спорттекст Владимира БЕЗРУКОВА, фото Алексея НАУМОВА> >ралли-рейд> >во всех классах, что на 20 % больше, чем в прошлом году. Отрадно, что благодаря серьезной работе над безопасностью 33-й «Дакар» обошелся без человеческих жертв. Наконец-то! Технический регламент – это настоящие иезуитские игры организаторов. Его цель – обеспечить массовость без ущерба для безопасности. И его постоянно корректируют. Нынешний год стал последним для мотоциклов с кубатурой более 450 см3, и то их оставили исключительно любителям, не претендующим на призовые места. 690-кубовый мотор мог себе позволить только австрийский KTM, для которого ралли-рейды всегда были приоритетом. Остальные производители всегда базировалась на «450-ках», широко используемых в мотокроссе и эндуро. Поэтому конкурировать с KTM, имеющим лучших пилотов и технику, было очень сложно. Отныне главная кубатура гонки – 450 см3. Однако такое решение«Дакар» – это гонка, которую ждут тысячи фанатов ралли-рейдов во всем мире. В ней принимает участие несколько сотен мотоциклов, автомобилей и грузовиков. Наш рассказ, конечно же, о мотоциклах – и о первом россиянине, добравшемся до финиша легендарного марафона.Успех алексея НаУмоваЛюбой ралли-марафон начинается не с торжественного старта, а с долгой и кропотливой работы организаторов по подготовке маршрута, составления технических регламентов и правил и тысяч согласований с руководителями стран и территорий, где проходит караван. Над маршрутом организаторы потрудились основательно: прошедшая в январе гонка стала самой длинной за всю историю латиноамериканского «Дакара» – 9500 км по Аргентине и Чили, из них 5000 км спецучастков, а продолжалась она 16 дней. Особого внимания удостоилась пустыня Атакама, по которой пролегло немало песчаных спецучастков (СУ). На старт вышло 430 гонщиков80moto.zr.ru март 2011 Прошедшая гонка стала самой длинной за всю историю латиноамериканского «Дакара» – 9500 км по Аргентине и Чили. И наконец-то обошлось без человеческих жертв.вряд ли принесет финансовое облегчение гонщикам, претендующих на лидирующие позиции. Например, техрегламент позволяет замену трех моторов в классе «Элит» и одного в остальных классах. И это не просто возможность, которой можно и не воспользоваться. Ресурс 450-кубовых моторов не поспевает за способностями топовых райдеров, все эти три двигателя благополучно сгорают за гонку, и это с учетом того, что их все же стараются беречь. Уходящий в историю 690-й мотор KTM был способен преодолеть всю дистанцию марафона, довольствуясь лишь заменой масла.О кОмандах и лидерах. Не секрет, что гонщики, едущие в первой десятке, – представители заводских команд либо пилоты, пользующиеся серьезной поддержкой производителей. Самый амбициозный пилот Сирил Депре, победитель прошлогодней гонки, оказался в этом году, пожалуй, единственным участником со стопроцентной поддержкой завода. Второй по рангу райдер – Марк Кома – тоже пользуется заводской поддержкой, но не имеет столь серьезного спонсора, как австрийский производитель энергетических напитков, всегда и всюду шагающий в паре с КTM. В прошлом году Марк отметился скандалом с «черной заменой» шины на маршруте; веских доказательств сему не было, но организаторы имеютправо пенализировать участника по собственному усмотрению, и испанцу влепили многочасовой штраф, лишив всякой надежды на подиум. В этом году ни в чем подобном Марк замечен не был, однако в гонках, предшествующих «Дакару», он показывал худшие результаты, нежели Депре. Над чем француз явно посмеивался на пресс-конференциях и в интервью. Но все ралли перед «Дакаром» –для топовых пилотов, в первую очередь – не что иное, как тренировки, и вопрос тактического поведения на них немаловажен. Опытный пилот не стремится получить в них абсолютный результат, ведь можно ехать на 80 % от своего максимума, совершенно четко это осознавая и получая результат не в виде победы, а в «накате», выходя на пик формы. Другие топ-пилоты с заводской поддержкой: чилиец Лопес Контардо на Aprilia; Дюкло, Фретинье и Верховен на BMW; Виладомс и Родригес на Yamaha; Касто на Sherco; Бетис и Писано на Honda; Боано на Beta. И главное, наконец-то спустя много лет в стартовом протоколе появился российский флаг. Алексей Наумов, давно мечтающий покорить «Дакар», нашел поддержку, позволившую ему выйти на старт ралли-марафона. Он выступал в составе Honda Team Europe, нидерландской компании, занимающейся технической поддержкой гонщиков в ралли-марафонах. Команда готовит мотоцикл, осуществляет его ремонт в гонке, проводит все регламентные работы. В ее штате есть массажист, механики и пресс-атташе. Получается, что, заплатив за все эти услуги, частный пилот решает все множество технических и организационных вопросов. Обычно в гонке подобные команды курируют по 5–6 пилотов, что снижает их расходы; создать подобную собственную структуру «под себя» неизмеримо дороже. Помимо Алексея в команде было еще трое пилотов, в том числе украинец Вадим Притуляк. После старта в Буэнос-Айресе лидеры определились сразу, гонку возглавил Сирил Депре, с минимальным отрывом его преследовал Марк Кома. Удача благоволила французу практически до середины маршрута, переломным моментом для него стала пенализация в 10 минут за опоздание на старт, время которого перенесли на 15 минут раньше. После этого гонку повел Кома, с каждым этапом понемногу улучшая свое положение. Тройку лидеров замыкал чилиец Франсиско Лопес Контардо по прозвищу «Чалеко». К середине гонки количество сходов среди мотоциклистовмарт 2011 moto.zr.ru81 спортперевалилоза40%,чтотемне менеелучше,нежеливпрошлогоднем«Дакаре»(сходовбыло ещебольше).Большинствоизсошедшихсоставили,конечноже, любителииновички,причиной впервуюочередьбылитехническиепроблемы,возникающиепослепаденийиогромныхнагрузок натехнику. Вовторойчастигонкипосле дняотдыхаМаркКомаужене упускалсвоегопреимущества, всеэтапы,начинаясчетвертого, длянегозаканчивалисьпобеднымфинишем.СтогожечетвертогоэтапаДепресталвторым, иегоотставаниеотлидерасоставило15минут4секундывключая 10штрафныхминут,иэтонадистанциив5000км!Неудачапо стигла«Чалеко»ЛопесаКонтардо,занимавшеготретьюпозицию напротяжениивсейгонки.Впо следнийденьуегоApriliaоторвалсязаднийамортизатор–ехать невозможно,егопыталисьбуксироватьнафиниш,новеревки, связанныеизподручныхсредств, всевремярвались.Врезультате онпотерялпочти2часаифинишировалчетвертым,хотяимелна моментполомкичасовоепреимуществопередпортугальцемРодригешем,которыйподнялсяна третьюступенькуподиума.Такие историираллимарафоныпреподносятнередко.> >Безусловно,намвсеминте ресно,какскладываласьгонка дляАлексеяНаумова,представляющегоРоссию.Алексейпоставилдлясебяглавнуюзадачу– финишироватьвэтойгонке, чтозаставлялоегодвигаться максимальнорационально,не подвергаясебяимотоциклне оправданномурискурадидостижениясиюминутнойцеливвиде победынаэтапеилиобгонанесколькихдесятковлюбителей настарте. Вотегогоночныйдневник: 1 566 192 79 79* Очень пыльно. Не рисковал.Это был мой первый опыт нави гации в дюнах (без бензина) с трудом взял все точки и нашел финиш. Обидно, упустил нарабо танные позиции за день. (в боль шие дюны мотоцикл отказывал ся подниматься изза маленького уровня топлива) в итоге на спус ке перед финишем катился с за глушенным двигателем. 6 256 456 64 49 Со старта все шло отлично. Я раскатился, набрал темп, по лучалось ориентироваться. И допустил ошибку в навигации, уехал в другом направлении (сре зал трек по прямой), это понял, когда увидел перед собой гонщи ков из первой десятки. Я не взял 2 WPE и принял решение возвра щаться и брать точки, на это ушло около полутора часов, по том нагонял время. Очень сложно было обгонять, изза фешфе ша** и опасностей. 7 208 631 47 48 На 170 км перед дозаправкой, при обгоне в пыли не увидел уступ (вышел на него с газом и на жестких ногах) получил пробой и совершил фронтфлип. Отка зали все приборы, свернул креп ления. До финиша ехал за други ми райдерами. Сам в порядке, слегка ударился головой. 8 268 508 81 57 В дюнах за 100 км до финиша был недоволен мотоциклом, он еле ехал, в итоге за 20 км до финиша он остановился. Разбирал, искал причину. Сгорела катушка зажи гания. На то, чтобы достать новую катушку и заменить, уш ло порядка двух часов, пропуще**Фешфеш–мелкаяпыль.на точка и штраф 4 часа. Но я финишировал. 9 35 235 44 55 Сегодня был старт линиями. Стартовал в последнем ряду. Чувствовал себя отлично, дер жал средний темп, не допускал ошибок в навигации. 10 686 176 17 56 Очень длинный и холодный лиа зон (связка), практически без отдыха старт спецучастка. С первых километров понял, что будет сложный этап. Песок очень вязкий, технически слож ная трасса. Очень жарко. Выбрал средний темп, чтобы не спалить двигатель, не допускал ошибок в навигации. В итоге хороший для меня результат. 11 164 622 посл. – Получал удовольствие от гонки, без пыли и в отличном темпе, целый день держал 30ю пози цию. Под конец дня устал и хо тел быстрее финишировать. Очень сильно весь день болела голова, пил таблетки – беспо лезно. За 20 км до финиша во второй раз сгорело зажигание. Решив проблему, я смог финиши ровать только около 23 часов. Очень устал, не отдохнул перед следующим днем, не подготовил дорожную книгу. 12 123 555 43 70 Держал средний темп, не риско вал. Очень сильно болела голова, реагировала на каждую кочку. 13 645 181 66 75 Ехал очень спокойно, ниже своего уровня, мне нужно было просто финишировать. И я финиширо вал.2 440 300 92 86 Очень пыльно. Не рисковал. 3 231 521 57 60 Очень пыльно. Не рисковал. 4 554 207 53 56 5 36 423 50 52 Допустил первую ошибку. На по следней дозаправке налил непол ные баки (до этого был жесткий грунт и посчитал, что мне хва тит до финиша, 200 км). Начал ся мягкий песок, а за 50 км до финиша большие дюны – естест венно, большой расход топлива.*Stageliason(km)SS(km)dayoverall(этап связка(км)СУ(км)позиция(вэтотдень) позиция(вобщем)).Алексейсталпервымроссийскиммотоциклистомзавсю34летнююисторию«Дакара»,сумевшимдобратьсядофиниша.Онбыл готовкстартуещев2008году,когдагонкуотменили,но,видимо, тогдабылоневремя,судьбараспорядиласьпосвоему.ИдоАлексеярусскиестартоваливэтомралли(стоитвспомнитьимена А лександраНифонтова,СергеяПоварова–землякаинаставника Алексея),ноимнеудавалосьдойтидофиниша.Ихкроссовоевоспитаниетребоваловыкладыватьсянавсе100%исразу,поэтому нехваталовозможностейтехники,случалисьошибкиитравмы. Наумовподошелкгонкерационально,онехалнабиратьсяопыта ипоэтапнопродвигатьсявперед.82moto.zr.ru март 2011 Любители – настоящие герои «Дакара». Профессионалы просто делают свою работу, а они совершают подвиги.Интервью с Алексеем нАумовым – первым россИянИном, фИнИшИровАвшИм в рАллИмАрАфоне «ДАкАр-2011».Алексей, что ты ощутил на финише – восторг или ощущение выполненной работы? Радость, но желания прыгать от восторга не было. Отработал. Твой самый трудный день в гонке? Когда ломается мотоцикл, и ты понимаешь, что зависишь от посторонней помощи. Когда ты понял что точно финишируешь? Когда финишировал. Чему научился за 9500 км? Выживать.Что больше всего мешало? Не мог ехать так, как я хочу из‑за отсутствия опыта. Я себя сдерживал и страдал от этого. Как преодолевал лиазоны? Пел песни, чтобы не уснуть. Как тебе местные жители? Крэйзи, все аплодируют, целуют и обнимают. Когда сломался, помогли: напоили, покормили, усадили в тень. Автомобили представляли угрозу, мешали?Нет, обгоняли только лидеры и вовремя предупреждали. Кого из мотоциклистов выделил бы в этой гонке? Вадима Притуляка – он просто любитель, и он доехал до финиша. Профессионалы делают свою работу, а любители совершают подвиги, они настоящие герои «Дакара»! А ты любитель или профи? Я профи, у меня есть спонсоры, мне было легче. Планы на будущее? Еще «Дакар»?Конечно, надо двигаться дальше, иначе никак. Сейчас общаюсь со спонсорами, если все сложится успешно, планирую проехать все этапы чемпионата мира по кросс‑кантри‑ралли и стартовать в «Дакаре». Какова будет цель в нем? Улучшать свои результаты и плавно двигаться вперед.