58
59
60
61
62
63
РЕТРОСКОПкроссовые «уралы»17 ноября 1941 года в Ирбит прибыл первый эшелон Московского мотоциклетного завода – с этого дня город был обречен на мотоспорт. Еще шла война, когда в Ирбите провели первый мотокросс*.ИРБИТСКИЕ «КОЛЯСКИ»текст Александра БУЛАНОВА, фото из архива автора  Команда Ирбитского мотозавода со специальными спортивными  колясками облегченного типа, 1947 год.Первый официальный мотокросс ирбитчане провели 17 июня 1945 года. Почему официальный? Потому что в организацию включился горком ВКП(б), и теперь эта дата считается днем рождения мотоспорта в Ирбите. Стартовало около двух десятков участников на «одиночках» и только одна «коляска» М-72. К всеобщему удовольствию, дуэт молодых обкатчиков мотоциклов – Вениамин Губин и Алексей Дубских – показал отличный результат, незначительно уступив победителю. Почему выступали на мотоцикле с коляской? Легенда гласит, что Губин был небольшого роста* 25 июня 1944 года состоялись показательные выступления, на старт вышло около десятка гонщиков на «одиночках» М-72, двое на иномарках – BMW R-71 и Royal Enfiеld J.и на одиночке М-72 с трудом доставал до земли ногами. Ребята провели и первую переделку бокового прицепа. На трассе было множество канав и, чтобы задняя часть коляски не цеплялась за грунт, экипаж без сожаления расстался с багажным отсеком, укоротив «лодочку». На первенство СССР 1945 года ирбитчане заявили пять экипажей в классе «колясок». Соревнования проходили в окрестностях Москвы на 23-м километре Минского шоссе. Команда ИМЗ с первого «замеса» стала победительницей в линейной гонке на 300 километров, где особого успеха добился экипаж Игорь Окунев / Алексей Антропов. Ирбитский дуэт установил всесоюзный рекорд по прохождению 300 км на специально подготовленном М-75. Окуневи Антропов преодолели этот путь за 2 ч 56 мин 9,9 с, улучшив прежний рекорд более чем на 30 минут. В кроссе 2-е место заняла уже известная пара – Вениамин Губин / Алексей Дубских на М-72. Забегая вперед, скажем, что они еще станут чемпионами и призерами СССР и РСФСР. Готовясь к первенству страны 1947 года по двум дисциплинам – «кольцо» и «кросс», на Ирбитском мотоциклетном заводе изготовили специальные спортивные коляски (впервые в стране на промышленной основе). Назвали их «ТТ», по аналогии с известной гонкой на острове Мэн – «Турист Трофи». Коляска была универсальной – и для шоссейной гонки, и для кросса. В преддверии первенства Советского Союза в Серпухове провели первенствоРСФСР. Шесть ирбитских экипажей стартовали на обновленной технике. Для шоссейной гонки в облегченную ходовую установили двигатель М-75, для кросса – М-72. На такой технике ирбитчане были вне конкуренции, а пара Александр Лукоянов / Николай Сачков стала абсолютными победителями РСФСР – и в шоссейнолинейных гонках, и в кроссе. Так же блестяще выступил этот экипаж на первенстве СССР в Таллине – победа на «кольце» и второе место в кроссе. Конечно, коляска «ТТ» не была совершенна и имела жесткую подвеску колеса (гонщики называли ее «двухопорка»). Торсионная подвеска появилась лишь в начале 50-х. Кроссовые трассы того времени значительно отличались от современных – они прокладывались58moto.zr.ru декабрь 2010 по проселкам, по топям и бродам,  через овраги… Круг такой трассы  составлял 25–50 километров, вся  дистанция – 50–100 километров  (несколько кругов). Гонщикам  частенько приходилось вытаскивать мотоциклы на руках. Отсюда  и появились различные приспособления на мотоциклах, в том  числе ручки на переднем и заднем щитках. В коляске имелось  специальное сиденье для удоб­ ства работы колясочника, стоя  на коленях. На ровных участках  трассы «пассажир» мог отдохнуть  на этой подушке. В Ирбите зима длинная – снег  лежит с ноября по апрель. Так что  зимние гонки для ирбитчан в порядке вещей. Часто трассы прокладывались по «пересеченке»  с частичным использованием конных дорог, на которых из­за ограниченной ширины умещался только мотоцикл, а боковой прицеп  перемещался по целине. Поэтому  вместо колеса на коляску устанавливали специальную металлическую лыжу. Для спорта в отделе главного  конструктора завода разрабатывались всевозможные новинки.  С 1952 года стали выпускать небольшими партиями для ведущих клубов страны кроссовые М­72К.  Учитывая то, что брод – неизменная составляющая мотокроссов  того времени, воздухозаборник  вывели в верхнюю часть бензобака. Производство М­72К продолжалось шесть лет, изготовили  чуть более 300 мотоциклов.  Получив такой аппарат, гонщики    сами «доводили его до ума» –  ставили фрикционный амортизатор на свечную подвеску заднего  колеса, устанавливали гидравлический демпфер и т.д. С 1959 по 1965 год в Ирбите  серийно выпускался М­61К.  В   ходовую М­72 с увеличенным  на 20 мм ходом свечной подвески  устанавливали верхнеклапанный  650­кубовый 28–30­сильный двигатель М­61. С конвейера завода  сошло 855 таких машин, не считая тех мотоциклов, которые делались специально для ирбитских  гонщиков. В конце 50­х выпускался также М­52К на базе серийного  М­52 (рабочий объем 494 см3). К началу 60­х Ирбит стал одним  из признанных лидеров страны  в мотоспорте в классе «колясок».  Поэтому неслучайно в 1962 году  ему доверили проведение первенства Союза по мотокроссу.  В те годы трассы претерпели ра-  С 1952 по 1958 год завод выпускал спортивные мотоциклы М-72К.  Верхнеклапанный М-61К выпускался с 1959 по 1965 год.дикальные изменения – это были  уже не стокилометровые «грязеломовые» дороги, а удобные для  зрителей закольцованные (круг  2–4 км) трассы с набором естественных препятствий. Для завод­ской команды на ИМЗ разработали и изготовили новый мотоцикл  «Кросс­650». Высокооборотистый  40­сильный двигатель, раскручивавшийся до 6 000 об / мин, задний маятник и уменьшенная   Абсолютные победители первенства  РСФСР 1947 года Александр Лукоянов  и   Николай Сачков.  Экипаж Вениамина Губина  и Алексея Дубских на М-72 на  трассе первого «официального»  мотокросса в Ирбите, 1945 год.декабрь 2010 moto.zr.ru59 РЕТРОСКОПкроссовые «уралы»  Порой подъемы приходилось преодолевать «вручную»…   Для зимних кроссов вместо колеса коляски иногда ставили лыжу.60moto.zr.ru декабрь 2010   Мотоцикл «Кросс-650» был подготовлен для заводской команды к первенству СССР 1962 года.на 15 кг масса делали машину  современной и скоростной. Убрали из коляски и сиденье – на новой трассе колясочнику некогда  было отдыхать. На первенство страны в Ирбит  съехалось 38 экипажей, 9 из них  уже были в разное время чемпионами СССР (титул экипажа всегда  ведется по водителю). Среди них  Евгений Косматов (Москва), Александр Разоренов и Юрий Соколов  (оба из СК Вооруженных Сил  СССР), Владимир Волчкевич (Ленинград), ирбитчане Генрих Вартаньян, Вениамин Губин, Анатолий Быков и другие. Результат поразил всех. В свободном классе  «от 350 см3 и выше» весь пьеде­ стал заняли представители одной  команды – Ирбитского мотозавода. Титул чемпионов СССР выиграл экипаж Генрих Вартаньян / Виктор Каржавин, «серебро»  взял дуэт Леонид Лешков / Евгений Королев, бронзовые медали  достались паре Вениамин Губин / Геннадий Бородин. Да, это  тот самый Вениамин Губин из далекого «сорок пятого»! Следующей новинкой  в 1969 году стал М­64К, уже с 750­кубовым двигателем, рычажной передней вилкой и увеличенным подшипником рулевой колонки. Однако этот мотоцикл не  получил признания. Поводом по­ служил сход всех четырех экипажей заводской команды на первенстве страны в Вильнюсе.  Причина одна – заклинивание  подшипника рулевой колонки. До начала 70­х советские «коляски» не выезжали за рубеж.  В 1971 году их наконец выпустили  на три этапа Кубка ФИМ, предвестника чемпионата Европы. Команда состояла из трех экипажей: ир-битские пары Анатолий Сибирцев /  Игорь Никонов и Валентин Телегин / Петр Сосновских, московский  дуэт Валерий Алфеев / А лександр  Кузовкин. Выступали наши гонщики на 45­сильных машинах ИМЗ  «Кросс­750». И хотя они стабильно попадали в первую десятку,  бороться приходилось не на равных – у соперников мотоциклы  были легче на 30–40 килограммов и гораздо мощнее наших (60– 70 л.с.). Особенно поразили коляски иностранцев. Работать  в них была значительно удобнее,  они весили на 15–20 килограммов   М-64К 1969 года с 750-кубовым двигателем и рычажной передней вилкой себя не оправдал.декабрь 2010 moto.zr.ru61 РЕТРОСКОПКРОССОВЫЕ «УРАЛЫ»ИМЗ «Кросс-750» 1971 года – с такими машинами наши спортсмены впервые выступили в кубке ФИМ.Серийный кроссовый ИМЗ-8.201 – такие мотоциклы завод выпускал до 1992 года! Так наши гонщики впервые познакомились с зарубежной техникой.легче наших. Петр Сосновских и Игорь Никонов (умельцы от бога) с позволения иностранных коллег внимательно изучили европейскую технику, сделав соответствующие замеры. На следующий год Европа, ранее пораженная «танкообразностью» русских тачек, увидела «цивилизованные» мотоциклы. На первом же этапе в Бельгии экипаж Анатолия Сибирцева/Игоря Никонова стал победителем, а Валентин Телегин с Петром Сосновских заняли третье место! С тех пор эти коляски в Ирбите стали называться «шведскими». Преимущество «шведской» коляски по сравнению со старой неоспоримо. Автору самому пришлось поработать на обоих вариантах. Стало значительно удобнее и безопаснее помогать водителю управлять мотоциклом как в прыжке, так и на виражах, особенно на правом. В старом варианте приходилось загружать заднюю часть коляски и стараться помочь водителю переместить переднее колесо в нужном направлении. Физически это было не так просто.В «шведской» коляске загружается передняя часть коляски и частично облегчается заднее колесо мотоцикла (идет незначительная пробуксовка), за счет центробежной силы гораздо легче пройти правый вираж. Да и петля в нижней части крепления дуги при прохождении левого помогала колясочнику цепляться ногой. С 1977 года чемпионат СССР решили проводить в двух классах: «свободный до 1000 см3» и «национальный до 650 см3». Если у «1000» не было конструктивных ограничений, кроме запрета на использование комплектующих узлов и деталей производства капиталистических стран, то с новым «650» сотворили невероятное. Все обязаны были выступать на «тачках» серийного производства без каких-либо изменений, т.е. на М-63К. Это был шаг назад. Ведь к этому времени ведущие гонщики страны уже выступали на мотоциклах с маятниковой вилкой, «шведской» коляской, усиленной задней передачей, со сближенной КП, с чешскими кар-бюраторами… Почему так поступили? Это определило ДОСААФ: пусть все выступают в равных условиях на серийных машинах. Итоги чемпионата страны 77-го года в этом классе выглядели удручающе. Все сильнейшие гонщики сошли по техническим причинам, а зачет получили экипажи с мягким, «прогулочным» стилем ведения гонки, без особой перегрузки двигателя и ходовой, без особого риска на трассе, столь необходимого для победы. На следующий год в классе «650» пошли послабления. Разрешили «шведскую» коляску, маятниковую вилку, усиленную заднюю передачу, а вот сближенную КП не разрешили. Некоторые гонщики негласно обходили подобные запреты. Недостаток серийной коробки передач умело компенсировали заменой стандартной задней передачи-«восьмерки» (по количеству зубьев на хвостовике) на «семерку». В категории «1000» некоторые умельцы тоже обходили запреты по использованию комплектующих изкапстран. Например, великолепно работающие газонаполненные амортизаторы Bilstein умело маскировали под самоделки. Во второй половине 80-х, поняв, что мы далеко отстаем от Европы, чиновники от спорта сняли все ограничения. Класс «650» мгновенно преобразился. Серийную раму заменили на специальную, облегченную (автор был одним из разработчиков такой рамы и с успехом защитил дипломную работу на эту тему в Ирбитском мотоциклетном техникуме еще в начале 80-х). Появились «большие хода» как заднего колеса, так и коляски. А позднее – и моноподвеска заднего колеса с «прогрессией», дисковые тормоза обоих колес и т.д. Экспериментальный цех завода выпускал по 10–20 таких аппаратов в год до середины 90-х годов. Господство62moto.zr.ru декабрь 2010 Колясочник помогает водителю управляться с мотоциклом, максимально загружая колесо коляски.БОЛЕЕ 60 ЛЕТ В ИРБИТЕ ДЕЙСТВУЕТ ОДНА ИЗ ЛУЧШИХ В СТРАНЕ ШКОЛ МОТОСПОРТА В КАТЕГОРИИ «МОТОЦИКЛЫ С КОЛЯСКАМИ». НАЧИНАЯ С 1945 ГОДА 59 ИРБИТСКИХ ГОНЩИКОВ СТАНОВИЛИСЬ ЧЕМПИОНАМИ СССР И РОССИИ – НА ИХ СЧЕТУ БОЛЕЕ 226 ЗОЛОТЫХ НАГРАД! КТО ПО ОДНОМУ РАЗУ, А КТО И БОЛЕЕ ДЕСЯТКА РАЗ ЗАВОЕВЫВАЛ ЭТОТ ВЫСОКИЙ ТИТУЛ.ны завод выпускал специальные кроссовые аппараты с двигателями 750 и 1000 см3. Изготовлялись они в ограниченном количестве по заявке ЦАМКа в экспериментальном цехе. На этих мотоциклах наши спортсмены выступали не только на внутренних чемпионатах, но и на чемпионатах Европы и мира. Однако в это же время конвейер завода продолжал штамповать убогие ИМЗ-8.201 – груду устаревшего металлолома. В ДОСААФ, получая такие тачки, откровенно недоумевали: «Почему завод, имея отличные современные кроссовые мотоциклы, им поставляет такое убожество?» Между тем завод неоднократно пытался наладить выпуск более современных аппаратов, на которых можно было выступать, не опасаясь за свое здоровье. Но все эти пресловутые министерские, ведомственные согласования, разрешения, уточнения, лимиты и т.д. погружали инициативу разработчиков в бюрократическую пучину. С конвейера в это время ежегодно сходило от 500 до 1000 морально устаревших машин. Последние пять ИМЗ-8.201 были собраны в 92-м. С распадом Советского Союза ушел с завода последний «непотопляемый» кроссач, более пригодный в тот период для экстремальных поездок на охоту или рыбалку, нежели для участия в гонке, даже дворового уровня.Для ведущих гонщиков страны завод выпускал единичные экземпляры 1000-кубовых мотоциклов.ирбитчан на «союзе» в классе «650» начиная с 1987 года на этих машинах было неоспоримым, и только эпизодически на пьедес-тал попадали представители других команд. В 70-е и до середины 80-х годов для ведущих гонщиков стра-декабрь 2010 moto.zr.ru63