49
50
51
52
53
54
‣ 30 ЛЕТ BMW GS с.49, 1980: BMW R80 G/S с.56, МАКСИСКУТЕР QUADRO 3D 350 с.58, THE MACHINE ЮРИЯ ШИФА с.60, ПЕРВЕНСТВО ПО КАСТОМАЙЗИНГУ НА ТРОФЕЙ ЖУРНАЛА «МОТО» с.66, КАФЕЧОППЕРЫ с.68, ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ НАГНЕТАТЕЛИ с.72ТЕХНИКА» Я С «ГУчи иях он пролетает тыся тв нс ра ст х ои св В к. ни твен Гусь – знатный путешес Выходит, что самый и. ла ма Ги я ва хи ма ре я. ю пе километров, с легкость GS – так прозвали не зр W BM – ро ду эн й ки ес ристич популярный в мире туноябрь 2010 moto.zr.ruПОЛЕТтекст Александра ВОРОНЦОВА, фото автора и BMW49 ЭволюцияBMW серии GSи даже сверхдержавы перешли от громыхания ядерными башмаками к объятиям в космосе. И, наверное, не случайно именно в то десятиле‑ тие родилась машина, названная туристическим мотоциклом. Впрочем, первые представители этого класса – BMW R100RT, Moto Guzzi 1000SP, Honda Gold Wing – от‑ личались ярко выраженным шос‑ сейным характером и съезжать в грязь категорически не желали. Вернее, съехать‑то можно было, а вот выехать… А многочисленное уже в ту пору племя мотоциклов двойного назначения (то бишь эн‑ дуро) отличалось бескомпромиссно спартанским подходом к удобствуКогда в мире спокойно, людей тянет в путешествия. 70‑е го‑ ды прошлого века стали таким островком относительного спо‑ койствия. Военные конфликты при‑ утихли, террористы угомонились,гусь баварский, лапчатыйСозданию BMW R80G/S предшествовали спортивные эндуро GS800. Разработанные по инициативе инженера-испытателя компании ласло Переса, они привели немецких гонщиков к победам в чемпионатах Германии и Европы, а также к золотым медалям в «Шестидневке ФиМ». Кстати, эта 55-сильная машина весила всего 124 кг.BMW R80G/S – первый в мире туристический эндуро. А также самый тяжелый и мощный эндуро того времени, и первый в мире мотоцикл массового производства с односторонним маятником и консольным креплением заднего колеса.Норвежский фотограф Хельге Педерсен купил этот BMW R80G/S в 1981 году, переоборудовал его и махнул вокруг света. За десять лет он и его мотоцикл с ласковым именем «ольга» проехали 350 000 км. А когда в 1994 году Педерсен уступил «ольгу» музею BMW, пробег составлял уже 484 000 км!Мотоцикл, на котором Гастон Райе выиграл раллимарафон «Париж – Дакар» в 1985 году. Двухцилиндровый оппозит рабочим объемом 1043 см³ развивал около 75 л.с., мотоцикл массой 175 кг разгонялся до 180 км/ч.Конечно, варианту BMW R80G/S Paris-Dakar, поступившему в продажу в конце 1984 года, было далеко до боевого снаряда Райе. Тем не менее было продано более 3000 таких машин.BMW R100GS Paris-Dakar 1989 года привлекал внимание полуобтекателем, сливающимся с 35-литровым бензобаком, и необычным трубчатым обвесом.в 1997 году сделали прощальную партию (3003 шт.) эндуро с двухклапанным двигателем – BMW R80GS Basic.Революционный BMW R1100GS – полный разрыв с традициями или блистательное их сохранение?BMW R1150GS – новинка 1999 года; впервые на «баварцах» была применена ставшая ныне традиционной «маска» с двумя разновеликими фарами.Тот самый BMW R1150GS Adventure, на котором Чарли Бурман объехал вокруг света.50moto.zr.ru ноябрь 2010 водителя: сто километров без остановки проехать можно, но задницу для этого надо иметь не железную – титановую. Согласно Арнольду Тойнби, как только человека всерьез припечет, он тут же находит адекватный ответ*. Таким адекватным ответом на запроКогда баварские инженеры разрабасы мототуристов стал первый в мире тывали самый первый BMW R80G / S, туристический эндуро – BMW R80G/S, они облегчили его сразу на 30 кг по 30-летний юбилей которого мы как сравнению с дорожным BMW R80 / 7. раз сейчас и отмечаем. Что непосЧто сразу породило вопрос: «А что редственно предшествовало появлеэто у нас дорожный мотоцикл такой нию этой модели, и чем тяжелый?» Ответом на него она замечательна – стал дебютировавший С МОМЕНТА смотрите рубрику в 1982 году BMW Flashback в этом же R80ST – фактически ПОЯВЛЕНИЯ НА номере. А здесь мы тот же G / S, с его обРЫНКЕ BMW GS СТАЛ проследим 30-летлегченной рамой, одПОЛНОПРАВНЫМ нюю историю «поленосторонним маятниЗАКОНОДАТЕЛЕМ та гуся». ком и даже МОДЫ В КЛАССЕ Чтобы предстас задранными вверх БОЛЬШИХ ЭНДУРО. вить новинку во всем глушителями, но блеске, руководители с «шоссейными» колесаBMW выбрали традицими и уменьшенными ходами онный, но безотказный способ: мотоподвесок. Впрочем, тогдашний шосспорт. Вот только состязание выбрали неординарное: только-только заявивший о себе ралли-марафон «Париж – Дакар». Подготовка гоночной версии шла совместно с баварской компанией HPN, специализирующейся на доводке эндуро. И сразу – в дамки: выступавший на этом мотоцикле француз Юбер Ориоль выиграл гонку 1981 года, опередив ближайшего преследователя на три часа! И еще один примечательный факт: француз Бернар Немер пришел к финишу седьмым, пилотируя практически серийный R80G/S. Ориоль повторил свой успех в 1983 году, выиграв вдобавок и знаменитую американскую гонку «Баха 1000». А в 1984 и 1985 годах первым на финише был другой гонщик, выступавший за BMW – многократный чемпион мира по мотокроссу бельгиец Гастон Райе. На волне успеха компания выпустила специальный вариант серийного мотоцикла – BMW R80G/S ParisDakar. Он отличался 32-литровым бензобаком, комфортабельным одноместным седлом и большим багажником сзади, защитными дугами, внеВ середине 80-х годов продажи дорожными шинами Michelin. Причем BMW G/S составляли примерно пявсе эти узлы можно было купить в ви- тую часть от общего сбыта баварде кита для самостоятельного пере- ских мотоциклов. Естественно, вопоборудования. рос «как бы еще больше молочка от нашей коровки получать?» не давал покоя руководителям концерна. * Я, кончено, прошу прощения за изложение И второе поколение, представленидей замечательного английского историка ное в 1987 году, стало целым сев стиле «Ни фига себе сказочку сократили». мейством: 27-сильный BMW R65GS Интересующихся отсылаю к его 12-томному (эта модификация выпускалась «Постижению истории».НЕПРАВИЛЬНЫЕ «ГУСИ» И СОВСЕМ НЕ «ГУСИ»сейный размерчик был под стать современным эндуро: 19 дюймов спереди и 18 сзади. Концерн BMW не делал одноцилиндровых мотоциклов 26 лет – с тех пор, как в 1967 году снял с производства 250-кубовый BMW R27. А выпущенный в 1993 году «сингл» BMW F650 поначалу заявлял как «фандуро» – дескать, это типа как бы эндуро, но несерьезный. И лишь дебютировавший в 2000 году F650 второго поколения получил славный индекс GS – мол, теперь игра пошла по-крупному. Эта машина выпускалась и в версии Dakar – с увеличенными ходами подвесок, большими колесами и шинами внедорожного рисунка. В 2005 году дебютировали мотоциклы BMW R80ST BMW F650GS BMW с рядными «двойками», а через два года новое семейство дополнили варианты F800GS и F650GS. Причем если первый – настоящий эндуро, достойный преемник первого R800G/S, то второй (на самом деле тоже 800-кубовый, но дефорсированный) – «паркетник» на литых колесах. Наконец, пять лет назад концерн сделал «абсолютный GS» – модель HP2 Enduro. Истинный спортивный эндуро, весивший всего 175 кг, он заимствовал от BMW R1200GS двигатель, но ходовая часть была уникальной: полноценная стальная рама, передняя телескопическая вилка, пневматическая задняя подвеска. В 2005– 2006 годах было сделано всего несколько тысяч таких машин.BMW F800GSBMW HP2 Enduroтолько для ФРГ и некоторых других стран, где новички могли седлать мотоциклы мощностью не более 27 л.с.), 50-сильный BMW R80GS и флагманский 60-сильный BMW R100GS. Кроме расширенной гаммы моторов, «гусь» обзавелся новым шасси: усиленная рама, передняя вилка с переменным демпфированием, задняя подвеска системы Paralever (сводящая к минимумуреакции карданного привода), спицованные колеса, позволяющие ставить бескамерные шины. В начале 1989 года Эдди Хоу выиграл любительский класс Marathon ралли-рейда «Париж – Дакар», а всего через несколько месяцев в продажу поступила версия R100GS Paris-Dakar. От базового варианта она отличалась не только шинами, одноместным седломноябрь 2010 moto.zr.ru51 ЭВОЛЮЦИЯBMW СЕРИИ GSставил совершенно новый оппозит – дорожно-спортивный BMW R1100RS. Мотор – с четырехклапанными головками цилиндров, расположенными у головок распредвалами и впрыском топлива. Силовой агрегат служил и главной несущей частью шасси – элементы подвесок соединялись с ним через стальные подрамники. Впереди – Telelever, объединяющий достоинства «телескопа» и рычажной подвески. Тормозная система – с ABS. Все эти революционные новшества достались и дебютировавшему в сентябре того же года BMW R1100GS. Уже в 1994 году новинка стала самой популярной моделью в мотоциклетной гамме BMW. Увеличивать или уменьшать? Баварцы в 90-х годах испробовали оба подхода. В 1998 году они вывели на рынок BMW R850GS – лишь для того, чтобы убедиться, что малые кубатуры покупателей больше не прельщают (было продано меньше 2000 машин). А вот R1150GS с мотором увеличенной мощности и шестиступенчатой коробкой передач, пришедший в 1999 году на смену 1100-й модели, стал еще популярнее предшественника. Но еще три года пришлось ждать полноценную замену былым версиям «Париж – Дакар». Лишьи баком увеличенной емкости, но и оригинальным полуобтекателем с прямоугольной фарой и переплетением защитных труб, охраняющим и двигатель, и обтекатель. Впрочем, в конце 1990 года подобное оформление «морды» получили и «обычные» GS'ы. Третье поколение GS стало революционным – никогда еще конструкция мотоцикла не претерпевала столько изменений за раз. В январе 1993 года концерн пред-30 ЛЕТ ЭВОЛЮЦИИ ОППОЗИТОВ BMW GSМодель R80G / S R80GS R100GS R1100GS R1150GS R1200GS R1200GS R1200GS*Включая BMW R80GS.Годы выпуска 1980–1987 1987–1997 1987–1996 1993–1999 1999–2004 2004–2007 2007–2009 с 2009Рабочий объем, см³ 798 798 980 1085 1130 1170 1170 1170Макс. мощность, л.с. / об / мин 50 / 6500 50 / 6500 60 / 6500 80 / 6750 85 / 6750 100 / 7000 105 / 7000 110 / 7750Макс. кр. момент, Нм / об / мин 55 / 5000 61 / 3750 76 / 3750 97 / 5250 98 / 5250 115 / 5500 115 / 5500 120 / 6000Снаряженная масса, кг 192 210 214 243 249 225 229 229Макс. скорость, км / ч 168 168 180 195 195 205 210 215Тираж, шт. 21 864 42 387* 43 628 71 13752moto.zr.ru ноябрь 2010 ВСТРЕЧИ В ГАРМИШ-ПАРТЕНКИРХЕНЕНазвание этого южногерманского городка неподалеку от границы с Австрией долгое время ассоциировалось лишь с горнолыжными трассами – по праву одними из лучших в Германии. Но вот уже на протяжении десяти лет здесь, у подножия Альп, ежегодно собираются владельцы мотоциклов баварской марки – и сегодня Гармиш получил такую известность в мототусовке, что может всерьез претендовать на звание второй столицы BMW – впрочем, она совсем недалеко от первой: отсюда до Мюнхена всего 90 км. Побывать на этом слете действительно стоит. Даже тем, кто мотослеты не переносит на дух. Потому что здесь, на фоне безупречной немецкой организации, царит удивительно спокойная и свободная атмосфера. Нет привычной для большинства тусовок многокилометровой толкотни на въезде-выезде, нет никаких VIP-зон и платы за вход, нет хмурого оцепления… Единственное ограничение – въезд закрыт для автомобилей. Будьте добры – на стояночку и пешочком. Зато мест, где поставить мотоцикл – пруд пруди. Рядом на лугу – палаточный лагерь: да-да, и владельцы BMW не гнушаются спать на земле! Тем более, с видом на облачные альпийские вершины. Впрочем, спать на слете некогда. Трехдневная (с пятницы по воскресенье) программа на-ра пятницы и субботы. Первый приз? Конечно, мотоцикл! И, конечно, GS: в юбилейный-то год! «Восьмисотка» в пятницу, «литр-двести» в субботу. Надо видеть радость счастливчиков, пробирающихся из плотной толпы на сцену. Второй приз – тоже достойный: мотопутешествие по Китаю. Ну а ночью – отжиг под музыку сменяющих друг друга коллективов. Часть публики перемещается отплясывать на столы – это единственное более или менее свободное место в ангаре (кружки можно и в руках подержать!). И, несмотря не реки пива и вина здесь не встретишь сыщена событиями. Поездки по пьяных в российском смысле живописным местам, тестслова – шатающихся, с мутдрайвы на дорогах и на кроссоными глазами и требующих вой трассе, парады и конкурсы немедленного уважения. ретро-мотоциклов, кинофильЗа три дня я объездил все мы и, конечно, незабываемое окрестности, позагорал на шоу Криса Пфайфера на центозерах, заглянул в Австрию, ральной арене. Даже увидев поднялся на фуникулере на его знаменитые трюки своими снежные альпийские вершиглазами, даже вдыхая запах няются и проходы между ни- ны. Кажется, мотоциклиста на жженой резины, трудно повеBMW только что на руках не ми. Как только рить в то, что с мотоциклом носят: «пожалуйста, вот бесраскрасневшиеся от беготни можно вытворять такое. Тем платная стоянка», «прошу, официантки умудряются лаболее с практически серийным, вировать в этой пестрой тол- проезжайте без очереди», пусть он трижды S1000RR! Че«мама, смотри какой мотопе с букетами кружек и со го стоит только концовка выцикл» – и это при том, что связками баранок?! ступления, когда Крис в прыжна местных дорогах баварПублика овациями привзять автограф, сфотографике отшвыривает мотоцикл ветствует появление на сцене ских мотоциклов в эти дни роваться на память. Вообще, в сторону и… с кувырком прибыло едва ли не больше, грандов мотоциклетного земляется на ноги, а мотоцикл сам факт того, что можно чем машин. спорта, других знаменитосзастывает как вкопанный на от- просто подойти и поговорить Трудно сказать, что приготей, но, пожалуй, больше всесо звездами мотоспорта, инкинутой подставке! товят организаторы слета на женерами компании BMW, ру- го ожидает розыгрыша приА между выступлениями будущий год. Но то, что будет зов по лотерейным билетам, ководителями тюнинговых каждый (да-да, буквально которые продаются на терри- интересно – не сомневаюсь. ателье – удивляет и трогает. каждый!) может пообщаться Здесь действительно все свои. тории мотослета с самого ут- Встретимся в Гармише? с мастером стант-райдинга, Но на слете можно не только пообщаться, но и затариться массой полезных вещей – от экипа до обвеса на мотоцикл. А можно и мотик прикупить – хочешь BMW, хочешь – Husqvarna, хочешь – любой из тех, что предлагают расположившиеся вокруг центральной арены многочисленные тюнинговые ателье. Кстати, раньше я даже не мог себе представить, что за бээмвэшным экипом может выстроиться очередь! Ну а вечером очередь выстраивается уже к стойкам в огромном ангаре, куда перемещается все действо. Длинные скамьи за не менее длинными столами быстро заполняются публикой, запол-ноябрь 2010 moto.zr.ru53 ЭВОЛЮЦИЯBMW СЕРИИ GSкупателей, чем повсеместно улучшившееся состояние дорог. Впрочем, при желании и спицованные колеса можно заказать (но уже за доплату), а в варианте Adventure они – в базовом оснащении. С тех пор BMW R1200GS пережил уже две основательные модернизации. В 2007 году инженеры форсировали двигатель и сменили начинку коробки передач, поставили более удобное седло, новый руль переменного сечения. Внешне эту модификацию легко отличить по полированным «щечкам» бензобака и заднему фонарю на светодиодах. С 2008 года для «гуся» можно заказать систему электронного регулирования подвески ESA. А к сезону 2010 года на R1200GS поставили новый двигатель с верхними распредвалами и радиальным расположением клапанов. Рецепт успеха BMW GS очень похож на секрет английского газона. Конечно, 30 лет непрерывного ухода – не триста, но возраст для мотоциклетного семейства вполне почтенный…в 2002 году мотопутешественники получили версию R1150GS Adventure – с увеличенными ходами подвесок, внедорожными шинами и мощной защитой агрегатов. Именно на таких мотоциклах британцы Эван Мак-Грегор и Чарли Бурман объехали весь «шарик», задокументировав свой пробег в телесериале ВВС Long Way Round («Длинная кругосветка»). Новое поколение своего вездехода баварцы представили летом 2004 года. И самое удивительноеПРОТОТИП МОДЕЛИ R1200GS, ПОСТРОЕННЫЙ НА ОСНОВЕ R1150GS. ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ – НА НИЖНЕМ ФОТО.в BMW R1200GS было не то, что он стал чуточку мощнее и тяговитее предшественника, а то, что он полегчал сразу на 24 кг! Даже двигатель, несмотря на прирост рабочего объема, стал легче на 3 кг. Свою лепту внесла и замена традиционной электропроводки на однопроводную. А место спицованных колес заняли более легкие литые, что отражало скорее предпочтения по-54moto.zr.ru ноябрь 2010