84
85
КОНКУРСОТВЕТ НА ЗАДАЧУ ИЗ № 7НА ВОПРОС ОБ УРОВНЕ МАСЛА В АМОРТИЗАТОРЕ ПРАВИЛЬНО ОТВЕТИЛИ МНОГИЕ ЧИТАТЕЛИ. А НАИБОЛЕЕ ПОЛНЫЙ И ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ПРИСЛАЛ ЕВГЕНИЙ КАЛИНИН ИЗ НИЖНЕГО НОВГОРОДА, УЖЕ ПОБЕЖДАВШИЙ В НАШЕМ КОНКУРСЕ. ОН ПОЛУЧАЕТ МОДЕЛЬ МОТОЦИКЛА BMW F800GS.ОБЪЁМ ИЛИ УРОВЕНЬ?Напомним, что речь шла о замене масла в передней вилке. Масла немного не хватило, и друзья заспорили, насколько важно соблюсти указанный производителем уровень. Перья традиционной вилки – это три элемента в одном корпусе: опорный (пружина), направляющий (трубы) и демпфирующий (амортизатор). Сопротивление амортизатора сжатию или отбою создается за счет сопротивления масла продавливанию через отверстия клапанов. Чем выше вязкость масла и скорость перемещения деталей, тем больше сопротивление. С этой точки зрения действительно все равно, каков уровень масла в амортизаторе, лишь бы его хватало для работы. Но у масла есть и другие функции, о чем напоминает Евгений Калинин: «Масло в амортизаторе служит, во-первых, рабочим телом для работы системы клапанов, во-вторых, для отвода выделяющегося тепла через стенки амортизатора в окружающую среду и, в-третьих, для смазки движущихся частей». Поэтому от применяемого масла требуется не только коррозионная, но и термическая стойкость. Актуальна и задача отвода тепла. Двухтрубные гидравлические амортизаторы отводят тепло хуже, чем однотрубные высокого давления, ведь у первых «генератор тепла» – центральный цилиндр закрыт сверху еще одним внешним цилиндром. Но за счет больших размеров передней вилки и обдува воздухом проблема охлаждения не стоит так остро, как для заднего моноамортизатора. Евгений справедливо отметил, что уровень и объем масла влияют не только на теплоотвод, но и на объем газа (воздуха) в амортизаторе: чем выше уровень масла в амортизаторе, тем меньше в нем воздуха. Зачем нужен этот объем? Жидкость, как известно, почти не сжимается. Поэтому, если бы не было компенсационного объема, поршень внутри цилиндра при резком перемещении натыкался бы на «каменную стену» масла, которое разрушило бы не только клапаны, но и сами трубы (увы! – не одна труба раздулась и лопнула при переливе масла). Артем Мопедус предупреждает: «Давление воздуха может стать настолько большим, что выдавит сальники или подвеска просто не прожмется на весь ход из за гидроудара». Александр Шлянников пишет: «Это воздушное пространство работает как вторая пружина. Когда вилка срабатывает, воздух сжимается. Меняя уровень масла, вы можете регулировать жесткость воздушной пружины и точку, в которой она будет начинать работать». Требования к вилке эндуро или кроссового мотоцикла противоречивы. С одной стороны она должна быть сравнительно мягкой при малых ходах (чтобы не препятствовать колесу проходить небольшие неровности), но выдерживать огромную нагрузку при приземлении после прыжков. Тут и помогает «воздушная пружина», зажимающая почти треть хода вилки. При покачивании можно даже определить момент, где начинает работать масляный амортизатор. Получается, что колесо на большой скорости скачет по мелким неровностям за счет «пневматической» подвески, а при большем сжатии гидравлика гасит сильные удары. На некоторых вилках есть специальные ниппели для стравливания избыточного давления (при работе амортизатор сам накачивает «лишний» воздух). Как только вилка начинает «отбивать руки», пора проверить давление. В руководстве таких мотоциклов обычно указывается минимальный и максимальный уровень масла. Для кроссового мотоцикла этот диапазон может быть довольно большим – около одной десятой хода вилки. Многие путают «мягкость-жесткость» гидравлики и пружины. Например, Виталий Толстой считает, что «…для спорта небольшая вариация уровня масла (например, 1– 2 см) не имеет принципиального значения, так как имеющиеся настройки позволяют придать амортизатору требуемые характеристики. А вот для чопперов, где нет регулировки отбоя и сжатия, уровень масла очень важен, так как для них уровень масла в пере – главная регулировка». Регулировка действительно важная, но для амортизатора «мягкость-жесткость» – это скорость срабатывания при ходе сжатия и отбоя. Понятно, что для наездника эти характеристики ощущаются как единое целое, но валить их в одну кучу все же не стоит. Компенсировать изменение жесткости пружины (воздушной или стальной) параметром «скорость сжатия-отбоя» вряд ли удастся («Мото» 2010–8,9). Александр Шлянников замечает: «Высокий уровень масла исключит пробой, но вилка будет жестче в середине. Низкий уровень масла сделает вилку мягче, но и увеличит вероятность пробоя». Евгений Калинин дополняет: «Создавая избыточное давление воздуха в амортизаторе, в котором есть такая возможность, можно несколько увеличить клиренс мотоцикла и жесткость (вилки)». Виталий Толстой сделал вывод: «Как видите, дело вовсе не в нахождении поршня в масле, в масле он находится постоянно». Однако если масла окажется намного меньше положенного, то при полном ходе поршень в какой-то момент с характерным звуком «схватит воздух» и перестанет работать. Если же масла совсем мало, то и при нормальном положении подвески поршень уже «висит в воздухе». Так часто бывает со старыми вытекшими амортизаторами. Это легко определить: при малых перемещениях амортизатор не вступает в работу, и мотоцикл раскачивается на пружинах вслед за рукой.ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!Мы продолжаем конкурс на призы компании BMW, начатый в «Мото» № 5-2010. Ваши ответы на задачи из разных областей техники послужат школой для всех.Мощность, л.с.В ответе на задачу про мощность и момент с прошлом номере «Мото» допущена ошибка в рисунке. Из приведенного ответа ясно, что точкам на графике мощности, через которые проходит касательная, должны соответствовать точки равного момента. Приводим правильный график.70 60 50 40 30 20 10 2000N65 60Mкр55 50 45 40Крутящий момент, НмПОПРАВКА:6. Замыкать или разрывать?Сгорел у меня на скутере выпрямитель-регулятор. С электроникой в общих чертах я знаком, решил сделать новый самостоятельно. И задумался: зачем для регулирования напряжения замыкать обмотки на массу? Нельзя ли просто разрывать цепь на каждой полуволне синусоиды? – и напряжение будет в норме, и греться выпрямитель станет меньше. У меня дома такая схема и свет регулирует, и температуру паяльника подобрать позволяет. Почему же в мотопроме до нее никто не додумался, а?3000400050000 06000 7000 8000 9000 Частота вращения коленвала, об/минОтветы с пометкой «Задача» присылайте на почтовый или электронный адрес редакции (см. с. 6) до 15 ноября 2010 года. Не забудьте указать удобный для вас способ быстрой связи.октябрь 2010 moto.zr.ru083 rem konkurs.indd 83839/16/10 9:28 PM