66
67
68
ПРАКТИКУМЗАПАСНОЙ РЕМЕНЬ ВАРИАТОРА – ГЛАВНАЯ ЗАПЧАСТЬ. ВСЕГДА ВОЗИТЕ ЕГО С СОБОЙ.Перефразируя мудрость Черного Абдуллы из известного фильма, можно утверждать: «Снегоход хорош для того, у кого он едет, и плохо тому, у кого он откажет в нужный момент». Итак, сегодня – готовим сани к зиме!1ЕСЛИ ЛЫЖИ НЕ ЕДУТ ГОТОВИМтекст Владимира ЧАЙКОВСКОГО, фото Евгения БОБРИКОВА3СНЕГОХОД К ЗИМЕ2 5466moto.zr.ru декабрь 2010 БЕЗ ХОРОШО ЗАРЯЖЕННОГО, ПРОВЕРЕННОГО АККУМУЛЯТОРА ВЫЕЗЖАТЬ НЕ СТОИТ, ОСОБЕННО ЕСЛИ НЕТ РУЧНОГО «ПУСКАЧА».‣ ПРАКТИКУМ с.66, КОНКУРСЫ с.69, САМОПАЛ с.70610В ЗИМНИХ ПОХОДАХ ТРЕБОВАНИЯ К СНАРЯЖЕНИЮ И К ТЕХНИКЕ – ОСОБЫЕ. ЗАМЕРЗНУТЬ МОЖНО ЗА СЧИТАННЫЕ ЧАСЫ.1. Проверяем уровень масла в двигателе. 2. Исправные свечи и отрегулированные карбюраторы – залог легкого пуска. 3-5. Основные точки шприцевания подвески. 6. «Ручник» должен быть в порядке. 7. Протертые «склизы» – их давно пора менять. 8. Когда изнашивается склиз, металл начинает тереть по металлу – дорогое удовольствие. 9. Катки должны быть круглыми и вращаться свободно. 10. Когда рвется ремень, страдают и другие детали.11все же добрался домой. Правда, лишь к полуночи и практически без сил. Ну и фляга пригодилась. На подготовку машины к сезону уйдет как минимум день, и то без учета возможного ремонта. Поэтому не стоит рассчитывать все сделать утром перед поездкой. Первым делом зарядите аккумулятор по полному циклу, хотя бы в течение 12 часов. Я не говорю о проверке электролита, так как большинство АКБ на современных машинах – необслуживаемые. Подсоединив аккумулятор к снегоходу, убедитесь, что он способен весело крутить стартер. Если же напор энергии быстро иссякает, утилизируйте батарею без жалости и купите новую, не забыв и ее как следует зарядить перед установкой. Перед запуском залейте свежий бензин. Старый, если в баке его больше трети, лучше слить. Не забудьте проверить и уровень антифриза (если есть). Все это нужно проделать до того, как вы приступите к реальному запуску двигателя, чтобы не испортить свечи сочетанием плохого топлива и слабой искры. Если снегоход не завелся с третей попытки, поменяйте свечи и попробуйте еще раз. Не помогло – впрысните немного эфирного аэрозоля для холодного запуска автомобилей7 8Во время путешествия по Кольскому полуострову случай свел меня с охотником и рыбаком из поселка Умба на берегу Белого моря. Из его рассказов о жизни в суровых северных краях одна история заслуживает того, чтобы стать предисловием.11. Этот ремень проживет недолго.9Зимой в тех краях снегоход – единственное средство передвижения. Расстояния приличные, так что поездка в гости за 30 км приключением никак не считается, даже с учетом того, что днем в это время полярная ночь. Поэтому, собираясь в «ближний путь», мой знакомый прихватил лишь флягу да навигатор. Мороз не злобствовал, так – градусов 18–20. Но, весело проехав километров пятнадцать, снегоход встал: зловеще заскрежетав, в редукторе порвалась приводная цепь. Так прекрасно начавшийся вечер вдруг превратился в борьбу за выживание. Пройти пешком 15 км по снежному пухляку толщиной в пару метров практически невозможно, а лыж, без которых здесь не выходят из дому, мой собеседник как раз не взял. Понадеялся на технику. На удачу, в ящике с гаечными ключами нашелся моток бечевки. Сняв со снегохода пластиковые расширители лыж и примотав их к унтам, наш геройдекабрь 2010 moto.zr.ru67 ПРАКТИКУМОСНОВНЫЕ МЕСТА ОСМОТРА: ЛЫЖИ, СКЛИЗЫ, РОЛИКИ, ГУСЕНИЦА, ПОДВЕСКА И РЕМЕНЬ.Лыжи редко становятся проблемой, а вот металлические коньки на них очень важны для управляемости. Убедитесь, что твердосплавные напайки на них в хорошем состоянии. Иначе замените. Гусеница снегохода движется по пластиковым направляющим – склизам. Следите, чтобы их износ не выходил за контрольную линию. Иначе начнет изнашиваться само шасси. Оно очень дорогое, и менять его непросто. Обратите внимание на катки. Все они должны свободно вращаться и не иметь неравномерного износа рабочих поверхностей. Для натяжения гусеницы придется приподнять заднюю часть снегохода и замерить провис. Он может отличаться в зависимости от марки и модели. Поэтому не поленитесь заглянуть не только «под хвост», но и в инструкцию. Правильно натянуть гусеницу крайне важно. На многих снегоходах необходимо шприцевать консистентной смазкой узлы подвески. Не забывайте про это, и ходовая часть прослужит до глобального потепления. Не забудьте проверить работу фары и габаритных огней. Зимой темнеет рано. Кстати, светодиодный задний фонарь в отличие от обычной лампочки почти не греется и потому не способен растопить прилипший снег. Если вы любите ездить в компании, не забывайте регулярно сметать снег со «стопа», чтобы задний водитель случайно не протаранил вашу машину. Ну и перед выездом не забудьте сообщить, куда вы направляетесь. Хорошей вам зимы!12 1412. Конек лыжи должен быть острым… 13. …а не таким, как здесь. 14. Болт и контргайка регулировки натяжения цепи редуктора. 15. Заливаем масло в редуктор.1315дач тут вариатор и двигатель все время работает на высоких оборотах в диапазоне от максимального момента до максимальной мощности (снегоход, например, трогается только на 4000 об/мин), побаловать его хорошим маслом очень полезно. Не менее важно следить и за состоянием редуктора. Советую и там поменять масло перед сезоном. Не менее важно проверить натяжение цепи, так как слабо натянутая цепь склонна к быстрому износу и обрыву. Обычно для ее натяжения достаточно (предварительно ослабив контргайку) от руки ввернуть регулировочный болт, а затем сделать еще четверть оборота ключом. Тем не менее настоятельно рекомендую уточнить процедуру для конкретной модели в инструкции. Курок газа должен легко ходить и не клинить при любом положении руля. На нем и на карбюраторе находятся датчики (концевики), работающие в паре. Если концевик на руле сработал (газ полностью сброшен), а на карбюраторе нет, значит привод заслонки или трос замерз или заклинил. При этом блок управления принудительно сбросит обороты двигателя. Смазать трос газа полезно, но только не консистент-в воздухозаборник двигателя. Если и после этого снегоход не завелся, надо искать неисправность. Еще одна курьезная история из жизни. Владелец старенького снегохода остановился в чистом поле полюбоваться природой. Мотор его снегохода требовал легкой подгазовки в момент запуска, и владелец придумал остроумное решение: чтобы можно было дергать за пускач сразу двумя руками (одна быстро уставала), он перед запуском надевал на курок газа резинку, которая слегка прижимала его, приоткрывая дроссель. Система отлично работала, только в этот раз «рационализатор» забыл поставить снегоход на ручник. И когда мотор неожиданно бодро завелся, аппарат сорвался с места в карьер, точнее, в поле, а наш герой остался наблюдать за удаляющимся «габаритом» своего любимца, плотно сидя в снегу. Тут даже лыжи неоткуда снять! Вывод из этой истории – регулируйте карбюратор, чтобы не шаманить при пуске и в момент запуска всегда ставьте снегоход на ручник. Пустив мотор, прогреваем его до рабочей температуры, чтобы поменять масло (речь о четырехтактниках). Так как вместо коробки пере-ными смазками. На морозе они сильно густеют и только навредят. Ремень вариатора – еще одна жизненно важная деталь снегохода. Убедитесь, что он в хорошем состоянии: из него не торчат нити, нет полукруглых потертостей, мешающих равномерной работе или черных полос от нагрева. Даже новый ремень очень легко испортить, если пытаться «газом» вытянуть застрявший в яме снегоход. В такой ситуации лучше слезть и попытаться сдвинуть машину в сторону, чтобы облегчить выезд. Кстати, выезжать без запасного ремня – искушать судьа й бак. А иногдет бензомера; бу. Недаром на многих н и ензин – полны л Б ес о н ен снегоходах для запасноособ и канистра, актный); го предусмотрено спеегоход двухт сн и сл (е о л циальное место под Мас вариатора; капотом. сной ремень па За И никогда не запускайте ечи; двигатель снегохода с отЗапасные св операций; крытым кожухом ремня или для простых т ен м ру ст Ин со снятым ремнем. Без наи, фонарь, спичк грузки он может развить таНож, топорик, ки; кие обороты, что вариатор моток верев просто разлетится на куски. елефон; Навигация, т А свинцовые грузики летят ьняя); по ездка дал не хуже пуль со смещенным Лыжи (если стая!). центром тяжести! твенно, не пупо ездке: в о м и д о х б о Что неФляга (естес68moto.zr.ru декабрь 2010