СПЕЦИФИКАЦИЯ НУЖНОЙ ЖИДКОСТИ НАПИСАНА НА КРЫШКЕ БАЧКА.текст Владимира ЧАЙКОВСКОГО, фото Евгения БОБРИКОВАГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТМотоцикл – это оркестр. В нем много инструментов – ходовая часть, трансмиссия, тормоза. Все они должны быть хорошо настроены сами по себе и друг с другом. Только тогда работой мотоцикла можно наслаждаться так же, как игрой хорошего оркестра. Сегодня речь о тормозах. О том, как сохранить заложенные конструкторами качества на протяжении всей жизни мотоцикла.Чем отличается хороший тормоз от плохого? Это не так очевидно, как кажется. Современный дисковый тормоз – очень мощный гидравлический инструмент. И в подавляющем большинстве случаев его достаточно для полной блокировки колес на сухом асфальте. Вся разница лишь в том, как сильно при этом необходимо нажимать на рычаг или педаль. В этом и корень проблемы. У хорошего тормоза трение между колодками и диском по мере воздействия на орган управления увеличивается плавно и равномерно. Существует прозрачная и понятная водителю взаимосвязь между усилием, которое он приложил к рычагу, и замедлением. И, что тоже очень важно, тормозная система одинаково реагирует на действия водителя и на малых, и на больших скоростях, и готова выполнить серию из нескольких активных торможений, не теряя эффективности. Плохой тормоз, наоборот, может практически не реагировать на команды водителя, при нажатии производя лишь легкое замедление,ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА: ОБСЛУЖИВАНИЕ И ТЮНИНГ дорожных мотоциклах. Плавающие диски (на современных мотоциклах они, в основном, из нержавеющей стали) крепятся к ступице переднего колеса с тепловым зазором через особые, как правило, подпружиненные втулки. При активном торможении диск раскаляется докрасна и расширяется. Если не предусмотреть теплового зазора, поверхность диска деформируется, прилегание колодок ухудшается, появляются вибрации, уменьшается тормозное усилие, пропадает обратная связь. Кстати, такие симптомы могут появиться и при механической деформации диска (например, если опираться на него при бортировке колеса) или при неправильном монтаже (на плохо очищенную поверхность, с перекосом). Плавающие диски стоят на быстроходных мотоциклах, они рассчитаны на многократные торможения с запредельных скоростей. Самые спортивные варианты плавающих дисков могут не иметь пружинных шайб и на малых скоростях довольно громко побрякивать. Дефектом это не является. В отличие от автомобилей, тормозные диски на мотоциклах живут долго, но их легко испортить стертыми или неподходящими по составу колодками. Менять диски необходимо, если их толщина меньше указанной производителем (часто она указана на самом диске) или если на диске заметны глубокие (более 0,5 мм) круговые канавки. Плохо и если диск блестит как зеркало – это говорит о том, что колодки не работают, как нужно. Так как тормозные свойства напрямую связаны с материалом, из которого сделаны тормозной диск и колодки, заводы проводят сотни тестов, чтобы добиться наиболее эффективного их сочетания. Именно поэтому самый надежный способ – менять и диски, и колодки именно на оригинальные. Это недешево, зато с гарантией. Впрочем, тормозные диски и колодки от сторонних производителей не обязательно плохи. Некоторые по сумме качеств даже превосходят «оригинал». Но здесь важно найти правильное сочетание. Например, спортивные металлизированные колодки будут до-а когда усилие на рычаге увеличится до максимума, неожиданно заблокировать колесо. С плохим тормозом невозможно точно рассчитать свой тормозной путь, приходится оставлять приличный запас и двигаться медленнее, чем хотелось бы. При активном торможении плохой тормоз может быстро перегреться и совсем перестать работать. Но не всегда причиной плохой работы тормозов является просчет в конструкции. Вполне возможно, что проблема в отсутствии ухода или в неправильных комплектующих. Давайте пройдемся снизу вверх по тормозной системе, обращая внимание на все, что может повлиять на ее работу. Тормозные диски бывают двух типов – жестко закрепленные и плавающие. Жесткие, в основном, изготавливают из чугуна. Они хорошо отводят тепло, но менее стойкие к износу, чем диски из нержавеющей стали. Жесткие чугунные диски вы найдете там, где нагрузка на тормоз относительно невелика – на чопперах и легких70moto.zr.ru март 2011 АРМИРОВАННЫЙ ШЛАНГ ТОНЬШЕ И ЭЛЕГАНТНЕЕ. МЕТАЛЛ НЕ ДАЕТ ЕМУ РАЗДУВАТЬСЯ.‣ ПРАКТИКУМ с.70, ДЕТАЛИ с.76, КОНКУРСЫ с.77, САМОПАЛ с.78 1. За двадцать лет этот шланг пережил достаточно. Пора отправить его на пенсию. 2. Сначала надеваем на шланг гайку, затем внутреннюю трубку вставляем в маленькую втулку (ее еще называют оливкой). Очень важно, чтобы металлическая оболочка зажималась между внешним конусом оливки и внутренним гайки. Если это условие не соблюсти, шланг выпадет из штуцера. 3. Проверяем зазор между маленькой втулкой и основанием штуцера. Он необходим для надежного конусного уплотнения при затяжке. 4. Наживляем гайку на штуцер. 5. Чтобы собранный шланг выглядел аккуратно и вода и грязь не проникали к месту соединения, можно использовать термоусадку (сняв с мотоцикла шланг после его примерки).1 2 3ВАРИАЦИИ НА СТАНДАРТНУЮ ТЕМУПомимо широко известных стандартов DOT 4, 5.1 и 5 встречаются «тормозухи» с иными обозначениями. Как правило, это силиконовые составы, соответствующие требованиям стандарта DOT 5, для подчеркивания «рэйсинговости» которых производители пишут на этикетках Formula (Ferodo) или даже DOT 6 (OMP). Но есть и исключения. Например, Motul выпускает составы RBF600 и –660, превосходящие требования DOT 5.1 и 4 соответственно, но отличающиеся намного большей гигроскопичностью и лишь ограниченно совместимые с обычными жидкостями (хотя и не требующие чистки системы, как при переходе на «пятерку», а всего лишь удаления старой «четверки» или «пять-один»). А под маркой РосDOT 6 выпускается состав… всего-навсего соответствующий приложению 6 данного стандарта DOT 4 (жидкости для работы с ABS), хоть и с неплохим запасом по температурам кипения. СНИЖЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ КИПЕНИЯ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ СО ВРЕМЕНЕМ (в зависимости от содержания влаги)45вольно плохо тормозить, пока не прогреются и могут быстро износить чугунный диск. Мягкие органические колодки дают более прогнозированное замедление в обычных условиях, но при активной езде они перегреются и начнут «плыть». Относительно новой технологией являются колодки, изготовленные по методу спекания (sintered). Медный порошок, смешанный с другими компонентами, спекают при высоких температуре и давлении и получают очень жесткий и долговечный материал с ко-эффициентом трения до 0,7 (что является отличным показателем), хорошо работающий в широком температурном диапазоне. Недостатком же технологии является то, что такие колодки могут работать только в сочетании с тормозными дисками из нержавеющей стали. Именно поэтому их не стоит устанавливать на возрастные (старше 10 лет) мотоциклы, ведь там, вероятнее всего, стоят диски из чугуна. На некоторые колодки устанавливаются дополнительные металлические пластины, способствующиеболее ровному распределению нагрузки и препятствующие прилипанию колодки к поршню. Это помогает уменьшить вероятность скрипа при торможении. Для тормозного суппорта самое вредное состояние – бездействие. Именно оно часто приводит к возникновению коррозии на поршнях, и те начинают подклинивать. Тогда нормального торможения не жди. При каждой замене колодок внимательно осмотрите суппорт и промойте его от грязи специальным очистителем тормозных систем (ни в коем случае не бензином или растворителем для красок!). На плавающем суппорте проверяем, насколько он легко перемещается на направляющих. Для этого вынимаем колодки и от руки двигаем суппорт параллельно оси колеса. Если его невозможно сдвинуть рукой, значит придется разбирать и чистить направляющие. Но в любом случае имеет смысл время от времени заглядывать под защитные резинки и менять там смазку. Суппорты редко текут и требуют заме-ны только если мотоцикл готовится к соревнованиям. К суппорту подходит тормозной шланг (или шланги). Если они изготовлены из резины, значит вы увидите нанесенную белой краской дату производства. Резиновый шланг усилен специальным синтетическим кордом, но тот со временем стареет и при сильном нажатии на тормоз может раздуваться. У водителя же создается ощущение, что колодки сырые или грязные. Поэтому все чаще на современных мотоциклах можно увидеть шланги с армирующей оплеткой из стальной проволоки (или даже карбона), ограничивающей расширение шланга по всей длине. Они намного лучше работают в экстремальных условиях и на мотоциклах с ABS. Если вы подозреваете, что недостаточно линейная характеристика ваших тормозов происходит из-за «уставших» шлангов, можно на место старых приобрести армированные и самостоятельно их установить. Но не всегда такая замена на пользу:март 2011 moto.zr.ru71 МАСТЕРСКАЯармированные шланги могут сделать работу тормозов излишне жесткой, нервной, появятся вибрации на рычаге, может даже ухудшиться ощущение обратной связи. Порой лучше просто заменить старые шланги новыми оригинальными. Впрочем, цена вопроса при самостоятельной установке сравнительно невелика. Собрать шланг с помощью фитингов – дело пяти минут. Но помните, что тормоза – дело серьезное, поэтому если не уверены в своих технических навыках, даже не пытайтесь пробовать. Потренируйтесь для начала на чем-нибудь менее важном. Поменяйте свечи, например. Можно купить армированные шланги уже в сборе с штуцерами под конкретные модели мотоциклов. Если же вашей модели (или просто нужной длины) в списке не нашлось, можно купить все по отдельности и собрать самостоятельно. Конечно же, шланги бывают китайскими и фирменными. При этом фирменные выделяются качеством и точностью изготовления штуце-СПОРТИВНУЮ «ФИШКУ» – БЫСТРОРАЗЪЕМНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ АРМИРОВАННЫХ ШЛАНГОВ – ПРЕДЛАГАЕТ ИТАЛЬЯНСКАЯ ФИРМА ALLEGRI CESARE. ров и оплетки и просто более привлекательным видом. Крайне важно правильно подобрать длину армированного тормозного шланга и ориентацию его фитингов (в отличие от мягкого резинового, неудачный изгиб может стать проблемой – в частности, начать перетирать детали мотоцикла и заодно свою же оплетку). Измерив длину всех участков тормозной разводки мотоцикла, обратите внимание на специфические тройники. Они нередко ставятся заводом, чтобы развести один шланг в два – к каждому из передних суппортов, и идут вместе с родными шлангами. Если это ваш случай, придется делать разводку заново. Обычно одним шлангом соединяют тормозную машинку и правый суппорт, а от него уже протягивают шланг на левый, вокруг переднего крыла. Всегда оставляйте себе и шлангу небольшой запас. Проверьте, чтобы он не натягивался при полностью вышедшей подвеске и не цеплялся при поворотах руля за части мотоцикла. При монтаже шлангов имеет смысл, наживив штуцеры, установить шланг на мотоцикл, а затягивать гайки уже на месте, привинтив к машинке и суппорту. Это обеспечит большую точность монтажа и отсутствие напряжения и перекрутов в шланге. Тормозная жидкость, находящаяся в шлангах также может влиять на работу тормозов. И очень серьезно. При работе тормоза кинетическая энергия мчащегося мотоцикла превращается в основном в тепло, нагревающее колодки, диски, суппорт и, естественно, жидкость. При езде по горной дороге или по треку температура жидкости в системе может превысить 150 °С. При этом она не должна кипеть. Ведь появившийся при кипении пар, как любой газ, очень хорошо сжимается, а для гидравлической системы это недопустимо. Именно поэтому одним из важнейших свойств тормозной жидкости является высокая температура кипения. На диаграмме на с. 71 видно, что со временем температура кипения понижается. Происходит это из-за того, что тормозная жидкость гигроскопична, то есть способна активно впитывать воду из воздуха, и чем больше в ней воды, тем ниже температура кипения. Но гигроскопичность свойственна не всем жидкостям, а только DOT3, DOT4 и DOT5.1 на базе гликолевых спиртов. Все они в принципе могут смешиваться, по крайней мере, если выпущены одной фирмой. Кстати, основной стандарт на сегодня – DOT 4, a DOT 5.1, обладая чуть более высокой температурой кипения и меньшей вязкостью, хорошо подходит для спорта и систем с ABS. Жидкости на основе гликоля в мотоцикле должны находиться не более трех лет. После этого их свойства серьезно ухудшаются. Исключением является DOT 5. Нужно отметить, что это чисто американский стандарт. Эта жидкость сделана на основе силикона. Из плюсов – почти не впитывает воду и может служить значительно дольше, чем гликолевые. Не разъедает краску и пластик и не вредна для кожи. Из минусов – плохо подходит для систем с ABS и абсолютно несовместима с DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1. Ну вот мы и добрались до главного тормозного цилиндра или, как его еще называют, – машинки. Ее задача – превращать механическую энергию нажатия на рычаг в давление жидкости. Изношенный механизм цилиндра, подтертая манжета снижают эффективность и точность торможений. Правда, эти редкие проблемы свойственны мотоциклам с очень большим пробегом. А вот более частая неисправность происходит в результате падения мотоцикла на правую сторону. Иногда бывает достаточно просто уронить мотоцикл на месте направо, на тормозной рычаг, и от резкого удара манжета внутри надрывается. Поначалу этого можно не заметить, но постепенно тормоз будет все слабее и слабее и в конце концов начнет брать только со второго качка. В этой ситуации необходимо срочно ремонтировать машинку, меняя в ней манжету. И, пожалуйста, помните, что одним из важнейших моментов для вашей безопасности является правильная работа рычага переднего тормоза. Рычаг можно устанавливать только если вы на сто процентов уверены, что он изготовлен специально для ва-АЛЬТЕРНАТИВА – ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ VENHILLКлассические варианты замены тормозных магистралей на армированные не лишены недостатков. Заводские комплекты шлангов в сборе неоправданно дороги, да и найти их в продаже или даже на заказ на какой-нибудь не очень распространенный мотоцикл иногда просто невозможно. В случае же с «самосборными» бюджетными шлангами есть вероятность «кривой сборки»: то одна из проволочек оплетки попадет под «оливку», то недоевший в детстве каши механик не дотянет гайку фитинга, а может, и наоборот – перетянет. Любой из этих вариантов может привести к неприятнейшим последствиям. Компромисс между дорогой «фирмой» и опасным «колхозом» предлагает британская фирма Venhill. Наиболее ответственная часть сборки – стык шланга и фитинга – произведена на заводе под строжайшим контролем (о чем говорит маркировка DOT, нанесенная на каждое соединение). А та часть фитинга, которая сообщается непосредственно с тормозным цилиндром, соединяется с ответной частью на шланге гайкой. Герметизация стыка достигается за счет конусообразной формы половинок фитинга, которые как бы расклиниваются одна в другой. Помимо абсолютной герметичности такой метод сборки позволяет при необходимости разобрать шланг, например, чтобы установить фитинг с другим углом наклона шейки. Вроде бы, зачем городить огород с привинчиванием фитинга к фактически собранному шлангу? Все просто: если собранный шланг подходит на одну, максимум, две модели мотоциклов (из-за длины и конкретных углов фитингов), то шланги Venhill можно приспособить на что угодно (в номенклатуре фирмы аж 26 типов фитингов), главное – подобрать длину. С этим никаких проблем: у нас в продаже есть шланги длиной от 100 до 1700 мм с шагом 25 мм (а на заказ – и длиннее). Любой из этих 62 размеров может быть более чем десятка цветов. А можно воспользоваться спиралевидной пластиковой оплеткой и «раскрасить» шланг самому. В общем, «конструктор» позволяет собрать тысячи вариантов тормозных магистралей под абсолютно любой аппарат, а если стоит задача переоборудовать серийный мотоцикл полностью, то в каталоге есть и готовые киты для большинства распространенных моделей. Существует и «сервисный» комплект для мас-терских, в который входит изрядный запас шлангов ходовых размеров, фитинги, болты и прочие нужные мелочи. Модульная конструкция заметно дешевле в производстве, что, естественно, сказывается и на конечной стоимости. А в интернет-магазине можно «собрать» себе тормозную систему Venhill даже дешевле, чем самосборный ноунеймовый комплект.72moto.zr.ru март 2011 МАСТЕРСКАЯУБЕРЕЧЬ ПЛАСТИК МОТОЦИКЛА ОТ ПОПАДАНИЯ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ ОЧЕНЬ ВАЖНО. ИНОГДА ПОД ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕМ ОН ДЕЛАЕТСЯ ХРУПКИМ, КАК СКОРЛУПА. ДА И КРАСКА ОБЛЕЗАЕТ.12348 5 6 7 9шей машинки. В качестве примера могу сказать, что при установке на вид идентичного рычага от Yamaha R6 2000 года на R1 того же года, спустя несколько торможений произойдет неминуемая блокировка переднего колеса с последующим неизбежным падением. И это отнюдь не единичный случай. То же самое произойдет, если по каким-то причинам кончик рычага будет упираться в защиту руля, так часто устанавливаемую на эндуро (поэтому после падения стоит проверить, не сместилась ли скоба). Неподходящий или заклинивший рычаг не позволяет поршню в гидроцилиндре выйти до конца и открыть препускной канал в расширительный бачок. В результате нагревшаяся тормозная жидкость расширяется в замкнутом пространстве и самопроизвольно блокирует тормоз. Системы. Помимо классических мотоциклетных тормозных систем с раздельными органами управле-ния для переднего и заднего колес существуют и более продвинутые. Причем интересно, что логика их создателей порой диаметрально противоположна. Honda, например, на протяжении долгих лет применяет схему, при которой от рычага на руле работает только передний тормоз, а от педали – задний и, дополнительно, один поршень спереди. Фирма считает, что такая схема повышает чувство уверенности при торможении, особенно у не слишком подготовленных водителей. BMW Motorrad, наоборот, применяет схему, где от переднего рычага происходит торможение обоих колес, а от педали – только заднего. Логика BMW в том, что при прохождении поворота опытный водитель может корректировать траекторию задним тормозом. Системы ABS сегодня становятся скорее правилом, чем исключением. По своей конструкции они достаточно близки, и тем не менееона не смешивалась со свежей. 4. Перед тем как налить жидкость в бачок нужно найти для него горизонтальное положение, покрутив рулем. 5. При смене колодок стоит как следует почистить механизм. 6. При сборке не забывайте про противоскрипные пластинки колодок. На «неоригинале» их нет, поэтому не выкиньте оригинальные с изношенными колодками! 7. Направляющие суппорта время от времени необходимо проверять и смазывать. 8. Два шланга, приходящие на правый передний суппорт, – фирменный знак хондовской комбинированной системы тормозов. Не перепутайте их! 9. От правого суппорта запитан левый. Для такого пакета штуцеров – специальный длинный болт.1. На хорошо поработавших тормозных бачках винты часто прикисают насмерть. 2. Тогда единственный способ – сверлить. 3. Перед тем как прокачивать тормоза отсосите шприцем всю жидкость, чтобыобщих правил для их диагностики и прокачки не существует. Кроме, пожалуй, одного – не стоит начинать что-либо делать с тормозной системой с ABS, не имея четкого представления о том, как она устроена. Сломать ее, конечно, сложно, а вот запустить внутрь пару кубиков воздуха можно легко. А извлекать его оттуда – долго и, соответственно, дорого. На новом мотоцикле тормоза нужно обкатать. Это очень важно, так как тормозные колодки и диски должны притереться, чтобы прилегать друг к другу по всей площади контакта. На это обычно требуется около двухсот километров город-ской езды. Во время обкатки тормозите плавно и оставляйте себе запас на всякий случай. И напоследок. Тренируйтесь тормозить. Каков бы ни был ваш водительский стаж и навык, никогда не вредно немного потренироваться. Выезжая после перерыва, опробуйте тормоза своего мотоцикла и свои рефлексы. На пустом участке дороги сделайте несколько пробных экстренных торможений до полной остановки. Убедитесь, что вы уверено контролируете весь процесс от начала до конца, что останавливаетесь там, где планировали и после этого смело отправляйтесь на покорение дорожных просторов.74moto.zr.ru март 2011