ЭкипСредСтва и СпоСобы ухода за экипировкойтекст Павла КУРЛАПОВА, фото Евгения БОБРИКОВАКак сохранить первозданный вид и защитные свойства шлемов, курток, мотобот подольше? Опытные экиповоды знают, из чего состоитСредСтво МакропулоСаШлем. Это, пожалуй, наиболее близкая к телу часть экипа и отто го требующая особого внимания. Внутренняя отделка шлемов, как правило, выполнена из прочных и гипоалергенных материалов, рас считанных на контакт с кожей голо вы со всеми ее неотъемлемыми сущностями – потом, секретом сальных желез и т.п. Но забота ни когда не бывает лишней. Возьмитеза правило всегда ездить в под шлемнике. Он не только примет на себя «химический удар», но и сни зит механические нагрузки при на деванииснятии шлема. Да и про стирнуть подшлемник раз в неделю гораздо проще, чем начинку шлема. Хоть ее и легко вынуть, слишком частые водные процедуры ей не на пользу. Подшлемник же сведет час тоту стирок к однойдвум в сезон.Стирать «потроха» шлема мож но как вручную, так и в машине со стиральным порошком. Они вы держивают даже машинный от жим, а для сушки лучше всего раз ложить их на полотенце на ровной поверхности. «Скорлупа» шлема, несмотря на то, что призвана защищать от уда ров, довольно нежная. Ее ни в коем случае нельзя очищать с помощьюрастворителей, бензина и любых других едких веществ – лакокра сочное покрытие шлема может по просту облезть. Даже стиральный порошок использовать не рекомен дуется, ведь в нем зачастую содер жится не только щелочь, от которой краска тускнеет, но и твердые не растворимые в воде частицы, цара пающие полировку. Только мыло и мягкая губка!48moto.zr.ru февраль 2011 советы Кожаные комбинезоны вешайте на «плечики», иначе по весне придется долго расправлять складки. ! Вымытый шлем упакуйте в чехол или в пакет, чтобы весной не повторять «банные» процедуры. Для хранения шлема отлично подходит вешалка с большим тупым «рогом». НЕ ЛЕНИСЬ!высоко технологичный экип не терпит наплевательского отношения и любит аккуратный уход.Первое и самое важное условие создания правильного эликсира – отсутствие лени у «алхимика». Самые лучше и дорогие средства по уходу за кожей (лаком, пластиком и текстилем) не смогут помочь, если будут пылиться на полке. Регулярно обслуживать экип не менее важно, чем мотоцикл: только так он будет служить долго и безотказно. Современная мотоэкипровка – высокотехнологичный продукт, требующий к себе профессионального внимания. Относитесь к ней не просто как к одежде, а как к части мотоцикла.То же касается визора. Ни в коем случае не пытайтесь отмыть дождевые разводы, грязь и насекомых едкими веществами. Поликарбонат, из которого изготовлено «окно в мир» может помутнеть, а полупрозрачный визор – прямая угроза безопасности. (Причем помутнение порой почти незаметно днем в сухую погоду, а обнаруживается с началом ливня и наступлением темноты). В домашних условиях визор лучше всего мыть обычным мылом или шампунем. После – обязательно насухо вытрите обе его поверхности мягким полотенцем, иначе вода оставит мутные разводы. А в дороге, если под рукой нет специального спрея для очистки стекол от пыли и засохшей мошкары, просто положите на стекло смоченную водой бумажную салфетку. Через пару минут «отложения» размокнут и стереть их той же салфеткой не составит никакого труда. Не забудьте вытереть визор насухо! После капитальной мойки визора рекомендуется обработать внутреннюю поверхность химическим «антифогом» – составом, предот вращающим запотевание (однако современные визоры, уже имеющие «антифог», не стоит подвергать этой процедуре). Заметим, что чаще всего такая химия встречается в магазинах автокосметики, а не в мотосалонах. В продаже можно найти десятки вариантов этого препарата, и подобрать наиболее подходящий (для данного визора) можно только опытным путем. Единственная рекомендация – не стоит брать откровенно дешевые средства. Часто они не рабо тают вообще. Еще одна особенность визоров современных шлемов – «закалка». После формовки визора, его внеш нюю поверхность особым образом «запекают», придавая ей особую твердость. Такое покрытие гораздо лучше сопротивляется внешним воздействиям, меньше царапается и «затирается», тем самым заметно продлевая жизнь визору. «Закаленное» стекло не рекомендуется обрабатывать какимилибо абразивами (даже для полировки пластика). Мелкодисперсные пасты про сто не в состоянии заполировать царапины на поликарбонате, а более грубые смеси снимают слишком толстый слой, что нарушает рав номерность толщины визора. Это приводит к заметным оптическим искажениям – возникает эффект «кривого зеркала», а это уже серьезная угроза безопасности. Так что исцарапанный визор нужно только менять. рая кожа до сих пор остается одним из самых популярных материалов для мотоэкипировки. Неплохие водоупорные свойства, отличная износостойкость, сопротивляемость истиранию при па дениях, способность «дышать» и обеспечивать комфорт в достаточно широком диапазоне температур – практически идеальный материал, за что его и любят как производители, так и байкеры. Несмотря на живучесть, кожа требует не менее тщательного ухода, чем прочие материалы. Периодическая стирка, вернее, мойка кожаных изделий – это обработка мягкой губкой с нейтральным моющим средством и минимумом воды. Нет нужды замачивать весь комбез или перчатки, ведь грязь скапливается только на поверхно сти и в верхних слоях кожи, в отличие от тканей, где она проникает во всю глубину структуры. Достаточно ополоснуть вещь из душа или увлажнить губкой и затем оттереть грязь все той же губкой с мылом и снова сполоснуть. Разумеется, в продаже можно найти и специальные моющие средства для кожи, а некоторые производители мотоэкипа даже продают их в комплекте с комбезами, но эффективность обычного мыла или средства для мытья по суды ничуть не ниже «брендовых» химикатов. Главное после мойки – качественно и правильно высушить вещь. Первый и главный враг кожи – вода и влажность. Если уж комбез, куртка или боты промокли (или постирались), сушить придется долго и тщательно. Ни в коем с лучае нельзя «форсировать со бытия» с помощью открытого огня, электронагревательных приборов и даже просто прямого солнечного света. От этого кожа грубеет, те ряет гибкость и деформируется. В особо тяжелых случаях куртку просто невозможно надеть, пото му что она садится. Лучше всего сушить кожу в теплом, хорошо проветриваемом помещении со средней влажностью. Куртку, комбинезон или брюки нужно обязательно расправить и повесить на вешалку, боты – забить газетами на несколько часов (чтобы впитали излишки влаги).Кожаная одежда. Старая доб-февраль 2011 moto.zr.ru49 ЭкипСредСтва и СпоСобы ухода за экипировкой!После полного высыхания экип обработаем кондиционером для кожи. Подобные составы проще всего купить в магазинах обуви или кожаной одежды. Если же спецсостав найти не удалось, практически в любом, даже самом захудалом аптечном пункте можно приобре сти глицерин. Ватным тампоном, смоченным в глицерине, нужно обработать всю поверхность кожаного изделия, втирая его с заметным усилием. Затем нужно дать ему впитаться, потом удалить излишки сухой ветошью, иначе на жирную поверхность моментально налипнет огромное количество пыли. Не менее дейст венный эффект оказывает на натуральную кожу касторовое масло. Способ обработки – тот же. Окончательный этап обработки кожи – придание ей гидрофобных свойств. Водоотталкивающие пропитки есть в производственной гамме любого болееменее крупного производителя косметики для кожаной одежды и обуви. Так что нет смысла переплачивать за «специальные» пропитки с мотиком на этикетке. Не стоит забывать и о подкладке кожаных вещей, особенно Некоторые штанов. Если перипроизводители одически не стивкладывают рать подкладку, в кожаНый экип она в конце концов и сушкой нет желасредства по просто сгниет, не ния, любая химчистка, уходу за Ним. говоря уже о том, занимающаяся кожачто носить крепко и не ными и меховыми издеединожды пропотевшие лиями, не только отчистит портки неприятно и негигиекожаный экип почти до состояния нично. Как правило, подкладку нового, но и залатает микротрещикожаных изделий делают из поли ны особой мастикой, а если нуж эстера, нейлона и других искус но, и подкрасит поблекшие цвета. ственных тканей. Таким материаСтоимость такой обработки, конеч лам не нужна столь же глубокая но, в разы выше самостоятельной и долгая стирка, как тканям ес мойки, даже с учетом приобрететест венного происхождения, так ния всей нужной «химии», но и речто достаточно просто ополоснуть зультат наверняка приятно удивит. ее водой, намылить, дать слегка Есть только одно условие – перед впитаться мылу и снова смыть. тем, как нести кожу в химчистку, Если же загрязнения существен- выньте все защитные элементы, ные, а возиться иначе могут просто не принять. со стиркой ТексТильная одежда. Искус ственные материалы, применяемые в производстве экипировки, это не просто ткань из искусственных волокон, а действительно продукт высоких технологий. Многие любят оставлять экип На первый взгляд, полиэстер, в гараже, рядом с мотоциклом. нейлон и другие материалы не это, несомненно, удобнее, чем нуждаются в особом уходе или тащиться в тяжелых «латах» специальных условиях хранения, домой, но совсем неполезно однако это не так. для кожи, особенно если гаКордура, из которой шьется раж – металлическая ракушка подавляющее большинство текс или неотапливаемый бокс. всего тильного экипа – это, по сути, за неделю дождей кожа способна нейлон с добавлением до 10 % покрыться слоем «целебной» пле хлопка (он нужен для повышения сени и грибка, избавиться от котосопротивляемости к истиранию) рых очень сложно, да и внешний и полиуретановым покрытием нивид теряется безвозвратно. о зимтей. Именно такая обработка тканем хранении кожи в неотапливаени вкупе с особым способом племом гараже можно даже не говотения и обес печивает прочность, рить – весной просто отнесете экип сопротивляемость к истиранию на помойку. и водоотталкивающие свойства. Не убий!!!Примерно такой же «рецепт» применяется при изготовлении тканей Oxford, Ripstop и им подобных. Со временем полиуретановое покрытие теряет свои свойства и ткань начинает промокать гораздо быстрее, чем в начале эксплуатации. Для того чтобы со хранить былые свойства ткани, необходимо регулярно (хотя бы пару раз в сезон) обрабатывать куртку или брюки специальным водоотталкивающим спреем. Купить такие составы проще всего в спортивных или охотничьерыболовных магазинах. Разумеется, пропитывать экип нужно и после каждой стирки. Отдельно поговорим о мем бранных тканях (GoreTex, DDry, и т.п.), завоевывающих все большую популярность. Что такое мембрана? Это особый (чаще всего тефлоновый) материал, нанесенный на тканевую основу. Че рез его поры не проходит вода в жидком состоянии, но проходит пар, что обеспечивает мембране одновременно и водостойкость, и способность «дышать». Нужно помнить, что мембранные ткани достаточно «нежные», их крайне не рекомендуется подвергать машинной стирке. И если уж риск нули, то температура воды не должна превышать 30–40 °С, а режим отжима должен быть выключен. Хотя эти условия рекомендованы для любого текстильного экипа. В качестве моющего средства подойдет обычный стиральный порошок для цветных тканей. Главное, не использовать отбеливатели, пятновыводители или кондиционеры для белья. Вся эта «химия» сильно вредит как водоотталкивающим, так и проч ностным свойствам тканей.50moto.zr.ru февраль 2011 Сушить постиранный или промокший экип лучше всего на вешалке, в хорошо проветриваемом помещении. Для ускорения процесса можно развесить его на солнце, однако применять открытый огонь или тепловые приборы крайне не рекомендуется. Излишний нагрев приведет к разрушению полиуретанового слоя кордуры, а уж для мембраны излишнее тепло и вовсе губительно.Обувь. Далеко не отклоняясь от темы мембраны, остановимся на обуви с «гортексом» (чаще всего применяется в туринговых моделях вместе с натуральной кожей). Соседство требовательной к обслуживанию кожи и нежной мембран ной ткани предусматривает особый уход. Такую обувь ни в коем случае нельзя сушить у источников тепла или на солнце – только регулярная смена газетной набивки и сквозняк при комнатной температуре. Иначе, удобные, непромокаемые и «ды шащие» боты очень быстро превратятся в сморщенную «кирзу» – жесткую и промокающую от первых капель дождя.Как и любая кожаная обувь, мотоциклетная тоже «любит» регулярный уход. Здесь в ходу самые обыкновенные обувные кремы, содержащие, как правило, весь спектр необходимых компонентов – от кондиционирующих до водоотталкивающих. Просто чистите ими сапоги хотя бы раз в неделю.алу быть водостойким, «дышать», обладать более высокой, чем у кожи, стойкостью к истиранию при отличной мягкости и эластичности. Чаше всего «лорику» применяют в шоссейных мотоботах. Покупая боты, внимательно изучите прилагающиеся этикетки, брошюры и маркировку. Обработ-Перед стиркой или чисткой всегда изучайте Пиктограммы – в них зашифрована важная информация.Искусственная кожа Lorica, которую также используют для изготовления мотобот, очень похожа на натуральную как по внешнему виду, так и по своим свойствам, поэтому их нередко путают. «Лорика» состоит из микроволокон, пропитанных особыми марками смол. Такая структура позволяет материка «лорики» средствами, рассчитанными на натуральную кожу, может ей только навредить. Этот материал нужно лишь изредка мыть губкой с обычным мылом. А вот условия сушки – те же, что и для натуральной кожи. В конструкции многих мотобот встречаются пластиковые и метал-лические детали: защитные элементы, шарниры, винты, вентиляционные клапаны. Ухаживать надо и за этими, вроде бы «неубиваемыми» элементами. Подвижные детали рекомендуется обрабатывать силиконовой смазкой. Можно обработать ей и тугие винты, а те, что склонны к «самооткручиванию», – «посадить» на фиксатор резьбы, только самый слабый – синий, предполагающий последующую разборку. Поскольку даже самым «вентилируемым» мотоботам все равно далеко до летних сандалий, а ездить приходится и в очень жаркую погоду, не ленитесь использовать специальные обувные дезодоранты – и амбре пропадет, и нежелательная микрофлора погибнет. Итак, уход за экипировкой в целом несложен, а все необхо димые препараты можно купить в ближайшем обувном или спортивном магазине. Зато продол жительность жизни регулярно обслуживаемого экипа может вырасти в разы. Главное – не лениться!