48
49
50
51
52
53
ФАМИЛЬНЫЙАЛЬБОМПрародитель всех мотоциклов из Минска – модель М1А, 1951 год. Почему на бензобаке надпись «Москва»? Потому что в Минск переехало оборудование Московского мотоциклетного завода вместе с выпускаемой там моделью. Та, в свою очередь, ведет происхождение от DKW RT125 – лучшего легкого мотоцикла той поры. Его конструкцию взяли текст Александра ВОРОНЦОВА, фото Евгения БОБРИКОВА, а также из архива СЗАО «Мотоциклетная компания «Минск-Мото» на вооружение несколько десятков компаний во всем мире – в том числе такие именитые, как BSA и Harley-Davidson. Двухтактный 125-кубовый двигатель (его размерность – 52х58 мм – минские мотоциклы сохраняют до сих пор) сблокирован с трехступенчатой коробкой передач и развивает 4,25 л.с. при 4800 об/мин.Мотопроизводству в Беларуси – 60 лет. Поздравляя с юбилеем «Мотоциклетную компанию «Минск-Мото», мы приглашаем полистать ееКогда смотришь семейные альбомы даже близких родственников, то и дело натыкаешься на фотографии незнакомцев. И на вопрос «А кто это?» обычно следует рассказ о незаурядном человеке. Вот и мы – выбрали в минском фамильном альбоме в основном те машины, о которых широкая публика и не подозревает.48moto.zr.ru июль 2011 ‣ 60 лет мотоциклам из минска с.48, 125-кубовые спортбайки с.54, футурология с.60, концепт-скутер с.64, кастом для пореченкова с.66, готовим «суперспорт»: колеса, тормоза и обвес с.70техникаНеординарная попытка «вырваться из типажа» – М-101 1959 года. Двухцилиндровый двухтактный 250-кубовый двигатель, шестеренчатая моторная передача, четырехступенчатая коробка передач, штампованная рама из листовой стали – в этой машине было немало новшеств! Увы, Минскому мотовелозаводу были предписаны малые кубатуры, что поставило на 250-кубовом аппарате крест. По разным данным, выпущено всего от 50 до 100 мотоциклов. В те далекие годы все мотозаводы активно разрабатывали спортивные модели, на которых проверяли новые технические решения. У этого М-201М 1956 года (второе «М» означает «многодневные соревнования» – предшественник современного эндуро) длиннорычажная передняя вилка системы Earles, задняя маятниковая подвеска и форсированный до 6 л.с. двигатель. М-205 – версия 250-кубовой машины для шоссейно-кольцевых гонок. Среди интересных технических решений – передняя вилка с «сухими» перьями и установленным по центру гидравлическим амортизатором и воздухозаборники барабанных тормозов. Кроме того, были сделаны варианты двухцилиндрового мотоцикла для мотокросса и эндуро. Гоночный мотоцикл ШК-125, 1961 год. Уникальная разработка, вполне на «острие технического прогресса» для своего времени. Двухтактный двигатель с золотником на впуске развивал 23 л.с. при 10 000 об/мин (такой же мощностью располагал и 125-кубовый мотоцикл Honda, который в том году выиграл чемпионат мира). Коробка передач – шестиступенчатая.июль 2011 moto.zr.ru49 Юбилей60 лет мотоциклам из минска  кардинальную модернизацию в 60‑е го‑ ды серийные минские мотоциклы пережили  в два приема. В 1964 году на конвейер  встала модель м‑104 с новым дизайном  облицовок и двухместным седлом‑подуш‑ кой (до того на всех серийных «осьмуш‑ ках» стояло одиночное седло‑«лягушка»),  а в 1967 году дебютировала модель м‑105  с новым силовым агрегатом: алюминиевый  цилиндр с чугунной гильзой, прирост мощ‑ ности с 5,5 до 7 л.с., четырехступенчатая  коробка передач.  а такой могла бы стать следующая  модель, м‑106: именно этот индекс  несла экспериментальная машина  второй половины 60‑х годов. Впро‑ чем, за космическую внешность ра‑ бочие прозвали ее «Поларисом» – как  американские ракеты. необычной бы‑ ла не только внешность (разработан‑ ная в московском институте ВниитЭ),  но и конструкция машины: силовой  агрегат подвешен к хребтовой раме  из тонких стальных труб.  Дизайн этого прототи‑ па создан в 60‑е годы уже  без содействия ВниитЭ.  В этом случае, наверное,  стоит порадоваться, что  он не пошел в серийное  производство.  м‑107 – следующая ступень «Полариса», 1969 год.  Внешность, разработанная совместно с минским фи‑ лиалом ВниитЭ, еще сохраняет преемственность с экс‑ периментальным м‑106, но рама – традиционной кон‑ струкции. и эта модель так и не попала в серийное  производство: авторы наконец‑то заметили, что миро‑ вой дизайн давно шагает совсем другим путем.  спортивный мотоцикл для многодневных соревнований м‑213, 1969 год. Двига‑ тель традиционной размерности (52х58) форсирован до 15 л.с. при 7500 об/мин.  трансмиссия совершенно оригинальная: шестеренчатая моторная передача, сухое  многодисковое сцепление, шестиступенчатая коробка передач.50moto.zr.ru июль 2011 Модная ныне фишка – студенческие дипломы в содружестве с признанными брендами – не нова. Посмотрите на макет мотоцикла, разработанного в Вильнюсском художественном институте в 70‑е годы. Завод предоставлял необходимые узлы и детали, а его специалисты консультировали студентов.Дизайн серийных минских мотоциклов вышел на новый уровень с появлением в 1974 году модели ММВЗ‑3.111. Пожалуй, это был если не самый красивый, то самый гармоничный из всех советских мотоциклов той поры. А главное – он позволял периодически освежать облик мотоцикла с применением минимальных средств, не теряя при этом гармонии. Что и подтверждает прототип ММВЗ‑3.1122.Спортивный ММВЗ‑3.225, 1980 год. Двигатель «квадратной» размерности (54х54 мм) развивал уже 23 л.с. при 9000 об/мин. Крутящий момент передавался на заднее колесо через шестеренчатую моторную передачу и шестиступенчатую коробку передач. Обратите внимание на передний дисковый тормоз: в ту пору на внедорожной технике его еще не применяли и именитые фирмы.А на гоночном ММВЗ‑3.227, построенном в 1986 году, силовой агрегат был серийного типа: размерность 52х58 мм, цепная моторная передача, четырехступенчатая коробка передач. Тем не менее конструкторы форсировали его до 24 л.с. при 10 000 об/мин. Тормоза обоих колес – дисковые, с гидроприводом, задняя подвеска – с моноамортизатором. Мотоцикл весом 85 кг разгонялся до 160 км/ч.Богатый опыт разработки спортивных мотоциклов для многодневных соревнований вызвал естественное желание применить его для создания «цивильного» эндуро. Так в 1987 году появился прототип «Лидер». К сожалению, в серию он так и не пошел. Великая загадка: почему в СССР, где место дорог занимают направления, так и не появился серийный эндуро? Это при том, что все мотозаводы активно занимались кроссом и многодневкой?июль 2011 moto.zr.ru51 Юбилей60 лет мотоциклам из минска  Примерно в те же годы был    оздан дорожный мотоцикл  с ммВз-3.1133 «люкс». Для него  конструкторы разработали модернизированный двигатель с укороченным шатуном, облегченным  коленвалом и пластинчатым клапа  ном на впуске; он развивал максимальную мощность 15–16 л.с. Увы,  и эта машина не пошла в серию.   триальный мотоцикл ммВз-3.232 создан  в 1992 году совместно с британской компанией  Regent. оригинальная рама – разборная, причем по требованию заказчика она хромировалась. сухая масса мотоцикла 82 кг. кроме  125-кубового, выпускался и 200-кубовый вариант. спортсмены на минских мотоциклах довольно успешно выступали в чемпионате Великобритании по триалу.  несколько необычный мотоцикл? Это снегоболотоход  «Умка» – творение известного    мотопутешественника александра Борисевича. Шины низкого давления, разработанные  Бобруйским шинным заводом,  позволяют не только ездить по  снежной целине и болотам, но  и плавать. а силовой агрегат –  почти стандартный, лишь оснащен вентилятором принудительного охлаждения. Вершина творчества заводских конструкторов-двигателистов –  ммВз-3.1181. Жидкостное охлаждение, лепестковый клапан и резонансная камера на впуске, раздельная смазка, балансирный вал,  максимальная мощность 20 л.с. конструкция позволяла увеличение    рабочего объема до 200 и даже 250 см³. Увы, приговор технологов  был категоричен: на существующем оборудовании выпуск этого силового агрегата невозможен.собирательный образ минских мотоциклов за 60 лет – современная модель M4 200 Classic. ее дизайн разработал известный белорусский кастомайзер Юрий Шиф. Двигатель, в соответствии с современными тенденциями – четырехтакный, с воздушно-масляным  охлаждением  и электрозапуском.Живой!Число действующих мотопроизводств на территории бывшего  сссР можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем руки, попавшей в пилораму. тем приятнее  было убедиться, что производство  мотоциклов в минске не просто  еле теплится, а реально живет! конечно, нынешние десятки тысяч ежегодно выпускаемых мотоциклов трудно сравнивать со  статистикой времен сссР, когда 52moto.zr.ru июль 2011 НоВый иМиДж «МиНСк-Мото» –  ПроиЗВоДитель ДоСтуПНых,  Но ВМеСте С теМ СоВреМеННых  и СтильНых МотоциклоВ.В последние годы компания активно  создает свой новый имидж, не желая ос  таваться производителем дешевых, но  низкотехнологичных мотоциклов. Серьезная заявка на этом пути – только что запущенная в серийное производство модель R250 с мощным четырехтактным двигателем жидкостного охлаждения,  шестиступенчатой коробкой передач,  пространственной рамой и литыми колесами. Ничуть не хуже того, что предла­ гают в этом секторе рынка Kawasaki  и Honda – но за гораздо более привле­ кательную цену.Благодарим Геннадия Пилюкевича и екатерину архиПович за бесценную помощь в подготовке этого материала.завод делал на порядок больше  машин. Зато впечатляет модельная гамма: если в прежние времена она состояла фактически  из одной модели, изредка с вариациями, то сейчас предприятие выпускает довольно разнообразный ассортимент легких  мотоциклов, к которым недавно  прибавились и скутеры. Довелось увидеть сборку нового  R250. Могу заверить: это не тот случай, когда технологический  процесс сводится к разбивке  укупорки и наклеиванию соб­ ственных шильдиков. Мотоциклы реально собирают, начиная  с голой рамы. А планы руковод­ ства компании по закупке нового  промышленного оборудования  позволяют надеяться, что заводу не грозит превращение в еще  один сборочный филиал Поднебесной.июль 2011 moto.zr.ru53