МОТОКЛУББЕЗОПАСНОСТЬтекст Андрея УТКИНА и Евгения Legat'а БОБРИКОВА фотографии с сайта www.motogon.ruПО ДОРОЖКЕ И ОДЕЖКА110moto.zr.ru февраль 2011Защиты много не бывает – это ясно как дважды два. Но так же ясно, что «на каждый день» большинство выбирает что попроще, подешевле, полегче. При этом многие задаются вопросом ЧТО, не ответив на вопрос ЗАЧЕМ. А ведь для разной техники (и техники езды)> Андрей Уткин, главный врач мед.центра «Спасские ворота-мед», главный врач чемпионата России по ШКМГ 2008–2010, серебряный призер Кубка МФР по супермото 2010 ВНе ДороГ1.Поездки и соревнования вне асфальта, по естественным, искусственным трассам и без дорог вообще, требуют специфического подхода. Главное внимание – защите тела, головы и конечностей от ударов о твердые предметы (камни, деревья, сам мотоцикл, грунт при неудачном приземлении после затяжного прыжка и т.п.). Кроме того, техника пилотирования подобного мотоцикла подразумевает активные движения пилота, включая использование ног для опоры. Зато сравнительно невысокая скорость и относительно низкий коэффициент сцепления с грунтом позволяют отнести повреждения кожных покровов при скольжении в результате падения на второй план. Мы уже писали о выборе «грязного» экипа («Мото», №9–2010), но повторение с уточнениями не помешает. Внедорожный шлем должен обеспечивать хороший обзор, его внутренности – легко сниматься для чистки, а козырек – защищать от грязи, веток и солнца. Желательно вместе со шлемом выбирать и очки, чтобы добиться их плотного прилегания.При выборе защиты позвоночника (в составе «черепахи» или отдельно) стоит ориентироваться на спе цифику использования изделия. Нередко эндуристы покупают более «продвинутый» асфальтовый экип, но потом упираются «хвостом» в седло – ведь посадка на эндуро более прямая, чем «на спорте», где длинная «спина» – только на пользу. «Бронетрусы» защищают крестцовый отдел позвоночника и копчик, а также верхнюю треть бедер от ударов. Переломы и вывихи копчика оставляют в сознание мотоциклиста (а также его родственников) неизгладимые впечатления: до года физических и моральных страданий при изменении положения тела лечь, встать, сесть... Использование «бронетрусов» в известной мере снимает часть проблем. Защита в них бывает мягкая и жесткая. Последняя надежнее. Наколенники снижают тяжесть повреждения коленного сустава. Двухшарнирные «колени» обеспечивают максимальную защиту, заметно компактнее и в большей степени копируют био-О любителях сланцев и маечекВот история, которую рассказал многократный чемпион и призер Советского Союза по многодневке, мастер спорта Вячеслав Дементьев. «Еще в советские годы, находясь на сборах, во время тренировки я упал и, похоже, вывихнул палец руки. Придя в медпункт при базе сборной СССР по велоспорту, которая находилась по соседству, я был шокирован: передо мной в очереди сидели велосипедисты, у которых была целиком ободрана спина, отсутствовали значительные части майки, у других не было половины шорт, а бедра представляли одну сплошную ссадину. Посидев пару минут в очереди и посмотрев на свой палец, я встал и ушел».6.Жесткая защита шеи снижает риск хлыстообразного перелома шейного отдела позвоночника, особенно при запрокидывании головы. Правда, она несколько ограничивает подвижность головы, а существующие на сегодняшний день конструкции возможны только для вертикальной посадки: например кросс, эндуро, тяжелые эндуро.2.К сожалению, защиты от перелома Ключицы нет ни у КаКой эКипировКи. существующие элементы могут уберечь от прямого удара сверху, но при падении на область плечевого сустава Ключица не защищена.7.4.3.Мягкая защита шеи – компромисс между полным ее отсут ствием и жестким «ошейником». Легче, удобнее, дешевле, но и уровень защиты ниже.«Панцирь» или «черепаха»? Сколько спортсменов, столько мнений. «Панцирь» лучше защищает тело от тупой и острой травм живота, ребер и органов грудной клетки в пределах защищенных участков, но хуже – поясничнокрестцовый оделпозвоночника (частично это решается использованием защитного пояса). Для него необходимы отдельные налокотники.ниКаКая эКипировКа не гарантирует полное отсутствие травм, но существенно снижает тяжесть их последствий!5.при падении на спину «черепаха» обеспечивает более эффеКтивную защиту по сравнению с «панцирем».У «черепахи» хорошо развита защита локтевого и плечевого суставов, позвоночника. Заметно хуже защищены ребра и органы грудной клетки. Иногда тесная сетка несколько снижает циркуляцию крови в верхних конечностях, что приводит к усталости и онемению рук. Вопрос выбора неоднозначен. Но есть общее правило – чем сложнее трасса (или агрессивнее езда), тем жестче защита. При этом защита позвоночника, как правило, лучше, ведь посути это вариант шоссейной «спинки», а у некоторых моделей защиту спины можно отстегивать и использовать независимо от «черепашки».при падениях таКого рода основная опасность в ударе ребрами о руль мотоциКла. «панцирь» защищает от этого КаК нельзя лучше.механику коленного сустава по сравнению с одно и бесшарнирными. Но они и дороже. Хотя и несравнимо дешевле эндопротезирования коленного сустава, которое стоит от 10 000 евро – такая вот арифметика. Помните, что травмы зависят не только от применяемого экипа, но и от техники езды. На-февраль 2011 moto.zr.ru111 мотоклубБезопасностьщая стелька позволяют заметно снизить и перераспределить нагрузку на стопы при приземлении после столов и трамплинов. Разнообразные «вариации на тему» комфортнее, но с меньшей защитой. Из таких компромиссов стоит обратить внимание на боты для Супермото с шарниром в области голеностопа: в них больше свободы при вертикальном движении стопы, но горизонтальные и скручивающие движения ограничены. У перчаток для кросса уровень защиты немногим выше, чем у простых строительных. Последние, однако, лучше греют и быстрее сохнут! Но сегодня появились перчатки типа «супермото», их можно считать универсальными: они предотвращают от стирания и повреждения кисти при скольжении по асфальту и при ударных нагрузках, не органичивая однако подвижность кисти.пример, дорогие наколенники защищают от разрыва крестообразной связки только в том случае, если нога хоть немного согнута в суставе, а сам наколенник скреплен с мотоботом. Если же эти условия не соблюдены, ничто не помешает суставу провернуться внутри наколенника с риском разрыва связки. Принцип: чем сложнее трасса, тем жестче защита – актуален и для мотобот. Они подразделяются на кроссовые и эндурные, каждый из видов имеет и подвид: для спорта и «так покататься». Понятно, что самые жесткие и неудобные для ходьбы – кроссовые спортивные. Зато такая обувь серьезно снижает вероятность растяжения связок голеностопа, переломов голеностопа, больше- и малоберцовой костей, костей стопы при ударных и скручивающих нагрузках. Кроме того, жесткая подошва и энергопоглощаю-НА «КОльцЕ»Асфальт весьма абразивен и при падении на высокой скорости почти сразу протирает текстильную экипировку до нежного тельца самого мотогона. Сама техника управления «спортом» или спорт-туристом не предполагает таких активных перемещений по мотоциклу, как в оффроуде, так что пилота можно довольно плотно затянуть в кожаный комбинезон. Именно комбез или система курткаштаны с надежной фиксацией в значительной степени предотвращают переломы, ушибы и истирания при падении. Плотно подогнанная «шкура» не позволяет перемещаться встроенным и внешним защитным элементам-слайдерам. Собственно слайдеры спасают от истирания колени пилота при характерной для трека езде со свешиванием и прохождением поворотов «на коленке». Защита спины бережет грудной и поясничный отделы позвоночника от всевозможных травм. Поза «эмбриона» позволяет максимально закрыть спину чуть не до копчика, а вот на дорожнике или, хм, на чоппере такая «спинка» лишь доставит массу хлопот и неудобств, упираясь хвостом в седло байка – там нужен «хребет» покороче.8.1.4.9.В обычном комбезе защиты груди нет в принципе. Она предохраняет от возможных травм мягких тканей, ребер, органов грудной клетки. Вместе с защитой спины образует каркас, где комбез – лишь оболочка.интернет-форум:…Не справился с управлением, красочно кувыркнулся с мотика и неудачно приземлился. Из защиты – только шлем. В итоге – вывих правого плечевого сустава. …Ехал без экипа. На скорос ти 60 км/ч взорвалась камера в переднем колесе. В результате множественные ушибы и 40% тела в «асфальтовой болезни». …Без экипа поехал за друзьями, взявшими покататься мой скутер. На одном из поворотов разогнался, выжав из китайца ВСЁ, и – бамс! – лобовое столкновение с моим же аппаратом. В тяжелом состоянии попал в больницу с черепномозговой травмой, обширной «асфальтовой болезнью» и множественными ушибами. Шестнадцать швов и несколько месяцев на больничной койке. …Катались на квадрах. Из экипа была только куртка. На скоростти 60 км/ч по глазам хлестнуло веткой. Пока моргал, влетел в дерево. Попал на два сломанных ребра и вывих лодыжки. …В дорожных (!) ботах катался на эндурике. После поворота лег в песочек на левую сторону, и ногу зажало мотом. По привычке попытался откатиться в сторону – нога не пустила. Перелом основания малой берцовой кости со смещением, перелом II, III, IV плюсневыйх костей со смещением, перелом голеностопного сустава со смещением. На эндурик – только в кроссовых ботах!!!Истории взяты с мотофорумов, авторский текст сохранен.2. 3.Спортивные перчатки. Высокая скорость диктует требование максимальной безопасности. Толстая кожа, фиксация мизинца и безымянного пальцев, великое разнообразие защитных элементов как с внешней стороны перчатки так и с внутренней предохраняют от травм костей и связок кисти пилота. Спортивные мотоботы не предполагают опоры на ногу в прохождении поворотов. Задача спортивной обуви – защитить от истирания, ограничить подвижность голеностопа в вертикальном направлении и зафиксировать в поперечном во избежание переломов и вывихов при падении. дении голеностоп наиболее подвержен травмам. Соответственно, в дорожной обуви должна быть фиксация голеностопа, защищен мысок и подошва. Ни кроссовки, ни казаки такими свойствами не обладают.5.6.в этом случае скольженИе может продолжаться до 15-20 метров, И только правИльно подоБранная кожаная экИпИровка защИтИт от возможных травм.…как известно, все равны. Все мы, от «скутерастов» до «пластиков» и «голдоводов», накручивая километры по дорогам общего пользования, при выборе экипировки идем на компромисс между защитой, удобством и, конечно же, «дресс-кодом».Шлемы. Что выбрать – Flip-НА ДОРОгЕUp (с откидной челюстью), Jet (открытый) или интеграл – зависит от скорости и предпочтений. В открытом прекрасный обзор и обдув, но минимальная защита. В «откидном» можно курить и общаться, не снимая «скорлупы», уровень защиты ближе к интегралу, но он и тяжелее всех.ТексТиль или кожа?С точки зрения защиты кожа лучше. Даже потеряв внешний вид, она продолжает работать. Только летом в пробке чувствуешь себя в ней, как селедка в собственном соку. Текстильный экип дешевле, легче, лучше «дышит», но при этом фактически одноразовый – после серьезно-го падения он превращается в лохмотья. Есть и комбиринованные варианты – текстиль плюс кожа. Тут уж вам решать – в зависимости от специфики эксплуатации.обувь. Кроссовки, берцы или все же мотоботы? Надо понимать: с какой бы скоростью ты ни ехал, при па-Резюме. Если вы думаете, что с вами уж точно ничего не случится, что вы ездите медленно и осторожно, что вас все видят и, конечно же, любят – вынужден разочаровать. На наших дорогах все еще справедлива догма: не ты, так тебя! Ну а провести сезон за рулем любимого байка, или в больничной палате – персональный выбор каждого. Ведь было достаточно просто надеть экип.112moto.zr.ru февраль 2011