Know-howэволюция фары– Ь Т И Т Е В СЭто одно из устройств, которые «на скорость не влияют». Но в повседневной жизни без него не обойтись. Потому что фара для мотоцикла – это герб, на котором начертано:ВСЕГДА!текст Александра ВОРОНЦОВА, фото из архива редакции54moto.zr.ru март 2011 ГАЗОВАЯ АТАКАВ одном изобретателям мотоцикла повезло: им не пришлось создавать все с нуля. В том числе и системы освещения. Потому что люди передвигались по Земле не одну тысячу лет, и не только при свете Солнца. Конечно, факелы для установки на мотоциклы подходили плохо. Так же, как и фонари со свечами, и масляные светильники. К счастью, уже в конце XIX века был разработан мощный и компактный источник света – ацетиленовый (или карбидный) фонарь. Он состоит из двух частей: генератора ацетилена и собственно фары. Генератор – это вертикальный бочонок, в верхней части которого находится резервуар с водой, а в нижней лежит карбид кальция. Водитель открывает краник, вода начинает капать на карбид, и в результате химической реакции образуется горючий газ – ацетилен. Он по трубке поступает в фару, где и сгорает в горелке. Регулируя подачу воды, регулируем и интенсивность освещения.Устройство ацетиленового генератора: A – заливная горловина; B – регулировочная гайка; C – газоотводная трубка; D – фильтрующая прокладка; E – прокладка; F – игольчатый клапан; G – прокладка; H – карбидная камера; I – сетчатая трубка.СВЕТ АЦЕТИЛЕНОВОГО ФОНАРЯ ПО СВОЕМУ СПЕКТРУ БЛИЗОК К ДНЕВНОМУ СВЕТУ.март 2011 moto.zr.ru55 Know-howэволюция фарыЗапаса воды в компактном мото циклетном фонаре хватало на часдругой, после чего его следо вало перезарядить, прочистить горелку и зажечь снова. Зато по ставив мотоцикл в гараж, фонарь можно было взять с собой, осве щая дорогу до дома. И свет от горящего ацетилена близок к бе лому и очень яркий: лучшие фо нари били больше чем на сотню метров.Мотоциклетные ацетиленовые фонари, как правило, представляли собой коМпактную конструкцию, в которой были объединены газогенератор и фара.Уже в ацетиленовом фонаре появились две важнейшие дета ли. Это параболический отража тель, собирающий свет в единый пучок, направленный вперед. А также стекло фары, покрытое призматическими линзами – они не дают уходить свету вверх, рас сеивая его по сторонам. Как правило, ацетиленовые фонари не входили в стандартное оснащение мотоцикла – их либо покупали «на стороне», либо за казывали дополнительно (первой предложила такую опцию бельгий ская компания FN для своего четы рехцилиндрового мотоцикла в 1904 году). Продержалось газовое осве щение до конца 20х годов, на де сятилетие дольше, чем на авто мобилях – всетаки полноценная электрическая бортовая система, питающая и фару, долго представ лялась слишком сложной и дорогой для двухколесной машины.век электричестваХотя на электромобилях аме риканской компании Columbia электрическое освещение приме нялось еще в 1898 году, лампоч ки с угольной нитью накаливания по патенту Томаса Эдисона были малопригодны для транспорта – слишком уж боялись вибрации. Но в начале ХХ века русский электротехник Александр Лоды гин предложил делать нить из ту гоплавкого металла – вольфра ма. В 1906 году патент Лодыгина купил американский концерн General Electric и наладил массо вое производство таких ламп. Первый мотоцикл, получивший электрическую фару – американ ский Indian Hendee Special 1914 года. Это был уникальный «элек трифицированный» аппарат: по мимо фары, на нем стоял задний фонарь с электролампочкой, электрический звуковой сигнал и даже электростартер! Вот толь ко питалось все это хозяйство от аккумуляторов, которые на ходу не подзаряжались. Поэтому бата рей было две: когда разряжалась одна, со второй можно было до браться до дома. Такой вариант скорее дискредитировал идею электрического освещения, чем популяризировал ее… Так что массовая электрифика ция освещения мотоциклов нача лась лишь после Первой мировой войны – когда электротехничес кие компании освоили производ Первый электрифицированный мотоцикл – Indian Hendee Special 1914 года.ство сначала магдино (магнето с дополнительной обмоткой для питания электрооборудования), а затем и полноценных мотоцик летных генераторов. А оконча тельная победа электрического света произошла в начале 30х годов – когда его потребовали применять уже на законодатель ном уровне.Скорости мотоциклов росли, что требовало применения все более мощных фар. С другой стороны, на дорогах стало все больше встречных экипажей, во дителей которых ослеплять не следовало. Так возникла идея пе реключения дальнего и ближнего света. На автомобилях поначалу использовались даже механичес кие экраны, но в 1924 году на рынок вышла лампа Bilux с дву мя нитями. Нить дальнего света56moto.zr.ru март 2011 Поскольку газовую горелку Приходилось часто зажигать и Прочищать, стекло на ацетиленовых фонарях было быстросъемным. асполагаетсявфокусеотражар теля,нитьближнего–чутьвыше иэкранированаспециальнымколпачком,такчтосветитлишьна верхнюючастьотражателя(и,соответственно,научастокдороги непосредственнопередмашиной).Вдругомварианте,также получившемширокоераспространение,унитиближнегосветаэкрананет,ноонарасположенаеще выше,такчтосветотнеенаправленвниз. Всередине50‑хгодовфранцузскаякомпанияCibieпредложилаасимметричныйближний свет–чтобыобочинаосвещалась лучше,чемосеваялиниядороги. Ужев1957годуасимметричный ближнийсветбылузаконен–но поначалутольковЕвропе.ВСША сопротивляютсяэтомунововведениюдосихпор. Яркостьламппыталисьповысить,увеличиваяпроходящийчерезнитьток–ноприэтомвольфрамначиналиспаряться,оседая настенкахколбы.Тогдавместо вакуумасталиприменятьсмесь аргонаиазота–оназамедляла испарениевольфрама.Норадикальноерешениенашлилишьв60‑егоды:оказалось,чтогазообразныесоединения(галогениды)йодаилибромаспособны «связывать»атомывольфрама, возвращаяихнанить.Такиелампы,названныегалогенными,светятвполтораразаярче,ресурс ихвдвоевыше,асамилампысталименьше.Применение электрического освещения на мотоцикле долго сдерживалось дороговизной электрооборудования. В конце 20‑х годов компания Harley‑Davidson одной из первых стала применять двухфарное освещение. Один из первых европейских мотоцик‑ лов с электрической фарой – BMW R32, 1923 год.март 2011 moto.zr.ru57 KNOW-HOWЭВОЛЮЦИЯ ФАРЫНА МОТОРОЛЛЕРАХ ФАРУ МОГЛИ РАЗМЕЩАТЬ НА ПЕРЕДНЕМ КРЫЛЕ, НА РУЛЕ ИЛИ НА ПЕРЕДНЕМ ЩИТЕ.MV Agusta 600 – первый мотоцикл с прямоугольной фарой (1966 год). На чешской Jawa в 1946 году впервые объединили кожухи фары и передней вилки, а впоследствии распространили облицовку и на руль. Модная «фишка» 50-х годов – корпус фары, сливающийся с бензобаком.Уже в 30-е годы в корпуса фар начали встраивать замок зажигания и контрольные приборы, а в 50-е такая практика стала общепринятой.ИЗЫСКИ ДИЗАЙНАДолгое время создатели мотоциклов меньше всего задумывались о форме фары: круглая – она круглая и есть. Уже в 20-е годы ее стали вставлять в вытянутый каплевидный корпус. В 30-е годы в него начали встраивать контрольные приборы и лампы. После Второй мировой войны вошли в моду мотоциклетные облицовки, что отразилось и на дизайне корпуса фары. На чешской Jawa 250 1946 года он был объединен с верхними защитными трубами вилки, а позднее появились еще и выросты, закрывающие трубы руля. В 50-е годы стало модно объединять фару с бензобаком. А уж создатели мотороллеров изощрялись как могли: встраивали фару то в крыло, то в передний щит. В начале 60-х годов появились автомобильные прямоугольныефары, и в 1966 году итальянская MV Agusta 600 стала первым мотоциклом с фарой такого типа (ее не стали создавать специально – взяли от «легковушки» Fiat). Но распространение прямоугольных фар на мотоциклах долго сдерживалось тем, что на главнейшем мотоциклетном рынке – в США – с 1940 года был узаконен лишь один тип фары: круглая, диаметром 7 дюймов (178 мм), неразборная. Устаревший стандарт отменили лишь в 1975 году, и к началу 80-х годов прямоугольные фары вошли в моду и на мотоциклах. Интересно, что на европейских мопедах прямоугольные фары стали правилом уже в начале 70-х. Оригинальный вариант фары предложила в 1983 году компания Hella. У нее двухфокусный эллипсоидный отражатель: в первом фокусе располагается лампа, ее лучи собираются во втором фокусе и направляются в собирающую линзу. Такие фары называют прожекторными, или «линзованными». На серийной мототехнике применяются редко, но для кастомайзеров они просто находка: диаметр их невелик, что позволяет «поиграться» с дизайном. Но подлинная революция в дизайне произошла в начале 90-х годов. Ее вызвало появлениеПРОЖЕКТОРНЫЕ ФАРЫ НЕБОЛЬШОГО ДИАМЕТРА ОБОЖАЮТ КАСТОМАЙЗЕРЫ.«Лисьи глаза» – фары Honda CBR900RR FireBlade образца 1995 года.58moto.zr.ru март 2011 Ксенон: быть ИлИ не быть? Вот уже двадцать лет в автомобильном мире царит новая мода – «ксенон». В такой лампе нить накаливания заменяет электрическая дуга между электродами, горящая в среде инертного газа – ксенона. Газоразрядная лампа светит вдвое ярче, чем лампа накаливания, и при этом потребляет вдвое меньше энергии! К тому же и ресурс ее заметно выше – ведь нет нити, которая может перегореть. Почему же такая замечательная система редко применяется на мотоциклах? Во-первых, газоразрядные фары гораздо сложнее обычных: для розжига дуги нужно напряжение 25 000 В – причем переменного тока. Поэтому приходится ставить специальный модуль зажигания. Но главная беда в том, что «ксенон» слишком уж ярок. К тому же граница между освещенной и неосвещенной частью дороги очень резкая и на поворотах «бьет» по глазам встречных водителей. Да и длина волны света от газоразрядных ламп короче, чем от галогенных, поэтому если фара грязная, он рассеивается гораздо сильнее. Чтобы уберечь глаза водителей, для автомобильных газоразрядных фар обязательны гидроомыватель и автоматический корректор. Понятно, что у мотоциклов с точностью направления пучкаУстройство мощного светодиода: a – линза; b – светоизлучающий кристалл; d – корпус; c – теплоотвод.фара мотоцИКла bmw k1600gtl с «Ксеноном» блИжнего света.пластиков, не дающих усадку при формовании, и компьютерных расчетов. Вместо простого отражателя стали применять отражатель «свободной» формы – каждая его часть освещает свой участок дороги. Так удалось, во-первых, сделать фару произвольной формы,во-вторых, отказаться от тяжелого стекла с призмами, заменив его тонким листом поликарбоната. Одним из первых мотоциклов с фарами такого типа стала Honda FireBlade образца 1995 года с ее знаменитыми fox eyes – «лисьими глазами».света дела обстоят намного хуже – просто в силу «вертлявости» этого класса техники. Поэтому мотоциклетные компании и не спешат применять газоразрядные фары – «первопроходцев» можно пересчитать по пальцам одной руки. Хотя ничего технически сложного в установке «ксенона» на мотоцикл нет, и на рынке – огромный выбор систем разной степени «левизны». Один из немногих приверженцев официального «мотоксенона» – компания BMW. На свои новые люкс-туреры серии К1600GT/GTL она ставит «адаптивное освещение»: газоразрядная лампа ближнего света совмещена с «галогенками» дальнего света, причем «ксенон» не только снабжен автоматическим корректором – он и его отражатель меняют положение и при наклоне мотоцикла!И прИшел светодИод… Способность некоторых полупроводников при пропускании электрического тока испускать свет ученые заметили еще сто лет назад. Но лишь в 60-е годы прошлого века родился новый источник света – светодиод. Первые светодиоды могли лишь тускло светиться, а стоимость их была астрономической. Но за полвека их яркость выросла в миллионы раз, а цена – упала в тысячи. Задние фонари на светодиодах уже не вызывают удивления, начинают их применять и для указателей поворота, и для ламп дневного света. Совсем недавно их стали использовать в качестве основного источника света в фарах автомобилей, так что появление мотоциклетных светодиодных фар – буквально вопрос ближайших месяцев. Светодиоды отличаются очень высоким КПД (теоретически его можно довести почти до 100 %), мгновенно разгораются и могут десятилетиями работать, не снижая яркости. Они миниатюрны, так что дизайнеры получили полную свободу в оформлении «морды» мотоцикла – что и де монстрируют новейшие концептбайки. С такой же легкостьюаbcется цена. Но она падает с расширением их производства. Будущее – за полупроводниковым светом!dформируется и любая форма светового пучка. Пока главным препятствием к широкому распространению светодиодов оста-март 2011 moto.zr.ru59