ТЕСТ-ДРАЙВJAWA 50 PIONYR, JAWA 50 ROBBY«РОББИ» И «ПИОНЕР»текст Александра ВОРОНЦОВА, фото Евгения БОБРИКОВАМарка «Jawa» для нас – это 350 см³. Ну, может быть, немножечко 250. Мало кто помнит, что когда-то Jawa выпускала и «полтиннички». Между тем 50-кубовые аппараты и сегодня составляют немалую долю ее производственной программы.«Ты помнишь, ворон, девушку мою?» Первая 50-кубовая Jawa дебютировала 55 лет назад и при рождении была окрещена «Пионером» (в чешском прочтении – Pionyr). Впрочем, местные остряки за характерную форму подседельного капота окрестили ее «пнем». Но не будем смеяться! Именно эта маленькая Jawa, наряду с другими скутереттами 50-х годов, послужила прототипом са-мой успешной двухколесной машины всех времен и народов – Honda Super Cub. Через полвека пришло время отдать долг. Три года назад под маркой Jawa предстал новый Pionyr – с китайским 50-кубовым мотором… а-ля Super Cub. Надо сказать, что этот проект возник не в самой компании Jawa, а у ее торгового партнера –чешской компании Motoscoot. Машина целиком собрана в Китае, что чувствуется. Внешность скутеретты – вольное переложение мотивов Jawa Pionyr образца 1955 года и 1958 года, с некоторыми анахронизмами: четырехтактный двигатель, два амортизатора задней подвески (у оригинала – моноподвеска с резиновым амортизатором). На ходу «мелкая Jawa» обаятельно неспешна. Ее девиз:«Кто познал жизнь, тот никуда не торопится». «Кабовский» моторчик никаким исполнением не испортишь (хотя я с большим интересом посмотрел бы на форму ног у того, кто приладил этот перекрывающий половину подножки кикстартер), он невозмутимо везет с любых оборотов – довольствуясь при этом наперстком бензина в час. Немного удивляет выбор мотора с нормальным сцеплением – «кабовский»JAWA 50 ROBBYмокик / / , см³ / , л.с. / кг / руб.JAWA 50 PIONYRскутеретта / / , см³ / , л.с. / кг / руб.18moto.zr.ru август 2010 JAWA 50 ROBBYЕСЛИ НА 50-КУБОВОМ СКУТЕРЕ ЕЗДИТЬ СКУЧНО, ПРИСМОТРИТЕСЬ К МАЛЕНЬКОМУ «РОБОТУ» ИЗ ЧЕХИИ.Приборный щиток оформлен с некоторой претензией на «дизайн». Контрольные лампы невелики, но утоплены в колодцах, так что хорошо различимы и на солнце.Передний дисковый тормоз размером не вдохновляет, но на удивление хорошо справляется со своей работой. Посильную поддержку оказывает ему задний барабанный тормоз. Глушитель с забавным «поросячьим хвостиком» – привет из былых эпох.Моторчик а-ля Super Cub хорош, но впечатление портит заслоняющий подножку кикстартер. Продавцы советуют… снимать его, полагаясь на электрозапуск.автомат был бы тут как нельзя более к месту. В отношении максималки аппарат слишком уж примерен – не пионер, а скаут какой-то! 50 км/ч по спидометру (то есть законные европейские 45 км/ч) – и никого хулиганства. Ну и хорошо: быстрее разгоняться просто опасно. За тормоза – полный «незачет»: лишь намек на действие, а попытка отрегулировать привела к тому, что колодки тут же стализатирать барабан. А ведь Super Cub при столь же несерьезных по размеру барабанах тормозит отменно… Нет, в этой штучке больше SHOW, чем GO: поставьте на почетное место в гараже и тихо балдейте, любуясь. А для реальной езды лучше подойдет другой «полтинник» от Jawa – модель Robby. Такой же «кабовский» мотор, с дурацким кривым киком, но, несмотря на совпадениепаспортных данных, на ходу он куда резвее! Вот здесь сцепление с ручным выжимом вполне к месту. А главное – передний дисковый тормоз, хоть и небольшого диаметра, обеспечивает вполне адекватное замедление. Секрет прост: из Китая только силовой агрегат, шасси и сборка – чешские. Хоть Чехия и выпала из числа ведущих мотодержав, там еще не забыли, как делать хорошие мотоциклы.Такие вот разные «Явы» – хоть со сходными моторами, но по характеру едва ли не полярные. Ретроигрушка Pionyr – и энергичный городской мокик Robby. Не зря же «робик» выпускают уже десять лет, а вот «Пионеров» изготовили только небольшую партию. На любителей…Мотоциклы предоставлены компанией «ЯВА Россия».JAWA 50 PIONYR /50 ROBBYданные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодель Модельный год Сухая масса, кг База, мм Высота по седлу, мм Объем бензобака, л Jawa 50 Pionyr 2009 76 1185 Нет данных 2,8 одноцилиндровый, четырехтактный ОНС, 2 клапана на цилиндр 49,5 39×41,4 3,4 / 8500 3,2 / 5500 воздушная электростартер + кик многодисковое, в масляной ванне 4-ступенчатая цепь хребтовая, стальная телескопическая вилка маятниковая барабанный барабанный спицованные 2,25-17 2,50-17 Jawa 50 Robby 2010 80 1200 730 6,5 одноцилиндровый, четырехтактный ОНС, 2 клапана на цилиндр 49,5 39×41,4 3,4 / 8500 3,2 / 5500 воздушная электростартер + кик многодисковое, в масляной ванне 4-ступенчатая цепь хребтовая, стальная телескопическая вилка маятниковая дисковый барабанный литые 2,50-16 3,00-16> ДВИГАТЕЛЬТип ГРМ Рабочий объем, см³ Диаметр цилиндра × ход поршня, мм Макс. мощность, л.с. при об/мин Макс. крутящий момент, Нм при об/мин Система охлаждения Система запускаJAWA 50 PIONYRТИХОХОДЕН, ТОРМОЗИТЬ НЕ УМЕЕТ, НО… СКОЛЬКО ЖЕ РЕТРОШАРМА В ЕГО ОБЛИКЕ!> ТРАНСМИССИЯСцепление Коробка передач Главная передача> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРама Передняя подвеска Задняя подвеска Передний тормоз Задний тормоз Колеса Передняя шина Задняя шинаСпидометр выполнен в стиле 50-х годов. Увы, свет контрольных ламп почти не заметен.Переключатель указателей поворотов при отсутствии оных на скутеретте умиляет.Передний барабанный тормоз – ахиллесова пята «Пионера».август 2010 moto.zr.ru19