ТЕСТ-ПРОБЕГКИТАЙСКАЯ ТЕХНИКА В АСТРАХАНСКИХ ПЕСКАХПятнадцать лет назад журнал «Мото» собрал мототуристов страны в первый «Караван» – экстрим-рейд по степям и пустыням. Мы тогда и не подозревали, что традиция выживет на одном энтузиазме. Но – выжила, и вот астраханскийПЕСКОДРОМ ОТМЕЧАЕТ ЮБИЛЕЙтекст Ивана КСЕНОФОНТОВА, фото автораКоманда «Мото» уже не впервые в этом пробеге испытывает новые китайские аппараты. В отличие от модернизированного Lifan LF200GY-5, 400-кубовый эндуро «С-Мото 400» был тогда одной из первых «ласточек» такой кубатуры. И понятно – «котом в мешке». Ну а скутер Stels Tactic 100 – вообще шел вне зачета. Но о нем разговор особый. Распаковав доставленную технику, наездили по окрестностям более 100 км в режиме обкатки. С мотоциклами все ясно – так быстро их не сломать, вол-А В ПОСЫЛКЕ ТРИ «КИТАЙЦА»…новал скутер – пойдет ли по пескам? Но, во-первых, испытания в условиях максимальных нагрузок быстрее всего позволяют выявить достоинства и недостатки. А вовторых, подобные прецеденты с положительным результатом уже случались. Так пуркуа бы и не па? Конечно, не на любом скутере поедешь в песок, но «Тактик», по предварительным прикидкам,подходил: мощность 100-кубового «двухтаткника» вполне достаточна, а 12-дюймовые колеса «обули» в специальные шины Heidenau K-58. Их глубокий протектор спроектирован немецкими спецами для езды по скользким трассам, в том числе зимой. Немаловажную роль в их выборе для песка сыграла ширина шины 130 мм – предельная для ходовой части скутера.И вот настало время кульминации теста – двухдневного выезда в пески на, как минимум, 350 км. Удалиться на большее расстояние не давала автономность по бензину – технички не было. И так для двух дней пути пришлось вести полуторный, по сравнению с емкостью баков, запас. И все для похода: палатку, спальники, коврики, газовую горелку, воду и еду.C MOTO 400эндуро / / см³ / л.с. / кг / руб.LIFAN LF200GY 5эндуро / / см³ / л.с. / кг / руб.STELS TACTIC 100скутер / / см³ / , л.с. / кг / руб.30moto.zr.ru март 2011 ХОДОВОЙ – ЗАЧЕТ! Нагрузили «С-Мото 400» основательно – к этому располагала обширная багажная площадка позади короткого сиденья. Сделав вид, что не смогли прочитать надпись на английском «нагрузка не более 5 кг», привязали 20-литровую канистру с горючим, рюкзачок со спальником и коврик. Хотя высоко расположенный груз не улучшал управляемость на пес-ке, в то же время он особенно не ухудшил работу подвесок и тягу аппарата. Самое яркое впечатление от мотоцикла оставила работа подвески. Вилка (перевернутого типа) – с полным набором регулировок, но подбирать их не пришлось: и с заводскими настройками она работала превосходно. То же относится и к заднему моноамортизатору,правда, там трудно что-либо изменить. Днем температура достигала +35 °С, но электровентилятор исправно включался, и проблем с охлаждением двигателя не возникало. Как не было их и с электропуском, хотя отсутствие кикстартера на эндуро нервировало. Оказался на редкость удобным широкий дюралевый руль, он выше,чем принято на японских внедорожных аппаратах. А вот седло жестковато, под «пятой точкой» ощущалась какая-то железка. Видимо, так сделано в учебных целях – чтобы гонщик не рассиживался, а ехал технично, стоя на подножках. Цепь «О-ринг» – прорыв в китайском мотопроме; она практически не вытянулась.«ЧЕТЫРЕХСОТКА» ПРИЯТНО УДИВИЛА РАБОТОЙ ПОДВЕСОК И ОБИЛИЕМ РЕГУЛИРОВОК. В ЗАЧЕТ – И ВЫСОКИЙ РУЛЬ. В МИНУС – СЛИШКОМ ЖЕСТКИЙ «НАСЕСТ».Базовый лагерь – местечко на берегу реки Кигач (рукав Волги) неподалеку от Астрахани. Привлекает близость песков, а остающихся в лагере – потрясающая рыбалка. Время сбора – начало сентября, когда спадает зной, не так беспокоят комары, а овощи и фрукты вызревают и обесцениваются. Один из ритуалов «Каравана» – общее построение, объезд строя и фраза принимающего парад: «Всем караванить!». Другой ритуал – тщательная уборка лагеря от мусора, – приятно приезжать на следующий год. С годами техника стала разнообразнее и ее вид изменил характер самих «Караванов». Если сначала выезжали одной большой группой на 4–5 дней со всем походным скарбом, то теперь боль-шинство выездов – однодневные «прострелы» малыми коллективами с минимумом вещей. Зато такие группы проходят за день в гоночном ритме более 300–400 км – прекрасная тренировка не только для новичков. Неудивительно, что многие «караванщики» – титулованные спортсмены, как например Андрей Широков, чемпион Россиигруппа прибыла из Ярославля: байк-клуб «Черные медведи» – постоянный участник последних «Караванов», и несмотря на все атрибуты байкерского движения, им не чужд дух эндуро. Привезли с собой и раритет – «Урал» с приводом на коляску. Подобный набор техники можно встретить разве что на уникальном клубном зимнем рейде «Медведь-шатун». по эндуро. урить приехали краснодар15-й «Караван» собрал около ста Поэнд соседи из Майкопа, у них их и цы ды, Волог человек из Астрахани, наиболее свежие и «заряженВолгограда, Краснодара, Майкоопа, Москвы, Пензы, Сарат ва, Петербурга, Тулы, Ярославля. Самая большаяные» аппараты. Юрий из клуба «Тулица» – старейший участник всех «Караванов», если не считать автора этих строк. Сначала туляки испытывали в песках продукцию «Туламашзавода» – мотоциклы ТМЗ, мокики «Фрегат», позже ушли в профессиональный спорт и теперь одни из лидеров в гонках мотардов. Подростковый центр «Форсаж» из поселка Светлый Саратовской области в рейдах – с 1999 года. Николай Васильев, как всегда, привез лучших из учеников центра.За эти годы они выросли от простых «Минсков» до хорошо оборудованных «Джебелей». А Феликс из Пензы приехал на «Урале» своим ходом. При этом отметился встречей с местной коровой, после чего вилку правили ударным методом – о ствол дерева. Кстати, такое же действо совершали во время первого «Каравана», только тогда самарский пилот Каравашкин провел несколько недель в челкарской больнице. Но Феликсу повезло, а корова скрылась с места ДТП.март 2011 moto.zr.ru31 тест-пробегкитайская техника в астраханских пескахС-Мото 400приборка C-MOTO слишком уж аскетична. не хватает (в порядке убывания значимости): индикации включенной передачи, тахометра и суточного одометра.Двигатель очень компактный, даже лишен кикстартера. Очень низкий цилиндр. свеча легкодоступна. Охлаждение – электровентилятором.Эндурная классика: легкосплавные маятник и обода, спиральный натяжитель цепи. использована цепь «О-ринг».весь свет – на левой рукоятке. по старой традиции предусмотрен главный переключатель: фара–габариты–«всё выкл.».Lifan LF200GY-5приборы LF200 хорошо читаются. в отличие от C–Moto 400 здесь есть и тахометр, и обнуляемый одометр.нижневальный мотор неприхотлив и в кубатуре 200 см3, благодаря балансирному валу (в переднем «аппендиксе»), избавлен от вибраций.Для перевозки поклажи аппарат не очень-то приспособлен.выступающие ребра декоративных накладок бака смотрятся ярко, но натирают ноги.SteLS TacTic 100Жидкокристаллические приборы, как и «карбоновая» отделка – дань моде. но тахометр читается с трудом.Задний амортизатор с пружиной с переменным шагом и регулировкой преднатяга отлично показал себя в пробеге.пятилитрового бензобака по песку хватает на 70 км. Без канистры – не жизнь.короткое седло отлично подходит для путешествующих в одиночку. а дополнительный багаж можно разместить как на полике между ног, так и перед кофром.РАБОЧИЙ ВЕРБЛЮД. Родным и понятным показался Lifan LF200GY-5. Тон впечатлениям задавал, несомненно, двигатель, а он проверен «временем и народами». Прототип, CG125, хондовцы разработали ещев середине 70-х, по распространенности и «клонированности» он лишь немного уступает «кабовским» движкам. Наверное, основу его «дружелюбного» характера составляет нижневальная схема ГРМ, при-чем для упрощения конструкции применен лишь один кулачок. Он через две пары коромысел и штанги управляет двумя клапанами в головке. Мотор получился компактный, легкий, надежный, а особен-ности схемы ГРМ не позволяет сильно его форсировать и «нагружать тюнингом». Правда, китайские конструкторы все же увеличили кубатуру до 200 см3, а два года назад установили балансирный вал,32moto.zr.ru март 2011 и о вибрациях, донимавших владельцев прежних моделей, теперь можно забыть. Рама – разомкнутая (как было на Honda CG125), поэтому ожидать от нее жесткости не приходится. Перья вилки с виду хлипковаты, зато защищены гофрами. Задняя подвеска как‑то работает; тормоза – «дисково‑ барабанные»; «обут» эндуро в шины наи более распространенного для бездорожья размера (21 и 18 дюймов). В общем, мотоцикл совершенно не пафосный, но привлекательный по цене (менее 70 000 руб.), простой и надежный. Раньше таким был « ИЖ‑Планета» (на селе они живы до сих пор), поэтому не удивлюсь, если этот «китаец» первым пропи шется в российской глубинке. В пробеге он ехал в общем темпе, причем когда водитель «400‑ки» вконец уставал, то, пересаживаясь на GY‑5, он мог ехать дальше. Правда, на асфальте его «максималка» не доходила до «сотни», в то время как «400‑ку» раскрутили до 140 км / ч – все же 30 сил дают о себе знать!ПОДСЧЕТ ПОТЕРЬ. В конце пробега оценили потери. Самая серьезная – у «400‑ки»: лопнули четыре спицы на заднем колесе, и обод стал слегка бить. Хотя на вид конструкция ступицы «правильная», сами спицы тонковаты. Также лопнуло украшение зад‑ ней части – ажурный дюралевый кронштейн номерного знака. Стал слегка туговат руль, как будто кто‑то тайком прикрутил рулевой демпфер. Из конструктивных недостатков – нет защиты радиатора ни от грязи, ни от камней из‑под колеса. Хорошо, здесь был песок! Также скудновата «приборка»: нет тахометра (с шестью передачами немудрено запутаться) и обнуляемого одометра. Расход топлива приличный (на песке около 7–8 л «на сотню»), а емкость бака маловата, его в тяжелых условиях не хватило на 100 км. В лагере ходовые качества мотоцикла оценил чемпион России по эндуро Андрей Широков. По его мнению, аппарат очень достойный, особенно подвески, ехать удобно, а «боевая прыть» мотора находится на уровне среднестатистического «японца» кубатуры «250». «Лифан» донимал, точнее, напоминал о себе мелочами. Нескладывающиеся лапки рычагов тормоза и переключения гнулись при контакте о края колеи, педаль тормоза норовила слететь. Неоднократно подтягивали цепь, потерялись три гайки, оказался ТЕСТ-ПРОБЕГ«КАРАВАН–2010» ОТНЮДЬ НЕ БЫЛ ЛЕГКОЙ ПРОГУЛКОЙ. ТЕХНИКУ НАГРУЗИЛИ «ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕ».ная сверху 30-литровая канистра, куда засунули бутылки с бензином и водой. Такая загрузка оказалась удачной – не мешала управлению, все было под рукой и ничего не терялось. Предусмотренные изготовителем в переднем щите ниши для ног как будто специально задумывали для езды по песку – в любой момент ноги можно отвести вперед и в стороны. В то же время передний щит защищал ноги от колючек, росших по краям дороги. В общем, поездка оказалась достаточно комфортной, чему способствовали подвески – думаю, одни из лучших среди скутерных. Вилка – с «гидравликой», а задний амортизатор, хоть и одинок, но с «прогрессивной» пружиной с регулировкой преднатяга. Приятно, что в скудном комплекте инструмента оказался ключ для его регулировки, который действительно пригодился. Самое значительное неудобство – истошно скрипящий передний тормоз, словно металл трется по металлу. Непонятный «косяк» всплыл после прохвата по асфальту к базовому лагерю. Тогда, не сбрасывая газа, проехал около 100 км (скорость 75–80 км/ч), а когда остановился, обнаружил, что двигатель ключом не заглушить. Пришлось сдергивать колпачок со свечи. Но самое яркое впечатление от поездки на скутере по песку – это темпы осушенияС МОТО 400данные производителяLIFAN LF200GY 5данные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕ > ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год Сухая масса, кг Длина × ширина × высота, мм База, мм Дорожный просвет, мм Объем бензобака, л 2010 145 2155×880×1215 1400 300 9 Модельный год Сухая масса, кг Длина × ширина × высота, мм База, мм 2010 122 2200×860×1220 1450> ДВИГАТЕЛЬТип 1-цил., 4T ГРМ ОНV, 4 клапана на цилиндр Рабочий объем, см³ 197 Макс. мощность, л.с. при об/мин 16/8000 Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 14,5/6500 Система охлаждения воздушная Система запуска электростартер и кикстартер> ДВИГАТЕЛЬразбитым сайлентблок крепления подножки к раме, полопались крепления пластмассовых боковин. Порадовал же довольно низкий расход топлива (около 5 л/100 км), приборная панель с тахометром (который, замечу, здесь не очень-то нужен) и обнуляемым одометром. В общем, LF200GY-5 оказался совершенно адекватным цене – типичная «рабочая лошадка». скутера Stels Tactic 100 переросли в показательное выступление. Вопервых, он единственный «все свое вез с собой»: палатку, спальник, коврик, газ и кухонную утварь, расширенный набор инструмента и компрессор, 7 литров бензина и 3 литра воды. Во-вторых, мало кто из «караванщиков» верил, что ЭТО сможет проехать по пескам.ОН СДЕЛАЛ ЭТО! А вот испытанияНа самом деле секрет техники езды на скутере по песку чрезвычайно прост и заключается в двух правилах: держать полный газ и не спускать ног с полика. Главное – ехать по неразбитому в колее песку. Что удобно на «Тактике», так это посадка. Короткое седло как будто специально создано для одиночных путешественников: между седлом и кофром удается привязать дополнительный багаж. В данном случае – 3-местную палатку и свернутый коврик. В кофре поместился спальник и всякая мелочевка. А сам кофр поразил тем, что… не оторвался, хотя колбасило скутер из-за малых колес и короткоходных подвесок немилосердно. Потребность разместить где-то бензин и воду подтолкнула к мысли использовать большое пространство полика между ног. Была прикреплена обрезан-Тип 1-цил., 4T ГРМ ОНС, 4 клапана на цилиндр Рабочий объем, см³ 387 Макс. мощность, л.с. при об/мин 30/н.д. Система охлаждения жидкостная Система запуска электростартер> ТРАНСМИССИЯСцепление Коробка передач Главная передача многодисковое, в масляной ванне 6-ступенчатая цепь> ТРАНСМИССИЯСцепление Коробка передач Главная передача многодисковое, в масляной ванне 5-ступенчатая цепь> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРама Передняя подвеска дуплексная, сталь телескопическая вилка Задняя подвеска маятниковая, с моноамортизатором, регулировка преднатяга Тормозная система гидравлическая Передний, задний диск, тормоз 2-поршневая скоба Передняя шина 3,00–21 Задняя шина 4,60–18> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРама Передняя подвеска дуплексная, сталь телескопическая вилка Задняя подвеска маятниковая, с моноамортизатором, регулировка преднатяга Тормозная система гидравлическая Передний тормоз диск, 1-поршневая скоба Задний тормоз диск 1-поршневая скоба Передняя шина 2,75–21 Задняя шина 4,10–1834moto.zr.ru март 2011 В целом тест на астраханском пескодроме выдержали все три «китайца», проехав в общей сложности более 600 километров. Думаю, при эксплуатации в обычных условиях (особенно для скутера), эту цифру можно умножить минимум на пять.бензобака. Объемом чуть более 5 литров, он опустел уже через 70 км.Благодарим компании «С-Мото» и «Веломоторс» за предоставленную технику и ООО «Моторизация» за шины для скутера. И надеемся продолжить караванные традиции в 2011 году.STELS TACTIC 100данные производителя> ОБЩИЕ ДАННЫЕМодельный год Сухая масса, кг Длина × ширина × высота, мм База, мм Высота по седлу, мм Объем бензобака, л 2010 94 1800×702×1085 1275 740 4,8> ДВИГАТЕЛЬТип 1-цил., 2T ГРМ ОПК Рабочий объем, см³ 98 Макс. мощность, л.с. при об/мин 5,9/7000 Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 3,16/4000 Система охлаждения воздушная, принудительная Система запуска электростартер и кикстартер> ТРАНСМИССИЯСцепление Коробка передач многодисковое, в масляной ванне вариатор> ХОДОВАЯ ЧАСТЬРама Передняя подвеска хребтовая, сталь телескопическая вилка Задняя подвеска маятниковая, с моноамортизатором, регулировка преднатяга Тормозная система гидравлич./мех. Передний тормоз диск, 1-поршневая скоба Задний тормоз барабан Передняя шина 120/70–12 Задняя шина 130/70–12