KNOW-HOWнастройка наддуваХоть всемирная паутина и не богата информацией по японским форсункам, их размеры стандартны и «пролить» их на мерном стенде не составляет большого труда.текст Льва ГАРЯЕВА, фото автора и из архива редакциив унИсонИтак, мы рассчитали производительность компрессоров и рассмотрели кое‑какие нюансы установки нагнетателей («Мото» №1–2011), сейчас же поговорим о том, как сделать так, чтобы у систем питания, зажигания и охлаждения не «съехала крыша» от увеличившегося расхода топливовоздушной смеси. Без диностенда и газоанализатора отстроить «наддутый» мотор не получится: ни мощностную характеристику снять, ни – главное – отследить состав смеси на разных оборотах и при различных нагрузках. Начнем с системы питания – ведь если компрессор теперь у нас отвечает за воздух, то к этому воздуху необходимо добавить нужное количество бензина. Стало быть, если воздуха у нас стало в полтора раза больше, значит и бензина нужно в полтора раза больше. Но как это посчитать? Несложно: усредненно современные мотоциклетные моторы расходуют примерно 250 г (то есть примерно 330 «кубиков», ведь плотность бензина 0,75 кг/л) бензина на лошадиную силу в час. Соответственно, если мы хотим с литрового впрыскового спортбайковского мотора снять две сотни сил, то форсунки все вместе должны лить не менееМало рассчитать и установить нагнетатель (об этом мы рассказали в прошлом номере) – нужно, чтобы компрессор «прижился» и все вспомогательные системы мотора работали50 килограммов, то есть около 67 литров в час; значит, если мотор – рядная четверка, каждая форсунка должна подавать не менее 17 литров в час, будучи постоянно открытой (на практике для корректной работы с блоком управления необходим примерно двукратный запас). Но как узнать их производительность? Идеально, конечно, списать марку и модель с форсунки и откопать в ин-72moto.zr.ru февраль 2011 VRod) в большинстве слу тернете справочную информацию чаев ставят простейший от производителя: например, для впрыск, используя автомо изделий Bosch и Siemens (кото бильный дроссельный узел, рыми комплектуются мотоциклы форсунки и бензонасос. BMW), в сети пруд пруди таблиц И раз уж мы коснулись производительности всех фор темы Vtwin’ов нельзя не сунок от мала до велика, а вот сказать о том, что при при на японские Denso, Keihin или менении объемных нагнета Mitsubishi характеристик днем телей на одно и двухци с огнем не найти. Так что прихо линдровых моторах дится идти кланяться в ноги Ни одиН необходимо между ком работникам ближайшего авто Бензонасос Siemens VDO, применяющийся теоретический на автомобилях BMW 7‑й и серии и Х5 надежен прессором и впуском ус сервиса, где моют инжекторы расчет как мясорубка и запросто качает бензина танавливать ресивер, ультразвуком, чтобы «пролить» на 350 сил. Средняя стоимость – $150. Нельзя сглаживающий скачки форсунки на мерном стенде. приНимать В большинстве случаев заводского давления (ведь объем за точНое запаса производительности хвата ники, как мы помним, руководство: прокачивают воздух ет, но мы рассмотрим худший ва порциями). Его объем риант, когда производительность НюаНсы обычно составляет требуемая превосходит реальную и детали 0,75–1,5 от рабочего в стоковой комплектации – в этом все равНо объема двигателя. Если случае придется штурмовать про отстраиваются он меньше, от пульса сторы интернета в поиске нужных эмпирическим ции потока не избавить «бензописалок». Кстати, если путем. ся, если больше, реак штатных форсунок оказалось ма ция на открытие ручки ло, то в девяти случаях из десяти газа будет вялой и разма придется менять и бензонасос на занной – на наполнение ресивера более производительный. Амери требуется время. Но и в этой, ка канцы любят использовать более залось бы, проблеме есть плюс: дешевые Walbro, однако лучше не ресивером может стать не просто пожалеть лишнюю сотку долларов короб перед впуском мотора, но и купить более надежные Bosch, и интеркулер! А он, как известно, Mitsubishi или Siemens (он же в тандеме с нагнетателем отнюдь VDO). Хватит ли штатного насоса – не лишний. покажет только диностенд: если Компоновка. В большинстве при испытаниях при максимальных На выходном патрубке блоу‑офф кла‑ Американцы в своих китах не всегда случаев наддувают спортбайки, оборотах и нагрузке смесь обед пана установили маленький фильтрик. применяют интеркулеры – порой лишь ресиверы, установленные на места и применяют для этого центробеж Функционал равен нулю, однако красоты няется, а давление топлива в рам и понтов добавляет. штатных эйрбоксов. ники. При этом дроссельный узел пе падает (подключить манометр удобно в разрез топливоподающе остается штатным, а вместо эйр бокса ставится вышеописанный го шланга, идущего с насоса на ресивер. Но вот незадача: если рампу), значит производительнос компрессор жестко связан с колен ти насоса не хватает. Если же речь идет об установке валом, а пилот на максимальных оборотах закрывает газ, куда де компрессора на карбюраторный ваться воздуху, который мотор, важно знать, продолжает качать ком что карбюратор имеННо прессор? Чтобы впуск будет работать, блоу-офф дает мотора не последовал будучи установлен участи забытой на пли ным только перед породистый те переполненной ско компрессором в зо присвист роварки, «лишний» не атмосферного из впуска при воздух оттуда нужно давления. Его рас закрытии газа – стравливать в атмосфе чет – тема очень музыка для ру через перепускной сложная (которая, цеНителей! клапан (он же блоу даже если захотеть, офф (blowoff), который не поместится в наш настраивается по давле журнал), да и коли нию открытия. Да, жалко труд чество впрысковых машин, ока компрессора пускать по ветру, но зывающихся под прицелом тю чем прямее прямоток, то есть заметно выше (о чем мы говорили здоровье мотора дороже, да и ре нингеров в десяток раз больше, меньше сопротивление на выпус в самом начале сериала). чем их карбюраторных собратьев. акция на движение ручки газа бу ке, тем лучше. Никаких рестрик На выпуске все просто: при дет самой быстрой. Если же удает Но и тут необходимо сделать ли торов, катализаторов и прочих росте мощности, естественно, ся поставить дроссельный узел рическое отступление: при уста душилок – свободному выдоху пропорционально растет объем новке компрессоров на «харлеев до нагнетателя, то и блоуофф не мотора ничто не должно мешать. отработавших газов, стало быть нужен, и КПД всей системы будет ские» моторы (за исключениемфевраль 2011 moto.zr.ru73 KNOW-HOWнастройка наддувавот типичный Теперь коснемШирокополосные набор «железа», ся «мозгов». Хо «лямбды», применяевключающий рошо, если для мые в составе дино не только сам вашего мотоцикла стендов имеют резьбу компрессор, компания Dynojet большего диаметра выпускает Power (обычно М14х1,5), чем но и весь Commander – те, что применяют (еснеобходимый с его помощью ли вообще применяют) «обвес». можно обмануть на заводах, посему штатную систему в приемную трубу приуправления мотором, дется вваривать дополнисэмулировав работу в стоковом тельную гайку с заглушкой (под вышеуказанную резьбу прекрасно режиме. Если же ваш аппарат не попадает в касту избранных, подходит пробка масляного подто придется раскошеливаться дона от 406го мотора «Волги»). на MoTec, DTA или иные «гоноч Обязательно при настройке ные мозги». Они, кстати, часто мотора следите за температурой двигателя – производительности несут в себе еще и ряд дополни тельных интересных функций штатной системы охлаждения вроде ланч и трекшнконтроля. может не хватить. Лучше устаноНо одной системой управления вить более «холодные» свечи. не отделаться: в большинстве Скажем, если в стоке стояли NGK случаев придется менять еще с калильным числом 7, то при и МАПсенсор (датчик абсолютдавлении наддува до 0,3 стоит ного давления во впуске – Mani перейти на «восьмерки», а при fold Absolute Pressure Sensor), давлении под 0,6 – на «девятведь те, что стоят на атмосфер ки». Со свечами других производителей – аналогично: например, ных моторах имеют диапазон измерения от минус одного бара 24е Denso меняем на 27е и так до барометрического нуля, то далее.есть атмосферного давления, то есть, до одного бара абсо лютного давления. А нам нужно, чтобы он отслеживал еще и об ласть избыточного давления, то есть «буста», соответственно, «мап» меняют на полутора или двухбарный, чтобы он мог рабо тать не только «в минус», но и «в плюс».В завершение сериала хочу посоветовать не жалеть времени на настройку на стенде, запастись парой задних покрышек, которые не жалко убить об изме рительный барабан, хорошим бензином, а главное – терпением, ведь игра с наддувом – игра покрупному, а она, поверьте моему опыту, ой как стоит свеч!74moto.zr.ru февраль 2011