64
65
66
67
68
69
70
71
РЕТРОСКОПМОТОЦИКЛЫ ПО ЛЕНД-ЛИЗУSOVIET UNIONNOME DUTCH KISKA HARBOR GREAT FALLSU.S.A.MURMANSK ARCHANGELSOVIET UNIONPRESTWICK LIVERPOOL SEATTLE SAN FRANCISCOMOSCOWVLADIVOSTOKNEW YORK CASABLANCA MIAMI BASRAGUADALCANALAUSTRALIABRISBANEИНОСТРАННЫЙфото Евгения текст Андрея «Котофея» КОЧЕТОВА, БОБРИКОВА и из архива редакцииРазыскивая материалы для статьи о мотоциклах, ввезенных в СССР по лендлизу, я целыми днями ходил по музеям, ворошил книги и документы, копался в интернете в поисках крупиц информации. В конце концов по ночам мне стало сниться, что я под бомбежкой выгружаю «Валуи» с борта американского транспорта. Тени прошлого стали реальны и осязаемы. Имя им –ЛЕГИОНmoto.zr.ru май 2011«Предположим, у моего соседа загорелся дом, а у меня есть шланг. Если сосед возьмет мой шланг и погасит пламя – значит, он справится с огнем с моей помощью. Разве я скажу ему: «Сосед, знаешь ли, я заплатил за шланг 15 долларов, так заплати мне за пользование шлангом»? Нет, мне только нужно, чтобы сосед вернул шланг, когда пожар потушен», – так доходчиво разъяснил репортерам суть нового законопроекта президент США Франклин Д. Рузвельт на прессконференции 17 декабря 1940 года. И это особенно актуально, когда пожар грозит перекинуться и на твой дом. А в Европе уже бушевал один из самых страшных «пожаров» в истории человечества – Вторая мировая война. «Пусть никто не воображает, что американцам удастся остаться в стороне, что Америку никто не тронет, что Западное полушарие не подвергнется агрессии», – предупреждал президент.64 я 4-го Подразделени марше. мотополка на плане – На переднем ймотоцикл «Харле 72. оляской Мк с » н о с д ДэвиРумыния, август 1944 года.Законопроект о ленд-лизе (от англ. lend – «давать взаймы» и lease – «сдавать в аренду, внаем») – государственная программа, по которой США, в основном безвозмездно, передавали своим союзникам боеприпасы, технику, продовольствие, стратегическое сырье, и т.п. с последующим возвращением или компенсацией за утраченное. Идея возникла в Министерстве финансов США осенью 1940 года, когда юрисконсульты Э. Фоли и О. Кокс обнаружили в архивах закон 1892 года (принятый при президенте Бенджамине Гаррисоне), гласящий, что военный министр США «когда по его усмотрению это будет в интересах государства, может сдавать в аренду на срок не более 5 лет собственность армии, если в ней не нуждается страна». В январе 1941-го они внесли проект на рассмотрение Конгресса, и 11 марта он был принят. Ленд-лиз предназначался странам, уже вступившим в войну с Германией – в первую очередь Великобритании (в итоге в программе участвовало 44 государства). Именно ее премьерминистр сэр Уинстон Черчилль стал главным инициатором распространения программы и на Советский Союз, провозгласив в радиообращении к соотечественникам 22 июня 1941 года: «Мы обеспечим всевозможную помощь России и русскому народу!» И именно англичане направили в СССР первый морской конвой, получивший обозначение PQ-00 Dervish, который прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Как только англичане поняли, что угроза вторжения в Британию миновала, поскольку главный удар приняла на себя Россия, они готовы были поделиться с Советами буквально всем. Это был «вторичный ленд-лиз» – Британия делилась с нами тем, что ей присылали американцы, а кроме того, добавляла и свою продукцию. США же подписали соглашение с СССР лишь 1 октября 1941 года. На первый взгляд, Рузвельта втравили в убыточное дело: 1) материалы, уничтоженные, утраченные или ставшие непригодными во время войны, оплате не подлежали; 2) материалы, пригодные для гражданских потребностей после войны, оплачивались полностью или на условиях долгосрочного кредита; 3) недополученные до конца войны материалы страна-заказчик могла приобрести, в том числе в кредит. Но, с другой стороны, США своим оружием в руках союзников боролись с Германией, получая возможность создать собственный мощный военно-промышленный комплекс на случай, если бы сами подверглись нападению. К тому же открывалась возможность за счет госзаказов поддержать собственную экономику, изрядно хромавшую после Великой депрессии.Президент США Франклин Делано Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль.май 2011 moto.zr.ru65 РЕТРОСКОПМОТОЦИКЛЫ ПО ЛЕНД-ЛИЗУBSA M20WDVelocette MAF 350Matchless G3LAriel W/NGСамым известным и массовым стал Harley-Davidson WLA 42. Тяжелый мотоцикл с двухцилиндровым V-образным нижнеклапанным двигателем объемом 739 см3 и мощностью 23 л.с. По данным акта о поставках по ленд-лизу (Lend-Lease Shipments, Section 3B), общее количество WLA, отгруженныхсоюзникам, составило 38 103 шт., из которых в СССР было отправлено 26 670. У нас он дополнительно оснащался коляской М-72 и задним сидением. По оценке личного состава, это был лучший мотоцикл с коляской – вполне надежен, неприхотлив, потребляя даже советское горючее, но имел низкуюпосадку, и проходимость оставляла желать лучшего. Кстати говоря, если бы не военные поставки, то, вполне возможно, в то время дышащая на ладан фирма Harley-Davidson стала бы достоянием истории. Другим американским «легионером» был Indian 741В с двухцилиндровым V-образным 500-кубовым дви-гателем, мощностью 15 л.с. Также использовался с коляской. Несмотря на внешнюю схожесть с «Харлеем», его критиковали: тяжел, низкая посадка и плохая проходимость, привередлив к топливу и главное – ненадежен. Неудивительно, что конкуренции WLA он не составил, как по качеству, так и поколичеству – в СССР было поставлено немногим более 5000 шт. (менее 1/5 от общего количества 741В, поставленных союзникам). Одноцилиндровые BSA поставлялись двух моделей: WM30 с верхнеклапанным 15-сильным двигателем объемом 350 см3 и WM20 (M20WD) с нижнеклапанным 12-сильным двигате-лем объемом 500 см3. Последний при весе 170 кг разгонялся до 105 км/ч и стал лидером среди английских военных машин по количеству выпуска – 126 000 шт. Velocette MAF350 имел одноцилиндровый 18-сильный двигатель объемом 350 см3. Легкий и шустрый, он использовался в ос-«Фронтмэн» ленд-лиза – Harley-Davidson WLA 42 получил прозвище Liberator (Освободитель), став на Западе символом победы. Тяжелый мотоцикл с двухцилиндровым V-образным нижнеклапанным двигателем Flathead, объемом 739 см3 и мощностью 23 л.с..; 3-ступенчатой КП; сложной, циркуляционной системой смазки; дуплексной рамой; короткорычажной передней вилкой.Harley-Davidson 42ХА: 2-цилиндровый оппозитный двигатель с 4-ступенчатой КП и привод карданным валом сочетался с типичной «харлеевской» ходовой частью. В 1943 году его снабдили телескопической вилкой. Выпустили их мало (около 1000 шт.), хотя кардан прекрасно зарекомендовал себя в песках Северной Африки; конкуренцию WLA42 он тоже не составил. Военная Модель 42WLC (канадский вариант).В английском порту мотоциклы 2-го французского бронетанкового дивизиона генерала Леклерка, ждут погрузки для отправки во Францию 29 июля 1944 года. В 1942 году прошли испытания колясок М-72 для различного вооружения, такого как огнемет, ПТР Симонова и 82-мм миномет (на фото). Но широкого распространения они не получили.«Программа ленд-лиза, полагали мы, может и вовсе отвратить агрессию от нашей территории, но даже если этого не получится, мы выиграем драгоценное время, столь необходимое для создания нашей собственной обороны», – напишет позднее в своей книге «Ленд-лиз. Оружие победы» госсекретарь и начальник Управления по соблюдению законао ленд-лизе Э. Стеттиниус. А председатель Финансового комитета сенатор Джордж, так объяснил необходимость продления программы в 1943 году: «Нация сейчас тратит около 8 млрд в месяц. Если бы не приготовления, которые мы сделали в эти месяцы, выиграв время, война, я убеж ден, продолжалась бы на год дольше. В год мы тратимна войну до 100 млрд долларов, а кроме того, мы могли бы потерять огромное число жизней лучших сынов нации. Даже сократив войну только на полгода, мы сбережем 48 млрд долларов, потратив всего 11 млрд, а кровь наших солдат, слезы наших матерей оценить вообще невозможно…» Словом, суть американской внешней политики – хватать каштаны изогня чужими руками – всегда оставалось неизменной. Но не стоит умалять реальный размер военной помощи. Программа ленд-лиза была обоюдовыгодной как для США, так и для СССР (и других стран-получателей). В нашу страну пошел непрерывный поток грузов, от тушенки и сапог до танков и самолетов. Считается, что за 1941–1945 годы Советский Союз66moto.zr.ru май 2011 Triumph 3HW 350Indian 741 Bновном, как «одиночка». Matchless G3L с одноцилиндровым 350-кубовым двигателем, динамичный и надежный, был одним из самых многочисленных британских военных машин – за годы войны их выпустили более 80 000 шт. Уже на тот момент оснащался телескопической вилкой.Triunph 3HW 350 с одноцилиндровым верхнеклапанным двигателем объемом 350 см3 мощностью 15 л.с. по объему выпуска вдвое (40 000 шт.) уступал Matchless'у. В советскую Россию попадали и другие модели мотоциклов, как например, Harley-DavidsonWLС (канадский вариант) и редкий оппозитный 42ХА, английский Ariel W/NG и даже раскладной десантный скутер Welbike. Но их количество исчислялось единицами.Welbike – легкий складной мотоцикл, разработанный УСО (британской разведывательнодиверсионной службой). В период 1942–1945 гг. было выпущено 3853 штук. Большая часть Welbike использовалась десантниками в Арнеме (Нидерланды) во время операции «Маркет Гарден». Предназначен для использования в спецоперациях, его можно было сбросить на парашюте в цилиндрическом контейнере диаметром 38 см, и собрать за 15 секунд. Двигатель – 98-кубовый Villiers, прямая передача, вес – 32 кг, запас топлива – 3,7 л, скорость – до 50 км/ч, запас хода – 145 км.получил 16,7 млн тонн стратегических грузов на сумму в 9,6 млрд долларов (по версии американцев на 11,3 млрд). Из Великобритании до сентября 45-го поставлено вооружения и материалов на 318 млн фунтов стерлингов (15% общей суммы помощи), а из Канады с 1943 года на 167,3 млн канадских долларов (6,7%). В длинном списке товаров были и мотоциклы. В СССР в довоенный период мотоциклы широкого распростране-ния не получили. Выпускались они на заводах в Ленинграде, Ижевске, Подольске, Таганроге, и только перед самой войной в Серпухове и в Москве. Общий объем производства невелик (например, в 1940 году около 6700 шт.). Так что к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе мотоцикл был еще большей экзотикой, чем автомобиль. Тем не менее, военное руководство, слепо копируя за-рубежный (в первую очередь германский) опыт, взяло курс на оснащение механизированных частей мотоциклами. По принципу «догнать и перегнать» в состав формировавшихся в 1940–1941 гг. мехкорпусов были включены мо-из, ленд-л ие, е н ы и б ств «...Есл е, продоволь жи мии не ору для ар и щ е в теплые , абжение н с е ь о г и дру рнулос е б о к ка прос, о в е щ е ». бы делоАнастас Микоян, нарком снабжения РККАмай 2011 moto.zr.ru67 РЕТРОСКОПМОТОЦИКЛЫ ПО ЛЕНД-ЛИЗУроходные Легкие, быст мотоциклы е и к с й и л г ые ан и надежн ись проектировал «одиночки», как ии их и тской Арм е в о С в коляскам но и л а щ а й н ени о ос частеньк ских соображ ктиче из пратоциклетные полки. Но как их использовать, советские командиры толком не понимали. По-иному складывалась ситуация в Западной Европе. В 1920– 1930 годы она переживала настоящий мотоциклетный бум. Мотоциклы стали доступны широким массам населения. В Германии, например, к 1940 году было 1 860 000 мотоциклов!А во время войны они стали своего рода кавалерией, одним из символов блицкрига. Вооруженные пулеметами (а порой и минометами), способные нести боезапас и канистры с топливом, мотоциклы Вермахта, входящие в мобильные ударные группы (усиленные танком или БТР), добивались больших успехов как в Европе, так и на советско-гер-манском фронте в начальный период войны. После начала войны часть советских мотозаводов переориентировали на выпуск другой продукции, часть эвакуировали на восток – в Ирбит, Тюмень, Горький. В итоге осенью 1941 года выпуск мотоциклов практически прекратился. Немногим лучше была ситуация и в 42-м, когда це-ха покинули только 3028 мотоциклов. В 1943 году советские заводы изготовили ненамного больше – 3760 машин, в 44-м – 5380 штук, и наконец за 4 месяца 1945 года – 1595 мотоциклов. Таким образом, за четыре года войны было изготовлено 13 763 мотоцикла. Конечно, по сравнению с танками или само-68moto.zr.ru май 2011 летами роль мототехники на полях сражений не так велика, но и умалять ее негоже. Мотоциклы эффективно выполняли функции сопровождения и боевой поддержки, разведки и связи. И уже в 1942 году СССР запросил у союзников мотоциклы, причем именно с коляской, которых в США серийно не выпускали. Для выполнения задач, которые в Красной армии (как и в Вермахте) решались с помощью мотоциклов, в армиях США и Великобритании использовали джипы. Их-то и посоветовал госсекретарь Э. Стеттиниус послу М. Литвинову. Наши попробовали и скоро запросили еще. Всего мы получили 51 503 автомобилей Willys MB и аналогичных Ford GPW. Но в отличие от союзных армий, доминировать над мотоциклами они так и не смогли. Главное бронетанковое управление пришло к логичному заключению, что использовать на фронте «одиночки» нерационально, ведь «колясочник» – это полноценная боевая единица (3 бойца + пулемет), к тому же устойчивая и грузоподъемная. Поэтому по заданию ГБТУ были изготовлены узлы крепления к импортным мотоциклам коляски от отечественного М-72. Большинство мотоциклов приходило упакованными в ящики. Их сборкой и оборудованием колясками с апреля 1943 го-да занимались Московский (ММЗ «Искра») и Серпуховской (СМЗ) мотозаводы, а также ремзавод БРТЗ №20. По данным ГБТУ, до 1 мая 1945 года они передали в Красную армию 29 690 импортных мотоциклов. Заметим, выше речь шла только о мототехнике, прошедшей военную приемку. Всего же, по данным музея «Союзники и ленд-лиз», в СССР прибыло 35 170 мотоциклов. Около 5000 машин получили другие структуры – войска НКВД, милиция и т.п. Подавляющее большинство мотоциклов – американские HarleyDavidson и Indian. По данным Э. Сеттиниуса, Соединенные Штаты отправили с СССР 32 200 единиц мототехники. Великобритания поставляла BSA, Veloсette, Triumph, Matchless, а также пожертвованные простыми англичанами гражданские версии мотоциклов этих и других марок, что затрудняет определить их точное количество. Предположительно за годы войны в СССР попало 3000–4000 британских мотоциклов. Их качество вполне соответствовало предъявляемым требованиям, но «разношерстность» затрудняла ремонт, особенно в полевых условиях. По данным ГБТУ, на ММЗ, ХВЗ и складах Наркомата обороны (НКО) собирали Velocette (2383 шт.), BSA (559 шт.) и Matchless (31 шт.).Музей «Союзники и Лендлиз» – единственный в мире. Его экспозиция рассказывает о совместной борьбе против фашизма нашего народа и союзников по антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.реклама РЕТРОСКОПМОТОЦИКЛЫ ПО ЛЕНД-ЛИЗУОпределить точное количество и полный модельный ряд двухколесного «иностранного легиона» – задача почти невыполнимая. Данные публикаций противоречивы, учет велся не всегда, а архивы порой утрачены. Во-первых, мотоциклы не входили в первые строки поставок, а после войны их не возвращали. Во-вторых, количество отправленной и полученной по факту техники различалось, ведь караваны судов часто становились объектом охоты для немецких ВВС и подводных лодок. К тому же собирали поступавшую технику в целом ряде организаций: на СМЗ, ММЗ, ХВЗ, на складах НКО № 511, 942 и 3708, в 14-м и 15-м мотоциклетных учебных полках и т.д. По данным ГБТУ, из 29 690 импортных мотоциклов 11 642 собраны с колясками, 18 048 – «одиночки». А по воспоминаниям ветеранов, последние на фронте встречались крайне редко. К тому же эти организации занимались и ремонтом как ленд-лизовских, так и трофейных мотоциклов (только на ММЗ и СМЗ последних отремонтировали несколько тысяч). В послевоенные годы, в условиях глобального противостояния Советского Союза и западных держав, советские политические и военные руководители, а также «прикормленные» историки искусственно занижали роль (и реальный объем) поставок по ленд-лизу, оценивая ее как ничтожную и лицемерную. Первую официальную оценку (которая, впрочем, официально и не пересматривалась) дал в 1948 году председатель Госплана Н. Вознесенский в книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны»: «…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному, у итали ч с д-лиз е н н е л а м когд ь по Мы ни аша помощ м факторо ы н н лав что тся г . е я л в победе я ронте й ф о к м с о т чн в сове Восто а н а ом итлер а достигнут Г д а л н Она бы ю кровь и м о зм т. герои солда х и к русс Г. Гопкинс,ента помощник презид а США Ф. Рузвельт70moto.zr.ru май 2011 производству в период военной экономики составит всего лишь около 4 %». Эта цифра была опубликована без комментариев и уже тогда вызвала много вопросов – хотя сама по себе и она очень весома. Автор же книги был вскоре арестован и в 1950 году расстрелян, поэтому методику его оценки мы никогда не узнаем. Хотя по факту только HarleyDavidson WLA 42 в СССР было отправлено 26 670 шт., что более чем в 2,5 раза превышает выпуск М-72 Ирбитским мотозаводом (9800 шт.) и почти вдвое – общий выпуск мотоциклов всех советских мотозаводов (13 763 шт.). Псевдоисторики времен холодной войны как с одной, так и с другой стороны сильно перекосили реальную роль ленд-лиза в победе над фашизмом, перетягивая на себя одеяло истории. Но приведем в заключение два высказывания высших советских руководителей тех лет. После войны тогда уже опальный маршал Г. Жуков говорил (из донесения председателя КГБ В. Семичастного Н. Хрущеву; гриф «совершенно секретно»): «Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали… Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну… Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии». А личный переводчик Сталина В. Бережков в своих мемуарах приводит оценку значения ленд-лиза, которую дал нарком продовольственно-вещевого снабжения РККА А. Микоян: «Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил… Но осенью 1941 года мы все потеряли, и если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело».Редакция благодарит за помощь в подготовке материала музей «Союзники и Ленд-лиз», «Музей техники В. Задорожного» и КИР «Выстрел».реклама