждающих документов и 2000 рублей – такова цена пересылки  документов и комплекта членских  аксессуаров. Стандартный пакет аксессуаров – это диплом, поздравительное письмо от президента IBA  Майкла Нибоуна, значок, нашивка,  наклейка, подкладка под номерной  знак (правда, американского стандарта) и личный пароль для входа  в интернет‑магазин, где с помощью  кредитной карты можно купить любую продукцию с символикой IBA. И помните, что такой вид мотопутешествий более сложен, чем обычная езда, а личную безопасность  ассоциация ставит во главу угла.  Удачи всем на дорогах!» Первые айронбатчики России: Владимир Белоусов и Денис Панферов, маршрут: Москва – Судак (2002, июль)Николай Богомолов выполнил норматив «Bun Burner 1500» на Yamaha YBR125!Александр «Вард» Варданянц, автор норматива «Black Sea To White Sea»Владимир «Босс» Зяблов, глава IBA RussiaМайк Нибоун, бессменный президент Iron Butt Associationавгуст 2010 moto.zr.ru83