SUZUKI DL650 V STROMкроссовер / – н.вр. / см³ / , л.с. / кг / – руб.ИСТОРИЯПрямых предков у «шестьсот пятидесятого стрёма» не было. На рубеже девяностых и нулевых на генеалогическом древе мотоцикла пошла в рост новая ветвь. Это были кроссоверы, мотоциклы, «заточенные» под пусть не очень быстрое, но комфортное перемещение своих седоков по дорогам «хорошим и разным». Все больше «мотоциклистовдальнобойщиков» переходили из разряда путешественников в прежнем и лучшем смысле этого слова в разряд туристов в смысле овощном. Им уже не требовались длинноходные подвески, спицованные колеса и огромные бензобаки, автономки по тундрам и саваннам стали уделом единиц, и производители, мгновенно отреагировав на тренд, выплеснули на рынок адекватные предложения. Первой «ласточкой» стала, разумеется, Honda Varadero, а через три года, поняв, что к чему, Suzuki явила миру свой «паркетник»: DL1000 V-Strom. И вот тут-то и начинается история нашего героя. Через два года после дебюта «литра» свет увидел облегченный и более универсальный вариант ультимативного «слона» – DL650 V-Strom.ЗАЧЕМНЕ СТРЁМНЫЙ «СТРЁМ»текст Павла КУРЛАПОВА, фото Евгения БОБРИКОВА и из архива редакцииМотоцикл для шоссе – совсем необязательно куча пластика, низкопрофильные шины и рядная четверка с трехзначной цифрой мощности. Потому что далеко не все шоссе могут похвастать гладью, воспетой поэтами дорог.2002 годDL1000 V-StromДебют модели (DL650 K4) Мощность двигателя: 66.6 л.с. при 9000 об/мин., 63,1 Нм при 7600 об/мин. Снаряженная масса 217 кг. Модификация DL650 K7 Для оптимизации сгорания смеси каждый цилиндр получил еще по одной свече зажигания. Опционально мотоцикл стали оборудовать системой ABS. В последующие годы каких-либо серьезных конструктивных изменений не вносилось.2004 годDL650 V-StromПоявившись на свет как более легкая альтернатива «литру», «650-ка» оказалась во многом гораздо удачнее своего старшего брата. Маленький «стрём» на 16 килограммов легче «старшого», а его мощность почти на треть меньше, однако по динамике «до сотни» и по максимальной скорости они практически не отличаются. Рецепт оказался прост: В раму от «литра» «воткнули» двигатель от хорошо зарекомендовавшего себя дорожника SV650 практически без обычной для такой конверсии дефорсировки (мотор потерял всего-навсего 3 л.с.). Отсюда задиристый и бодрый характер двигателя, огромный запас прочности ходовой. Плюс относительно небольшая высота по седлу (820 мм) прямая посадка, широкое «туринговое» седло и малый весCЕМЕЙСТВО V-STROM СТАЛО ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ КЛАССА «ПАРКЕТНЫХ» ЭНДУРО ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЙ.сделали «650-ку» даже популярнее своего «старшего брата». Еще одним неоспоримым преимуществом перед «литром» стал более чем скромный расход топлива. Если DL1000 c аппетитом «выпивает» 7–9 л/100 км, то «мелкий» довольствуется 5,7–6,8 л на «сотню». При равных объемах баков (как и рама, 22-литровый бак «650-го» позаимствован у «литра» без изменений), пробег «малого» составляет внушительные 360–380 км. Словом, если сам факт обладания «литром» не является первостепенным, то DL650 будет более разумным выбором как для «дальнобоя», так и для каждодневных городских поездок.36moto.zr.ru март 2011 ‣ ДОСЬЕ ПОКУПАТЕЛЯ: SUZUKI DL650 V-STROM с.36, НОВОСТИ с.41, МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ ЭКИП ДЛЯ ЛЮБОЙ ПОГОДЫ с.42, ЭКИПИРОВКА DRAGGIN’ JEANS с.44РЫНОКМасляный радиатор хоть и оборудован защитной сеткой, имеет шанс «схлопотать» камнем из-под своего же колеса. Еще один аргумент в пользу защиты картера. Выпускная труба переднего цилиндра – самая низкая точка «подбрюшия», а значит первой будет страдать в оффроуде от камней и коряг, если ее не прикрыть защитой. «Стром», как «честный» кроссовер тяготеет к асфальтовым комплектующим. Педали КП и тормоза отлиты из хрупкого алюминия, а значит могут легко сломаться при падении.ГДЕ ИСКАТЬЦеновая политика компании Suzuki применительно к серии DL более чем гуманна. «Вэ-Стромы» вообще считаются одними из самых бюджетных вариантов среди себе подобных, а учитывая тот факт, что модель достаточно свежая и продавалась как официалами, так и серыми дилерами с самого первого года производства, сейчас наибольшее число предложений на вторичном рынке несет пометку «с пробегом только по РФ». Это довольно нетипичная ситуация для России, ведь большинство мотоциклов любого класса, рабочего объема и ценовой категории все же начинали свою дорожную «жизнь» за кордоном. И не стоит опасаться «стрёмов», всю жизнь «проживших» в России. Этот мотоцикл редко покупают как первый, а в силу дорожно-туристической на-Регулировка поджатия пружины заднего амортизатора осуществляется без инструмента. Кстати, в отличие от «литра», здесь регулируется и поджатие пружин «вилки».Литой багажник достаточно массивен, чтобы нести серьезный груз. А единственная выпускная труба – главный способ отличить «650-ку» от «литра», у которого их – две.Труба руля гнется даже от падений «с подставки», так что замена, например, на кроссовый Renthal будет более чем оправдана.правленности им редко интересуются и гонщики, способные быстро и качественно угробить технику, и серьезные эндуристы, обладающие такими же способностями, но не в силу дурной головы, а по причине жесточайщих условий эксплуатации в самых далеких медвежьих углах. Более того, гораздо чаще, чем любой другой мотоцикл, можно найтине очень молодой V-Strom со смешным пробегом в несколько тысяч км. Люди за сорок часто выбирают этот мотоцикл, но байкер в них так и не рождается вновь. Ценовой диапазон на «младший Strom» колеблется в пределах от 200 тыс. руб. за мотоциклы первых годов выпуска и до 400 тысяч за экземпляры «этого года», чтовплотную приближается к розничным ценам на новые аппараты в салонах, так что особого экономического смысла в покупке 1–2 летнего мота нет. С продажей «стрёма» проблем возникнуть не должно, хотя, конечно, спрос на него, особенно учитывая никак не спадающую у нас «литроманию», заметно ниже, чем на болеемарт 2011 moto.zr.ru37 ДОСЬЕ ПОКУПАТЕЛЯSUZUKI DL650 V-STROMруб. Печально лишь то, что методов профилактики этого недуга нет. Погружной насос невозможно оборудовать какого-либо рода предфильтром, и сетку топливозаборника приходится чистить в среднем раз в 15–25 тыс. км, что зависит от качества бензина. «Умерший» стартер. Проблема, напрямую связанная с описанной выше, может скрываться в контактах кнопки. Из-за плохого запуска мотора, вызванного засором бензонасоса, в результате многочисленных и долгих «мучений» стартера, контакты кнопки, которые не только включают электромотор, но и размыкают цепь головного света, подгорают. Проблема диагностируется «прозвоном» цепи, а устраняется чаще всего зачисткой контактов. Еще одна причина «молчащей» кнопки стартера – неисправность датчика выключения сцепления, расположенного на рычаге, ведь «сузучья» электросистема позволяет запустить стартер только с выжатым сцеплением. «Тонкая кость». Мотоцикл чувствителен к ударам. В первую очередь при выборе и при эксплуатации мотоцикла обращайте внимание на колеса. Даже незначительная выбоина в асфальте на вполне «мирной» скорости 60–70 км/ч способна сделать в литом ободе серьезную вмятину, а то и расколоть его. А прокатка даже слегка деформированного диска может привести к трещинам, так что и легкие повреждения ободьев – причина для веского торга, или отказа от покупки, тем более что ввиду стандартности болезни, найти «бэушные» колеса очень сложно. Столь же беззащитным является руль. Зачастую труба руля гнется даже от безобидного вроде бы падения мотоцикла с подставки, не говоря уже о более серьезных «полетах». В принципе хлипкая труба без особых усилий выпрямляется обратно даже без инструмента, но лучше заменить его на какой-либо аналог с более крепким «характером». Еще одно слабое место – «паук», на котором собрана «морда». Передок мотоцикла перекашивается даже от легких падений. Уж слишком большая масса висит на неоправданно ажурной детали, так что «перекошенная морда» – повод искать более серьезные следы падения. Кроме того, придать «пауку» первоначальную форму весьма сложно, так что восстановить геометрию «морды лица» мотоцикла можно, только заменив деталь. Как правило, к 30 тыс. км пробега рассыпается подшипник ведомой звезды на заднем колесе. Так что если на одометре претендента на покупку цифра близка к обозначенной, стоит поинтересоваться у хозяина, не менял ли он указанную деталь. Естественно, если «тридцатник» случился уже в собственных руках, лучше узел продиагностировать. Сам подшипник стоит не так дорого, а заменить его можно и в гараже при наличии минимального набора инструмента и не совсем кривых рук. Дуги, слайдеры, поддон. Наличие всевозможных защит на мотоцикле можно считать жирным плюсом не только с эстетической, но и с практической точки зрения, особенно учитывая предыдущий пункт. Нижняя защита (даже пластиковая) может спасти не только выхлопную трубу переднего цилиндра, образующую низшую точку мотоцикла, но и масляный радиатор, датчик давления масла и картер, у которого нет поддона как отдельной детали. Дуги спасут не только дорогой пластик, но и тонкие, отлитые из алюминиевого сплава педали КП и тормоза, а защита рукояток руля, установленная вместо штатных «лопухов», поможет сберечь руль, распределив ударную нагрузку.ЧТО СМОТРЕТЬ СНАЧАЛА И ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ ПОТОМГрохот корзины сцепления. Проблема, общая для обоих «стрёмов». Грохот, слышный на холостых оборотах и пропадающий или заметно стихающий с выжимом сцепления, говорит об износе подшипника корзины и его гнезда. В особо запущенных случаях шум слышен даже на ходу. Этот дефект имеет несколько причин. Во-первых, налицо конструктивный дефект – узел явно слаб. Во-вторых, это может говорить об использовании некачественного масла или несвоевременной его замены, особенно, если пробег мотоцикла невелик. И в-третьих, это косвенно свидетельствует об агрессивной манере вождения предыдущих владельцев. Однако нужно помнить, что рано или поздно, корзина начинает греметь на всех V-Strom, а при выборе мотоцикла это может быть лишь аргументом для сброса цены, ведь лечится дефект только заменой корзины, что вместе с работой выливается примерно в 17–20 тыс. руб. Если же громыхающую корзину вовремя не заменить, люфтящий узел разобьет посадочное место подшипника, а стоимость замены картера уже сопоставима со стоимостью еще одного «стрёма». Затрудненный холодный пуск, пониженные или плавающие холостые, перебои в работе двигателя, вялая реакция на «газ», снижение максимальной скорости и динамики разгона. Если мотоцикл проявляет эти симптомы, это еще не значит, что мотору «хана» и нужно отказываться от полудохлого экземпляра. Скорее всего, засорился сетчатый фильтр топливоприемника бензонасоса. Эта «болезнь» присуща как «650-ке», так и «литру» и может поразить мотоциклы даже с пробегом в 8–12 тыс. км, не говоря уже о ветеранах. Убедиться в том, что проблема в засоренном топливоприемнике, можно, измерив компрессию в цилиндрах, и если этот параметр в норме (10–11 кгс/см2), проверить давление в топливной магистрали. Бензонасос должен «дуть» 2 атмосферы. Если меньше, надо чистить. Сами топливные насосы вполне живучи и редко выходят из строя, а прочистка сетки насоса и форсунок в мотосервисе обойдется примерно в 3–5 тыс.КОНКУРЕНТЫBMW F650GSKAWASAKI VERSUSОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СТОИМОСТЬ ЗАПЧАСТЕЙ Suzuki DL650 V-Strom«Грунтовые» тормоза на асфальте требуют больших усилий на рычаге и педали.НаименованиеОригинальные запчасти, руб.Неоригинальные запчасти, руб. – – – 3500 1000 (NTN) 6400 (Crazy Iron) 180 EUR (SW-Motech)2008 – н.вр.370–530 тыс.руб. громкие модели, и колеблется в течение года. Тем не менее Strom точно не ляжет мертвым грузом в гараже, и свой покупатель на него найдется достаточно быстро, а учитывая то, какими темпами растет популярность подобного класса мотоциклов в России, можно прогнозировать лишь рост спроса в ближайшие годы.ЧТО ПРИКУПИТЬ2007 – н.вр.250–378 тыс.руб. и найти его можно в каталогах всех ведущих фирм. После оборудования мотоцикла «латами», стоит обратить внимание на переднюю вилку, которая имеет далеко не лучшие характеристики. Это замечают даже начинающие, неизбалованные райдеры. Проблему «невнятной» вилки решают прогрессивные пружины и подбор вязкости масла. Набор для модернизации вилки можно найти, например, у фирмы ProgressivE Suspension. Разумеется, широк выбор и всякого рода туристических и скрашивающих жизнь «примочек» – от кофровых систем, туринговыхКорзина сцепления в сборе 12 000 Диск переднего 20 000 колеса 8000 (б / у) 7600 «Паук» 4000 (б / у) Руль 2500 Подшипник 1200 ведомой звезды Защитные дуги – –Разумеется, приступая к тюнингу свежеприобретенного «стрёма», начинать нужно с недостающих элементов защиты. Выбор тюнинга подобного рода для DL весьма широкстекол и гелевых сидений до прямоточных глушителей и «пауэер коммандеров». Все это благодаря распространенности модели в Европе.Мотоцикл для съемки предоставлен салоном Major City.Защита картераЗапчасти, преимущественно имеющиеся в наличии. Запчасти, иногда присутствующие в наличии. Запчасти, преимущественно привозимые на заказ.38moto.zr.ru март 2011 ВЫИГРАЙ ВМЕСТЕ С !Заполни анкету ию и вышли в редакцпризыкаждый месяцШЛЕМLS2 FF350-1от компании «Мир моторов» БОТИНКИralf Ringer urbanот компании Ralf Ringer ДОЖДЕВИКHORTON X79806 003от компании LMTRADE ПЕРЧАТКИIXS Hidalgo x40415от компании LMTRADE СУМКА ВОДОНЕПРОНИЦАЕМАЯHEPCO&BECKERот компании AM-TOURING IШЛЕМAGV K-3ВИСКИот компании «Фудзи Моторс»PEUGE GEO 25OT 0от комп ан www.p ии Peugeot S eugeo t s c cooters ooters.ruУсловия конкурса и анкету смотри на обороте страницы. Призы, которые необходимо подбирать по размеру, могут быть заменены на аналогичные по назначению.Победитель конкурса обязан уплатить налог в размере 35% с суммы приза, превышающей 4000 руб.JACK DANIEL`Sот компании Brown-Forman МОЙКА3.960M PLот компании KÄRCHERК УДЕРЖИВАЮЩИЙ КОВРИ А ОН ЕФ ДЛЯ ТЕЛ ПРИЗУ В ПОДАРОК К КАЖДОМУ TEC INO ии пан от ком анкетаучастникаПОдрОбнОсТИ нА www�zr�ruПериод проведения конкурса – с октября 2010 г. по март 2011 г. В ежемесячном конкурсе принимают участие анкеты, поступившие в редакцию до первого числа месяца, следующего за выходом номера. Все присланные в течение шести месяцев анкеты участвуют в конкурсе на суперприз – скутер Peugeot Geopolis RS 250.Заполни анкету и отправь ее по адресу: с пометкой «Мото – конкурс».107045, Москва, Селиверстов пер., д.10, стр.1В конкурсе участвуют только полностью заполненные анкеты.Адрес������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������республика, область, край город�����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������индекс улица, дом, кв�ФИО �������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������� Телефон �������������������������������������������������������������������������������������������������e-mail �������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������1. Есть ли у вас мотоцикл? 2. Сколько стоит ваш мотоцикл? 3. Пол 4. Возраст 5. Образование: 6. Социальное положение:данет руб.мужской летженскийнезаконченное среднее и ниже незаконченное высшее руководитель студент специалист пенсионерсреднее высшее служащий домохозяйкасреднее специальноерабочий нет ответа безработный7. Весь ли журнал «Мото» вы прочитываете? 8. Регулярно ли вы читаете журнал «Мото»? 9. Как Вы приобретаете журнал «Мото»? 10. Где Вы покупаете журнал «Мото»? 11. Легко ли найти журнал в продаже?весь больше половины только отдельные статьи каждый номер каждый третий номер по подписке беру у друзей, знакомых книжные магазины или павильоны АЗС не покупаю да нет руб. нет руб. каждый второй номер реже, чем раз в квартал покупаю читаю в интернете киоски или лотки супермаркеты, магазины12. По какой цене вы покупали этот экземпляр журнала? 13. Важна ли для вас цена журнала?да14. Укажите цену, выше которой вы не заплатите за журнал «Мото»15. На отдельном листе кратко опишите, что вас связывает с мотоциклами (не более 200 слов).