106
107
безопасностьохранные системыЭЛЕКТРОНЫ НЕ СПЯТда текст Романа АБАЛАКИНА, рисунок ЭдуарКОНОПА, фото из архива редакцииКолоссальный прорыв в технологиях не принес в мир электронных противоугонных средств в принципе ничего нового: «сигналки», как и прежде, трезвонят хозяину и окружающим о свершающемся факте угона, а также стараются противостоять несанкционированному запуску двигателя. Изменилось лишь «железо», алгоритмы работы, шифрование кодов и способы оповещения. Первые образцы сигнализаций старались привлечь внимание сполохом фар, поворотников и прочих фонарей, затем к ним присоединились клаксон и автономная сирена – на радость соседям, потом появился пейджер, доносящий сигнал непо­ средственно хозяину. Некоторые мо-дели умели поддерживать двустороннюю связь – дистанционно глушить двигатель. К сожалению, даже самые совершенные электронные «противоугонки» с пейджерами, работающими на частотах 433,92 МГц, 315 МГц или 2,4 ГГц, обладают букетом различных недостатков, главный среди которых – небольшая дальность. Она ограничена, во­первых, лимитированной в некоторых странах на законодательном уровне мощностью передатчика, а во­вторых, многочисленными помехами и преградами. Так что радиус оповещения в мегаполисе редко превышает 250 м. Кроме того, некоторые модели весьма чувствительны к воздействию безобидных на пер-вый взгляд источников электрома­ гнитного излучения. Так, брелок с ЖК­дисплеем распространенной StarLine V7 порой заставляет понервничать хозяина, подавая ложные знаки о срабатывании датчика удара при прохождении сквозь рамки детекторов в магазинах. Методов нейтрализации электронных сторожей немало. Практически каждый что­нибудь да слышал о код­ грабберах, закамуфлированных под пульты ДУ, CD­ и MP3­плееры, игровые консоли и прочие приспособ­ ления. Эти «гаджеты» с помощью цифровых ключей, украденных у производителей, обманывают большинство «умных» сигнализаций путем замещения посылок брелока. Как это выглядит, можно рассмотреть на примере конструкций с динамическим кодом KeeLoq. В момент передачи с брелока радиосигнала электронный прибор излучает помеху, не давая сигнализации включиться, а сам перехватывает код. После того как недоумевающий хозяин пытается повторно активировать охранный модуль, граббер вновь перед «родным» сигналом ставит помеху, при этом сам запоминает его и буквально через секунду посылает ранее перехваченную первую команду. Машина послушно «квакает» и встает на стражу. Для ее отключения у «перехватчика» уже есть вторая, род-ная, кодовая посылка. Если брелок имеет двухкнопочную конструкцию, где постановка и снятие производятся разными кнопками, то угонщик ждет, когда владелец транспортного средства, так и не получив ответа на нажатие, начнет хаотично давить все кнопки подряд. А дальше порядок будет тот же самый. Но прогресс не стоит на месте. Не так давно появились новые сигнализации, которые для идентификации брелока используют широко известную в криптографии технологию аутентификации через незащищенный канал – так называемый диалоговый код. Но и к нему нашлась уловка. Она отличается от упомянутой ранее, хоть и не принципиально. В электронных «церберах», работающих по такому коду, идет неоднократный радиообмен между «базой» и брелоком – отсюда и название. Но опасность взлома присутствует в первую очередь у того оборудования, где инициатором «диалога» выступает именно «сигналка», а не брелок. Подобная система раз за разом достаточно часто и сильно излучает в эфир коды (запросы). Попавший в зону действия брелок обрабатывает их по специальному алгоритму без возможности обратного преобразования и отсылает необходимый ответ. Полученная посылка снова анализируется и сравнивается с имеющимися данными.106moto.zr.ru май 2011 Если все совпадает, то включается соответствующий режим работы, а на брелок пересылается подтверждение. При таком сценарии код-граббер, оснащенный дополнительно ретранслятором, не только перехватывает сигнал, но и сначала усиливает его, а потом передает дальше, чтобы «общение» между сигнализацией и брелоком не прерывалось даже на значительном расстоянии. Данное «ноу-хау» особенно востребовано, когда в «противоугонке» предусмотрен режим «свободные руки» (многочисленные Keyless-Go с транспондерным ключом – как раз из их числа) и когда потенциальная жертва из-за лени или невежества не пренебрегает им пользоваться. Усилив сигнал с брелока или иммобилайзера (метки, карты), можно легко ее разоружить. В диалоговых системах последнего поколения подменить код довольно трудно. Но зато можно обмануть и систему, и владельца, сымитировав отказ радиоканала управления сплошной заградительной помехой. В этом случае «сигналка» просто перестанет воспринимать команды с брелока, а измученный владелец орущей и не реагирующей ни на что «сирены» попросту отключает ее… Главный принцип, позволяющий противостоять мотоциклетным хакерам – обращать внимание на любые нетипичные ситуации. В системах с динамическим кодом KeeLoq владельца должно насторожить отсутствие отклика после первого нажатия кнопки брелока и несколько запоздалый ответ на повторную команду. В случае с диалоговым кодом минимальную гарантию на защиту «движимости» дают те системы, в которых отсутствует или отключается вышеупомянутый пассивный принцип работы радиоключа. Итак, лучше всего выбирать для защиты ту модель, где инициатором «диалога» является брелок с разнесенными по отдельным кнопкам функциями. Что же до дальности действия, то вариант ее радикального увеличения нашли еще в начале девяностых, когда в обиход вошла сеть сотовой связи стандарта GSM (Global System for Mobile Communications). Производители отреагировали мгновенно, выпустив GSM-модули и адаптировав к ним сначала односторонние, а затем и двусторонние сигнализации. С помощью GSM-технологий можно отслеживать состояние оставленного без присмотра транспортного средства даже из-за границы.Но что, если злодеи все-таки уведут любимый транспорт? Что тогда делать? Куда бежать? Где искать? Об административной стороне вопроса мы поговорим в следующем материале, сейчас же вскользь коснемся устройств, призванных облегчить поиск пропажи. Это различные системы радиопоиска (американский LoJack, отечественный КОРЗ и другие). Правда, появившиеся и активно разрекламированные в конце девяностых, сегодня они, по большей части постепенно вымерли как динозавры. И ясно почему: приобретение заморского «ло-джека» или его отечественного аналога вместе с годовым контрактом на обслуживание десять лет назад обходилось в запредельные для многих тогда $1200. Кроме того, из-за высокой уязвимости определенных компонентов их реальная эффективность оказалась довольно невысокой. Да и громоздкость оборудования практически ставила жирный крест на его использовании на мотоциклах. Удивительно, что находились оригиналы, умудрявшиеся приспособить их для «двух колес». Не обходилось и без казусов. Например, знаменитый КОРЗ в случае угона должен был непрерывно подавать в радиоэфир послание SOS всем окрестным патрулям и стационарным постам ДПС, у которых имелась «волшебная красная кнопка» экстренной остановки двигателя. После ее активации машина должна была замереть в непосредственной близости от них, помаргивая «аварийкой». Бравым служителям закона оставалось только взять на мушку угонщиков и вернуть законному владельцу его имущество. На деле же все выглядело несколько иначе.Вот так выглядит замещающий код-граббер: с виду обычный брелок от «сигналки», но все дело – в начинке.Ни о чем не подозревающие счастливые обладатели сего противоугонного «девайса» проезжали мимо таких постов. И вдруг – двигатель глох, «аварийка» начинала яростно моргать, а через мгновение ока они обнаруживали себя лежащими на земле лицом вниз с застегнутыми на руках наручниками. Немного позже, конечно, все прояснялось, и несчастного владельца отпускали на все четыре стороны. Естественно, с обязательной выплатой «потревоженным» сотрудникам органов внутренних дел «индульгенции» по тарифу… Причина такой «странной» работы чаще всего крылась в смекалке отдельных служивых – им просто недосуг было постоянно мониторить дорожную ситуацию, а потому кнопку блокировали в нажатом состоянии. Рационализаторский подход… И постоянный доход… И тут на помощь пришел космос. Как только американская система позиционирования GPS стала доступна для коммерческой эксплуатации, на ее основе были созданы в том числе и спутниковые «охранники». Но они оказались недешевы (от 20 000 руб.), да еще с абонентской платой. При угоне ТС центральный блок получает от GPS-приемника его местоположение и через каналы сотовой связи GSM передает информацию в диспетчерскую службу компании, предоставляющей услуги по спутниковому слежению. Та информирует о перемещении объекта владельца, органы внутренних дел или собственную службу безопасности. Если же спутник будет по каким-либо причинам потерян, то модуль мобильной телефонии передаст на диспетчерский пульт «эсэмэску» с последними известными координатами. После чего все дружно в едином порыве мчатся выручать украденное имущество. Красиво! Но в реальности космическое волшебство заканчивается, как только спутники закрывает плотная городская застройка, перекрытия подземной парковки или железная крыша гаража. Кроме того, существуют приборы подавления GPS/GSM-трансляции. Стоит включить «глушилку» – и для спутника мотоцикл исчезает навсегда. Как и для всех остальных.МОТАЙ НА УС!Залог успешной работы сигнализации – грамотная установка надежными людьми. Желательно проконсультироваться с ними еще до выбора системы. Стоит обратить внимание на диалоговые системы охраны. Вкупе с автономными модулями GSM/GPS они значительно расширяют возможности оповещения. Перед использованием не ленитесь тщательно изучить инструкцию по эксплуатации. Всегда включайте сигнализацию, если отходите от мотоцикла или ставите его на стоянку! Аппаратура, за которую вы заплатили деньги, должна работать на вас, а не на угонщиков! Старайтесь обращать внимание на нештатную работу «противоугонки» и неадекватные реакции на посыл сигналов с брелока, не давите все кнопки подряд, если одна сработала нештатно – это может быть знаком того, что угонщики пытаются перехватить сигнал. Если сигнализация вдруг сработала, не ждите, пока она отключится сама, полагаясь на ложное срабатывание, потрудитесь проверить. Следите за состоянием аккумуляторов и батарей в самих сигнализациях и в брелоках. Не цепляйте брелок и ключи от мотоцикла в одной связке. Если сигнализация оборудована экстренной остановкой двигателя, то в случае разбойного нападения у вас будет шанс не дать преступнику скрыться на вашем же мотоцикле.Некоторую надежду на поиск пропавшей техники вселяет новое поколение GSM/GPS-устройств, работающих автономно (без подключения к бортовой сети мотоцикла) и в режиме «на прием», то есть с минимальным уровнем излучения, что повышает шансы скрыть антенны трансляторов от индикаторов поля. Так стоит ли раскошеливаться на электронную охрану, или она защищает лишь от «пионеров» и бессонницы? Если у вас современный и дорогой мотоцикл, который дружит с электроникой, безусловно, стоит. Она и преступный элемент отгонит (к сожалению, не всякий), и вас предупредит. Ведь даже наличие элементарного иммобилайзера, разрывающего одну или несколько жизненно важных для работы машины электрических цепей, уже увеличивает ваши шансы в схватке с угонщиком.май 2011 moto.zr.ru107