80
81
82
83
спортКОЛЕЧКО, КОЛЕЧКО, КОЛЬЦОтекст Сергея БЕДНАРУКА, Романа АБАЛАКИНА, рисунки Олега ВОЕВОДОВАДо недавнего времени кольцевые мотогонки в России можно было проводить лишь на трассе в подмосковном Мячкове, далеком от международного уровня. Ныне ситуация с гоночными треками в нашей стране стала меняться к лучшему.> > > >кольцоКоличество презентаций всевозможных трасс «имени Формулы один» и последующих пресс-релизов давно перевалило ту величину, когда на подобного рода объявления перестаешь обращать внимание. Тем удивительнее, что в прошлом году без лишней шумихи наконец-то стали вводить в эксплуатацию российские автодромы – и не абы какие, а соответствующие мировым стандартам. Первой такой трассой стало «Нижегородское кольцо», открытие которого состоялось в июле прошлого года. С тех пор под Нижним Новгородом провели более двух десятков автомобильных соревнований, однако для мотогонок комиссией МФР трек в исходном виде был признан небезопасным. Владельцы трассы не стали спорить и пообещали учесть все пожелания, чтобы уже в этом году на ней могли проходить этапы чемпионата России по ШКМГ. Пройдут или нет – пока неясно, но в календаре российского первенства оно заявлено дважды. К середине 2011 года на «Нижегородском кольце» должны появиться боксы, новая автомобильная стоянка, подъездная дорожка дляэвакуации спортивной техники, оборудованные посты для маршалов, ограждения. Кроме того, на грунтовых поверхностях обещают засеять газон, чтобы грязь на трассу впредь не выносили. На 2012 год запланировано увеличение протяженности трассы до 4877 м, для чего уже приобретен дополнительный участок земли. А после того как завершится вторая очередь строительства, NRing будет готов принять международные состязания – трасса должна гарантированно получить категорию B по классификации FIM, что позволит пригласить любые мотогонки, кроме MotoGP. По словам генерального директора «Нижегородского кольца» Вадима Баханова, при благоприятном стечении обстоятельств автодром вполне сможет принять даже этап Формулы-1. Летом минувшего года открылось и «Смоленское кольцо», расположенное рядом с городком Дорогобуж под Смоленском. Здесь есть боксы и вся необходимая инфраструктура не только для отечественных, но и международных соревнований (в августе 2010-го на трассе прошел один из этаповчемпионата Европы по гонкам грузовиков). Увы, для мотогонок трасса не приспособлена: в некоторых местах бетонные отбойники размещены в опасной близости от полотна. И, в отличие от NRing, «Смоленское кольцо» модернизировать крайне затруднительно: трек находится в низине, и пространства для расширения полотна и переноса злосчастного забора в конце старт-финишной прямой просто нет. Несмотря на это трасса также включена в предварительный календарь чемпионата России 2011 года по кольцевым мотогонкам. Как и автодром «Санкт-Петербург» в Шушарах (Ленинградская область) … Питерское «кольцо» его создатели* уже представили ни много ни мало как «самую быструю гоночную трассу в России», но по состоянию на сегодняшний день в активе лишь первый слой асфальтового покрытия. До чистово* В работе над ним принимала участие московская проектная группа «Трассы для автогонок» Михаила Горбачева и Андрея Китова, в копилке которой имеется «Мячково» и «Нижегородское кольцо».го дело должно дойти лишь в этом году, поэтому тут нет ни боксов с питлейном, ни поребриков, ни укрепленных обочин, ни зон безопасности… Но владельцы питерского «кольца» уже сегодня заявляют о готовности к трек-дням и заманивают любителей скорости приобретенным хронометражным оборудованием Tag Heuer. Треки в Нижнем, Смоленске и Санкт-Петербурге – первые ласточки. В 2011-м ожидается ввод в эксплуатацию двух других автодромов международного уровня: «Каньон» в Казани и Moscow Raceway в Волоколамском районе Московской области. Причем казанское кольцо «заточено» именно под мотогонки. О «королевском классе», конечно, речь не идет, но, скажем, WSBK теоретически «Каньон» принять сможет. Общая протяженность составит примерно три с половиной километра, ширина полотна – в районе 9–12 метров, а перепад высот – аж 28 м. По своей конфигурации трасса в Казани напоминает такие классические британские треки, как Brands Hatch и Thruxton. Кольцо действительно должно быть интересным! Подмосковная трасса Moscow Raceway станет самым крупным гоночным объектом и должна получить категорию А по классификации FIM. Закладка символического первого камня на Moscow Raceway Дэвидом Кулхардом, Германом Тильке и Гансом Гайстом состоялась осенью 2008 года. Но из-за возникших проблем с генподрядчиком, компанией Strabag (группа «Базовый элемент»), активная фаза строительства, финансируемого банком «Развитие-Столица», началась только прошлым летом. Правда, теперь есть вполне обоснованная надежда, что подмосковная трасса близ деревень Шелудьково и Федюково сможет принять первые соревнования ближайшей осенью. «По оценкам главного инженера, общий объем выполненных задач составляет 40 процентов, а элементы инфраструктуры сданы примерно на 20 процентов, – рассказала руководитель проекта Moscow Raceway Екатерина Бельцевич. – И многое из того, что сделано, попросту скрыто от глаз. На месте будущего автодрома очень80moto.zr.ru май 2011 От FIA в ближайшее время будет назначен куратор «Нижегородского кольца», с которым и будет взаимодействовать администрация трассы в дальнейшей работе над проектом.Владельцы строящегося автодрома «Каньон» в конце марта заключили предварительный договор с организаторами мирового «туринга» WTCC о проведении этапа в 2012 или 2013 году. Официальное открытие – этой осенью.Нижегородское кольцоwww.nring.ruДлина – 3362 м. Ширина – 12-15 м. Повороты левые/правые – 8/5. Длина прямой «старт‑финиш» – 485 м.15PIT14 9 8LANE25 13 4 11 613712 10Смоленское кольцоwww.smolenskring.ru12 7 9 8 4 106 1352 3 11PIT1LANEДлина – 3362 м. Ширина – 12-15 м Повороты левые/правые – 8/5. Длина прямой «старт‑финиш» – 575 м.специфичные грунты, из‑за чего нам пришлось использовать для зданий фундамент свайного типа. Учитывая, что работы начались в мае‑июне прошлого года, пока‑ затели можно считать неплохими». Новый генподрядчик – ООО «Русско‑германское совместное предприятие «Автобан» – отвеча‑ ет непосредственно за сооружение гоночного кольца. Возведением инфраструктуры занимается фир‑ ма «Стройтех», которая ранее обустраивала полигон ФСО в Ку‑ павне. Общий же контроль остав‑ лен за представителями компании Германа Тильке, которые постоян‑ но присутствуют на объекте. Итоговая сумма инвестиций приближается вплотную к 4,5 мил‑ лиардов рублей. «В нее мы вклю‑ чаем не только расходы на услуги двух подрядчиков и оплату техни‑ ческого надзора, но и на поставкуспециальной электроники, – пояс‑ няет Бельцевич. – Кроме того, последующая установка приобре‑ тенного оборудования потребует привлечения к проекту специали‑ зированной компании весной‑ле‑ том 2011 года. И это все – без учета стои‑ мости земельного участка. Мы считаем, что в наших условиях это оптимальная цена 5 для того высокого ка‑ чества исполнения, 6 которого мы должны достигнуть». Все работы предпо‑ лагается завершить 7 к сентябрю. А весной 2012‑го автодром должен пройти между‑ народную омолога‑ цию, после чего полу‑ чит право приглашатьк себе международные гоночные серии. Хорошо известно, что проведе‑ ние гонок весьма затратное заня‑ тие. Рассчитывают ли в Moscow Raceway вывести объект на окупае‑ мость? «Мы рассматриваем все комплексно, – продолжает Бельце‑ вич. – В общей сложности нам при‑ надлежит земельный участок раз‑ мером 264 га, из которых под трассу отведено 80. На оставшейся территории мы планируем развитие смежной инфраструктуры: отели, коттеджные поселки, торговые центры, развлекательные сооруже‑ ния, парки. Это должно повысить капитализацию окружающих зе‑ мель. В Европе почти все трассы принадлежат муниципалитетам или, по крайней мере, строились на их деньги, потому что главная за‑ дача состоит в том, чтобы добиться окупаемости в операционном смыс‑ ле – то есть покрывать доходами расходы на содержание автодрома. Мы собираемся конкурировать по качеству предоставляемых услуг с ведущими европейскими трасса‑ ми – но это удовольствие дорого стоит. И наша цель заключается также в том, чтобы окупать затраты на содержание трассы такого высо‑ кого уровня. Мы уверены, что ин‑ вестиции, которые вкладываются в строительство трассы, обязатель‑ но отобьются – просто, так скажем, не прямыми способами. Не сомне‑ ваемся, что проект Moscow Raceway будет иметь экономический смысл, хотя прямого возмещения всех рас‑ ходов в короткой перспективе мы не ждем». Укладка первого слоя асфальта намечается в июне, а третий, фи‑нальный слой, рецептура которого хранится в секрете, должен быть закончен к концу августа. Надеем‑ ся, что осуществиться этим замыс‑ лам ничто не помешает и в москов‑ ском регионе наконец‑то появится первоклассная гоночная трасса, на которой сможем увидеть как на‑ циональные соревнования, так и этапы всемирно известных се‑ рий, включая давно желанный Гран‑при России в рамках чемпио‑ ната MotoGP. Тем не менее, было бы непра‑ вильно выпустить из поля зрения некоторые треки, которых в «коль‑ цевом» календаре МФР нет пока даже в ближайшей перспективе. Например, практически позабы‑ тая всеми трехкилометровая го‑ ночная трасса «Автодром «Домо‑ дедово». На громкой презентации в 2008 году было заявлено, что кольцо будет принимать этап чем‑ пионата FIA GT. Но с кризисом река финансов обмелела, и все засто‑ порилось в середине прошлого го‑ да на стадии землеустройства. Од‑ нако проект‑менеджер Павел Волков полон оптимизма: «Нам ос‑ талось лишь найти недостающие 20–25 млн. рублей, которых долж‑ но хватить для перехода к следу‑ ющей стадии». А вот в другом регионе на‑ шлись и средства, и техника. В Новосибирске группа компаний «Метаприбор», набившая руку на жилищном и промышленном стро‑ ительстве, выступила генподряд‑ чиком в создании «Сибирского кольца». Будущий трек протяжен‑ ностью 4274 м заложили в непо‑ средственной близости от мест‑ ной ТЭЦ‑5. Не исключено, что4 31092PIT LANE 1 118Каньонwww.canyon-racing.ruДлина – 3450 м. Ширина – 9-12 м. Перепад высот – 28 м. Повороты левые/правые – 7/4.май 2011 moto.zr.ru81 спорт> >Moscow Racewaywww.moscowraceway.ru11 10кольцо> >1PIT L ANEБольшое кольцо «Холмов» во время открытых заездов будет доступно для всех желающих. Стоимость одного круга планируется на уровне 600 рублей.Длина – 4070 м. Ширина – 12-21 м. Перепад высот – 22 м. Повороты левые/правые – 9/6. Длина прямой «старт­финиш» – 873 м.2 31413 12 987 6 4 51519 1618 17 20столь необычное соседство добавит автодрому колорита в виде оседающего на поверхность трека конденсата. Всю проектную работу в духе последних веяний поручили инженерному бюро Tilke GmbH. Пока идет подготовка грунта, а первый слой асфальта увидим не раньше сентября. Тем же летом имя Германа Тильке прозвучало снова – на побережье Тихого океана. Инвесторы из технохолдинга Сумотори в настоящее время активно возводят автоспортивный комплекс «Приморское кольцо». По их замыслу он должен стать первым подобным сооружением в Дальневосточном федеральном округе, а также логичным развитием остальных российских кольцевых проектов. На земельном участке площадью 75 га будут размещены девять различных асфальтовых и грунтовых трасс. Если все пойдет в верном русле, то к сентябрю 2012 года мы увидим готовое к эксплуатации асфальтовое кольцо длиной 3613 метров и шириной от 12 до 15 метров. А еще через пару лет оно заработает в полную силу. А как же активно эксплуатируемое в течение последних четырех лет красноярское «Красное кольцо»? К сожалению, никак. Похоже, мотоциклам в ближайшее время туда путь закрыт. И все по причине прошлогодней «реконструкции», когда покрытие ремонтировали путем обильного полива битумом.Надо думать, для дрифта теперь оно подходит идеально… Но то – сплошь традиционные треки, которые затачиваются под регламенты международных федераций. Занятно, что именно данное обстоятельство заставляет считать их чрезмерно пресными. Может, отечественный Нюрбургринг им поможет? Нет, это не шутка – несколько месяцев назад группа энтузиастов во главе с Владимиром Павловым заявила о появлении к августу 2011 года в окрестностях Обнинска (Калужская обл.) нового автодрома «Холмы». Асфальтовое кольцо общей протяженностью 11 243 км поразит не только длиной и сложностью поворотов, которых наберется тридцать восемь, но и перепадами высот до 42 м! Для различных соревнований преду­ смотрено и малое кольцо длиной 4446 м, которое будет сертифицировано по категории B (FIM) или T1 (FIA). В результате рабочий проект выливается в тысячи самосвалов с грунтом, несколько насыпных холмов с продольными и поперечными уклонами на грани омологационных ограничений, десятки тысяч покрышек, пять разных типов поребриков, асфальтированные зоны безопасности, которых хватило бы, чтобы закатать «Мячково» новым слоем асфальта, и гальку вместо щебня, которую придется везти из краев, где она есть. Выбор места Владимир Павлов объясняет следующим образом: «В Калужской области сложиласьуникальная ситуация – несколько построенных здесь за последние годы иностранных заводов здорово подтянули строительную отрасль. Компании, которые там задействованы, поднабрались опыта с иностранными заказчиками, а те требовали с них и сроки,и качество по хорошо прописанным контрактам с соответствующей мотивацией. Общение с местными подрядчиками радует – остальные, с кем приходится общаться, на их фоне выглядят бледно. Moscow Raceway, надо заметить, тоже для ряда работ привлекает именно калужские компании. Сроки, которые мы поставили, названы ими предельно возможными, но возможными с технической точки зрения. Проект приоритетен для области, поэтому все вопросы по оформ­ лению документов решаются максимально быстро и стройку не держат. Как окажется со сроками строительства на деле, когда техника выйдет на площадку – по­ смотрим. Может быть, все будет как обычно. Тогда мы к осени получим объект с большими недоделками. Примерно как Смоленск осенью 2010­го». Что ж.. Похоже, ситуация с кольцевыми трассами, давно набившая всем спортсменам и трек­энтузиастам оскомину, действительно меняется. Не сглазить бы…Сибирское кольцоДлина – 4274 м. Ширина – 12-16 м. Повороты левые/правые – 7/9.1314154 3 2 PIT LANE 5 1 12 6 7 8 10 9 11 1682moto.zr.ru май 2011 В конце августа этого года «Каньон» должен принять  совместный шоссейно-кольцевой проект команды «Яхнич  Моторспорт» и мотофедераций России и Италии – Кубок двух  Стран (Coppa dei due Paesi).12Автодром «Санкт-Петербург»www.autodromspb.ruДлина – 3019 м. Ширина – 12-16 м. Повороты левые/правые – 7/4. Длина прямой «старт-финиш» – 900 м.Автодром «Холмы»Длина большого кольца – 11 243 м. Ширина – 9-15 м. Повороты левые/правые – 19/19. Перепад высот – 42 м. Длина прямой «старт-финиш» – более 800 м. Длина малого кольца – 4446 м.11ШЛЕМВ ПОДАРОК!13 14 22 1589 23 10 24 26 25 4 3 2 1 8 7 30 6 5 33 2716 17 18 199реклама10 7 6 521 28 29 3132PIT LA NE37 38 36 3435PIT LANE1 2 34Приморское кольцоwww.primring.ru4 5386 7913121110141PIT LANE2Длина – 3613 м. Ширина – 12-15 м. Повороты левые/правые – 9/5. Длина прямой «старт-финиш» – 534 м.