СПОРТ> > > > > >WSBK МОТОGPОКОНЧАНИЕ АВГУСТОВСКИХ КАНИКУЛ У МОТОГОНЩИКОВ-КОЛЬЦЕВИКОВ, ПОМИМО ВОЗВРАЩЕНИЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОПРОВОЖДАЛОСЬ ТАКИМ КОЛИЧЕСТВОМ СОБЫТИЙ – КАК ДАВНО ОЖИДАЕМЫХ, ТАК И СОВЕРШЕННО НЕОЖИДАННЫХ, – ЧТО ХВАТИЛО БЫ НА ЦЕЛЫЙ СЕЗОН.текст Сергея КУРДЮКОВА, фото Владислава ЛАРКИНАDUCATI:Самые громкие сенсации оказались с ярко-красным оттенком. С какой начать? Как положено, в стиле бородатых анекдотов: есть две новости, одна хорошая, вторая плохая. Начнем со второй, так логичнее. Ducati решила обратить свое дружелюбно улыбающееся лицо к простому клиенту. Насколько последний прост – учитывая, как выглядит ценник на мотоциклы этой престижной марки – тема отдельная. А что, собственно, плохого в акцентированном внимании к потребителю? А то, что под предлогом этого к своей заводской команде в чемпионате Superbike фабрика из Борго Панегале поворачивается теперь совсем другим местом: Xerox Ducati прекращает существование. Самый прославленный, самый титулованный коллектив в новейшей истории гоночной серии, ее гордость. Нетрудно представить, как чувствуют себя гонщики и те, кто трудится для них в боксах. Скорее всего, они знали, к чему все идет, уже довольно давно – и то, что грозная алая армада перестала быть похожей сама на себя, в первую очередь объяснялось именно этим. И еще тем, что в нынешнем сезоне был потерян эксклюзивный уровень технической поддержки, на который вправе рассчитывать любая заводская команда. То, что мы наблюдали, было агонией. И неудивительно, что «частники» во главе с Карлосом Чекой ехали временами ощутимо лучше – положение стабильнее, уровень ожиданий ощутимо скромнее. К слову, с клиентскими командами в будущем сезоне итальянский завод работать вроде бы собирается. Ну, а для полноты ощущений рекомендую влезть в шкуру организаторов серии World SBK. Они-то рассчитывали на то, что великая команда преодолеет кризис, и вернется к уровню эпохи, скажем, Троя Бейлисса. Вместо этого Ducati бежит с отнюдь не тонущего корабля. А каково болельщикам, итальянским, в первую очередь? Вакансию кумиров апеннинской молодежи, правда, успешно и быстро заполняет Aprilia, на всех парах летящая к конструкторскому и пилотскому чемпионству вместе с не желающим считать очки и ехать от обороны Максом Бьяджи – но разве преданному «дукатисту» это в радость?84moto.zr.ru октябрь 20109/16/10 5:45 PM084-085 sport motoGP.indd 84 Хейден и Росси – снова напарникиБессменный гоночный инженер Доктора – Джереми Берджес и Рамон Форкада. У Лоренцо нет поводов для беспокойства… в уходящем сезоне!I: ДВЕ НОВОСТИ...итальянских фанатов – разве Впрочем, давайте тут будешь считать даже попробуем придерЗА 23 СЕЗОНА В WSBK миллионы евро?! Мечта не жать эмоции и ограDUCATI ВЫИГРАЛА 29 ЧЕМПИОНСКИХ имеет цены. Имя – имеет. ничиться доводами ТИТУЛОВ: 16 – В ЗАЧЕТЕ МАРОК Валентино Росси. экономическими. И 13 – В ЛИЧНОМ ЗАЧЕТЕ. Вот она, хорошая ноВот тогда все быствость из стана Ducati: переро становится на свои ход лучшего итальянского гонместа. Стратегов Ducati не устраивают последние тенденции в изменени- щика всех времен (ну, или одного из двух лучших, вместе с Джакомо Агостини) можно ях технического регламента, из-за которых неофициально считать свершившимся фактом! когда «полустоковый» чемпионат становится все А ведь первые осторожные вопросы Ливио Суппо более похожим на конкурирующую серию спорт(тогда еще казавшегося пожизненным менеджепрототипов – МотоGP. Не то чтобы руководству ром «красных») по поводу переговоров с Валензавода не нравилась сама идея – просто теперь тино я задавал семь лет назад! Вале продолжает большая команда начинает обходиться в тот еще ставить рекорд за рекордом. Что там «банальевроцентик. В Ducati не говорят серии Superbike ности» вроде количества выигранных титулов «addio». Скорее «ci vediamo» – «увидимся». Когв королевской серии или суммы контракта (или, да совместно с боссами серии и FIM удастся разработать регламент и стратегию развития, устра- если уж на то пошло, штрафа, затребованного налоговой службой)! Ни за одного пилота ни одивающую всех. на команда не боролась так долго. Потому даже А деньги, которые пока удастся высвободить, в начале этого сезона казалось: все равно все бухгалтеры предприятия, соседствующего с посадочной зоной аэропорта Болоньи, отправят от- опять сорвется. Не сорвалось! Доктор будет гоняться за Ducati, как мининюдь не только на доработку серийных моделей мум, два ближайших сезона. Замахнется еще мотоциклов. У Ducati теперь есть гонщик, котона один неофициальный рекорд – никому не рый стоит, как хороший самолет, – я уж не говорю о том, сколько можно было бы на такую сумму удавалось становиться лучшим в королевском классе на трех разных мотоциклах. Вытеснит из построить тех самых, «прототипических», шасси команды Кейси Стоунера (нет, сформулируем и моторов. Но когда наконец появился реальный иначе – сменит австралийца, того ведь тоже шанс осуществить мечту целого поколенияXerox Ducati становится историейHonda без работы не бросит). Снова станет напарником Ники Хейдена, которого учил уму-разуму в заводской Repsol-Honda еще в 2003 году. И, возможно, после валенсийской гонки переживет приступ дежавю. Болельщики с определенным стажем наверняка помнят, как все в том же 2003-м Yamaha, новая команда Валентино, никак не могла уломать хондовцев дать ему возможность поработать на послесезонных валенсийских тестах в седле нового мотоцикла. Строго говоря, контракты гонщиков истекают под Новый год, и предыдущая команда вовсе не обязана санкционировать досрочное начало их работы на конкурентов. Но у джентльменов вроде бы принято. Тем более теперь, в условиях кризиса, перед зимним мораторием мотодром Рикардо Тормо – единственная тестовая площадка. Меж тем, технический директор Yamaha Масао Фурусава спокойно, но твердо намекнул, что ожидает от Росси строгого соблюдения контрактных обязательств. Валентино изумлен: «Honda тоже тогда чинила мне препятствия, но с ними у меня были на человеческом уровне совсем другие отношения…» Меж тем, «круг мести» так и не замкнулся – Ducati (теперь, когда Росси с ними, готовая от радости обнять весь мир) позволила уходящему Стоунеру нарезать сколько угодно кругов по валенсийской трассе в седле Honda. Желательно, конечно, все-таки после гонки.ЧЕМПИОНАТ МИРА МоtоGP(после 11 этапов из 18)1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Хорхе Лоренсо (Yamaha) Дани Педроса (Honda) Андреа Довициозо (Honda) Кейси Стоунер (Ducati) Валентино Росси (Yamaha) Бен Спис (Yamaha) Ники Хейден (Ducati) Ренди де Пюнье (Honda) Марко Симончелли (Honda) Марко Меландри (Honda) 251 183 126 119 114 110 109 78 63 61ЧЕМПИОНАТ МИРА WSBK(после 11 этапов из 13)1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Макс Бьяджи (Aprilia) Леон Хэзлам (Suzuki) Джонатан Ри (Honda) Карлос Чека (Ducati) Кэл Кратчлоу (Yamaha) Нориюки Хага (Ducati) Джеймс Тоузленд (Yamaha) Силван Гвинтоли (Suzuki) Леон Кэмьер (Aprilia) Мишель Фабрицио (Ducati) 397 339 288 224 217 202 187 169 164 160октябрь 2010 moto.zr.ru084-085 sport motoGP.indd 85859/16/10 5:46 PM спортНаша встреча с Серги Сендра, руководителем телевизионного производства Dorna Sports, состоялась на следующий день после трагического падения Валентино Росси во время подготовки к итальянскому этапу чемпионата в Муджелло. Семикратного чемпиона мира с переломом голени увезли в больницу, а топ-менеджмент Dorna погрузился в невеселые раздумья о том, как сохранить зрителей на предстоящих этапах MotoGP.> > > >МоТоGP ЗА КУЛИСАМИ> >ПО ТУ СТОРОНУ ЭКРАНАтекст Надежды ОРЛОВОЙ и Екатерины ШОСТАК, фото авторов и motogp.comНа первый взгляд в трансляции MotoGP нет ничего особенного – четкая, красочная картинка, множество разных планов и завораживающие замедленные повторы уже давно воспринимаются как должное. Но за этим стоит поистине адский труд десятков человек – начиная с рабочих, устанавливающих камеры вдоль всего трека, и заканчивая режиссером прямого эфира, отвечающим за картинку, которую видят миллионы болельщиков по всему миру.КаК начинается работа. Чтобы организовать трансляцию с этапа, необходимо около40 тонн оборудования: сотни камер, несколько студий с рядами мониторов и звукозаписывающим оборудованием, десятки километров кабелей, медиабиблиотека на 70 терабайт и знаменитый черный вертолет, который обеспечивает вид сверху. После каж дого мероприятия, в воскресенье вечером, все это оборудование нужно упаковать в 12 контейнеров и специальным самолетом отправить к месту проведения следующего этапа. Гонка проходит в воскресенье, а работа по подготовке к вещанию начинается в среду.Dorna Sports – международная компания, занимающаяся спортивным маркетингом и менеджментом, была создана в 1988 году. А уже в 1992 году она стала владельцем всех коммерческих и телевизионных проектов чемпионата мира MotoGP. Также Dorna Sports владеет чемпионатом Испании по ШКМГ.Вдоль всего трека устанавливаются камеры, обычно 20–22 – все зависит от длины трассы и количества наиболее зрелищных участков. В то же время монтируются студии. Вечером проходит совещание сотрудни-ков телевизионного отдела: просматриваются данные о треке и изучается прошлогодняя статистика (кто и где падал, на каких участках произошли наиболее зрелищные моменты гонки).86moto.zr.ru октябрь 20109/16/10 5:04 PM086-089 sport dorna tv.indd 86 >Серги Сендра - директор телевизионного производства. Он страстно увлечен своей работой и требует того же от подчиненных. Серги всегда находится в гуще событий, и именно он сидит за режиссерским пультом, когда вы смотрите прямой показ MotoGP.OnbOard камеры делают трансляцию еще зрелищней. вес и размер камер постоянно уменьшается, но все равно они утяжеляют мотоцикл на пару килограммов, однако гонщики не жалуются – командам нужна такая реклама.ОператОры. Операторы при-сутствуют везде: на треке, на питлейне, в паддоке, на прессконференции. Задача операторов питлейна – снимать картинку по сигналу одного из режиссеров трансляции. К примеру, режиссер видит, как один из гонщиков покидает трек, подает сигнал, и вот оператор уже бежит к нужному боксу. То же самое происходит, когда гонщик падает – пара секунд, и мы видим на экране напряженные и расстроенные лица членов его команды. Профессия эта физически тяжелая: палящее солнце или ливень, ветер, тяжелая аппаратура, «постоянная боеготовность»и отсутствие возможности отлучиться с рабочего места даже на минуту. «Мы выбираем не просто профессионалов, а фанатов своей работы», – подчеркивает Серги. Не только телевидение Dorna Sports и избранные испанские телеканалы имеют доступ к работе в паддоках, но и интернетресурс – официальный сайт MotoGP. Motogp.com – единственный сайт, где находится официальное видео (все попытки других сайтов сделать видео неофициально пресекаются и жестоко наказываются). Зарегистрировавшись и заплатив, вы можете увидеть свободную практику, квалификацию, самугонку, «живое» время, которое показывает в этот момент каждый участник, интервью с гонщиками и командами.темная кОмната. Суббота, на трек на свободную практику выезжает класс Moto2. Мы встречаемся с Серги у входа в передвижную телестудию. Серги любит свою работу с чисто латинской страстью и готов часами увлеченно о ней рассказывать. Когда трек опутан сетью камер, Dorna стала владельза гонкой наблюдают десятки цем всех прав на операторов, но... вместо качественной MotoGP, он был в чиссъемки падения – только нечеткий ле тех, кто занимался вид издали. становлением телевизионного и спутниковоговещания. Именно благодаря Серги картинка MotoGP стала одним из самых профессиональных и качественных продуктов на мировом медиарынке. Мы заходим в первую комнату: темно, прохладно, у десятков мониторов, занимающих всю стену, сидят сотрудники, получающие видео со всех семидесяти девяти камер одновременно.октябрь 2010 moto.zr.ru086-089 sport dorna tv.indd 87879/16/10 5:04 PM