60
61
62
На верхнем торце пера регулировка отбоя. Сжатие, как правило, регулируется внизу. Ниппель на пере вилки служит не для подкачки, а для стравливания набранного при езде воздуха.ТОНКАЯ ИГРАтекст Владимира ЧАЙКОВСКОГО, фото Николая САЗОНОВАВ прошлом номере мы разобрались, как настраивать подвеску дорожных и спортивных мотоциклов. Для внедорожных аппаратов вводных намного больше, а специалистов – меньше. К счастью, поделиться своим многолетним опытом подготовки чемпионских мотоциклов любезно согласился Евгений Борисович Паршин. И пригласил в свою мастерскую – рай гоночного механика.НАСТРОЙКА ПОДВЕСКИ ВНЕДОРОЖНЫХ МОТОЦИКЛОВПОРЯДОК РАЗБОРКИ МОНОАМОРТИЗАТОРА1. Максимально ослабив преднатяг пружины, переворачиваем амортизатор и сжимаем пружину, чтобы освободить запорное кольцо. 2. Снимаем кольца, пружину и отмываем амортизатор от грязи. 3. Зажав амортизатор в тисках с мягкими губками, проверяем давление в бачке. 4. Заворачивая клапан отбоя, считаем обороты, записываем их и полностью отворачиваем клапан. 5 и 6. Так же поступаем с регулировкой сжатия. Затем прожимаем амортизатор, чтобы клапаны открылись. 7. Стравливаем газ из бачка. 8. Поддеваем крышку амортизатора. 9. Закрепляем детали пластиковым хомутом. 10. Отверткой утапливаем корпус сальника… 11. ...и тонкой отверткой вынимаем стопорное кольцо. 12. Вывернув крышку клапана сжатия, сливаем масло. По его состоянию можно оценить нагрузки на амортизатор. Старое масло меняет цвет, вскипевшее – прозрачность. 13. Удаляем клапан сжатия.123ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ ПАРШИН | мастер спорта по мотоциклетному спорту, многократный призер чемпионатов СССР по мотокроссу, победитель чемпионата Вооруженных Сил СССР по мотокроссу на мотоциклах с коляской. С 1980 по 1985 год – член сборной СССР по мотокроссу на мотоциклах с коляской,с 1991 по 1995 год – главный тренер молодежной сборной России по мотокроссу.60moto.zr.ru сентябрь 2010 ЕСЛИ ВЫ ЗАПУТАЛИСЬ В РЕГУЛИРОВКАХ, ПРОСТО ВЫСТАВЬТЕ БАЗОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ И НАЧНИТЕ ЗАНОВО. Принципы настройки подвески дорожных и кроссовых мотоциклов схожи, цель тоже одна – обеспечить хороший и максимально продолжительный контакт колеса с дорогой. Но off-road – это относительно ровные участки и крутые горки, рыхлое и твердое, мокрое и сухое. Да и проезжать один и тот же участок можно по-разному – вкатыванием, с заносом, с упором в «борт». И все это в разных комбинациях и на разных скоростях! Поэтому неудивительно, что приходится искать тонкий компромисс. Удивительно, что его вообще можно найти. Но вначале, как и на дорожном мотоцикле, нужно выставить высоту подвесок. Принцип действия тот же. Намечаем контрольные точки для измерения хода подвесок (например, нижние точки – оси колес, верхняя спереди – нижняя траверса, верхняя сзади – край заднего крыла) и измеряем расстояния между ними в свободном состоянии (мотоцикл на подставке), под весом самого мотоцикла (на колесах) и с гонщиком в экипировке. Внимание: спереди мерим вдоль перьев вилки, сзади – перпендикулярно земле (см. рис.)! Как правило, ход подвесок эндуро и кроссовых мотоциклов равен 280 мм (разброс от 250 до 300 мм). Под весом мотоцикла спереди и сзади подвески должны проседать на 30 мм. С гонщиком – на 80 мм спереди и на 100 мм (или 30% хода) сзади. Допуск при регулировке – плюс-минус 5 мм. ЭтиЕСЛИ ВЫСОТУ ПОДВЕСКИ В СТАТИКЕ НАСТРОИТЬ НЕ УДАЕТСЯ, ЗНАЧИТ, НУЖНЫ ПРУЖИНЫ ДРУГОЙ ЖЕСТКОСТИ. 5 мм «туда-сюда» довольно сильно сказываются на положении мотоцикла (меняется угол наклона вилки) и, соответственно, распределении веса. Загрузку вилки также можно менять, регулируя положение перьев в траверсах (в пределах 3–5 мм) и – у некоторых мотоциклов – положение заднего амортизатора. Но надобность в этом возникает только тогда, когда стандартное положе-‣ ПРАКТИКУМ с.60, КОНКУРСЫ с.63, САМОПАЛ с.64 Но у неопытных пилотов зачастую алгоритм другой: покрутим этот винт (колесико), посмотрим, что изменится. Такой подход тоже имеет право на жизнь, но все же нужно понимать общие принципы и взять за правило не менять больше одной регулировки за раз и записывать все изменения, иначе можно накрутить такого, что единственным выходом станет возврат к базовым настройкам.ние мотоцикла почему-либо не устраивает гонщика (кто-то привык к задней стойке, кто-то к передней). Настраивать «гидравлику» куда сложнее. В идеале это происходит так: 1. Понять, что не нравится в поведении мотоцикла. 2. Соответственно изменить регулировки. 3. Оценить изменения в поведении на трассе.10П1 З1 П2 З2 З3 П356 11712489 13СКОЛЬКО СЛУЖИТ МАСЛО?В мотокроссе срок службы масла в передней вилке – 15 часов, в заднем амортизаторе – 30–40. В эндуро его нужно менять еще чаще, ведь при работе передней вилки в нее засасывается не только воздух, но и пыль, вода. Не говоря уже о преодолении бродов. Как правило, цена вилки и моноамортизатора сопоставима с ценой 5–7-летнего мотоцикла и никак не сопоставима с ценой масла, даже если его менять десять раз в год. Тем более что с отработавшим маслом удаляются продукты износа, вода и абразив, разрушающие детали. Если масло вскипело, его обязательно нужно менять – полностью удалить пузырьки воздуха иначе не удастся.сентябрь 2010 moto.zr.ru61 ПРАКТИКУМ 14ПРИ РАЗБОРКЕ ВИЛКИ ИЛИ МОНОАМОРТИЗАТОРА ВСЕ РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ ВИНТЫ НУЖНО ОТВЕРНУТЬ. НЕ ЗАБУДЬТЕ ЗАПИСАТЬ ПРЕЖНИЕ НАСТРОЙКИ!ОБОЗНАЧЕНИЯ:Сжатие – compression (часто на вилках и амортизаторах пишут «С» или «Comp») Отбой – rebound («R» или «Reb») Преднатяг пружины – preload Жестко – hard («H») Мягко – soſt («S»)14. Прогреваем край корпуса амортизатора по кругу (примерно до 80–90 градусов Цельсия)…1617151815. ...чтобы облегчить выход поршня и не повредить резиновые уплотнения. 16. Удобный держатель для корпуса амортизатора. 17. Промываем в масле или керосине узел поршня амортизатора. 18. «Пирамида» поршня. От толщины и диаметра шайб зависят базовые характеристики амортизатора. Если разбираем «пирамиду», все ее детали раскладываем в строгом порядке. При сборке не перепутайте расположение шайб и ориентацию поршня! Собираем амортизатор в обратном порядке. При заправке маслом движениями поршня выгоняем воздух. При этом бачок должен быть заполнен маслом примерно на треть.На втором по важности месте после преднатяга пружин стоит регулировка амортизаторов на отбой. Многие не придают ей большого значения – и напрасно. Вот реальный пример. При наезде колеса на кочку амортизатор сжимается. Но что случится, если из-за высокого сопротивления отбою он не успеет до конца разжаться перед следующей кочкой? Правильно, он снова сожмется, еще сильнее. Таким образом, скоро амортизатор вообще перестает сжиматься, отрабатывать дорогу. Создастся впечатление, чтотия, ориентир для них такой. При перемещении подвески менее 1/3 ее хода работаем с «медленным» сжатием, более 1/3 – с «быстрым». А что делать, если регулировки отбоя или сжатия нет? Прежде всего прочитать инструкцию и убедиться, что их действительно нет. Зачастую мы и не догадываемся БОЛЕЕ МЯГКАЯ ПРУЖИНА СЗАДИ ПРИВОДИТ К ТОМУ, ЧТО ПЕРЕДНЕЕ о скрытых способностях наших КОЛЕСО В ПОВОРОТАХ СКОЛЬЗИТ НАРУЖУ. ТАКАЯ НАСТРОЙКА ПОДХОДИТ, мотоциклов! Если регулировок действительно нет, придется НАПРИМЕР, ДЛЯ ПЕСКА – МОТОЦИКЛ НЕ ЗАРЫВАЕТСЯ, – НО ПРИ ЭТОМ настраивать «гидравлику» «ГИДРАВЛИКУ» НУЖНО ОСТАВЛЯТЬ «ЗАЖАТОЙ». И НАОБОРОТ, ДЛЯ подбором масла с другой вязТВЕРДЫХ ГРУНТОВ, ГДЕ НА ПЕРВОЕ МЕСТО ВЫХОДИТ МАНЕВРЕННОСТЬ костью. (Или подбором шайбы И БЫСТРОТА РЕАКЦИИ МОТОЦИКЛА, ЛУЧШЕ УВЕЛИЧИВАТЬ НАТЯЖЕНИЕ в «пирамиде» на штоке, но это ПРУЖИНЫ, ПЕРЕМЕЩАЯ БОЛЬШЕ ВЕСА НА ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО. уже высшая математика, в которой плавают и многие «профи», поэтому о ней поговорим в другой ростной агрессивной езды обычно нужно ослаблять сжатие, а на сараз.) В продаже есть масла с вязнужно немного распустить отбой, мом деле – отбой! Поэтому, если костью от 2,5 до 20, но чаще всего добавить сопротивления на сжатии при проезде серии неровностей на используются 5, 7,5 и 10. Как правилки и зажать обе регулировки хорошей скорости вы начинаете вило, менять вязкость более чем заднего амортизатора. ощущать, что мотоцикл стал жестЕсли есть раздельная регулиров- на 2,5 единицы не стоит. Нужную че, на дороге его «крестит», руль ка «быстрого» и «медленного» сжа- вязкость можно получить и смешав бьет в руки, не спешите крутить регулировку сжатия, а вместо этого слегка отверните винт отбоя. КОГДА РЕМОНТИРОВАТЬ АМОРТИЗАТОР? А что случается, если усилие отЕстественно, регулировать неисправный амортизатор – все равно что зашивать порванную шину. Первые признаки, что узел нуждабоя недостаточно? Понять это поется в ремонте или, как минимум, в разборке, – потеки масла на штоке, раковины и натиры на его поверхности, стуки или слишком могут всеми любимые «лежачие легкий ход. Если при поднятии мотоцикла за хвост в конце хода штока усилие отбоя амортизатора резко пропадает, значит, вышел газ полицейские» или похожие на них из компенсационного бачка (как правило, он находится под давлением 10 атм). А возможно, и вытекла половина масла. Если на штоестественные ухабы. Если при пере- ке (трубе) есть масло, значит, внутри амортизатора есть пыль и вода. Нередко амортизаторы современных мотоциклов производитеезде ухаба на умеренной скорости ли объявляют неразборными и не продают для них запчастей. Однако на практике их приходится разбирать, хотя бы для замены вилка сработала, но тут же подмасла. К сожалению, цена узла доходит до 30–50 тыс. рублей, поэтому между заменой и ремонтом многие выбирают ремонт.прыгнула вверх, регулировка слабовата. Регулировки отбоя и сжатия зачастую связаны. У некоторых амортизаторов они вообще выведены на один – общий – винт. Начинать лучше именно с отбоя и лишь потом переходить к сжатию. Регулировка сжатия позволяет находить баланс между комфортом езды и сцеплением колес с дорогой. Чем быстрее вы едете, тем большую нагрузку воспринимает подвеска и тем сильнее должно быть сопротивление сжатию. Вообще, для ско-в соответствующей пропорции масла иной вязкости. Например, слив по пол-литра «пятерки» и «десятки», получим литр «семь с половиной». Только не смешивайте масла разных производителей, иначе результат не гарантирован! Если не знаете, какая вязкость масла нужна, ориентиры такие: для передней вилки – 7,5, для моноамортизатора – 5. Если «гидравлика» плохого качества, то ее характеристики заметно изменятся после обкатки: из-за увеличившихся зазоров она станет мягче. Поэтому, например, амортизаторы подержанных (особенно отечественных) мотоциклов, как правило, требуют более вязкого масла. На зиму можно залить масло чуть меньшей вязкости. Однако учтите, что при работе амортизатора оно разогревается. Поэтому, если работа подвески вас устраивает, перед наступлением холодов просто поменяйте масло. Дело в том, что если в старом масле окажется вода (подсосанная из луж или просто конденсат), эмульсия может замерзнуть.62moto.zr.ru сентябрь 2010