спорт> >Эволюция> >1. В «большом» гоночном мире класс 125 см³ получил признание лишь после Второй мировой войны. До той поры в «ультралегкой» (по терминологии тех лет) категории царили 175‑кубовые РЕКВИЕМ ПО «ОСЬМУШКАМ»90moto.zr.ru апрель 2011 из архива редакции текст Александра ВОРОНЦОВА, фотоПервый чемпионат мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам прошел в 1949 году в пяти классах: «одиночки» 125, 250, 350 и 500 см³, а также мотоциклы с колясками. До наших дней дотянул только «125» – но и он со следующего года канет в небытие. 12 л.с. – мощность двигателя мотоцикла Mondial, на котором Нелло Пагани выиграл первый чемпионат мира в классе 125 см³.1959 год – первая победа на этапе чемпионата мира на 125‑кубовом мотоцикле с двухтактным двигателем (Эрнст Дегнер, MZ).1961 год – первый чемпионат мира, который выиграл мотоцикл японской марки (Honda, Том Филлис).2. Первые десять лет в классе 125 см³ безраздельно царили «четырехтактники». А лучшим среди них был итальянский Mondial. Двигатель конструкции Альфредо Друзиани отличался довольно замысловатым приводом двух верхних распредвалов: вертикальный вал, проходящий за цилиндром, и «гитара» из пяти шестерен в головке. Еще одна интересная особенность силового агрегата – цельный неразъемный картер, открывавший доступ к сцеплению и коробке передач через люки. Ранняя версия развивала 12 л.с. при 9000 об/мин, разгоняя машину массой 85 кг до 130 км / ч – этого оказалось достаточно для того, чтобы гонщики на Mondial выиграли все этапы мирового первенства 1949, 1950 и 1951 годов.мотоциклы. А «осьмушки» считались чем‑то вроде велосипеда с моторчиком (кстати, верхней границей «бесправности» тогда были 100 см³). Полностью перевернула отношение к этому классуодна замечательная машина: DKW RT125 1939 года. Вскоре после войны она стала объектом азартного копирования и утвердила «осьмушки» в качестве самых популярных легких мотоциклов.3-7. Чемпионат мира в классе 125 см³ – это сражение прежде всего итальянских и японских машин. Лишь изредка в этот спор врывались испанские и немецкие мотоциклы, а из последних самым успешным был NSU Rennfox – победитель чемпионатов 1953 и 1954 годов. Одноцилиндровый четырехтактный двигатель с двумя верхними распредвалами развивал (в поздней версии) 18 л.с. при 11 500 об/мин, что позволяло разгоняться уже до 170 км/ч. Многое на этой машине было опробовано впервые в гоночной практике: батарейное зажигание, шестиступенчатая коробка передач, обтекатель. Интересно, что хребтовая рама из штампованных элементов по конструкции была почти такой же, как на серийных NSU Fox.апрель 2011 moto.zr.ru91 спорт8-10. На равных с Mondial и NSU за титул в 125‑кубовом классе в 50‑е годы боролась еще одна итальянская марка – MV Agusta. Одноцилиндровый двигатель конструкции Пьеро Ремора отличался приводом двух верхних распредвалов «гитарой» цилиндрических шестерен. Версия 1952 года, развивавшая 15 л.с. при 10 800 об/мин, привела англи‑ чанина Сесила Сэндфорда к победе в чемпионате мира. А в 1958, 1959 и 1960 годах MV Agusta выиграла чемпиона‑ ты мира во всех категориях мотоциклов‑одиночек.> >Эволюция> >5 – число цилиндров 125‑кубовогодвигателя Honda RC148, 1965 год. Мотор выдавал 34 л.с. при астрономических 21 000 об/мин.11-12. Немецкий инженер Вальтер Кааден постигал тайны газодинамики в годы Второй мировой войны, под руководством Вернера фон Брауна проектируя ракеты «Фау». После войны он приложил эти знания в более мирной области – для разработки гоночных двухтактных двигателей MZ. Одним из первых он применил настроенный выпуск – подбирая размеры глушителя, научился возвращать в камеру сгорания часть горючей смеси, вылетающей во время продувки. Вторую ахиллесову пяту «двухтакника» – симметричные фазы газораспределения – он поборол, установив дисковый золотник на впуске. На идеях Каадена построены едва ли не все гоночные двухтактные двигатели – вплоть до наших дней.92moto.zr.ru апрель 2011 2 цилиндра, 6 передач, 75 кгминимальной массы – технический регламент для класса 125 см³ с 1970 года.13 титулов чемпиона мира в шоссейно-кольцевых мотогонках в классах 50 и 125 см³ завоевал испанский гонщик Анхель Ньето.15 лет и 6 месяцев – возраст англичанина Скотта Рединга, самого юного победителя этапа чемпионата мира13. По окончании сезона 1957 года компания FB Mondial решила закрыть гоночное отделение. Один из 125‑кубовых мотоциклов купил предприниматель из Японии Соичиро Хонда. А в 1959 году он привез целую команду – пять гонщиков, девять 125‑кубовых мотоциклов – на трассу Tourist Trophy. Причем его машины –не столько копии Mondial, сколько их творческое развитие: впервые в этом классе японские инженеры применили двухцилиндровые моторы и четырехклапанные головки цилиндров. Гонщики‑японцы финишировали на 6‑м, 7‑м, 8‑м и 11‑м местах, обеспечив компании командный приз. И это было только начало…60‑е годы в 125‑кубовом классе – это схватка между Suzuki и Honda. Первая ставила на двухтактные моторы (по идеям Каадена), вторая – на четырехтактные. Инженеры Suzuki уже в 1963 году разработали двухцилиндровый двигатель, а в 1965 году – «квадратную» (с двумя коленвалами друг за другом) «четверку» жидкостного охлаждения. Honda ответила в 1963 году четырехцилиндровым мотоциклом, а в 1965 – пятицилиндровым! Столь странный формат возник в результате унификации с 50‑кубовым двухцилиндровым двигателем. Общий счет – 4:3 в пользу Honda.14‑15. В том же 1959 году Эрнст Дегнер – молодой немецкий инженер и гонщик – выиграл Гран‑при Италии. Это была первая для MZ победа на этапе чемпионата мира и первая победа для двухтактной «осьмушки». А в 1961 году Дегнер уже лидировал в зачете чемпионата мира, опережая пятерку гонщиков на Honda. Но на предпоследнем этапе, в Швеции, Эрнст заглушил мотор на самом дальнем от боксов участке трассы и потихоньку смылся. Вместе с ним исчезла часть документации и кое‑какие детали. В отсутствие Дегнера чемпионом стал выступавший на Honda австралиец Том Филлис (первый чемпионский титул для японской марки!). А немец в следующем году возник… в команде Suzuki. На 50‑кубовой мини‑копии MZ он стал‑таки чемпионом мира, а еще через год Suzuki взяла титулы сразу в классах 50 и 125 см³ – и чемпионские моторы были похожи на MZ как две капли воды. А немцам так и не удалось сварить суп из лаврового венка…16. 60‑е годы – время абсолютного доминирования японских марок. Кроме Honda и Suzuki, в том десятилетии двумя победами в чемпионате мира 125 см³ отметилась Yamaha и одной – Kawasaki. ФИМ, недовольная засильем японских мотоциклов, чрезвычайно дорогих и сложных, в 1969 году объявила о новом техническом регламенте: сокращениичисла цилиндров и ступеней в коробке передач (для 125 см³ – максимум два цилиндра и шесть передач) и введении минимальной массы (75 кг). Новые правила расчистили дорогу к победе европейским маркам с их скромными бюджетами. Чемпионом мира в 1971 и 1972 годах стал испанец Анхель Ньето на испанском же мотоцикле Derbi.апрель 2011 moto.zr.ru93 спорт> >Эволюция> >51 чемпионат мира выигран на мотоциклах конструкции голландского инженера Яна Тиля.19. В абсолютной классификации по числу чемпионских титулов (13) в шоссейно‑кольцевых мото‑ гонках Анхель Ньето – второй после итальянца Джакомо Агос‑ тини, на счету которого 15 побед. В отличие от Агостини, который все свои титулы добыл в старших кубатурах – 350 и 500 см³, Ньето всегда сохранял верность ма‑ лым – 50 и 125 см³. И был возна‑ гражден отменным спортивным долголетием: свой первый титул он добыл в 1969 году, 13‑й – в 1984 году.17. Один из лучших гоночных мотоциклов 70‑х годов родился не из коммерческого расчета, а по любви. Итальянский промышленник Джанкарло Морбиделли занимался производством деревообрабатыва‑ ющих станков, а прибыль инвестировал в разработку спортивной тех‑ ники. Успех пришел в середине 70‑х, когда Морбиделли переманил к себе немецкого инженера Йорга Мюллера, создателя знаменитых го‑ ночных «полтинников» Van Veen Kreidler. Паоло Пилери и Пьерпаоло Бьянки выигрывали чемпионат мира три года подряд – в 1975, 1976 и 1977 годах. Затем Морбиделли пришел к соглашению с компанией Benelli (не мотоциклетной, а оружейной), и совместно они наладили мелкосерийное производство гоночных мотоциклов под маркой MBA (Morbidelli Benelli Armi) – еще два чемпионских титула.18. Отработав по контракту три года у Морбиделли, Мюллер пере‑ брался в итальянскую компанию Minarelli, выпускавшую двигатели для мопедов и решившую улучшить свой имидж за счет спортивных успе‑ хов. Йорг фактически повторил свою чемпионскую машину: двухци‑ линдровый двигатель жидкостного охлаждения с дисковыми золотни‑ ками на впуске, установленный в стальную трубчатую раму. Завоевав два чемпионских титула в классе 125 см³, Minarelli сочла миссию вы‑ полненной и перепродала команду другой итальянской компании – Garelli. Та пригласила для доводки машины двух голландских специа‑ листов: двигателиста Яна Тиля и гуру по шасси Мартина Мейвартса. Тиль форсировал мотор до невиданных ранее величин – 47 л.с. при 14 600 об/мин, или 376 л.с./л – а Мейвартс спроектировал ходовую часть с алюминиевым монококом, чрезвычайно легкую (рама весила всего 6 кг) и жесткую. Эта машина выиграла шесть чемпионатов под‑ ряд – с 1982 по 1987 годы. 20. Ян Тиль – человек, который последние 35 лет определяет развитие гоночных двигателей малых кубатур. Он познакомился с Мейвартсом в начале 60‑х годов, и в 1965 году они организовали компанию Jamathi – мотоциклы этой «гаражной» фирмы выиграли несколько Гран‑при в 50‑кубовом классе. Через десять лет они спроектировали гоночную машину революционной конструкции для промышленника Эгидио Пиоватиччи – уже под маркой Bultaco она выиграла четыре чемпионата мира в классе 50 см³. Потом была работа для Garelli, Agrati, Rumi, Aprilia, Derbi… Венцом карьеры Тиля стал двигатель Derbi / Aprilia RSA125, который в последние годы берет все титулы в классе (характерная особенность этого мотора – дисковый золотник за цилиндром, с шестеренным приводом). В общей сложности на мото‑ циклах с двигателями Яна Тиля выигран 51 чемпионат мира в классах 50, 125 и 250 см³ (25 личных и 26 – конструкторов).94moto.zr.ru апрель 2011 21. Тотальное превосходство двухцилиндровых двигателей Garelli заставило ФИМ еще раз пересмотреть правила: с 1988 года в классе допускаются лишь одноцилиндровые моторы. Первый «одноцилиндровый» чемпионат выиграл Хорхе Мартинес на Derbi, но затем началась эпоха Honda RS125. Мотоцикл с одноцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения, созданным на основе «кроссача» CR125, дебютировал еще в 1980 году и был весьма популярен в гонках национального уровня, но на международном – шансов против более мощных двухцилиндровых моделей не имел. Новые правила привели его на вершину. 22. Дисковый золотник или лепестковый клапан? Это техническое соперничество определяет развитие класса 125 см³ последние двадцать лет. Первой схемы придерживаются итальянские Aprilia и испанские Derbi (что в последние годы – одно и то же, поскольку обе компании входят в концерн Piaggio), второй – япон ская Honda. Двигатели с дисковым золотником на впуске отличаются великолепными «верхами», но от них чрезвычайно сложно добиться хорошей отдачи за пределами довольно узкой зоны высоких оборотов. У моторов с лепестковыми клапанами «верхи» не такие «злые», зато лучше с тягой на средних оборотах. Хотя многие великие гонщики начинали карьеру в классе 125 см³, уходя затем в боль шие кубатуры, официальный юниорский титул эта категория получила лишь в 2005 году. С того года к участию в чемпионате допускаются гонщики не старше 25 лет (для тех, кто к тому моменту выступал в этом классе, сделано послабление: они могли гоняться до 28 лет). А самым юным гонщиком, выигравшим Гранпри, стал в июне 2008 года англичанин Скотт Реддинг: ему было тогда 15 лет и шесть месяцев.рекламаСмену класса 125 см³ на Moto3 многие приняли в штыки. Сторонники «осьмушек» утверждают, что двухтактные двигатели дешевле в производстве и обслуживании, их проще настраивать – в общем, идеальная «парта» для юных гонщиков. Увы, для нынешнего поколения гоночной молодежи двухтактные моторы – terra incognita…