60
61
62
63
64
65
Tech-arTThe Machine«победа на чемпионате мира стала для меня логическим завершением долгой и кропотливой работы».60moto.zr.ru ноябрь 2010 Буквально через несколько дней после возвращения из Стерджиса Юрия Шифа, завоевавшего на проходившем там в августе чемпионате мира по кастом‑байк‑билдингу титул чемпиона мира в «метрическом» классе и «бронзу» в общем зачете*, наш кастом‑критик посетил минскую мастерскую Yuri Shif Custom с целью пообщаться с виновником торжества, пока тот еще тепленький. Что называется, с пылу, с жару. И вот что из этого вышло.ПОЛНЫЙ ЦАЙТГЕЙСТтекст Дмитрия ДОЛЬНИКА, фото Евгения БОБРИКОВА и Хорста РЁСЛЕРАПрежде всего, Юрий, хочется еще раз тебя поздравить – от себя лично и от имени читателей «Мото» – с прямо‑таки, не побоюсь этого слова, триумфальным выступлением в Стерджисе. Ну, раз уж так хочется… Тут вот какое дело. Не мог бы ты ответить на несколько вопросов? Пролить, так сказать, свет и приподнять завесу. Если честно, даже не знаю… Работы, понимаешь, невпроворот… А если вот так?.. Ставь сюда, в угол. Так‑с, с чего начнем наш откровенный и обстоятельный разговор? Можешь, кстати, не торопиться – у меня на сегодня больше никаких дел не запланировано.* «Мото» №10–2010.Спасибо. Итак, приступим. Признайся как на духу – стал ли для тебя пусть приятной, но все же неожиданностью успех в Стерджисе? Приятно было – это да, чего уж там. А вот насчет неожиданности – не сказал бы. Не хочу показаться излишне самоуверенным, но победа на чемпионате мира стала для меня скорее логическим завершением долгой и кропотливой работы, чем «снегом на голову». Мы строили The Machine с конкретной целью – «уделать» Америку. И все было подчинено именно этой великой идее, которую, к счастью, полностью разделял с нами заказчик. И кто этот отважный герой? Небезызвестный в байкерских кругах Евгений Ледокол из московских «Падонков» – человек, основной род деятельности которого до того засекречен, что иной раз становится страшно.Ты прав – мне уже страшно. Заметь, что принципиально важно было «выстрелить» в Америке чем‑то «нашим», откровенно не‑ американским. А что может быть роднее оппозита? Многие – да что там многие, почти все! – отечественные кастомайзеры начинали с оппозитов. А ты, получается, только дозрел до них? Да, и причем совершенно осмысленно. Ведь какой мы пример подавали в последнее время молодым ребятам? Вроде как если нет у тебя американского V‑Твина для постройки кастом‑байка, так и нечего соваться в калачный ряд? В корне неправильная ситуация! Ее‑то я и хотел изменить – показать, что вершин мирового кастомайзинга можно достичь, используя отечественные моторы.А чтобы «выстрелить», как ты выражаешься, залпом, было решено удвоить количество цилиндров? «Удвоить количество цилиндров» – звучит так, как будто это пара пустяков. И вообще – глубокое заблуждение считать The Machine двухмоторным мотоциклом. По сути, это мотоцикл с оригинальным 1,5‑литровым четырехцилиндровым «боксером», построенным с использованием деталей от двух моторов К‑750. Согласен, сказать, что на The Machine тупо установлены друг за дружкой два «касиков‑ ских» мотора, было бы некорректно до неприличия. Мало того, что моторы сращеныноябрь 2010 moto.zr.ru61 TECH-ARTTHE MACHINEкартерами, так еще и задняя пара цилиндров «развернута» (точнее – левый и правый цилиндры поменялись местами). Похоже, вам пришлось решать не самую простую инженерную задачку? Совершенно верно. И новый распредвал – далеко не единственная вещь, которую пришлось разработать и изготовить специально для этого силового агрегата. Не говоря уже о системе зажигания и прочем… А вообще-то, когда я в самом начале проекта объяснил нашему бессменному главному механику и мотористу Дмитрию Лобанку, что нам надо сотворить с мотором для этого мотоцикла, он мне прямо сказал, что сделать это невозможно. На вопрос «Почему?» он ответил:«Потому что это невозможно сделать вообще!» Ну и? Ну и сделали, как видишь. Правда, Димос чуть не облысел на этой почве. Короче, не пытайтесь повторить это в домашних условиях. Механический нагнетатель системы братьев Рутс словно создан для этого мотоцикла. Откуда, если не секрет, эта красота позаимствована? И нагнетает ли должным образом атмосферу? Это модифицированный мерседесовский «компрессор». Нагнетает со страшной силой. (Каков вопрос, как говорится, таков и ответ.)Интересно, а есть ли в этом мотоцикле хоть что-нибудь американское? Дай подумать. Как ни странно, есть. Карбюратор Screamin' Eagle. Ладно, это прощается. А теперь давай поговорим о «философии» или, если угодно, «идеологии» проекта. Краеугольным камнем «философии» The Machine является то, что мотоцикл этот создавался с использованием классических технологий и инженерных решений семидесятилетней давности – то есть теоретически он мог быть построен не в наши дни, а семьдесят лет назад. Цайтгейст?Дмитрий, попрошу не выражаться! У меня, между прочим, и дети в мастерской работают. Я в том смысле, что есть термин такой – «цайтгейст», «дух времени» с немецкого, которым принято обозначать, если по Гегелю и вкратце, «совокупность идей, характерных для определенной эпохи». А-а, ну если по Гегелю, тогда да – полный «цайтгейст»! А ведь образ получился действительно собирательный. И вызывает он не только мотоциклетные, но и автомобильные ассоциации. Например, силуэт однозначно отсылает к легендарным 16-цилиндровым заднемоторным Auto Union.62moto.zr.ru ноябрь 2010 «этот мотоцикл создан с использованием классических технологий семидесятилетней давности».ноябрь 2010 moto.zr.ru63 Tech-arTThe Machine«замысел проекта родился еще в прошлом году, когда я был на этапе чемпионата мира в вероне».а именно мотоцикл для побития рекордов скорости. Причем при достаточно развитом воображении его можно легко представить не только на просторах Бонневиля, но и на берлинском кольце Avus или на каком‑нибудь подмосковном военном аэродроме. А какую скорость, если уж на  то пошло, он способен раз‑ вить? Я, разумеется, понимаю,  что его основная миссия на са‑ мом деле заключается не  в этом, но все же интересно. Кому‑то скорость «за двести» может показаться смешной, но на этом аппарате вы ее ощутите как «за триста». Причем The Machine еще только «учится» ездить. Поясню. Я выделяю три этапа создания мотоцикла: сначала его надо придумать, потом построить и наконец научить ездить. Так вот: третий этап у нас пока продолжается. Сразу оговорюсь: это вовсе не означает, что мотоцикл не ходовой. Тем более что, начиная с этого года, для сведения, к участию в чемпионате мира допускаются только аппараты, подтвердившие свою работоспособность. Хорошо, оставим на время в по‑ кое мотоцикл. Ведь твоему ус‑ пеху, насколько я могу судить,  в немалой степени способство‑ вала грамотно продуманная  тактика, которой ты пользо‑ вался на европейских отбороч‑ ных этапах чемпионата мира,  не так ли? Да, все ходы были тщательно взвешены и просчитаны. А какИменно так! Причем к их «тупоносым» первым сериям середины 30‑х. А рама‑то! Ну прямо натураль‑ ная «штамповка», да к то‑ му же псевдоклепаная – просто  красотища! Тут вот какая история. Рама, сваренная из труб, отметалась сразу. Пришлось углубиться в изучение альтернативных конструкций, которые на самом деле были в свое время вполне традиционными. Для этих целей пару штампованных «цюндапповских» рам мне отжалели на время братья Парникели. Итальянцы что ли? Очень сомневаюсь. Это известные, я бы даже сказал, легендарные минские мотоантикварщики, и фамилия у них – Парникель. Не знать Парникелей! Иногда меня поражает твое невежество. Самого, если честно, иногда по‑ ражает. Ну, и что ты с этими  рамами сделал? Сделал?! Нет, теперь я точно вижу, что ты не знаешь Парникелей! Я ж тебе говорю – антикварщики. Да сделай я что‑нибудь с их драгоценными рамами, они бы не то что со мной – с собой что‑нибудь сделали. Так что пришлось детально изучить рамы, проникнуться, так сказать, духом эпохи, «цайтгейстом» в смысле, да и вернуть от греха подальше. Барабанные тормоза – вынуж‑ денный выбор, связанный с по‑ гружением в историю?Других тормозов на этом мотоцикле не могло быть по определению. И дело тут не только в стилевых рамках. Я, представь себе, не согласен с теми, кто считает барабанные тормоза безнадежно устаревшей и неэффективной конструкцией. Если они, конечно, качественные. А некачественных мы не делаем.Американская пресса сразу же  классифицировала The Machine  как salt flat racer – мотоцикл  для заездов по дну высохших  соляных озер. Как можешь это  прокомментировать? Так и есть – на Бонневиле ему самое место. Концептуально это не кольцевой мотоцикл и не дрегстер,64moto.zr.ru ноябрь 2010 иначе? Большой кастомайзинг – что‑то вроде большого спорта. И без тактики здесь не обойтись. А это правда, что  уже в Вероне ты начал вынашивать проект мотоцикла, с которым поедешь  покорять Америку?«концептуально это не кольцевой мотоцикл и не дрегстер, а именно аппарат для побития рекордов скорости».Да, это так. Вот и дока‑ зательство имеется. (Достает измятую бумажку с логотипом веронского «Грандотеля», на которой действительно нацарапано нечто, очень похожее на The Machine.) И вот из этого через полгода  получился чемпионский мотоцикл? Не совсем из этого. Как видишь, рисовальщик из меня никакой, поэтому с помощью питерского дизайнера Виктора Пунтуса, с ко‑ торым наша мастерская сотрудни‑ чает не первый год, мы произвели 3D‑визуализацию объекта, кото‑ рый до сих пор существовал лишь здесь (показывает на бумажку из отеля) и здесь (тычет пальцем себе в лоб). Не против, если под занавес  вернемся на минуту к силовому  агрегату? Бытует мнение, что  при подобной компоновке мотора могут возникнуть проблемы  с охлаждением задней пары цилиндров, ведь их обдув набегающим потоком затруднен. Беспокоиться не стоит – обдуются все! Поверь на слово: мчась на этом мотоцикле, трудно не об‑ дуться. Э-э-э… Разумеется, это не про меня – я‑то привыкший, и не на таком ездил… Понял. Я тут вот еще что  хотел спросить…   Да подожди ты! Я не помню, рас‑ сказывал тебе про гонки на тре‑ левочных тракторах? Подай‑ка, кстати, что‑нибудь из подарков! Ага, в углу там стоят… Так вот. Зима тогда выдалась лютая… ЗАНАВЕС