72
73
74
KNOW-HOWнастройка наддуваХоть всемирная паутина и не богата информацией по японским форсункам, их размеры стандартны и «пролить» их на мерном стенде не составляет большого труда.текст Льва ГАРЯЕВА, фото автора и из архива редакциив унИсонИтак, мы рассчитали производительность компрессоров и рассмотрели кое‑какие нюансы установки нагнетателей («Мото» №1–2011), сейчас же поговорим о том, как сделать так, чтобы у систем питания, зажигания и охлаждения не «съехала крыша» от увеличившегося расхода топливовоздушной смеси. Без диностенда и газоанализатора отстроить «наддутый» мотор не получится: ни мощностную характеристику снять, ни – главное – отследить состав смеси на разных оборотах и при различных нагрузках. Начнем с системы питания – ведь если компрессор теперь у нас отвечает за воздух, то к этому воздуху необходимо добавить нужное количество бензина. Стало быть, если воздуха у нас стало в полтора раза больше, значит и бензина нужно в полтора раза больше. Но как это посчитать? Несложно: усредненно современные мотоциклетные моторы расходуют примерно 250 г (то есть примерно 330 «кубиков», ведь плотность бензина 0,75 кг/л) бензина на лошадиную силу в час. Соответственно, если мы хотим с литрового впрыскового спортбайковского мотора снять две сотни сил, то форсунки все вместе должны лить не менееМало рассчитать и установить нагнетатель (об этом мы рассказали в прошлом номере) – нужно, чтобы компрессор «прижился» и все вспомогательные системы мотора работали50 килограммов, то есть около 67 литров в час; значит, если мотор – рядная четверка, каждая форсунка должна подавать не менее 17 литров в час, будучи постоянно открытой (на практике для корректной работы с блоком управления необходим примерно двукратный запас). Но как узнать их производительность? Идеально, конечно, списать марку и модель с форсунки и откопать в ин-72moto.zr.ru февраль 2011 V­Rod) в большинстве слу­ тернете справочную информацию чаев ставят простейший от производителя: например, для впрыск, используя автомо­ изделий Bosch и Siemens (кото­ бильный дроссельный узел, рыми комплектуются мотоциклы форсунки и бензонасос. BMW), в сети пруд пруди таблиц И раз уж мы коснулись производительности всех фор­ темы V­twin’ов нельзя не сунок от мала до велика, а вот сказать о том, что при при­ на японские Denso, Keihin или менении объемных нагнета­ Mitsubishi характеристик днем телей на одно­ и двухци­ с огнем не найти. Так что прихо­ линдровых моторах дится идти кланяться в ноги Ни одиН необходимо между ком­ работникам ближайшего авто­ Бензонасос Siemens VDO, применяющийся теоретический на автомобилях BMW 7‑й и серии и Х5 надежен прессором и впуском ус­ сервиса, где моют инжекторы расчет как мясорубка и запросто качает бензина танавливать ресивер, ультразвуком, чтобы «пролить» на 350 сил. Средняя стоимость – $150. Нельзя сглаживающий скачки форсунки на мерном стенде. приНимать В большинстве случаев заводского давления (ведь объем­ за точНое запаса производительности хвата­ ники, как мы помним, руководство: прокачивают воздух ет, но мы рассмотрим худший ва­ порциями). Его объем риант, когда производительность НюаНсы обычно составляет требуемая превосходит реальную и детали 0,75–1,5 от рабочего в стоковой комплектации – в этом все равНо объема двигателя. Если случае придется штурмовать про­ отстраиваются он меньше, от пульса­ сторы интернета в поиске нужных эмпирическим ции потока не избавить­ «бензописалок». Кстати, если путем. ся, если больше, реак­ штатных форсунок оказалось ма­ ция на открытие ручки ло, то в девяти случаях из десяти газа будет вялой и разма­ придется менять и бензонасос на занной – на наполнение ресивера более производительный. Амери­ требуется время. Но и в этой, ка­ канцы любят использовать более залось бы, проблеме есть плюс: дешевые Walbro, однако лучше не ресивером может стать не просто пожалеть лишнюю сотку долларов короб перед впуском мотора, но и купить более надежные Bosch, и интеркулер! А он, как известно, Mitsubishi или Siemens (он же в тандеме с нагнетателем отнюдь VDO). Хватит ли штатного насоса – не лишний. покажет только диностенд: если Компоновка. В большинстве при испытаниях при максимальных На выходном патрубке блоу‑офф кла‑ Американцы в своих китах не всегда случаев наддувают спортбайки, оборотах и нагрузке смесь обед­ пана установили маленький фильтрик. применяют интеркулеры – порой лишь ресиверы, установленные на места и применяют для этого центробеж­ Функционал равен нулю, однако красоты няется, а давление топлива в рам­ и понтов добавляет. штатных эйрбоксов. ники. При этом дроссельный узел пе падает (подключить манометр удобно в разрез топливоподающе­ остается штатным, а вместо эйр­ бокса ставится вышеописанный го шланга, идущего с насоса на ресивер. Но вот незадача: если рампу), значит производительнос­ компрессор жестко связан с колен­ ти насоса не хватает. Если же речь идет об установке валом, а пилот на максимальных оборотах закрывает газ, куда де­ компрессора на карбюраторный ваться воздуху, который мотор, важно знать, продолжает качать ком­ что карбюратор имеННо прессор? Чтобы впуск будет работать, блоу-офф дает мотора не последовал будучи установлен­ участи забытой на пли­ ным только перед породистый те переполненной ско­ компрессором в зо­ присвист роварки, «лишний» не атмосферного из впуска при воздух оттуда нужно давления. Его рас­ закрытии газа – стравливать в атмосфе­ чет – тема очень музыка для ру через перепускной сложная (которая, цеНителей! клапан (он же блоу­ даже если захотеть, офф (blow­off), который не поместится в наш настраивается по давле­ журнал), да и коли­ нию открытия. Да, жалко труд чество впрысковых машин, ока­ компрессора пускать по ветру, но зывающихся под прицелом тю­ чем прямее прямоток, то есть заметно выше (о чем мы говорили здоровье мотора дороже, да и ре­ нингеров в десяток раз больше, меньше сопротивление на выпус­ в самом начале сериала). чем их карбюраторных собратьев. акция на движение ручки газа бу­ ке, тем лучше. Никаких рестрик­ На выпуске все просто: при дет самой быстрой. Если же удает­ Но и тут необходимо сделать ли­ торов, катализаторов и прочих росте мощности, естественно, ся поставить дроссельный узел рическое отступление: при уста­ душилок – свободному выдоху пропорционально растет объем новке компрессоров на «харлеев­ до нагнетателя, то и блоу­офф не мотора ничто не должно мешать. отработавших газов, стало быть нужен, и КПД всей системы будет ские» моторы (за исключениемфевраль 2011 moto.zr.ru73 KNOW-HOWнастройка наддувавот типичный Теперь коснемШирокополосные набор «железа», ся «мозгов». Хо «лямбды», применяевключающий рошо, если для мые в составе дино­ не только сам вашего мотоцикла стендов имеют резьбу компрессор, компания Dynojet большего диаметра выпускает Power (обычно М14х1,5), чем но и весь Commander – те, что применяют (еснеобходимый с его помощью ли вообще применяют) «обвес». можно обмануть на заводах, посему штатную систему в приемную трубу приуправления мотором, дется вваривать дополнисэмулировав работу в стоковом тельную гайку с заглушкой (под вышеуказанную резьбу прекрасно режиме. Если же ваш аппарат не попадает в касту избранных, подходит пробка масляного подто придется раскошеливаться дона от 406­го мотора «Волги»). на MoTec, DTA или иные «гоноч Обязательно при настройке ные мозги». Они, кстати, часто мотора следите за температурой двигателя – производительности несут в себе еще и ряд дополни тельных интересных функций штатной системы охлаждения вроде ланч и трекшн­контроля. может не хватить. Лучше устаноНо одной системой управления вить более «холодные» свечи. не отделаться: в большинстве Скажем, если в стоке стояли NGK случаев придется менять еще с калильным числом 7, то при и МАП­сенсор (датчик абсолютдавлении наддува до 0,3 стоит ного давления во впуске – Mani­ перейти на «восьмерки», а при fold Absolute Pressure Sensor), давлении под 0,6 – на «девятведь те, что стоят на атмосфер ки». Со свечами других производителей – аналогично: например, ных моторах имеют диапазон измерения от минус одного бара 24­е Denso меняем на 27­е и так до барометрического нуля, то далее.есть атмосферного давления, то есть, до одного бара абсо лютного давления. А нам нужно, чтобы он отслеживал еще и об ласть избыточного давления, то есть «буста», соответственно, «мап» меняют на полутора­ или двухбарный, чтобы он мог рабо тать не только «в минус», но и «в плюс».В завершение сериала хочу посоветовать не жалеть времени на настройку на стенде, запастись парой задних покрышек, которые не жалко убить об изме рительный барабан, хорошим бензином, а главное – терпением, ведь игра с наддувом – игра по­крупному, а она, поверьте моему опыту, ой как стоит свеч!74moto.zr.ru февраль 2011