100
101
102
103
104
105
РетРоскопЯ А К С Й И Л Г Н А О ЧИСТА К Д З Е О Птекст Алана КАРТ КАРТА, фото Киош и НАКАМУРЫ100moto.zr.ru май 2011 Британский Vintage Motor Cycle Club (VMCC) проводит ежегодно более тысячи слетов поклонников старинной мототехники. А самый значимый из них – ежегодный Banbury Run.май 2011 moto.zr.ru101 РетРоскопBanBury run350‑кубовый Bradbury (почти тезка пробега) 1904 года. Конечно, никаких коробок передач – просто ременный привод на заднее колесо. Интересная конструктивная особенность – трубы рамы, входящие в картер двигателя.Rudge Multi 1913 года. Уникальная особенность этой машины – клиноременный вариатор вместо коробки передач. Правда, не автоматический: передаточное число выбирал сам водитель, меняя расстояние между шкивами специальным рычагом.Royal Enfield 180 1914 года оснащен 770‑кубовой V‑образной «двойкой» JAP. В годы Первой мировой войны к таким мотоциклам цепляли коляску, ставили в нее пулемет – и вперед, на фронт! Кстати, немало таких аппаратов получила и русская армия.от только не кидайте в меня камень: все же лучше поздно, чем никогда. Да, я всю свою жизнь провел на расстоянии броска этого самого камня от милого английского городка Бенбери. Да, я заядлый любитель мотоциклетной истории. Но при этом до сих пор я ни разу не принимал участия в Banbury Run – крупнейшем в мире слете поклонников действительно старинной мототехники. Ну что поделаешь, «костотрясы» выпуска до 1931 года – а допускаются к пробегу только такие аппараты – меня не слишком‑то привлекали… Но в этот раз Banbury Run проводился уже в 60‑й раз, и ради такой даты я согласился на предложение Дика Ходжа, организатора пробега, и оседлал принадлежащий ему 500‑кубовый Sunbeam Model 9. Выпущенный в 1930 году, этот аппарат по крайней мере не требует «легкой помощи педалями» на подъемах – у него, представьте себе, аж трехступенчатая коробка передач! Город Бенбери выбран совсем не случайно. Он расположен всего в 65 км от Бирмингема – некогда центра британской мотопромышленности (в нем и его пригородах рас‑ полагались заводы BSA, Norton, Triumph, Velocette, Sunbeam, AJS, Ariel, Royal Enfield – и я назвал лишь самые значимые марки!). А Бенбери тогда служил базой для заводских испытателей: через него вел путь в Мидлэнд – сердце Англии с ее живописными дорогами, служившими испытательным полигоном. Опробовать и тягу машины, и ее тормоза можно было на Санрайз‑хилл – крутом подъеме с уклоном 1:7. Первый Banbury Run состоялся в 1949 году – когда еще действовали послевоенные лимиты на бензин! – и собрал 80 участников. Затем число желающих росло такими темпами, что пришлось вводить ограничения: принималось 500 заявок, и лишь с прошлого года – 600. Конечно, нелегко разместить столько участников. Увеличить их число удалось лишь потому, что лагерь переместился на 20 км из Бенбери в Motor Heritage Centre в Гейдоне – в этом музее находится самая большая в мире коллекция британских автомобилей. Ясное, но ветреное утро. На старт выходят 600 мотоциклов самых разных марок – от ABC до Zenith. Среди них 88 Triumph, 68 BSA, по 51 Sunbeam и AJS, плюс набор немецких, французских, бельгийскихВ102moto.zr.ru май 2011 Сколько колес у машины по имени Quadrant? А вот и не угадали – только три. Аппарат выпущен в 1903 году, и его приходится заправлять специальным топливом, которое стоит 30 фунтов за галлон!и американских машин – и, как это  ни удивительно, ни одной итальян­ ской! Все аппараты разбиты на три  группы – в зависимости от возрас­ та – и каждая группа проходит свой  маршрут. Мотоциклы категории  Pioneer – выпуска до 1914 года –  идут по кольцу длиной 65 км, на ко­ тором нет крутых подъемов. Маши­ ны группы Early Vintage – выпуска  1914–1924 годов – проходят более  сложный маршрут длиной 105 км,  включающий подъем Санрайз­хилл.  По самой длинной – 120 км – и слож­ ной трассе идут аппараты категории  Late Vintage (1924–1930 годы).  На каждом из маршрутов вас ждут  чек­пойнты, на которых надо от­ мечаться в определенное время.  Впрочем, большая часть участников  не обращала никакого внимания на  всю эту псевдоспортивную мишуру  и просто ехала в своем темпе, не от­ казывая себе в удовольствии оста­ новиться у деревенского паба и про­ пустить кружечку­другую. «Несмотря на то, что в этом году  мы увеличили число участников на  целую сотню, мы все же не смогли  принять все заявки, – признается  Дик Ходж. – Пришлось отказать 55  претендентам, причем среди них бы­ ли два бывших президента VMCC! рекламамай 2011 moto.zr.ru103 РетРоскопBanBury runМотоцикл редчайшей английской марки PV – до наших дней дошло всего две машины. У этого 350‑кубового аппарата 1923 года – подрессоренное заднее колесо.Scott TT Replica 1929 года – предтеча современных супербайков. У машины – 500‑кубовый двухцилиндровый двухтактный двигатель жидкостного охлаждения.Машины Джона Вулера всегда отличала крайне неординарная конструкция. Обратите внимание на свечную подвеску обоих (!) колес этого 500‑кубового Wooler TT 1922 года.Velocette K 1927 года – 350‑кубовая модель с верхним распредвалом. Она и ее потомки четверть века задавали тон на гоночных трассах!Еще один экзотический аппарат – английский Ner‑a‑Car (что созвучно сочетанию «почти автомобиль») 1923 года. Его отличали низкая посадка водителя, обильная капотировка, 285‑кубовый двухтактный двигатель и подвеска переднего колеса с поворотной ступицей.Уникальная особенность британского Grindlay Peerless ST 1924 года – 1000‑кубовый четырехтактный двигатель с гильзовым газораспределением (вместо клапанов – подвижные гильзы с окнами). Моторы такого типа отличались бесшумностью работы и огромным расходом масла.104moto.zr.ru май 2011 У нас настоящая демократия и никаких привилегий: кто первый встал,  того и тапочки! Если вы не смогли  вовремя заполнить заявку и отправить ее – sorry, это ваши проблемы».  Для участия в Banbury Run вовсе не  обязательно наличие седой бороды  и пенсионного удостоверения: среди  поклонников старинных мотоциклов  немало и молодежи. Вот, например,  Дэвид Кларк – он приехал из Шотландии со своим отцом: «Папа купил  этот 500‑кубовый Brown 1910 года  еще в 70‑х, но его реставрацию  мы начали лишь три года назад.  Насколько нам известно, это един‑   ственный сохранившийся мотоцикл  этой марки. Я в первый раз на Bran‑ bury Run, а мой отец – он едет на  Calthorpe – последний раз был здесь  35 лет назад, когда меня еще не было на свете!» Рядом с лагерем Branbury Run  раскинулась шикарная барахолка,  где можно найти любые старинные  детали и даже комплектные мотоциклы. Отдельное развлечение –  стенды по маркам; самые впечат‑ ляющие – у клуба поклонников  мотоциклов Scott и коллекционера  Velocette Айвена Родза, который  привез компрес  сорный Roarer  1939 года, а также заводской го‑ночный мотоцикл, на котором выступал великий Стэн  ли Вудз. Но все же главное – это сама езда!  Sunbeam бодро трещит своим верхнеклапанным мотором, унося меня  во времена, когда дороги были полупустыми, Британия – Великой, а британская мотопромышленность – ведущей в мире. Ранним воскресным  утром на трассе нет почти никого,  кроме самих участников пробега,  и редкие встречные современные  мотоциклы воспринимаешь как  анахронизм. Я на скорости 70 км  /  ч  мчусь от одной деревеньки, словно  сошедшей со страниц романов Агаты  Кристи, к другой, столь же живописной. К счастью, обошлось без аварий – мелкие поломки не в счет –  и даже всем удалось взять Санрайз‑  хилл (хотя некоторым пришлось для  этого бежать рядом с мотоциклом). Итак, я пропал! Едва добравшись  домой, кинулся заполнять заявку на  участие в Branbury Run в следующем  году. Но как быть, если Дик Ходж  скинет бремя организаторских забот  и сам поедет на своем Sunbeam?  Есть у меня одна мыслишка: а не исправить ли вопиющий недостаток –  отсутствие на старте итальянских  мотоциклов? Перевод Александра ВОРОНЦОВАреклама