СУПЕРТЕСТSUZUKI GSX-R750; DUCATI 8482003 года в гонках «серийных» спортбайков мы наблюдаем, грубо говоря, одни «шестисотки» (Supersport и STK600) и «литры» (Superbike и STK1000). Все остальное, что не попало в данные две категории, осталось за бортом и постепенно ушло со сцены. Как спортивной, так и рыночной. А зря! Причина, как тот бес, традиционно кроется в деталях. В первую очередь, это касается «литровых»спортивных машин. И не говорите, что мощности никогда не бывает много. Бывает! Зачем, спрашивается, обладать энергопотенциалом болидов класса MotoGP из совсем недавнего прошлого (185–190 л.с. на 200–205 кг снаряженной массы), если реализовать его фактически негде? Да и стоит трезво взглянуть на вещи – подавляющее большинство владельцев «пластиковых ракет» купили их больше для статуса, забыв при этом прокачатьвместе с техникой собственные навыки. От чего многим из них приходится большую часть времени бороться с чрезмерной мощностью, а не наслаждаться управлением мотоцикла. Или другая крайность – тотальный дефицит «мяса» в среднем рабочем диапазоне у 600-кубовых экземпляров. Да, если постоянно крутить мотор до истеричного звона шестерен и отсечки на 16 000 об/мин, то и от него можнодобиться более-менее адекватного ускорения. Но, несмотря на все электронные ухищрения и прочий прогресс, минимального запаса тяги в наличии, к сожалению, нет. И пусть это частично компенсируется фантастической легкостью управления и безоговорочной послушностью, все равно хотелось бы большего. В общем, ничего нового. Но, выход есть! К счастью, не все в мире определяется пословицей «побеждайв воскресенье – продавай в понедельник». Герои сегодняшнего супертеста не подпадают ни под один спортивный класс, но в то же время обладают сбалансированным сочетанием управляемости и мощности. «Последний из могикан» класса «750» и новоявленный выскочка – Suzuki GSX-R750 и Ducati 848. Два разных характера, два разных происхождения и два разных подхода к решению одной проблемы.SUZUKI GSX R750спортбайк / / см³ / л.с. / кг / руб.DUCATI 848спортбайк / / см³ / л.с. / кг / руб.024-031 test suzuki ducati.indd 249/16/10 10:33 PM > Роман Абалакин,тест-редактор> Лев Гаряев,тест-редакторРост: 179 см Вес: 80 кг Стаж: 9 лет Мотоцикл: Honda CBR929RRРост: 185 см Вес: 70 кг Стаж: 10 лет Мотоцикл: Honda GL1800НА , фото Романа РОМАНИШИ текст Романа АБАЛАКИНАМЕРФИоктябрь 2010 moto.zr.ru024-031 test suzuki ducati.indd 25У Н О К А З ПОненная им фраза ененем. А подозревал, что обро Вряд ли капитан ВВС СШ кий принцип, названный впоследствии его им превратится в философсзря – тест проходил, словно Вспомнили о нем мы не259/16/10 10:34 PM СУПЕРТЕСТSUZUKI GSX-R750SUZUKI GSX-R750; DUCATI 848ских усилий: без боязни перекрутить двигатель или заблокировать заднее колесо сбрасываешь однудве передачи вниз (спасибо проскальзывающему сцеплению!), указываешь мотоциклу нужное направление и концентрируешься на траектории выхода. Все остальное он сделает сам! И на быстрой, и на медленной дуге – сама стабильность, без пугающих рысканий и бросков. Если же все-таки с выбором передачи промахнулся, благодаря хорошей «середине» двигатель вытянет и из самого глубокого наклона без каких-либо провалов. В этом заслуга настройки фирменного впрыска с двумя дроссельными заслонками и двумя форсунками на каждый цилиндр, сделавшего реакцию на поворот ручки газа линейной и без какой-либо задержки. В целом, и весь GSX-R производит впечатление «белого и пушистого». Он не пугает чрезмерной мощностью, плавно и уверенно реагирует на газ и не старается прикончить своего хозяина, но в то же время ни на йоту не дает усомниться в своем потенциале. Элементарно – садишься и едешь. Этакий спортбайк на каждый день и на все случаи жизни. Правда, очевидно, что следствием такой ориентироАмортизаторы упруго проглатывают неровности, реакции на смену направления становятся четче, а потому можно смелее атаковать даже самые закрученные шпильки. Казалось бы, вмешательств – минимум, но результат впечатляет: после регулировок езда становится по-настоящему вкусной. Жаль, что для исправления тормозов потребуется больше времени и средств. Ватные рычаги, которые и в штатных городских режимах временами досаждали большими ходами и низкойОх, как же долго мы ждали момента встречи… Казалось бы, вот оно – счастье! И в пределах досягаемости. Но с каким-то странным постоянством что-то мешало выкатить обладателя классической бело-синей ливреи на улицы: то одно обстоятельство, то другое, а вслед за ним накатывалось третье – какой-то замкнутый круг! Но стоило его разорвать – и… Двигатель еще не заведен, но уже в седле приходит понимание, что ты дома. Выверенная годами эргономика старой школы с глубокой посадкой и легкой нагрузкой на руки приводит к естественному чувству баланса. Если раньше хотя бы некоторое время ездил на японских спортбайках, не придется привыкать ни минуты – все знакомо, все на месте. А раз так, значит, лучше концентрируешься на окружающей обстановке и меньше устаешь даже в долгих поездках. Вообще, идея построить семьсотпятидесятый «гисер» именно на базе шестисоткубового, а не наоборот, достойна отдельного восхищения. Острая геометрия и компактные размеры суперспорта творят чудеса. С какой грацией и кошачьей мягкостью Suzuki входит в поворот! И совсем не требуется исполин-В АКТИВЕ У SUZUKI GSX-R750 – СКРУПУЛЕЗНО ВЫВЕРЕННЫЙ БАЛАНС МЕЖДУ МОЩНОСТЬЮ И УПРАВЛЯЕМОСТЬЮ. ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА.ванности на дружелюбность к пилоту стали заводские настройки подвески – явно не для трека, а для быстрой и безопасной «гражданской» езды. Мягковаты… Но пара минут работы отверткой – и характер Suzuki меняется кардинально.обратной связью, на втором круге по треку просто «провалились». Конечно, установив новый главный тормозной цилиндр (например, Accossato PRS Evolution или Brembo RCS), армированные шланги, а также другие колодки, и от Suzuki можно добиться прецессионной четкости работы тормозных механизмов. Но почему нельзя было сделать это еще на конвейере в Хамаматцу?26moto.zr.ru октябрь 20109/16/10 10:34 PM024-031 test suzuki ducati.indd 26 > Лев Гаряев,тест-редакторПЫЛЕСОС2006 – для меня не просто число. Это год, когда кончилась эпоха настоящих спортбайков и началась эпоха резиновых пылесосов. Дело в том, что мне одному из первых среди мотожурналистов удалось прокатиться на с иголочки новой Yamaha R6 со знаменитым тахометром, размеченным до 20 тысяч. Как сейчас помню, что мощность вроде бы и есть, но она настолько тонким слоем размазана по широченному диапазону оборотов, что некие ее сгустки на верхах не сильното радовали после «никаких» низов. Но то была «шестисотка», ей это простительно. А вот нынешнему «гисеру-750», я считаю, нет прощения, и вот почему: в моей голове свежи воспоминания, когда еще годом раньше я прокатился на GSX-R750 2002 года. Даже по сравнению с моим тогдашним мотоциклом Honda Fireblade 929, тот «сузик» показался мне чем-то просто термоядерным. Я не заметил разницы в динамике и тяге. С тех пор прошлопять лет, а с момента рождения того «гисера» с треугольной фарой – все восемь. Многое поменялось, и как оказалось, не в лучшую сторону. Нынешний GSX-R перестал быть «гисером», превратился из мотоцикла с неповторимым вздорным характером в мягкие домашние тапочки, обычную вещь для использования по назначению. Такую же надежную, но до жути скучную, как японская стиральная машина или японский пылесос. Да, он отлично рулится, великолепно тормозит, подвески прекрасно слушаются настроек. Но от бывалой «гисеровской» задиристости не осталось и следа. Да, он запросто обставит по экстремальной динамике своего восьмилетнего предшественника, но бьюсь об заклад, с огромным отрывом сольет ему в состязании разгона 80–180 на шестой передаче. Да и старичок легко вставал в свечу на первой передаче при игре газом, нынешний же – только со сцепления. У того древнего «паровоза» не было ни переключаемых режимов работы мотора, ни электронных дросселей, зато у него была молниеносная реакция на ручку газа и прорва момента с самыхПОСЛЕ УХОДА ИЗ БОЛЬШОГО СПОРТА СЕМЬСОТПЯТИДЕСЯТЫЙ «ГИСЕР» СТАЛ ПОСТЕПЕННО ПРЕВРАЩАТЬСЯ ИЗ АТЛЕТА В ПЕНСИОНЕРА.холостых. И честно, если не гоняться в кольце, где важны лишь пиковые характеристики, а покупать спортбайк для души, купите старый 140-сильный «гисер» 2002–2003 года, а сэкономленные деньги потратьте на тюнинг. Это принесет намного больше удовольствия, чем мягкий, слишком правильный и всепрощающий GSX-R 750 образца 2010 года. Возможно, тут свое зеленое дело сделали экологи, задушив мотор по самые «никуда», и лишив его момента на низких исредних оборотах, тем самым, заставив задиристому и агрессивному GSX-R’y сломать себе ноги, как в песенке Сергея Чигракова. Но тем не менее мой вопрос концерну Suzuki – «зачем?». Зачем лишили своих клиентов возможности получать от мотоцикла удовольствие, а заставили пользоваться красивой, качественной, потрясающе удобной, но такой бездушной вещью? Почему светлые умы инженеров забывают о простых истинах и ценностях? А вот эргономику нельзя не похвалить. Мягкая и толстая подушка сиденья не идет ни в какое сравнение с дубовой «нашлепкой» Ducati. Бак, клипоны – все выверено, практично и удобно. При повороте руля на максимальный угол запястья не упираются в бак, а пальцы не зажимаются пластиком обтекателя, как на Ducati. Ноги чересчур согнуты – еще немного, и пилот превратится в кузнечика, у которого коленки выше головы. Но ничего не поделаешь: высокое расположение подножек – плата за «толстопузую» компоновку мотика с рядным мотором. Иначе они попросту будут чиркать об асфальт в поворотах.SUZUKI GSX R750данные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год Сухая масса, кг Снаряженная масса, кг Длина/ширина/ высота, мм База, мм Дорожный просвет, мм Высота по седлу, мм Объем бензобака, л Угол наклона рулевой колонки, град. Вылет, мм 2010 191 203 2040/715/1125 1404 130 810 17 23,5 97> ДВИГАТЕЛЬТип R4, 4Т ГРМ DOHC, 4 клапана на цилиндр Рабочий объем, см³ 749 Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 70,0×48,7 Степень сжатия 12,5:1 Система питания впрыск SDTV, диффузор ∅ 42 мм, 2 форсунки на цилиндр Мощность, л.с. при об/мин 148/13200 Крутящий момент, Нм при об/мин 86,3/11200 Система охлаждения жидкостная Система запуска электростартер> ТРАНСМИССИЯСцепление Коробка передач Главная передача многодисковое, в масляной ванне 6-ступенчатая цепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРама диагональная, алюминиевая Передняя подвеска телескопическая вилка, перевёрнутого типа, регулировки – преднатяг, демпфирование отбоя и сжатия (отдельно для быстрого и медленного) Диаметр труб, мм 41 Ход колеса, мм 120 Задняя подвеска маятниковая с моноамортизатором и прогрессивной характеристикой, регулировки – преднатяг, демпфирование отбоя и сжатия (отдельно для быстрого и медленного) Ход колеса, мм 130 Тормозная система раздельная, гидравлическая Передний тормоз два диска, ∅ 310 мм, 4-поршневые радиальные скобы Tokiсo Задний тормоздиск, ∅ 220 мм, 2-поршневая скоба Tokico Колеса литые, алюм. сплав Передняя шина 120/70-17 Задняя шина 180/55-17Приборная панель – классика жанра. Отдельное спасибо за указатель номера передачи. Почему-то из года в год ситуация с тормозами у Suzuki почти не меняется. Их откровенно мало!Этим «весомым аргументом» убили не одну гнедую. Зато уложились в нормы Евро-3. Переключатель режимов работы двигателем на GSX-R750 – вещь абсолютно бесполезная! Но его захотели маркетологи.октябрь 2010 moto.zr.ru024-031 test suzuki ducati.indd 27279/16/10 10:34 PM СУПЕРТЕСТSUZUKI GSX-R750; DUCATI 848приборами для редких выходов в свет, на улицы мегаполиса. Шоссейно-кольцевую идеологию всячески поддерживают и зеркала, в которых вместо дорожной обстановки отображаются – ладно бы локти – нашивки на груди комбинезона. Неудобно? Но кого это волнует! Запуск мотора – каждый раз событие. После двух-трех оборотов стартера все пространство в округе наполняется глубоким басом «двойки» с характерным потрескиванием десмодромного привода клапанов. Истинный же, драматический голос и характер L-образника просыпаются лишь под полным дросселем, когда полоска электронного тахометра преодолевает отметку 6000 об/мин – и одновременно с рыком редь благодаря стоковым покрышнакатывает волна ньютон-метров. кам Pirelli Dragon Supercorsa Pro. Но, к сожалению, жизнь двигателя ниже заветной цифры больше похо- Перекладки в «эсках» проходят не менее стремительно, хотя и требуют жа на тихий прилив, чем на девятиуверенной руки. Причем, если балльный шторм. Отчего приходитSuzuki в глубоких наклонах показыся внимательнее относиться вал отличную стабильность, то к выбору нужной передачи перед поворотом, благо шестиступенчатая Ducati – просто монолит! Особенно, на быстрых затяжных дугах. Да коробка работает четко, хотя ход и скорость в поворотах значительно рычага все же великоват. выше, чем у GSX-R750. Зато стоит привыкнуть к особенА вот с прохождением медленных ностям «восемьсот сорок восьмой» «шпилек» первоначально было не и выбраться на оперативный простор, как забываешь о любых недо- все так гладко – «итальянка» сначала слишком активно сопротивлястатках и вспоминаешь о гоночном лась, а затем старалась распрямить наследии Ducati. Невероятно цельтраекторию на выходе. Но после ный характер: сумасшедший разгон некоторой настройки подвесок (паподдерживается мощными ясными раметры ниже) удалось не только ее радиальными тормозами Brembo укротить, но и добиться более прои четкой реакцией на команды рузрачной обратной связи на руле. лем. В крутые повороты красная бестия влетает без раздумий, моментально встает на дугу и держится цепко, не ОНА ЖЕСТКАЯ И ДАЖЕ ЖЕСТОКАЯ, в последнюю очеВЛАСТНАЯ, НЕПРИСТУПНАЯ,DUCATI 848. То, чего у Suzuki GSX-R750 порядком не хватает, у Ducati 848 имеется с таким запасом, что она может поделиться не с одним нуждающимся – харизма переполняет ее буквально через край. Она? Да, именно Она! Капризная, стервозная, с характером, но столь желанная. И чертовски красивая! Только полностью слепой станет утверждать обратное. Причем свой строптивый норов прекрасная сеньорита показывает с первых же минут знакомства. В ней нет восточной услужливости, а одна итальянская экспрессия: не нравится – свободен! Не верите? Тогда чтобы убедиться, стоит хотя бы попытаться присесть на нее. Высокая, с тонкой точеной фигурой и низко расположенными клипонами – полноценная спортивная машина, ориентированная на трек, но тем не менее оснащенная световымиЭГОИСТИЧНАЯ. ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ТОЛЬКО ТАК, КАК ОНА ЭТОГО ХОЧЕТ, А УЖ МНЕНИЕ ПИЛОТА ЕЕ ВООБЩЕ НЕ ИНТЕРЕСУЕТ.28moto.zr.ru октябрь 20109/16/10 10:34 PM024-031 test suzuki ducati.indd 28 > Лев Гаряев,тест-редакторViva Italia!Именно этот лозунг хочется по-жеребьиному роготать, садясь за руль «итальянца». «848» – совсем другой. Вопервых, это машина от которой прет харизмой сильнее, чем перегаром от грузчика в овощном магазине. Им можно просто любоваться. Любоваться – сколько изящности и стремительности в каждой детали. Да, он в какие-то моменты неудобен (про руки я уже говорил), в какие-то слишком норовист (например, при езде на первой на холостых по двору может запросто заглохнуть), но это настоящий мотоцикл с огромной душой и внутренней энергетикой. Вовторых, в нем, по крайней мере, чувствуются все 848 «кубиков», каждый взмахпоршня, каждый такт выхлопа греет слух приятным породистым рокотом из глушителей. И плевать, что сиденье жесткое, а ветрозащита практически отсутствует. Плевать, что он жрет в полтора раза больше бензина. На все это просто не обращаешь внимания после осязания того, как он едет. Ведь говорил Энцо Феррари, что лошадиные силы завлекают покупателей, а ньютон-метры выигрывают гонки. Несмотря на беспристрастные цифры, по ощущениям Ducati 848 динамичнее «гисера». Да и по характеру замедления Brembo дает заметную фору Tokico. И если сказать, что «дука» прекрасно рулится, это значит не сказать ничего, ибо рулится он просто божественно. Узкий, как спина титулованной борзой, и жесткий, как скала, он остается непоколебимым даже в экстремальных наклонах на продольных неровностях траекторий. Тут, конечно, немалая заслуга резины Pirelli DragonВ ОБЩЕНИИ С DUCATI ПРЕВАЛИРУЕТ ТА СОСТАВЛЯЮЩАЯ, РАДИ КОТОРОЙ МЫ И ЕЗДИМ НА МОТОЦИКЛАХ – ЭМОЦИИ, БУДОРАЖАЩИЕ КРОВЬ.Supercorsa Pro, которой Bridgestone Battlax 016 (установленная на GSX-R) и в подметки не годится. В быстрых имедленных поворотах тощий Ducati легко обставляет пузатика Suzuki просто благодаря тому, что «гисеру», ввиду его компоновки, такие запредельные крены вообще недоступны. Но теперь настал черед и пожурить итальянца. Дело в том, что когда мы ехали с трека домой под ливнем, я не раз сказал спасибо резиново-задумчивому характеру японского рядника. Итальянская «вешка» (ну если хотите, «элька») заставляет нервничать и напрягаться при разгоне по мокрым битумным заплаткам подмосковного шоссе. Более расслабленная посадка на мягком сиденье японца накапливает в теле заметно меньше усталости за ездовой день, а хоть какая-то работа обтекателя на GSX-R не дает встречному ветру выдуть из шлема остатки разума.DUCATI 848данные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год Сухая масса, кг Снаряжённая масса, кг Длина/ширина/ высота, мм База, мм Дорожный просвет, мм Высота по седлу, мм Объем бензобака, л Угол наклона рулевой колонки, град. Вылет, мм 2009 186 197 2100/н.д./1100 1430 120 830 15,5 24,5 97> ДВИГАТЕЛЬТип ГРМ L2, 4Т десмодромный, 4 клапана на цилиндр 849Рабочий объем, см³ Диаметр цилиндра × ход поршня, мм 94,0×61,2 Степень сжатия 12:1 Система питания впрыск топлива Marelli, овальный диффузор – эквивалент ∅ 56 мм, 1 форсунка на цилиндр Мощность, л.с. при об/мин 134/10 000 Крутящий момент, Нм при об/мин 96/8250 Система охлаждения жидкостная Система запуска электростартер> ТРАНСМИССИЯСцепление Коробка передач Главная передача Трудно поверить, что «обычных» Brembo может показаться мало. Выхлоп в хвосте не только выглядит красиво, но и звучит отменно. Близость подседельного выпуска накладывает свои особенности: плитка шоколада вряд ли доедет до дома невредимой. Приборная панель «итальянки» умнее компьютера, с помощью которого запустили человека на Луну. Но читать ее показания не всегда удобно. многодисковое, в масляной ванне 6-ступенчатая цепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРама пространственная трубчатая, стальная Передняя подвеска телескопическая вилка, перевернутого типа, регулировки – преднатяг, демпфирование отбоя и сжатия Диаметр труб, мм 43 Ход колеса, мм 127 Задняя подвеска маятниковая, консольного типа, с моноамортизатором и прогрессивной характеристикой, регулировки – преднатяг, демпфирование отбоя и сжатия Ход колеса, мм 120 Тормозная система раздельная, гидравлическая Передний тормоз два диска, ∅ 320 мм, 4-поршневые радиальные скобы Brembo Задний тормоз диск, ∅ 245 мм, 2-поршневая скоба Brembo Колеса литые, алюм. сплав Передняя шина 120/70-17 Задняя шина 180/55-17октябрь 2010 moto.zr.ru024-031 test suzuki ducati.indd 29299/16/10 10:34 PM