70
71
72
73
know-howФИНИШтекст Романа АБАЛАКИНА, фото Евгения БОБРИКОВАYamaha YZF­R6 команды RWT­Motorsport после трех стадий подготовки к двум «кольцевым» чемпионатам приняла более­менее сформированный вид. Для того чтобы поставить в сборке мотоцикла точку, осталось совсем немного: провести аудит тормозов, установить колеса, да прикрутить обвес.Главный тормозной цилиндр Accossato здесь, скорее, для композиции. Использование любых неомологированных «машинок» в Суперспорте – под запретом.Все, кто теряет рассудок и млеет от названий Marchesini, OZ Racing, Galespeed, BST, PVM и Carrozzeria могут, наверное, дальше не читать. Ничего из продукции вышеперечисленных компаний в Супер­ спорте использовать нельзя. По правилам (и российским, и немецким) допус­ каются полностью стандартные колеса, омологированные производителем. Ладно колеса – запрещено также менять обе оси и проставки на них. Максимум из дозволенного – это удаление за ненадобностью привода спидометра. Чуть менее жесткие рамки для тормозной системы. Конечно же, сами суппорты и главные тормозные цилиндры, как и способ их крепления, обязаны остаться неизменными, зато во всем остальном – широкое поле для действий.Тормозные диски могут иметь любую форму, лишь бы по размерам были идентичны заводским и изготовлены из железосодержащих сплавов (низко­ и высокоуглеродистых сталей, нержавейки и т.д.). Под запретом – многослойные вентилируемые диски с полостями между пластинами (с так называемой внутренней вентиляцией, как на автомобилях) и дополнительные воздуховоды для их охлаждения. В принципе, для гонок в условиях скудного бюджета сойдут и стандартные. В этом случае для компенсации высокотемпературных деформаций, которые появляются после жестких торможений, стоит поменять заклепки­направляющие, соединяющие рабочую поверхность диска с алюминиевой ступицей, на иные, с большим ходом. Это расширит диапазон70moto.zr.ru июль 2011 Карбоновый «паук» заметно легче и жёстче стандартного. Но если он пострадал, то ремонту не подлежит.Даже когда у спортивного клипона ломается кронштейн, для его замены демонтировать перья вилки вовсе не требуется. От падений чаще страдает только рукоятка.смещения рабочей поверхности относительно ступицы и снизит возможность искривления диска от сильного перегрева. Тем не менее, даже если нет проблем с финансированием, думать об экономии совсем не возбраняется. Поэтому после взвешивания всех доводов за и против в RWT-Motorsport логично решили оставить задний диск стандартным, так как нагрузка на него обычно минимальна, а на переднее колесо установить звездообразные Galfer модели DF482 (фото 1). По сравнению с традиционными, «звезданутые» диски легче, за счет специфичной формы лучше самоочищаются, а также эффективней охлаждаются.Однако, если замена тормозных дисков действие хоть и желательное, но не обязательное, то тормозные колодки, которыми комплектуется мотоцикл на конвейере, не годятся для «кольца» по определению. Повод для такого вывода, к сожалению, банален: они слишком быстро перегреваются на треке и теряют свои свойства. Решение – специальные «рейсинговые» колодки (в нашем случае Vesrah VD-248RJL). Не важно, что их работа «на холодную» оставляет желать лучшего. Зато стоит как следует прогреться – и они обеспечивают постоянное тормозное усилие и высокий коэффициент трения.Само собой, никаких резиновых тормозных шлангов на спортивной технике быть не может. Только армированные в стальной или кевларовой оплетке. Они добавляют столь необходимую чувствительность и линейность в работе тормозов. При желании можно пойти еще дальше и оснастить тормозные магистрали быстросъемными разъемами, благо техтребования IDM Supersport это разрешают. В этом случае замена суппортов, например, перестанет быть головной болью механиков и занимает считанные минуты. Но на гоночном мотоцикле Сергея Крапухина все-таки решили не мудрствовать и обойтись традиционными неразборными шлангами произ-июль 2011 moto.zr.ru71 know-howготовим «суперспорт»: колеса, тормоза и обвесводства Galfer. Так надежнее. Следующий шаг – замена заднего подрамника. Зачем? Все просто! Родная деталь отлита из алюминия и тонка, как бумага. К чему ведет банальная «скользячка», рассказывать не надо. На этом фоне приобретение нового спортивного подрамника не выглядит бездумной тратой средств. Его преимущество, главным образом, состоит в том, что за счет пространственной кон­ струкции из алюминиевых трубок и отсутствия пассажирских атрибутов в виде креплений подножек и второго седла, он заметно крепче и легче оригинала. Конторы, занятые производством подобных деталей, наперечет и давно всем известны: американская R&R Ra­ cing, британская Harris, чешская Motoholders… Последняя, кстати, наиболее популярна среди отечественных спортсменов. Правда, скорее, по географическим причинам: многие ездят тренироваться на автодром в Брно, рядом с которым есть несколько специализированных «кольцевых» магазинов, в которых продаются различные детали и аксессуары, включая продукцию Motoholders. Неудивительно, что на готовящийся мотоцикл Сергея Крапухина встал именно чешский подрамник (фото 2). А чтобы было куда поместить аккумулятор, блок управления двигателем и прочую электронику, в него, как вкладыш,ничего сложного в подготовке мотоцикла к гонкам нет. было бы желание и достаточный бюджет.полнительно прикрутить дистан­ ционный привод регулировки с креплением на левом клипоне (тросовый или электрический). Вслед за рычагами и клипонами на «эр­шестой» приладили заодно и короткоходную ручку газа, чтобы для открытия дроссельной заслонки не приходилось выворачиваться наизнанку, а достаточно было бы легкого движения кисти руки. Принцип ее действия прост: чем больше диаметр ротора, к которому крепятся тросы газа, тем на меньший угол нужно будет поворачивать ручку. И, в общем­то, ничего сверхсложного в ее самостоятельном изготовлении нет: можно наклеить на ротор «стоковой» ручки небольшие полоски пластика и увеличить таким образом его диаметр. Но в RWT­Motorsport с самого начала решили обойтись без «самопала». К тому же у итальянской кон­ торы Euro Racing нашелся нужный продукт, в комплекте которого имеются сразу три сменных ротора разного диаметра (фото 5). И вот последнее «железо» занимает свое место. Для завершения проекта по подготовке «боевой» Yamaha YZF­R6 к гоночному сезону остается один лишь финальный аккорд – инсталляция спортивноговоткнули кусок оригинального «ямаховского» пластика (фото 3). Закончив с тормозами и подрамником, принимаемся за навеску, формирующую эргономику водительского места: подножки, руль, рычаги и иные органы управления. Кто бы что ни говорил, но для трекового использования штатные водительские подножки мало годятся. Все­таки расположены они низковато, из­за чего в поворотах начинают цепляться за асфальт непозволительно рано. Естественно, было бы проще, если их можно было и поднять выше, и подогнать под анатомию того или иного пи­ лота. Но нельзя. Отсюда, собственно, и спрос на тюнинговые, регу­ лируемые в широком диапазоне (например, Accossato, Gilles, LSL– Motorradtechnik или Valter Moto Components). По правилам они могут быть как складными, так и жестко фиксированными, иметь как традиционный порядок переключения передач, так и обратный (фото 4). Кстати, у нескладывающихся подножек присутствует весьма полезный «бонус»: во времясервисных работ за них удобно крепить мотоцикл на специальных подставках. Не годятся для «кольца» и стандартные клипоны. Они монолитные, ломаются от легкого падения, и снять их без демонтажа перьев вилки или верхней траверсы невозможно. Спортивные клипоны лишены таких недостатков (фото 5). Их составная конструкция в виде фрезерованного крепления и трубчатой рукоятки стойко переносит падения, в результате которых руль не ломается, а попросту проворачивается на пере вилки. Даже если удача отвернется, от «крэша» чаще всего страдает рукоятка – и только. В любом случае ремонт будет простым и дешевым. Все­таки менять потребуется одну рукоятку, а не весь клипон в сборе. Примерно с той же целью – минимизации расходов на ремонт после падения – на смену типовым рычагам сцепления и переднего тормоза пришли складывающиеся Accossato с настройкой под разную длину пальцев (фото 6). При же­ лании на ручку тормоза можно до-72moto.zr.ru июль 2011 пластика (фото 8). В отличие от гражданского «ямаховского», он выклеивается из стекловолокна. Такой пластик обладает нужной гибкостью и состоит из меньшего количества деталей, он легче переносит падения и проще ремонтируется. Кроме того, дорогостоящий легкосплавный «паук» переднего обтекателя (он же – кронштейн приборной панели) резонно заменить на любой «афтемаркет», изготовленный из алюминиевых трубок или карбона(фото 7). Первому могут отдать предпочтение те, для кого важна ремонтопригодность, а второму – кому важен выигрыш по массе. Теперь‑то всё? Можно считать наш «сериал» завершенным? И да, и нет. Разумеется, после облачения мотоцикла в гоночный пластик в сборке можно ставить точку. Однако далее обычно следует настройка, отладка и подгонка всего и вся. Но это – уже другая история.