78
79
80
81
82
ИЗ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА В ДАЛЬНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ИМЕЕТ СМЫСЛ БРАТЬ ЛИШЬ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНВАЛА И КАТУШКУ ЗАЖИГАНИЯ. ОТКАЗ ОСТАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ (КРОМЕ, РАЗУМЕЕТСЯ, ЭБУ) ПОЗВОЛЯЕТ ДОБРАТЬСЯ ДО МЕСТА РЕМОНТА СВОИМ ХОДОМ. Заявлений о том, что карбюратор надежен, прост, в нем легко найти неисправность и исправить ее, я слышал и слышу немало. Уверяю вас, это полная чушь. Очень немногие механики досконально знают принцип работы даже самого простого карбюратора и часто путают причины и следствия происходящих в нем процессов. Что уж говорить о более продвинутых моделях со множеством регулировок, подвижных частей, пружин, мембран, дополнительных систем, камер и, как правило, работающих в блоке из нескольких штук. Но, как известно, новое большинством всегда воспринимается с недоверием. Собственно, к работе систем впрыска у потребителей претензий нет. А вот за диагностику и ремонт берутся немногие. Давайте разберемся, что же происходит в системе, что для нее важно, а что не очень.ТАК ЛИ СТРАШЕН ВПРЫСК?МОЗГАСистемы впрыска ставят на мотоциклы уже десяток лет, но в России традиционно больше доверяют «простому и надежному» карбюратору. Как же устроена система впрыска? Часто ли она отказывает? И действительно ли ее нельзя ни проверить, ни починить в дороге? 76moto.zr.ru октябрь 2010076-077 rem vprisk.indd 76ВЫНОСтекст Владимир а ЧАЙКОВСКОГО, фото Никола я САЗОНОВА«Мозговой центр» системы – электронный блок управления (ЭБУ). Его задача – получать команды водителя и данные о процессах в двигателе и отдавать команды исполнительным устройствам. Основные – топливные форсунки и катушки зажигания. Но на продвинутых системах ЭБУ может управлять клапанами дожига, дроссельными заслонками и заслонками на выпуске, изменять длину впускных патрубков. Очень важно, чтобы блок хорошо питался и чтобы все «плюсы» и «массы» на него приходили без помех, а аккумулятор был полностью заряжен (кроме тех немногих мотоциклов, в основном кроссовых, которые позволяют завестись с кика даже при разряженном или отсутствующем аккумуляторе). Категорически не рекомендую разрывать питание блока какой-либо сигнализацией или подключать дополнительные потребители на провода, питающие ЭБУ.110Относительно частый виновник проблем в работе системы – бензонасос. Так как работает он практически постоянно, износ его деталей, по сравнению с остальными узлами системы впрыска, может быть довольно большим. Хотя чтобы бензонасос начал болеть, нужно проехать тысяч сто пятьдесят, а на современных мотоциклах обычно ездят не так много.9/16/10 5:43 PM НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОЛОЖИТЬ МОТОК ПРОВОДА, ТОНКИЕ КЕМБРИКИ И ИЗОЛЕНТУ – ЭТОТ НАБОР ПРИГОДИТСЯ И ПРИ НЕИСПРАВНОСТЯХ ОБЫЧНОЙ ЭЛЕКТРИКИ.‣ ПРАКТИКУМ с.76, САМОПАЛ с.78, КОНКУРСЫ с.83Датчик детонации. На некоторых системах используются датчики детонации, температуры и давления воздуха, кислородные датчики в системах выпуска и тому подобные. Все они играют второстепенную роль, и выход любого из них из строя не может кардинальным образом повлиять на работу мотора. Тем не менее если система сигнализирует об ошибке, не стоит это игнорировать. В некоторых ситуациях неправильные данные, приходящие от неисправных датчиков могут привести к плачевным последствиям. Например, ошибки показаний о силе детонации и о температуре двигателя в теории приведут к разрушению поршней. Но на практике такие случаи крайне редки. Датчик температуры двигателя особенно важен в холодную погоду. Если он неисправен, смесь будет подаваться, как при температуре 20 °С. Понятно, что если на дворе 0 °С, холодный мотоцикл может и не завестись.52 34Второй по важности датчик установлен на корпусе дроссельных заслонок. Он сообщает компьютеру, насколько «открыт газ». На продвинутых системах в расчет берется и скорость открытия дросселя. В зависимости от этой информации ЭБУ максимально точно рассчитывает требуемое в данный момент количество смеси и необходимый угол опережения зажигания. Важно понимать, что этот датчик довольно часто становится причиной неровной работы двигателя, так как потенциометр внутри него порой изнашивается и сопротивление начинает «гулять». При этом датчик может все еще давать какой-то сигнал, только с реальным положением дел он не будет иметь ничего общего, а блок, не зная этого, станет готовить смесь, опираясь на неверные данные. Мотор начнет захлебываться, чихать или глохнуть при сбросе газа. На некоторых мотоциклах этот датчик, к тому же, должен быть точно установлен и отрегулирован. Если есть подозрения, что датчик неисправен или его регулировка сбита, нужно его просто отключить. Тогда ЭБУ увидит, что сигнал не поступает, и включит аварийную программу. Нет, это не значит, что через несколько секунд произойдет самоуничтожение мотоцикла. Просто система начнет рассчитывать количество необходимого топлива только исходя из оборотов двигателя, смесь будет почти всегда обогащенная, увеличится расход топлива, и, соответственно, содержание СО, но доехать до сервиса можно будет вполне. На старых впрысковых мотоциклах и автомобилях форсунки подавали топливо во впускной коллектор при каждом обороте коленвала, а когда открывался впускной клапан, это топливо засасывалось в соответствующий цилиндр – приблизительно, как в карбюраторных системах. На современной технике форсунка прыскает бензин именно в тот цилиндр, где в этот момент происходит такт впуска. Но для этого понадобился еще один датчик – положения распредвала. Правда, если он не работает, трагедии не случится. Компьютер включит подачу топлива по системе «все вместе», и форсунки начнут работать, как в старые добрые времена, одновременно.Информацию о скорости вращения коленвала и его положении предоставляет блоку основной для системы впрыска датчик – положения коленчатого вала. Если сигнал с него не поступает, двигатель работать не будет. Вообще. Даже не чихнет. Если же сигнал есть, мотор заводится, вполне устойчиво работает на холостом ходу и вполне сносно реагирует на поворот ручки газа. Даже при том что все остальные датчики от блока отключены.87Датчик откидывания боковой подставки намного чаще, чем прочие компоненты системы впрыска, становится причиной отказов. Если двигатель не дает вспышек, проверьте работоспособность датчика перед тем, как глубже внедряться в мотоцикл. А для того чтобы добраться до гаража, достаточно замкнуть два его контакта в разъеме.6Форсунки на мотоциклах капризничают редко и никогда не выходят из строя все сразу – то есть доехать до места ремонта можно без труда. В крайнем случае их можно промыть. Иногда, особенно на старой технике, эта процедура дает неожиданно хороший результат, но обычно разница еле заметна. Если же одна из форсунок в дороге начала лить (черный дым, запах), ее лучше отключить.Своя катушка зажигания на каждый цилиндр – классика современных мотоциклов. Ее отказ, как правило, не определяется системой самодиагностики. Самый простой способ определить неисправность – поменять катушки местами или установить заведомо исправную.9Во время диагностики очень важно не навредить. Очень аккуратно вынимать и вставлять клеммы, особенно большой разъем на блоке управления. Тоненькие иголочки-контакты можно легко погнуть или сломать. Не производить замеры незаизолированными предметами. Одного замыкания контакта наклеммнике блока управления на массу может быть достаточно для его (блока) полного выхода из строя. В остальном же тут все намного проще и удобнее, чем в былые времена с карбюраторами. А при наличии правильного оборудования производить качественную диагностику вообще одно удовольствие –все неисправности на экране компьютера, компоненты на рисунке, и даже написано, как и в какой последовательности нужно делать измерения. В общем – рай. Так давайте же любить современные технологии, получать от них удовольствие и не грустить о давно прошедших днях!октябрь 2010 moto.zr.ru076-077 rem vprisk.indd 77779/16/10 5:43 PM САМОПАЛ78moto.zr.ru октябрь 20109/16/10 7:30 PM078-080 samopal.indd 78 ЕЩЕ В ПРОЦЕССЕ ПОСТРОЙКИ «КОБРЫ» У ДВЕРЕЙ МАСТЕРСКОЙ КАСТОМАЙЗЕРА ВЫСТРОИЛАСЬ ОЧЕРЕДЬ ЖЕЛАЮЩИХ КУПИТЬ МОДЕЛЬКУ. НО В ПРОДАЖУ ПОЙДУТ ТОЛЬКО СЛЕДУЮЩИЕ ОБРАЗЦЫ ТОЛЬЯТТИНСКОГО КАСТОМАЙЗЕРА. НА СТАПЕЛЕ УЖЕ ЗАЛОЖЕНА НОВАЯ МОДЕЛЬ.МИКРО КАСТОМтекст Андрея ТРОЯНОВА, фото автора«Когда нечего делать, интересно чем-нибудь заняться». Эта фраза Владислава Кривоносова, известного в Тольятти по прозвищу Кривой, наверное, лучше всего определяет его жизненную позицию. И, оказывается, строить маленькие мотоциклы не менее интересно, чем большие.октябрь 2010 moto.zr.ru078-080 samopal.indd 79799/16/10 7:30 PM САМОПАЛВЛАДИСЛАВ КРИВОНОСОВ «КРИВОЙ» РАБОТАЕТ ТОКАРЕМ НА АВТОВАЗЕ. ЛЮБИТ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ ПО РОССИИ НА СВОЕМ СВ-750.ДЛЯ ФОТОСЕССИИ МОТОЦИКЛ РАЗОБРАЛИ НА ВСЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ И БЛАГОПОЛУЧНО СОБРАЛИ ОБРАТНО.нтерес к мотоциклам, к настоящим, шумным и быстрым двухколесным машинам, проснулся у Владислава еще в юности. Но первый мотоцикл появился только после армии, в 1998 году. Это был «Днепр», легендарный образец украинского мотопрома. Восемь лет упорной битвы с аппаратом, возможно, и породили в душе у Влада, желание стоить мотоциклы. Но когда в гараже прописался СВ-750, выяснилось, что работающая как часы японская техника здорово притупляет позывы мотоциклиста что-то ваять самому. Но все-таки желание создавать мотоциклы проявило себя. В споре с приятелем родилась идея сделать модель мотоцикла, но не копию, а свой кастом. Три недели спустя родился микрочоппер, построенный из различных метизов и подручных материалов. Модель автор подарил тому самому приятелю, с которым поспорил. Воодушевленный удачей, Влад построил более сложный и красивый аппарат. У него более интересный дизайн и более мощный мотор. Мотор сборный, картер – гайка «на 17», два цилиндра – потайные винты. Сразу яс-но, что рабочий объем не меньше двух литров. Вообще, пропорции модели выдержаны довольно точно, хоть и в масштабе 1:10. Пересчитав, получим: колесная база – 1500 мм, высота «в холке» – 800 мм, ширина руля – 700 мм, высота по седлу – 600 мм. Колеса также выбраны по канонам костомайзинга: ширина переднего – 80 мм, заднего – 200. Масляный фильтр и карбюратор – две гайки. Все неразъемные соединения запаяны серебряным и латунным припоем. Вал двигателя установлен на подшипники и ремнем соединен с подпружиненным, рабочим сцеплением. Момент от коробки на заднее колесо также передается с помощью ремня. Колеса Влад сам вытачивал на фрезерном станке с ЧПУ, «резину» – на токарном. Обе подвески полностью разборные и полностью рабочие. Отдельного уважения заслуживает передняя рычажная. Изначальная идея и заключалась в том, чтобы построить рычажную подвеску, остальные детали Влад делал в нескольких вариантах и выбирал те, что лучше всего соответ-ствовали дизайну. Бак мотоцикла выполнен из шести деталей, которые, как для настоящих кастомов, изготавливал вручную по шаблонам и лекалам. Оптика – из бывших светодиодов, за исключением фары, которую автор выточил на токарном станке из кусочка оргстекла, а также катофотов в подножках, изготовленных из красного пластика. Сиденье мото-цикла выполнено из натуральной телячьей кожи, благо дорогого материала много не понадобилось. На постройку этой модели ушло чуть больше месяца кропотливой работы. А завершающим штрихом стал упор в виде кобры. Несколько вариантов припаянных подножек пришлось спилить – получалось некрасиво, а стоящая змея подарила и название мотоциклу – «Кобра».80moto.zr.ru октябрь 20109/16/10 7:30 PM078-080 samopal.indd 80